Научная статья на тему 'Инновационный метод взаимодействия образования, науки и производства с целью технологической модернизации сельскохозяйственного производства'

Инновационный метод взаимодействия образования, науки и производства с целью технологической модернизации сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / СВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MODERNIZATION / TRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF AGRICULTURAL PRODUCTION SPECIALISTS / CONNECTION OF EDUCATION / SCIENCE AND PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Беляев Владимир Иванович, Зыкович Сергей Николаевич

Представлен анализ состояния взаимосвязи образования, науки и производства. Рассмотрены основные проблемы, влияющие на ускорение технологического прогресса. Представлен инновационный метод совершенствования подготовки и повышения квалификации специалистов сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Беляев Владимир Иванович, Зыкович Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the condition of the interrelation of education, science and production is presented. The main problems affecting the acceleration of technological progress are discussed. The innovative method of the improvement of training and upgrading the professional skill of the specialists of agricultural production is presented.

Текст научной работы на тему «Инновационный метод взаимодействия образования, науки и производства с целью технологической модернизации сельскохозяйственного производства»

ского инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий. Кластер объединяет научные, маркетинговые Центры, университеты, специализированные, производственные фирмы, другие инфраструктурные объекты.

Предлагается организационно-правовая форма научно-образовательного кластера — консорциум. Экономическая целесообразность создания научно-образовательный кластера трансграничных территорий — совместное использование научных исследований и разработок, интеллектуального потенциала, РИД, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек и других. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества, тенденций в инновационном развитии трансграничных территорий, динамики и относительных показателей ВРП.

Заключение

Современное модернизованное производство не может развиваться изолированно, все в большей мере усиливаются интеграционные связи по всей воспроизводственной цепи в территориальном аспекте. При этом наука становится основой, а об-

разование — ключевой сферой инновационной стратегии. Объективно необходимыми становятся интеграционные связи науки, образования и производственных систем. Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиций в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок — все это позволит осуществить переход российской и казахской экономики на инновационный путь развития. Решение проблем интеграционной связности науки, образования и производства на более высоком уровне целесообразно в условиях формирования региональных научнообразовательных кластеров трансграничных территорий.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. // Экономика образования. — 2006. — № 1.

2. Закон РК «Об инновационной деятельности» № 135-Ш ЗРК от 23 марта 2006 г.

3. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008.

— 248 с.

+ + +

УДК 631.152.2:620.16.001.76 В.А. Кундиус,

B.И. Беляев,

C.Н. Зыкович

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: инновационные технологии, модернизация, подготовка и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, связь образования, науки и производства.

Введение

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [1].

Технологические инновации — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники,

или усовершенствованные технологические процессы.

Взаимосвязь образования и науки организована, поддерживается и регламентируется государством. За время перестройки качественных изменений в этой организации не произошло. Научная работа в вузах осуществляется штатными научными сотрудниками, в нее вовлечены ученые, аспиранты и студенты.

Взаимосвязь науки и производства осуществлялась ранее посредством участия в различных государственных программах, а также посредством ведения учебными и научными учреждениями хоздоговорных работ для сельскохозяйственных и промышленных

предприятий. Значительную роль играли отраслевые институты и лаборатории. Различные формы и структуры взаимодействия науки и производства характеризовались как научно-производственные комплексы (НПК). Стороны взаимодействия были государственными, организация и взаимодействие сторон регулировались и регламентировались государством. Ситуация во многом изменилась, когда основная часть производства перешла в частный сектор.

Взаимодействие «государственной» науки и частного производства стало во многом противоречивым. Прикладная наука в технических вузах не может эффективно развиваться без взаимодействия с производством как источником задач и полигоном для внедрения разработок. Но производственные предприятия в рыночных условиях избирательны во взаимодействиях с научными организациями при необходимости защиты инновационных разработок и конкурентных преимуществ. Предприятия создают собственную научную базу, как правило, сотрудничают лишь с отдельными учеными профильных научных или образовательных учреждений и не занимаются «общественной» работой по оказанию образовательных услуг, благотворительной помощью ученым в предоставлении лабораторной и технологической базы.

