Научная статья на тему 'Влияние деятельности инновационных предприятий на региональную экономику'

Влияние деятельности инновационных предприятий на региональную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INNOVATIVE ENTERPRISES / REGIONAL ECONOMY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунин Лев Вячеславович

В статье проведен анализ инновационной деятельности предприятий в современном мире. Рассмотрены определения и классификации предприятий инновационного типа. На основе практической оценки сложившегося состояния предлагаются мероприятия по повышению низкой инновационной активности региональных российских предприятий. Необходимо разработать долговременную региональную инновационную политику, в максимальной степени учитывающую реальное состояние экономики России и принцип оптимального совмещения инвестиционного и инновационного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ACTIVITY OF THE INNOVATIVE ENTERPRISES ON REGIONAL ECONOMY

In article the analysis of innovative activity of the enterprises in the modern world is carried out. Definitions and classifications of the enterprises of innovative type are considered. On the basis of a practical assessment of the developed condition actions for increase of innovative activity of the regional Russian enterprises are offered. It is necessary to develop long-term regional innovative policy, in the maximum degree considering real state of the economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние деятельности инновационных предприятий на региональную экономику»

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Л. В. ПОЛУНИН

В статье проведен анализ инновационной деятельности предприятий в современном мире. Рассмотрены определения и классификации предприятий инновационного типа. На основе практической оценки сложившегося состояния предлагаются мероприятия по повышению низкой инновационной активности региональных российских предприятий. Необходимо разработать долговременную региональную инновационную политику, в максимальной степени учитывающую реальное состояние экономики России и принцип оптимального совмещения инвестиционного и инновационного процессов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационные предприятия, региональная экономика, конкуренция.

Инновационная деятельность предприятий в современном мире является одним из наиболее сложных видов хозяйственной деятельности. Это связано, прежде всего, с большим риском вложений в эти отрасли финансовых, трудовых, научных и других средств.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [2].

Инновационная деятельность разной направленности, степени новизны в том или ином объеме осуществляется во всех сферах жизнедеятельности человека, прежде всего, в рамках предприятий и организаций различного типа, а также большим числом отдельных граждан, выступающих как физические лица, работников инновационных предприятий разного вида и типа и, наконец, рационализаторов, изобретателей, авторов и соавторов интеллектуальных продуктов и инноваций. В современной экономической ситуации преобладающая доля инноваций создается в рамках инновационных предприятий, самостоятельных или входящих в более крупные инновационные предприятия и объединения, работающих преимущественно в сфере науки, а также в различных отраслях народного хозяйства. В инновационных предприятиях создаются интеллектуальные продукты, инновации, что обеспечивает научный, технический, социальный и экономический прогресс в обществе.

Анализ научной литературы позволил нам определить предприятие инновационного типа как организацию, занимающуюся разработкой, освоением и производством новой продукции (материализацией результатов НИОКР и организационно-технологической подготовкой производства), а также трансформацией существующих прогрессивных технологий, систем машин, оборудования и услуг в новые или усовершенствованные продукты.

Отличительными чертами предприятия инновационного типа являются:

1) создание системы особого менеджмента инноваций, который эффективно и оптимально использует имеющийся у предприятия инновационный потенциал для превращения его в лидера на рынке инноваций;

2) предприятие-лидер имеет ясную перспективную позицию на рыночном сегменте;

3) использование стратегии диверсификации, позволяющей концентрировать свои усилия на нескольких рыночных сегментах;

4) высокий уровень восприимчивости к принципиальным инновациям, так как во главе предприятия, как правило, стоит автор идеи -нововведения (сфера малого инновационного бизнеса);

5) новизна и особые потребительские свойства (ценности) продукции предприятия во многом достигается благодаря таким в определенной степени неформальным факторам, как научное, техническое и технологическое превосходство, качество, надежность, упреждающее обслуживание, особый привлекательный сервис;

6) наличие модульной интегрированной, легко переналаживаемой технологии, обеспечивающей качество продукции и экономию ресурсов;

7) обеспечение высокого уровня инструментальных средств, автоматизирующих реализацию инновационного процесса и ускоряющих получение конечного результата;

8) предприятию присущи имидж особой надежности и доверия партнера, гибкость реакции на пожелания клиентов, богатый резерв инновационных возможностей превзойти конкурентов;

9) принципиальная готовность и возможность идти на риск [6].

