Научная статья на тему 'Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности социального педагога-исследователя-логика системы дополнительного образования'

Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности социального педагога-исследователя-логика системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛИЗНЕЦ-ПОДРОСТОК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ЛОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т. Б.

Рассматривается определение позиции социального педагога-исследователя-логика, реализующего новое видение сферы педагогической культуры в качестве влиятельного педагогического средства воспитания общекультурного, социального и творческого развития личности близнеца-подростка. Задача социального педагога содействовать духовному развитию близнеца-подростка, раскрытию его талантов и способностей. Педагогическая организационная деятельность ООО «Близнецовый центр Я ЭТО ТЫ» представляет собой целостное развивающееся явление в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности социального педагога-исследователя-логика системы дополнительного образования»

УДК 37.013.42 ББК Ч466.476

ГСНТИ 14.27.01

Код ВАК 13.00.01

Т. Б. Морозова

Санкт-Петербург

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ЛОГИКА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование; близнец-подросток; педагогическая духовная культура социального педагога-исследователя-логика; формирование личности близнеца-подростка.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается определение позиции социального педагога-исследователя-логика, реализующего новое видение сферы педагогической культуры в качестве влиятельного педагогического средства воспитания — общекультурного, социального и творческого развития личности близнеца-подростка. Задача социального педагога — содействовать духовному развитию близнеца-подростка, раскрытию его талантов и способностей. Педагогическая организационная деятельность ООО «Близнецовый центр “Я — ЭТО ТЫ”» представляет собой целостное развивающееся явление в системе дополнительного образования.

T. B. Morozova

St. Petersburg

PEDAGOGICAL CULTURE AS AN INTRINSIC CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF SOCIAL TEACHER-RESEARCHER-LOGICIAN OF THE EXTENDED EDUCATION SYSTEM

KEY WORDS: extended education; teenage twin; pedagogical spiritual culture of social teacher-researcher-logician; formation of the teenage twin’s individuality

ABSTRACT. The purpose of the article is a determination of position of social teacher-researcher-logician who realizes new perspective in the field of pedagogical culture as influential pedagogical means of education — common cultural, social and creative development of the teenage twin’s individuality. The aim of the social teacher is to promote spiritual development of a teenage twin, discovering his / her talents and abilities.

П

о данным статистики, близнецы составляют более 1,5% населения Земли. Сама общность близнецов имеет свои острейшие медицинские, психологические и педагогические проблемы.

Уникальность близнецовой модели, естественно созданной природой, дает возможность рассмотрения наследственных признаков, задатков, закономерностей природного развития ребенка.

Близнецы представляют собой единственную в своем роде модель полного генетического тождества, таящую ключи к разгадке многих тайн исследования признаков и их изменчивости в процессе развития организма [6].

В системе современного научного знания проблема близнецов все более выдвигается на первый план. Уникальность феномена близнецов, который характеризуется единством законов природы и общества, создает им особое положение как объекту научного исследования. Поэтому актуальность исследования формирования личности близнецов как научной категории очевидна, принадлежит к числу интереснейших и очень важных проблем в современной российской педагогике: проблемы

взаимоотношений в близнецовых парах, взаимоотношения близнецов со сверстниками, вопросы развития и становления личности каждого их них, формирование ценностного отношения к общению требуют постоянного систематического наблюдения и изучения.

Современной наукой близнецовые исследования проводятся для самых разных целей. Одни — для изучения роли генотипа в формировании индивидуальных различий, другие — для сравнения эффективности разных воздействий, третьи — для того, чтобы понять, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате многоплодной беременности, и как сделать так, чтобы они были здоровы и не отставали в развитии от своих одиночно рожденных сверстников [2]. ООО «Близнецовый центр “Я — ЭТО ТЫ”», организованное по инициативе автора статьи в 1992 г. в Санкт-Петербурге, — это учреждение в системе дополнительного образования, специфический коллектив, в жизнедеятельности которого участвуют более 200 пар близнецов.