Взаимосвязь образования, науки и производства в стране не была комплексно организована. Это сложный вопрос, который в период перестройки общества еще более усложняется. Государство заинтересовано привлечь инновационные предприятия к сотрудничеству для тиражирования разработок и развития промышленности, при этом важнейшим аспектом является подготовка квалифицированных специалистов. В «Стратегии развития промышленности России до 2020 года» отмечено, что частно-государственное партнерство будет особенно результативным, когда роль государства не сводится к финансовой поддержке перспективного инновационного производства, но когда партнерство способствует подготовке профильных специалистов и особенно высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем транслировать и развивать производство [2].

На сегодня существенными являются проблемы, обусловленные отсталыми технологиями и устаревшим оборудованием. Катастрофической проблемой является дефицит квалифицированных кадров и недостаточный уровень их подготовки для современного производства.

Организация технологических циклов производства и переработки различных видов сельскохозяйственного сырья с обеспечением комфортных условий доступа к

оборудованию и технологиям обеспечивает возможности в подготовке высококвалифицированных кадров с широкой эрудицией.

2 августа 2009 г. в Российской Федерации принят ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [3].

Основной целью закона является вовлечение в инновационную производственную деятельность студентов, магистрантов и аспирантов.

В мае 2011 г. приказом ректора Алтайского государственного аграрного университета сформирован студенческий сельскохозяйственный отряд «Мечта» для прохождения учебной, производственной практики и выполнения научно-исследовательских работ на производственных и технологических базах ООО «БиолитАлтай» Алтайского района и ООО «Сибирские огни» Заринского района Алтайского края.

Для решения обозначенных проблем нами разработан инновационный метод взаимодействия образования, науки и производства по решению вопросов технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Нововведение заключается в том, что процесс модернизации и внедрения результатов интеллектуальной деятельности осуществляется в три этапа, которые представлены ниже, целью и задачами которого являются:

- решение проблем агротехники различных видов растений;

- научно исследовательские работы в вопросах агрохимии растений;

- внедрение дикорастущих сортов растений в культуры;

- совершенствование технологий переработки растительного сырья;

- совершенствование технологий возделывания, уборки и переработки растительного сырья, а также комплексов сельскохозяйственных машин для их реализации;

- совершенствование технологий производства кормов и содержания сельскохозяйственных животных;

- модернизация экономического сопровождения технологических процессов сельскохозяйственного производства;

- совершенствование диагностического обследования и лечения с.-х. животных;

- внедрение в производство инновационных разработок фГбОУ ВПО АГАУ, ОАО «САД», ТОО ИнЕУ;

- и другие.

128

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 4 (90), 2012

Рис. Предполагаемая продукция проектов

Для целенаправленности во взаимодействии образовательных, научных и производственных процессов с вышеуказанными предприятиями, а также ОАО «Сибирский агропромышленный дом» Россельхозакаде-мии, р.п. Краснообск и ТОО «Инновационный евразийский университет», г. Павлодар, Казахстан заключены соглашения о совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Методология метода

I этап:

• учебно-производственные практики с элементами научно-исследовательских работ и профориентации;

• анализ, исследования, выводы, рекомендации.

II этап:

• совершенствование или разработка технологий с.-х. производства для конкретного предприятия;

• адаптация или модернизация существующих и разработка новых конструкций средств механизации.

III этап:

• испытания, обработка результатов, выбор рациональных режимов работы и внедрение РИД;

• оформление заявок для участия в конкурсах, программах и выставках всех уровней.

Использование вышеописанной методологии в осуществлении проектов организации научной, научно-технической, инновационной, учебной и производственной деятельности субъектов АПК позволяет получать продукцию и результаты, представленные на рисунке.

Заключение

Предлагаемый метод взаимосвязи образования, науки и производства способствует совершенствованию подготовки и повышению квалификации специалистов АПК, внедрению результатов интеллектуальной деятельности и ускорению технологического прогресса.

Создает условия, необходимые для всестороннего развития личности. Способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, творческих клубов, научных студенческих обществ, формированию общекультурных компетенций выпускников образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.

2. Стратегия развития промышленности России до 2020 года // Постановление правительства от 18.03.2009 г.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности // ФЗ от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 552 от 9 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.