Предприятия инновационного типа, как любая целенаправленная деятельность, организуются, прежде всего, на основе конкретного представления о целях деятельности и путях их достижения. Цели предприятия представляют собой показатели (характеристики, результаты) деятельности предприятия, которых оно намеривается достигнуть в будущем [9].

Процесс определения целей инновационного предприятия можно разделить на три уровня:

1. Определение миссии предприятия, т. е. четко выраженной причины его существования. Миссия предприятия необходима как конечная точка отсчета при выборе альтернативных управленческих решений.

2. На основе выбранной миссии формирование стратегических целей предприятия, которые могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Необходимо сказать, что система целей должна быть самоподдерживающая, т. е. действия и решения, требуемые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

3. Разработка тактических задач, обеспечивающих выполнение стратегических целей. Следует отметить, что стратегические цели определяют положение кривой предложения предприятия, а тактические задачи - ее наклон.

В состав стратегических целей предприятия инновационного типа могут входить:

- удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах нового поколения, предоставляемых предприятием;

- получение дохода от инновационной деятельности, достаточного для самоокупаемости предприятия, самофинансирования его производственного, научно-технического, интеллектуального и социального развития, преодоления неопределенностей внешний и внутренней среды, а также прибыли, достаточной для выживания в

условиях рыночной конкуренции и повышения конкурентоспособности;

- повышение и поддержание производственного потенциала на основе постоянного повышения уровня научно-технического развития производства;

- предотвращение ущерба состоянию природной окружающей среды, наносимого в результате производственно-хозяйственной деятельности, а также восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Следует подчеркнуть, что любая сформированная система целей чаще всего имеет генетическое подчинение по отношению к главной подчиняющей цели - удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах. На наш взгляд, есть все основания признать эту цель главной, так как в современной экономике без наличия тех или иных потребностей надобность в производстве отпадает.

Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий, которые предполагают решение таких задач, как: а) определение приоритетных областей инвестиций и направлений работы; б) концентрация усилий и ресурсов на развитие наиболее перспективных областей технологического прогресса; в) создание производственных систем нового поколения, работающих с применением компьютерной техники; г) обеспечение производственного цикла материальными ресурсами и т. д.

Функции предприятия инновационного типа достаточно разнообразны и не сводятся только лишь к решению производственных задач. Выделяют общие функции, связанные с деятельностью любого предприятия, и специфические, характерные только для той сферы экономики, к которой принадлежит данное предприятие. Все функции предприятия в реальных условиях хозяйствования связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. К их числу можно отнести следующие:

1) производственная функция - воспроизводство орудий труда в виде систем, машин или их основных комплексов. Она является основополагающей функцией предприятия;

2) снабженческо-сбытовая функция, предполагающая обеспечение производства необходимыми материалами, сырьем, энергией, инструментом, транспортом и реализацию системы формирования спроса и стимулирование сбыта произведенной продукции (реклама, паблик ри-

лейшнз, создание системы распределения и товародвижения);

3) функция повышения технико-технологического уровня производства;

4) насыщение рынка сложными наукоемкими товарами и их гарантийное обслуживание;

5) создание всех исходных предпосылок для внутреннего самообновления, непрерывного совершенствования технологического уклада;

6) формирование интеллектуально-квалификационного ядра научно-технической интеллигенции, управленцев, рабочих, инновационных предпринимательских структур в регионе;

7) участие в решении проблемы энергоснабжения, экологической безопасности, реанимации с помощью инноваций природной среды, поскольку это непосредственно зависит от техники и технологии нового поколения, воспроизводимых предприятием.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что каждая функция имеет определенное место и значение в региональном процессе инновационного производства.

Процесс политического, социально-экономического, научно-технического и промышленного развития региона закономерно повлиял на изменение организационных форм предприятий инновационного типа. В таблице 1 представлены формы инновационных предприятий, которые были характерны для того или иного периода развития в экономике России [2].

Рассмотренные организационные формы российских предприятий инновационного типа не исчерпывают всего многообразия используемых в мире и принципиально возможных форм организации инновационных процессов. Сегодня мы являемся свидетелями нового динамичного этапа в их развитии. Отход от принципов административнокомандного управления экономикой открывает хорошие перспективы для их развития и экспериментирования с ними. Это следует воспринимать положительно, так как плюрализм форм создает необходимое разнообразие альтернативных вариантов реализации той или иной инновации. По мере того, как отечественная экономика будет становиться все более рыночной, будут расширяться возможности заимствования эффективных форм из-за рубежа [2].