Система дополнительного образования является составной частью системы образования, включает в себя дополнительные

© Морозова Т. Б., 2012

образовательные программы и имеет все возможности для актуализации той линии развития, которая связана с личностными изменениями близнеца-подростка. Построенное в соответствии с закономерностями личностного и интеллектуального развития, оно на основании закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-Ф входит в общую систему непрерывного образования [3].

Согласно новому подходу к воспитанию в России, его целью должно быть формирование базовой культуры личности как одиночно рожденных, так и близнецов, являющейся основой для дальнейшего развития. Напоминаем, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

Выбор темы нашего исследования «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования» не случаен. Многолетний опыт работы с близнецами в системе дополнительного образования определил стратегию организации учебно-воспитательного процесса в Близнецовом центре: важно создать благоприятный микроклимат, обеспечить близнецу-подростку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия для успешного формирования его личности.

Близнецовый центр — сфера социокультурной человеческой деятельности, связанная с целесообразным и целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности близнеца-подростка путем «введения» ее в культуру, социум. Воспитательная работа среди близнецов-подростков на базе Близнецового центра выстраивается через призму системообразующих понятий: развитие, саморазвитие, индивидуальность, самоста-новление, самостоятельность, активность в общении, инициативность, взаимодействие, диалог, культура.

Педагогическая практика в Близнецовом центре требует инновационных решений, новых стандартов для обязательного использования в учебно-воспитательном процессе, активных технологий, основанных на гибкой организации системы занятий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности близнецов, каждого в близнецовой паре. Каждый близнец — это самостоятельная личность, обладающая большими возможностями для саморазвития. Французский исследователь Рене Заз-зо, автор уникальных книг «Близнецы»,

«Пара и личность» и др., исследуя особенности развития близнецов, ввел понятие «близнецовая ситуация», которая охватывает специфические отношения, складывающиеся между членами близнецовой пары. Согласно Р. Заззо, специфика ситуации заключается в том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать существенное влияние на развитие близнецов. Прежде всего они обособляют себя из окружающего мира как пару и уже только потом — как отдельных людей. Близнецовая ситуация и, в первую очередь, взаимоотношения в том особом микроклимате, которым является близнецовая пара, порождает специфические для близнецов роли. Как в любом коллективе, в паре нередко один из близнецов — «лидер», при этом второй близнец занимает подчиненное положение. Отношения «лидер — ведомый» встречаются в близнецовых парах очень часто [6; 7]. Формирование личности близнецов должно быть организовано таким образом, чтобы присущая им психологическая общность не мешала каждому развиваться самостоятельно, формировать свою личность, чтобы не отставать от сверстников.

Проблемы социальной педагогики, социального воспитания приобретают в настоящее время особую актуальность и значимость. В современных условиях возникла необходимость в возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики в подготовке социальных педагогов — специалистов по работе с деть-ми-близнецами, их родителями, с подростками и молодежными группами. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы и реализации их основных функций: каким должен быть социальный педагог — специалист по работе с деть-ми-близнецами, от чего зависит успех его деятельности. Подготовка социальных педагогов, их профессиональная и духовная культура — важная составляющая организации учебно-воспитательного процесса в Близнецовом центре. Современное дополнительное образование предъявляет высокие требования к профессиональным качествам социального педагога, рассматривая это как социально-педагогическую проблему.

Успешное формирование личности близнеца-подростка могут обеспечить лишь те специалисты, которые обладают готовностью, включающей в себя устойчивое мотивационно-ценностное отношение к собственной деятельности, систему психолого-

педагогических и методологических знаний, а также способность самостоятельно и творчески реализовывать их.

