ТРЕНЕР
мативов оказалось сочетание силовой и аэробной нагрузки в первой группе, так как кроссовая подготовка проводилась в дни, свободные от силовой нагрузки и на свежем воздухе. Во время бега кровь насыщалась кислородом, поэтому быстрее проходило восстановление мышц для последующей силовой работы в тренажерном зале. Работа проходила более эффективно, что дало наибольший прирост результатов при выполнении упражнений, связанных с проявлением силовой выносливости (подтягивание, отжимание, подъемы туловища, прыжок в длину с места).
Вторая группа показала менее значимые результаты по сравнению с первой. Причина в том, что кардионагрузка выполнялась сразу после силовой, но, к сожалению, обычные студенты не готовы физически выполнять в полном объеме с заданной интенсивностью в один день и силовую, и аэробную нагрузку.
Наименьший количественный прирост результатов при выполнении контрольных нормативов оказался в третьей группе по причине низкого уровня развития аэробной выносливости, что в свою очередь повлияло на развитие силовой выносливо-
сти, которая необходима при выполнении упражнений подтягивания, отжимания, подъемы туловища. На такие результаты повлиял низкий объем кардионагрузок на тренировках.
Литература
1. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 381 с.
2. Макарова Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.
3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озо-лин. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 864 с.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2013. - 225 с.
References
1. Vasilkov A.A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2008. 381 p.
2. Makarova G.A. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2008. 480 p.
3. Ozolin N.G. Nastolnaya kniga trenera: Nauka pobezhdat [Coach's Handbook: The Science of Winning]. Moscow: AST: Astrel: Polygraphizdat publ., 2011. 864 p.
4. Kholodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]. Moscow: Akademiya publ., 2013. 225 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ»
Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1 'Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова,
Казань
УДМ^С 796.011.1
Ключевые слова: образование, обучение, здоровье, методика, мониторинг.
Введение. Как показывают исследования, систематическое проведение самодиагностики показателей здоровья способствует усилению контроля функционального состояния организма занимающихся физической активностью и в соответствии с этим является эффективным инструментом профилактики и предотвращения различных заболеваний, перетренированности в процессе выполнения физических нагрузок.
Цель исследования - обосновать содержание инновационного проекта «Мониторинг здоровья» в контексте осуществления самодиагностики состояния здоровья в процессе занятий физической активностью.
Методика и организация исследования. Самодиагностику может выполнять любой участник учебно-тренировочного процесса в любительском, профессиональном, физкультурно-оздоровительном спорте, а также занимающиеся различными видами активного досуга. Самодиагностика важнейших показателей здоровья [1] включает:
• обучение работе с простейшими инструментами и приборами, измеряющими важнейшие показатели здоровья: физическое развитие (ФР), физическую (ФП) и функциональную подготовленность (ФункцП) систем организма;
• заполнение карты фактических измерений в программе Ехсе1;
• обучение методике расчета показателей: ФР - определение весоростового и жизненного индексов, индекса силы кисти и экскурсии грудной клетки; ФП - определение расчетных значений физических качеств, приняв за эталон нормативы тестовых испытаний ВФСК ГТО; ФункцП - расчет индекса Руффье для контроля работы сердечно-сосудистой системы, биологического возраста по методике Института геронтологии АН, центральной нервной системы с помощью
INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT HEALTH MONITORING
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor B.K. Landa1
1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan
Поступила в редакцию 25.05.2023 г.
теппинг-теста и пробы Ромберга, дыхательной системы по пробам Штанге и Генча; • выполнение оценки полученных результатов на соответствие половозрастным медицинским требованиям и требованиям норм ГТО по физической подготовке населения. Результаты исследования и их обсуждение. Реализация проекта «Мониторинг здоровья» в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова продемонстрировала его эффективность. Опрос, проведенный среди студентов, осуществлявших самодиагностику в процессе занятий физической активностью, показал следующее.
Многие студенты отметили простоту и доступность освоения методики самодиагностики, выполнения ее технологических этапов, в частности, измерения, расчета, оценки. У большинства студентов вызвала интерес возможность одновременного отслеживания состояния своего организма в ходе выполнения физических упражнений, что усилило их мотивацию на двигательную активность.
Выводы. Уникальность проекта «Мониторинг здоровья» заключается в массовом привлечении занимающихся, что позволяет накапливать большие массивы данных, служащие базой для выявления новых трендов развития физической активности и принятия решений по совершенствованию процесса физического воспитания.
Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. В. Г. Ти-мирясова.
Литература
1. 1. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методики и технология: учебное пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Спорт, 2017. - 128 с.
Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru
http://www.teoriya.ru
97