Таблица 1

Организационные формы предприятий инновационного типа в России

Период Характеристика периода Основные виды инновационных предприятий

1. 1917-1928 гг. Этап национализации и становления социалистической экономики Процесс формирования научных учреждений и конструкторских организаций по отраслям промышленности Центральные заводские лаборатории (ЦЗЛ); бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ); производственные объединения, включающие инновационные подразделения

2. 1928-1965 гг. Этап перехода к административным методам управления, проведение индустриализации Процесс создания главных управлений в отраслевых органах управления наркоматов Смешанные комиссии; Гостехника СССР; НИИ

3. 1965-1985 гг. Этап проведения хозяйственной реформы Процесс возращения к отраслевому управлению Научно-производственные комплексы (НПК); производственные и научно-производственные объединения (ПО и НПО), включающие НИИ, КБ, проектные институты

4. 1985 г. Период стагнации Процесс деления научных организаций на отраслевые, подотрасле-вые центры, головные и прочие Временные творческие коллективы; специализированные хозрасчетные внедренческие организации; межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК)

5. 1985-1993 гг. Начало перестройки, экономических реформ Период расцвета различных организационных форм инновационной деятельности Научно-технические кооперативы; малые государственные предприятия; международные научно-производственные предприятия; межотраслевые государственные объединения и т. д.

6. 1993-2012 гг. Период трансформации в Российской экономике Объединения инновационных предприятий для решения сложных проблем выживания и развития в рыночных условиях Государственные научные центры; научные союзы и фонды; технологические парки (научные, инновационные, экологические, конверсионные, технологические деревни, бизнес-парки); инкубаторы; региональные научнопроизводственные комплексы (РНПК); технополисы, наукограды

Рассматривая проблему классификации инновационных предприятий, следует отметить, что методической основой классификации является, прежде

всего, профиль деятельности организации, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает

предприятие, и некоторые другие аспекты. Некото- предприятия инновационного типа развития по сле-

рые экономисты предлагают классифицировать дующим признакам (табл. 2) [5].

Таблица 2

Классификация инновационных предприятий

Признак классификации Виды инновационных предприятий

1. Уровень новизны новшества (инновации) 1.1. ИП, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации). 1.2. То же ординарные новшества (инновации)

2. Уровень специализации ИП 2.1. ИП, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества. 2.2. ИП, специализированные по отдельной проблеме. 2.3. Комплексные ИП, объединяющие несколько стадий ЖЦТ (новшества)

3. Стадия ЖЦТ (новшества), на которой работает ИП и примерное ее название (в скобках) 3.1. Стратегический маркетинг (специализированная ИО - научно-исследовательская организация по маркетингу - НИОМаркетинг). 3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием проблемы). 3.3. Прикладные исследования (НИО). 3.4. Опытно'-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро - СКБ, с названием направления). 3.5. Технологическая подготовка производства (проектно-технологическая организация -ПТО, направление). 3.6. Освоение производства, тактический маркетинг (фирма, предприятие и т.п.). 3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИОМаркетинг). 3.8. Ремонт товара, инновации (ремонтная организация). 3.9. Комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества (например, 3.1.+3.2.+3.3. или 3.1.+3.2.+3.3.+3.4. или 3.4.+3.5.+3.6.+3.7. и т. д., или все стадии. Название комплексные ИП: фирма, предприятие, корпорация, концерн и т. д.)