Социальный педагог-исследователь-логик — истинный наблюдатель событий. Используя в своей работе закономерности, последовательность, обоснованность, что соответствует законам логики, а также интуицию, логично осмыслив условия (задачи) по формированию направленности личности близнеца-подростка, из совокупности действий и правил, ясных и понятых, он ищет наилучшее конструктивное решение. Для социального педагога-исследо-вателя-логика конкретная задача и целесообразность заключаются в формировании направленности личности близнеца-под-ростка. Универсальность образования в Близнецовом центре способна концентрировать все воспитательные процессы, влияющие на личность близнеца-подрост-ка. Совместные действия социального педа-гога-исследователя-логика и близнеца-под-ростка в различной деятельности кружков, секций, студий, клубов Близнецового центра должны быть пропитаны творчеством. Поэтому целесообразной для социального педагога-исследователя-логика является такая организация процесса по формированию личности близнеца-подростка, которая будет способствовать последовательному индивидуальному развитию каждой личности в близнецовой паре, ее внутренним и внешним механизмам (компонентам и критериям). Именно в области закономерностей, последовательности, обоснованности развития коллектива Близнецового центра и заключается успех формирования направленности личности близнеца-подрост-ка. Социальный педагог-исследователь-логик, работая с близнецами, должен уметь видеть сходство и различие каждой личности в близнецовой паре и логически выбирать тип решения, который подходит к данной конкретной близнецовой ситуации с учетом ее специфики.

Педагогическая деятельность с близнецами требует от социального педагога специальных знаний об особенностях развития близнецов, обусловленных близнецовой ситуацией, влияния наследственных признаков, умения выявлять позитивные и негативные влияния социализации с целью прогнозирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания (педагог-исследователь).

Организация учебно-воспитательного процесса в Близнецовом центре требует от социального педагога способности логически выстраивать отношения как с парой, так и с каждым близнецом, умения планировать собственную деятельность и дея-

тельность близнецов-подростков, умения следовать законам логики, следить за ходом рассуждения каждого из пары близнецов во избежание логических ошибок в процессе общения (педагог-логик).

Обоснованное сочетание совокупности названных принципов и наша многолетняя педагогическая практика в системе дополнительного образования позволила охарактеризовать статус социального педагога как исследователя и как логика. Исследовательская деятельность педагога — важная часть его общей культуры. Опыт социальных пе-дагогов-исследователей-логиков Близнецового центра свидетельствует о выраженном прогрессе в умении строить профессиональное взаимодействие с близнецами-подростками, их родителями, о высокой степени удовлетворенности этими контактами. Обнаруживая свои потенциалы, социальные педагоги-исследователи-логики выходят на качественно новый уровень управления педагогическим процессом формирования направленности личности близне-ца-подростка в системе дополнительного образования: только зная психологию развития личности близнецов-подростков, их возрастные и индивидуальные различия, можно вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с каждым в близнецовой паре в коллективе Близнецового центра. Необходимо обращать самое пристальное внимание на индивидуальные потребности, желания близнецов — они различны от рождения, их нужно замечать, давать проявляться и ни в коем случае нельзя нивелировать [5].

В основе жизнедеятельности Близнецового центра лежит система субъек-субъект-ных отношений между близнецами-под-ростками и социальными педагогами-ис-следователями-логиками, которая формирует особое социокультурное пространство. Вариантность совместной деятельности, ее интенсивность и коммуникативная насыщенность обеспечивают включенность подростков во множество социальных связей, контактов.

Работа с близнецами-подростками проводится в различных кружках, секциях, студиях по интересам в соответствии с целевыми программами, разработанными социальными педагогами-исследователями-логиками: театр «Двойник», хоровая студия «Звонкие голоса», кружки рукоделия, фотолюбителей, юного натуралиста-эколога, секции мастерства «Умелые руки», оздоровительная студия «Будьте здоровы», студия музыкально-эстетической культуры, клубы «Отвага» и юного археолога и др.

Авторские образовательные программы являются средством обучения для развития творческой активности каждого в близнецовой паре, позволяют поддерживать длительный интерес к занятиям, создают ситуацию успеха в деятельности, оказывают положительное влияние на успеваемость близнецов в школе.

