Научная статья на тему 'Инновационный характер развития - важнейшее условие адаптации потенциала предприятия к динамично меняющимся требованиям рыночной среды'

Инновационный характер развития - важнейшее условие адаптации потенциала предприятия к динамично меняющимся требованиям рыночной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PRODUCT INNOVATIONS / TECHNOLOGIC INNOVATIONS / INDUSTRIAL INNOVATIONS / ORGANIZATIONAL INNOVATIONS / MANAGING INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Г. В.

В данной статье делается попытка нового осмысления инновационного характера развития предприятий. Инновационная деятельность рассматривается как основное условие адаптации предприятия к динамично изменяющимся требованиям рыночной системы хозяйствования к производимому продукту. Сегодня инновационная деятельность не просто рационализаторство и изобретательство, а деятельность, основывающаяся на результатах отраслевой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CHARACTER OF DEVELOPMENT - THE MAJOR CONDITION OF ADAPTATION OF POTENTIAL OF THE ENTERPRISE TO DYNAMICALLY CHANGING REQUIREMENTS OF THE MARKET ENVIRONMENT

This article attempts to comprehend anew an innovative type of enterprises' development. The innovative activity is considered as a main factor for adaptation of an enterprise to dynamically changing requirements of market system of management to producible product. While modernization improves technical level of industry, innovations are aimed at promotion of product's adaptation to market requirements. Today such a problem is hard to solve as enterprises' innovative sensitivity is too low.

Текст научной работы на тему «Инновационный характер развития - важнейшее условие адаптации потенциала предприятия к динамично меняющимся требованиям рыночной среды»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ К ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩИМСЯ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ

Г.В. ИВАНОВА giva_2008@mail.ru

Аннотация. В данной статье делается попытка нового осмысления инновационного характера развития предприятий. Инновационная деятельность рассматривается как основное условие адаптации предприятия к динамично изменяющимся требованиям рыночной системы хозяйствования к производимому продукту. Сегодня инновационная деятельность не просто рационализаторство и изобретательство, а деятельность, основывающаяся на результатах отраслевой науки.

Ключевые слова: продуктовые инновации, технологические инновации, производственные инновации, организационные инновации, управленческие инновации.

INNOVATIVE CHARACTER OF DEVELOPMENT - THE MAJOR CONDITION OF ADAPTATION OF POTENTIAL OF THE ENTERPRISE TO DYNAMICALLY CHANGING REQUIREMENTS OF THE MARKET

ENVIRONMENT

G.V. IVANOVA

Annotation. This article attempts to comprehend anew an innovative type of enterprises' development. The innovative activity is considered as a main factor for adaptation of an enterprise to dynamically changing requirements of market system of management to producible product. While modernization improves technical level of industry, innovations are aimed at promotion of product's adaptation to market requirements. Today such a problem is hard to solve as enterprises' innovative sensitivity is too low.

Key words: product innovations, technologic innovations, industrial innovations, organizational innovations, managing innovations.

В нашей стране инновационный характер развития производства долгое время происходил на базе массового движения рационализаторства и изобретательства. Сегодня в силу усложнения производственных процессов, модернизация и инновация — взаимообусловленный объективный процесс развития: с одной стороны — модернизация повышает технический уровень производства, а с другой — инновации, направленные на усовершенствование продуктов, увеличивают его адаптационные возможности. Эта задача сложная в своем решении по причине того, что предприятия машиностроения имеют слабую инновационную восприимчивость как из-за отсутствия средств на ее ведение, так и самой организации по осуществлению инновационной деятельности. Так, доля инновационно активных предприятий в 2006 г. не превышала 9,4% (в развитых странах ЕС этот уровень колеблется в пределах 30—65%). За время проведения рыночных

реформ не создан организационно-экономический механизм инновационного развития машиностроительных предприятий. В то же время накопленный в советские годы на машиностроительных заводах запас технологических, коммуникационных, организационно-экономических знаний, навыков за последнее время значительно иссяк (в том числе в конкурентоспособных организациях и структурах ОПК). Усиление инновационной деятельности предприятий становится велением времени.