4. Отрасль знаний, в которой работает ИП 4.1. Естественные науки. 4.2. Технические науки. 4.3. Гуманитарные науки. 4.4. Общественные науки

5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИП 5.1. Наука и образование. 5.2. Информатика. 5.3. Промышленность. 5.4. Строительство. 5.5. Транспорт. 5.6. Сельское хозяйство. 5.7. Производственная инфраструктура. 5.8. Социальная инфраструктура

6. Вид новшества (инновации), с которым работает ИП 6.1. Продуктовые. 6.2. Ресурсные. 6.3. Процессные. 6.4. Документальные

7. Сфера применения новшества (инновации) 7.1. Внутреннего применения. 7.2. На продажу, обмен

8. Тип стратегии ИП 8.1. Виолентная. 8.2. Патиентная. 8.3. Коммутантная. 8.4. Эксплерентная

9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована ИП 9.1. Коммерческий (экономический). 9.2. Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т. п.). 9.3. Экологический. 9.4. Социальный. 9.5. Интегральный

10. Источник финансирования ИП (преимущественно) 10.1. Федеральный бюджет. 10.2. Региональный бюджет. 10.3. Местный бюджет. 10.4. Смешанное финансирование. 10.5. Из частных источников

11. Размер ИП 11.1. Малые. 11.2. Средние. 11.3. Крупные

12. Период действия ИП (юридически) 12.1. Постоянные. 12.2. Временные

13. Юридический статус ИП 13.1. Юридически самостоятельные. 13.2. Юридически несамостоятельные

Признак классификации Виды инновационных предприятий

14. Количество стран, в которых расположены филиалы ИП 14.1. Национальные (в своей стране). 14.2. Транснациональные (в одной или нескольких других странах). 14.3. Межнациональные (в ИП входят организации других стран)

15. Степень освоения ИП рынка 15.1. ИП, выходящие с новшеством на освоенные рынки. 15.2. То же, на новые рынки

16. Организационно-правовая форма ИП (в соответствии с ГК РФ) 16.1. Индивидуальное предпринимательство для физических лиц. 16.2. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: - полное товарищество; - товарищество на вере; - товарищество с ограниченной ответственностью; - общество с дополнительной ответственностью; - акционерное общество открытого типа; - акционерное общество закрытого типа; - дочерние и зависимые общества. 16.3. Производственные кооперативы. 16.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. 16.5. Некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.)

Данная классификация предприятий инновационного типа является, на наш взгляд, наиболее полной и взвешенной, так как затрагивает все основные признаки, не выделяя при этом какой-то один признак как основополагающий.

Классификация конкурентного поведения, предложенная Л. Г. Раменским, используется многими специалистами для классификации инновационных компаний и фирм [4]. Согласно этому подходу, стратегическое поведение делится на четыре вида, следовательно можно говорить о четырех видах предприятий с соответствующим стратегическим поведением:

1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

2) патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

3) эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

4) коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «вио-лентами» и «патиентами»; освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Швейцарский эксперт Х. Фризевинкель для обозначения типов предприятий использует на-

звания животных, ассоциируемые с конкретным конкурентным поведением («лиса», «мышь», «лев» и т. д.).

Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться как на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, так и региональном и муниципальном уровнях. В связи с тем, что все участники инновационного процесса имеют различные цели, задачи и методы их достижения, они учреждают свои виды инновационных предприятий. Так, на государственном уровне создаются более крупные формы инновационных предприятий, на региональном и отраслевом уровне целесообразнее создание малых форм [8]. Это обусловлено различной инновационной активностью, миссиями, целями и стратегиями предприятий крупных и малых форм. Виды инновационных предприятий различных уровней представлены на рисунке 1.

Организации научно-технологической сферы России - это отраслевые научно-исследовательские и конструкторские организации, академические научные организации и вузы, а также сами промышленные и малые предприятия. Наиболее распространенным объектом исследования при изучении инновационной деятельности являются промышленные предприятия, поскольку именно промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций.

Можно говорить о крайне низкой инновационной активности региональных российских предприятий, поскольку в странах Европейского союза показатель, аналогичный тому, который рассчитывается ЦИСН, составляет 53 % [10], а в США - 33 %. Низкая инновационная активность подтверждается и другими показателями, такими как средний возраст производственного оборудо-

вания и коэффициент его обновления. Средний возраст производственного оборудования достиг к 1999 г. 17,92 годам, причем более трети всего имеющегося оборудования имеет срок службы

более 20 лет [3]. Коэффициент обновления основных фондов на протяжении последних трех лет не превышает 1 %, что более чем в десять раз ниже уровня 1970 г. [3].

Рис. 1. Виды инновационных предприятий

Во многих исследованиях практически всегда предпринимается попытка увязать уровень инновационной активности и отраслевую принадлежность, размеры предприятий, форму собственности, а также территориальное расположение предприятий.