Наши наблюдения за деятельностью социальных педагогов-исследователей-ло-гиков подтверждают, что в рамках предметной деятельности зарождается творческий интерес близнецов и поэтому носит содержательный характер. Наиболее значимым становится сам процесс деятельности в творчестве, ориентированный на общение, познание, рефлексию каждого в близнецовой паре. Ориентация на развитие близнеца-подростка как личности, как активного субъекта общения предусматривает построение соответствующей стратегии деятельности социальных педагогов. В каждой новой ситуации должна проявляться необходимая педагогическая зоркость: от чего близнецы-подростки получают наибольшее удовлетворение, при каких обстоятельствах более всего уверены, что за ними не наблюдают, насколько трудно дался хороший поступок, с легкостью ли совершен дурной.

Социальный педагог-исследователь-логик должен строить образовательный процесс в Близнецовом центре (в кружках, секциях, студиях, клубах) и совершенствовать его с учетом профиля профессиональной деятельности, самостоятельно развивать свою профессиональную педагогическую культуру, в которую входят профессиональные знания и умения, культура педагогического мышления, саморегуляция личности и культура профессионального поведения.

Гуманизация дополнительного образования предусматривает субъектное развитие и саморазвитие социального педагога-исследователя-логика, готового на профессиональном уровне реализовывать на практике современные педагогические технологии взаимодействия с близнецами-подрост-ками.

Социальный педагог-исследователь-ло-гик, работая с близнецами-подростками в системе дополнительного образования, должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос «Как обучать и развивать каждого близнеца в паре в условиях Близнецового центра?», «Чему и как учить?» Характер влияния социального педагога-исследователя-логика в значительной степени определяется типом отношений, которые складываются между ним и близнецами-подростками, а также тем, ка-

кой стиль отношений преобладает: демократический, либеральный либо авторитарный. Наши исследования показывают преимущества демократического стиля отношений, характеризующегося большим контактом с близнецами-подростками, дружественностью, доверием, уважением к ним [б].

Важное качество социального педагога-исследователя-логика — педагогический такт. Мы считаем, что педагогический такт — это профессиональная психолого-педагогичес-кая особенность поведения социального педагога-исследователя-логика во взаимоотношениях с близнецами-подростками. Педагогический такт требует от социального педагога-исследователя-логика не только определенных педагогических и психологических знаний, навыков, умений, но и таких личных качеств, как отзывчивость, общительность, самокритичность, выдержка, самообладание.

Рассматривая общепедагогическую культуру личности социального педагога-исследователя-логика как цель и содержание общепедагогической подготовки, мы опирались на исследования Е. И. Артамоновой, И. Н. Иконниковой, В. А. Сластенина

[і; 2; з; 7].

Е. И. Артамонова трактует духовную культуру учителя как интегративное качество личности, выделяет следующие подходы к пониманию духовной культуры учителя:

- духовная культура как совокупность ценностей, обращающая учителя к надличностному (идеалам человечества, Отечества, народа, учебного коллектива); результатом этого является орга-нически-творческое самооформление ценностно-смыслового поля педагога;

- духовная культура субъекта ориентирована на способы освоения базовых ценностных ориентаций в жизни педагога и его профессиональной деятельности;

- духовная культура педагога как проявление меры присвоения и актуализации духовных ценностей, репрезентирующая нравственную чистоту внутреннего мира, духовность, душевную гармонию [і. С. зі].

Ведущим принципом государственной политики как в школе, так и в центрах дополнительного образования детей выдвигается воспитание духовно-нравственного че-ловека-гражданина [з].

В. А. Сластенин, рассуждая о гуманистической природе современного образования, под ценностями педагогической деятельности понимает «те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и

профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей» [9. С. з].

Чтобы формирование духовно-нравственных ценностей близнецов-подростков было успешным, социальный педагог-исследователь-логик сам должен быть примером нравственного, гражданского и личностного поведения для них. Нравственность социального педагога-исследователя-логика, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, к близнецам-подросткам — все это имеет первостепенное значение для духовнонравственного развития и воспитания близнецов-подростков.