Инновации по характеру своего осуществления охватывают большой круг производственных, технологических и коммерческих сторон деятельности предприятия. В теории и на практике инновации классифицируются по следующим признакам их воздействия на характер формирования потенциала предприятия. (Таб. 1)

Если предприятие не успевает следовать за этими изменениями, оно становится неконкурентоспособ-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

1. В зависимости от технологических параметров:

продуктовые инновации — включают в себя применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов;

процессные инновации — означают новые методы организации производства (новые технологии). Могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы);

2. По типу новизны для рынка инновации:

новые для отрасли в мире;

новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

3. По месту применения в системе (на предприятии, в фирме):

инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости от глубины вносимых изменений:

радикальные (базовые);

улучшающие;

модификационные (частные).

5. В научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия:

технологические;

производственные;

экономические;

торговые;

социальные;

в области управления.

ным и как итог этого может стать банкротом. Для того чтобы этого не допустить, предприятие должно постоянно заниматься инновационной деятельностью, направленной на усовершенствование выпускаемой им продукции.

Предприятие должно сосредоточить свое внимание, прежде всего на ряде направлений осуществления инноваций (см. рис. 1). Необходимо принципиально изменить организацию инновационной деятельностью в стране и на предприятиях.

Сегодня в силу усложнения производства в основу ее организации должны быть положены научные знания, прежде всего она должна основываться на отраслевой науке. Причем последняя должна быть сосредоточена на удовлетворение потребности бизнеса. Речь идет об объективности существования тесной причинно-следственной связи между отраслевой

наукой, которая может и должна возглавлять технологическую модернизацию отрасли и через создание научно-технологического потенциала в отрасли влиять на качество развития машиностроения. Развитие научно-технического потенциала — это двусторонний процесс, который происходит, с одной стороны, в НИИ, вузах, КБ, а с другой — в инновационном развитии самих предприятий, выражающейся в усовершенствовании многих сторон деятельности. Отраслевые вузы в этом отношении являются весомой добавкой, причем решающей, способной обеспечить идеями инновационную деятельность предприятий. Задача отраслевой науки в сложившихся условиях заключается в совершенствовании технической подготовки производственных процессов на предприятиях отрасли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Система инновационной деятельности, содействующая усовершенствованию производимой продукции

Технологические инновации

Деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением

технологически усовершенствованных продуктов и процессов

технологически усовершенствованных услуг

усовершенствованных способов производства или услуг

Маркетинговые инновации

Деятельность по улучшению маркетинговых методов, охватывающих изменения в

дизаине и упаковке продукции (услуг)

продвижении товаров или услуг на рынок

формирование новых ценовых стратегии.

Организационные инновации

Организация Организация Реализация научного

рабочих мест внешних связей потенциала в

производстве

реализация но- реализация реализация новых

вых методов новых способов организационных

распределения организации методов предпри-

ответственности взаимоотноше- нимательской

и полномочии нии с другими деятельности

среди организациями (управление

сотрудников знаниями, реализа-

ция систем обуче-

реализация реализация мето- ния и систем

концепции дов интеграции с управления це-

структурировани поставщиками почками поставок,

я деятельности реализация

аутсорсинг или производства,

субконтрактные внедрение систем

отношения в качества) и т.д.

области произ-

водства, распре-

деления, кадров и

вспомогательных

вопросов

Рис. 1.

Направления осуществления инноваций

Сегодня этот огромный потенциал работает неэффективно. «Глубина» проникновения науки не высока: спрос на результаты НИОКР мал и расходы на них

составляют 0,7—1,2 % уровня затрат машиностроительных предприятий. (табл.2.)

Таблица 2. Численность организаций, осуществляющих технологические инновации,

по видам инновационной деятельности (2006—2007 гг.)

Виды инновационной деятельности (ИД) Численность организаций, осуществляющих ИД Доля в %

Исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов 831/833 33,4/33,5

Производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых проектов, услуг и методов их производства 762/749 30,9/30,1

Приобретение машин и оборудования 1687/1658 67,8/66,7

Приобретение новых технологий 336/315 13,5/13,7

Приобретение программных средств 671/709 26,9/28,5

Другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг и методов производства 462/475 18,6/19,1

Обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 573/584 23/23,5

Маркетинговые исследования 357/328 14,3/13,2

Прочие затраты на технологические инновации 187/195 7,5/7,8

ВСЕГО 2490/2485 100/100

Изучение опыта успешно работающих предприятий показало, что решение этой проблемы лежит в плоскости улучшения организации инновационной деятельности на самих предприятиях. Это обусловливается тем, что они хорошо знают свое состояние и

могут принять адекватные ему решения. Методическим инструментарием решения этой проблемы может стать составление целевых комплексных программ, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.