ского инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий. Кластер объединяет научные, маркетинговые Центры, университеты, специализированные, производственные фирмы, другие инфраструктурные объекты.
Предлагается организационно-правовая форма научно-образовательного кластера — консорциум. Экономическая целесообразность создания научно-образовательный кластера трансграничных территорий — совместное использование научных исследований и разработок, интеллектуального потенциала, РИД, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек и других. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества, тенденций в инновационном развитии трансграничных территорий, динамики и относительных показателей ВРП.
Заключение
Современное модернизованное производство не может развиваться изолированно, все в большей мере усиливаются интеграционные связи по всей воспроизводственной цепи в территориальном аспекте. При этом наука становится основой, а об-
разование — ключевой сферой инновационной стратегии. Объективно необходимыми становятся интеграционные связи науки, образования и производственных систем. Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиций в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок — все это позволит осуществить переход российской и казахской экономики на инновационный путь развития. Решение проблем интеграционной связности науки, образования и производства на более высоком уровне целесообразно в условиях формирования региональных научнообразовательных кластеров трансграничных территорий.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. // Экономика образования. — 2006. — № 1.
2. Закон РК «Об инновационной деятельности» № 135-Ш ЗРК от 23 марта 2006 г.
3. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008.
— 248 с.
+ + +
УДК 631.152.2:620.16.001.76 В.А. Кундиус,
B.И. Беляев,
C.Н. Зыкович
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: инновационные технологии, модернизация, подготовка и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, связь образования, науки и производства.
Введение
Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [1].
Технологические инновации — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники,
или усовершенствованные технологические процессы.
Взаимосвязь образования и науки организована, поддерживается и регламентируется государством. За время перестройки качественных изменений в этой организации не произошло. Научная работа в вузах осуществляется штатными научными сотрудниками, в нее вовлечены ученые, аспиранты и студенты.
Взаимосвязь науки и производства осуществлялась ранее посредством участия в различных государственных программах, а также посредством ведения учебными и научными учреждениями хоздоговорных работ для сельскохозяйственных и промышленных
предприятий. Значительную роль играли отраслевые институты и лаборатории. Различные формы и структуры взаимодействия науки и производства характеризовались как научно-производственные комплексы (НПК). Стороны взаимодействия были государственными, организация и взаимодействие сторон регулировались и регламентировались государством. Ситуация во многом изменилась, когда основная часть производства перешла в частный сектор.
Взаимодействие «государственной» науки и частного производства стало во многом противоречивым. Прикладная наука в технических вузах не может эффективно развиваться без взаимодействия с производством как источником задач и полигоном для внедрения разработок. Но производственные предприятия в рыночных условиях избирательны во взаимодействиях с научными организациями при необходимости защиты инновационных разработок и конкурентных преимуществ. Предприятия создают собственную научную базу, как правило, сотрудничают лишь с отдельными учеными профильных научных или образовательных учреждений и не занимаются «общественной» работой по оказанию образовательных услуг, благотворительной помощью ученым в предоставлении лабораторной и технологической базы.
Взаимосвязь образования, науки и производства в стране не была комплексно организована. Это сложный вопрос, который в период перестройки общества еще более усложняется. Государство заинтересовано привлечь инновационные предприятия к сотрудничеству для тиражирования разработок и развития промышленности, при этом важнейшим аспектом является подготовка квалифицированных специалистов. В «Стратегии развития промышленности России до 2020 года» отмечено, что частно-государственное партнерство будет особенно результативным, когда роль государства не сводится к финансовой поддержке перспективного инновационного производства, но когда партнерство способствует подготовке профильных специалистов и особенно высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем транслировать и развивать производство [2].
На сегодня существенными являются проблемы, обусловленные отсталыми технологиями и устаревшим оборудованием. Катастрофической проблемой является дефицит квалифицированных кадров и недостаточный уровень их подготовки для современного производства.
Организация технологических циклов производства и переработки различных видов сельскохозяйственного сырья с обеспечением комфортных условий доступа к
оборудованию и технологиям обеспечивает возможности в подготовке высококвалифицированных кадров с широкой эрудицией.
2 августа 2009 г. в Российской Федерации принят ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [3].
Основной целью закона является вовлечение в инновационную производственную деятельность студентов, магистрантов и аспирантов.
В мае 2011 г. приказом ректора Алтайского государственного аграрного университета сформирован студенческий сельскохозяйственный отряд «Мечта» для прохождения учебной, производственной практики и выполнения научно-исследовательских работ на производственных и технологических базах ООО «БиолитАлтай» Алтайского района и ООО «Сибирские огни» Заринского района Алтайского края.
Для решения обозначенных проблем нами разработан инновационный метод взаимодействия образования, науки и производства по решению вопросов технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Нововведение заключается в том, что процесс модернизации и внедрения результатов интеллектуальной деятельности осуществляется в три этапа, которые представлены ниже, целью и задачами которого являются:
- решение проблем агротехники различных видов растений;
- научно исследовательские работы в вопросах агрохимии растений;
- внедрение дикорастущих сортов растений в культуры;
- совершенствование технологий переработки растительного сырья;
- совершенствование технологий возделывания, уборки и переработки растительного сырья, а также комплексов сельскохозяйственных машин для их реализации;
- совершенствование технологий производства кормов и содержания сельскохозяйственных животных;
- модернизация экономического сопровождения технологических процессов сельскохозяйственного производства;
- совершенствование диагностического обследования и лечения с.-х. животных;
- внедрение в производство инновационных разработок фГбОУ ВПО АГАУ, ОАО «САД», ТОО ИнЕУ;
- и другие.
128
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 4 (90), 2012
Рис. Предполагаемая продукция проектов
Для целенаправленности во взаимодействии образовательных, научных и производственных процессов с вышеуказанными предприятиями, а также ОАО «Сибирский агропромышленный дом» Россельхозакаде-мии, р.п. Краснообск и ТОО «Инновационный евразийский университет», г. Павлодар, Казахстан заключены соглашения о совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Методология метода
I этап:
• учебно-производственные практики с элементами научно-исследовательских работ и профориентации;
• анализ, исследования, выводы, рекомендации.
II этап:
• совершенствование или разработка технологий с.-х. производства для конкретного предприятия;
• адаптация или модернизация существующих и разработка новых конструкций средств механизации.
III этап:
• испытания, обработка результатов, выбор рациональных режимов работы и внедрение РИД;
• оформление заявок для участия в конкурсах, программах и выставках всех уровней.
Использование вышеописанной методологии в осуществлении проектов организации научной, научно-технической, инновационной, учебной и производственной деятельности субъектов АПК позволяет получать продукцию и результаты, представленные на рисунке.
Заключение
Предлагаемый метод взаимосвязи образования, науки и производства способствует совершенствованию подготовки и повышению квалификации специалистов АПК, внедрению результатов интеллектуальной деятельности и ускорению технологического прогресса.
Создает условия, необходимые для всестороннего развития личности. Способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, творческих клубов, научных студенческих обществ, формированию общекультурных компетенций выпускников образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
2. Стратегия развития промышленности России до 2020 года // Постановление правительства от 18.03.2009 г.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности // ФЗ от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 552 от 9 ноября 2009 г.