Как подтверждает наша многолетняя практика в системе дополнительного образования, сегодня социальный педагог-исследователь-логик — главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно к нему предъявляются новые требования — ориентация на развитие личности, профессиональной культуры и деятельности.

Как важная часть общей культуры социального педагога-исследователя-логика выступает культурологическая составляющая его личности. Эта составляющая является необходимым условием и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности в системе дополнительного образования.

Культурологическая составляющая характеризует уровень развития и реализации сущностных сил социального педагога-исследователя-логика, его знаний, способностей, а также совокупность социальных, идеологических, этических, коммуникативных, информационных компетенций личности.

Особенности формирования культурологической составляющей личности социального педагога-исследователя-логика обусловлены индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками личности, а также степенью овладения профессиональным опытом. С. Н. Иконникова так объясняет понятие культурологии: «Культурология, будучи

гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, способ жизни человека, выражающую его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или образование, ис-

кусство или нравственность, досуг или спорт — невозможна вне культуры» [4.

С. і7].

Для организации учебно-воспитательного процесса в Близнецовом центре знание культурологии важно для воспитания в близнеце-подростке черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности и благородства.

Цель профессионально-педагогической культуры социального педагога-исследо-вателя-логика — содействовать духовному развитию близнеца-подростка, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.

В. А. Сластенин определяет профессионально-педагогическую культуру «как меру и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Рассматривая ключевые понятия «профессионализм» и «педагогическая культура», он приходит к выводу, что профессионализм выступает сущностной характеристикой педагогической культуры [8. С. іо].

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога-исследователя-логика в Близнецовом центре действуют курсы повышения квалификации на базе разработанных методических рекомендаций, дополненной и расширенной программы курса « Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека» (на близнецовой модели). Программа помогает определиться с приоритетами в области педагогических инноваций современных требований системы дополнительного образования к профессии социального педагога-исследователя-логика, которая требует от него не только предметных знаний, умений и навыков, но и мотивирует его понимать, изучать и учитывать особенности общения с близнецами-подростками, с каждым и с парой, так как коммуникабельность социального педагога — это необходимое профессиональное качество.

В соответствии с задачами курса в программе представлен анализ изученности этапов науки о близнецах, начиная с исследования Ф. Гальтона, обосновавшего «близнецовый метод» до наработок современных ученых. Фундаментальность проблемы, решаемой данным методом, связывает в единый узел множество частных вопросов и направлений и приводит к большой практической значимости получаемых результатов.

Современной системе дополнительного образования нужен социальный педагог-исследователь-логик, стремящийся к не-

прерывному образованию и совершенство- Социальные педагоги-исследователи-

ванию своих личностных и профессиональ- логики Близнецового центра, сочетая кол-

ных качеств. Необходимо изменить тради- лективную деятельность с индивидуальным

ционный подход в отношении к близнецам, подходом, способствуют развитию творче-

который подчеркивает их сходство. Воспи- ского потенциала и полноценного форми-

тание близнецов необходимо так организо- рования личности каждого в близнецовой

вать, чтобы каждый из них мог развивать паре с учетом их познавательных способно-

самостоятельность, формируя свою инди- стей, задатков, физических возможностей,

видуальность. интересов [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. АРТАМОНОВА Е. И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М. : Прометей, 2000.

2. ГИНДИНА Е. Д. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста / / Психологический журнал. 2006. №5.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование и воспитание / / Научно-методический журнал. 2007. № 5.

4. ИКОННИКОВА С. Н. История культурологических теорий : учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Питер, 2005.

5. МОРОЗОВА Т. Б. Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования: монография. Ярославль, 2008.

6. РОЛЬ среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И. В. Ра-вич-Щербо. М. : Педагогика, 1988.

7. СЕМЕНОВ В. В., КОЧУБЕЙ В. И. Близнецы : проблемы воспитания и развития. М. : Знание, 1985.

8. СЛАСТЕНИН В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008.

9. СЛАСТЕНИН В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. №6.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.