Данные обследований свидетельствуют о том, что наиболее высокая инновационная активность характерна для предприятий химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки. Причем рейтинг отраслей по уровню инновационной активности является неизменным в динамике в течение последних нескольких лет и при этом практически совпадает

по результатам различных обследований. Всегда традиционно высокой была инновационная активность на предприятиях военно-промышленного комплекса.

Данные о влиянии размера предприятия на уровень его инновационной активности крайне противоречивы. То же можно сказать и о влиянии фактора формы собственности. Согласно результатам обследований, проводимых ЦЭК, более высокая инновационная активность характерна для крупных предприятий (численностью от 2000 чел.). Среди них более 60 % предприятий осуществляют те или иные инновации. Крупные предприятия имеют возможность использовать оборотные средст-

ва для реализации технологических инноваций, и они, как правило, располагают собственными научными и проектно-конструкторскими подразделениями [7].

Территориальное расположение предприятия также является фактором, который принято связывать с уровнем инновационной активности. Целевые опросы показали, что роль региональных администраций в стимулировании инноваций очень высока, причем важны не только прямые инвестиции из местного бюджета, но и создание институционально-законодательных условий, благоприятных для инновационной деятельности. Обычно средства из региональных источников распределяются либо на основе конкурса, либо, что бывает чаще, в результате прямого решения местных органов власти. Большое значение имеют неформальные механизмы, причем, как показали ранее проведенные исследования, чем больше объем выделяемых средств, тем выше роль неформальных связей. Наконец, на сегодняшний день и конкурентная среда также неодинакова в разных регионах.

Особо следует отметить, что активным участником современного инновационного процесса в России являются малые инновационные предприятия. Официально понятие малого инновационного предприятия было дано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Согласно закону, в научно-технической сфере численность работников на малом предприятии не должна превышать 60 чел.

Малые инновационные предприятия в основной своей массе ориентированы на внутренний рынок: согласно выборочным исследованиям, менее 20 % их общего числа имеют зарубежных партнеров [1]. Кроме того, большинство малых предприятий занимаются выпуском наукоемкой продукции, имея незначительные расходы на исследования и разработки. Только около 30 % малых инновационных предприятий инвестируют значительные ресурсы в научную и проектноконструкторскую деятельность [1].

В заключение следует отметить, что назрела острая необходимость в разработке долговременной региональной инновационной политики, в максимальной степени учитывающей реальное состояние экономики России и принцип оптимального совмещения инвестиционного и инновационного процессов путем изыскания эффективного объединяющего механизма, реализующего единство управления этими процессами в регионах для активизации и развития инновационной деятельности.

В трансформируемой экономической системе инновации должны занять совершенно другое ключевое место в создании ВВП, обеспечении конкурентоспособности экономики, при этом инвестиции и механизмы их осуществления будут выступать как важнейший фактор их развития.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Инновации. № 4. 1997. С. 11.

2. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. М., 2000.

3. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2010. С. 316.

4. Смагин И. И. Стратегия инновационного пути развития России // Вестник Тамбовского Университета. Вып. 3 (43). Тамбов, 2006.

5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М., 2008.

6. Федорова А. Ю., Зобова Е. В. Модернизация системы финансового контроля за целевым использованием средств бюджета // Социально - экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6.

7. Черкашнев Р. Ю. Основные концепции и охват индекса потребительских цен // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. Вып. 3.

8. Чернышова О. Н., Турбина Н. М. Совершенствование администрирования доходов местных бюджетов //Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.

9. Экономическая энциклопедия / науч. ред. совет изд-ва «Экономика»; гл. ред. Л. И. Абалкин. М.,1999. С. 929.

10. Foyn F. Community Innovation Survey 1997/1998 // Eurostat, Research and Development, Theme 9 2/1999. Р. 15.

* * *

INFLUENCE OF ACTIVITY OF THE INNOVATIVE ENTERPRISES ON REGIONAL ECONOMY

L. V. Polunin

In article the analysis of innovative activity of the enterprises in the modern world is carried out. Definitions and classifications of the enterprises of innovative type are considered. On the basis of a practical assessment of the developed condition actions for increase of innovative activity of the regional Russian enterprises are offered. It is necessary to develop long-term regional innovative policy, in the maximum degree considering real state of the economy of Russia.

Key words: innovations, investments, innovative enterprises, regional economy, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.