6. Chaykovskaya, L. A. Modern concepts buhgalterskogo ucheta (theory and methodology): avtoref. dis. Dr. RA ... Economics. nauk / L. A. Chaykovskaya. - Moskva, 2007.
7. Pankov, V. Institutsionalny approach and the theory ucheta / V. Pankov / / Buhgaltersky account. -2008. - № 1.
8. Kuvaldina, T. B. Theory and Methodology of ucheta zatrat, orientirovannoy nA trebovaniya IFRS in dinamichnoy market environment: avtoref. dis. Dr. RA ... Economics. nauk / T. B. Kuvaldina. - Eagle, 2010.
9. Kuvaldina T. B. Accounting for the costs of environmental measures / / Accounting. - 2011. - № 4.
10. Polenova, S. N. Institutsionalizm in regulirovanii buhgalterskogo ucheta and reporting / / Mezhdunarodny buhgaltersky account. - 2011. - № 23.
11. Voronova, E. Influence institutsionalnogo izomorfizma nA accounting process / E. J. Voronova / / Auditorskie statements. - 2008. - № 6.
12. Oleinik, A. Institutional changes through time: evolution and revolution / A. Oleynik / / Problems of Economics. - 1999. - № 7.
Шурыгина Оксана Викторовна - аспирант кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» (ОмГУПС), основное направление научных исследований: адаптация различных систем бухгалтерского учета и их соответствие международным стандартам, проблемы учета затрат, учет экологический затрат, 10 публикаций; e-таИ: [email protected]
УДК 656. 338.47
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Л. В. Эйхлер, Е. И. Кузнецова
Аннотация. В настоящие время инновационное развитие экономики России является ключевым условием ее конкурентоспособности на мировом уровне. Становится актуальным изучение вопросов определения эффективности реализации инновационной деятельности предприятий различной отраслевой направленности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость применения различных подходов к формированию механизма управления и внедрения инноваций для предприятия.
Ключевые слова: инновационная деятельность, механизм разработки и внедрения инноваций, формирование и развитие инновационной деятельности.
Введение
В современных условиях формирования и развития экономики знаний, происходят значительные структурные изменения связанные со становлением механизма управления процессом реализации инновационной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне предприятий. Данный механизм как организационно-экономическая система
управления инновационной деятельностью, должна способствовать осуществлению и поиску инновационных решений, выполняя функцию рычага, регулирующего и стимулирующего развитие инновационного, инвестиционного и финансового потенциала предприятия.
Проблематика системы организации экономического механизма требует дальнейшего рассмотрения в рамках экономических исследований научно-технологического прогресса, в области практического применения инноваций являющихся материализацией новых идей,
знаний, открытий и разработок с целью их коммерческой реализации для удовлетворения спроса потребителей. Представленная система реализации механизмов эффективного управления инновациями представлена авторами далее в статье.
Основная часть
Термин «инновация» активно
используется и для обозначения схожих родственных понятий таких как инновационная инновационный процесс, решения, являющихся системы реализации механизмов в сфере управления. При этом инновации можно обозначить как воплощение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях, внедряемых с помощью рационально разработанного и подобранного механизма, предусматривающего специфику деятельности каждого отдельного предприятия.
деятельность, инновационные компонентами инновационных
При выполнение конкретных функций и направлений совершенствования
экономической эффективности работы предприятий, используются различные механизмы, появляются новые,
корректируются уже существующие и действующие, применяемые в конкретных отраслях экономики. Под экономическим механизмом в общем случае понимают совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования. Их отличия обусловлены спецификой каждого типа инноваций, а также конкретно взятой отрасли экономики [1]
Механизм организации инновационной деятельности предполагает способы формирования и организации структур, осуществляющих инновационные процессы. Формами представления механизма является: создание, выделение, поглощение и рыночная интеграция.
Далее мы более подробно рассмотрим особенности и возможности рационального применения указанных ранее форм по реализации механизма внедрения инноваций.
Ниже приведена классификация элементов механизма использования инновации с учетом возможности использования различных этапов протекания инновационных процессов. Данные инструменты нужно применять, когда необходимо осуществить разработку и внедрение инновации в общем виде, при этом корректируя систему под конкретно взятое предприятие.
Из представленной в таблице 1 системы инновационных механизмов, рассмотрим механизм организации инновационной деятельности.
Наибольшее значение процессы создания инновационных организаций оказывают на предприятиях на которых уже существует система управления инновациями или ее планируется создавать.
Данные о количестве предприятий использующие этот механизм, от общего числа обследованных организаций, по субъектам Российской Федерации представлены на (см.рис.1.)
Таблица 1 - Система реализации механизмов управления инновациями
Организационные формы инновационной деятельности Финансирования и стимулирования инноваций Разработки и внедрения инноваций Технологического трансферта Интеллектуальной собственности
- Создание малых инновационных групп в системе управления организацией - Выделение инновационных групп в качестве самостоятельног о бизнеса - Поглощение инновационных групп крупными корпорациями - Рыночная инновационная интеграция - Собственный капитал организации -Государственная поддержка - Кредитование коммерческими банками - Налогообложение -Ценообразование - Учет затрат на НИОКР - Поиск - Разработка - Внедрение - Получение - Накопление - Использование технологий по результатам форм прямого и косвенного трасфера - Создание -Коммерциализация - Распространение интеллектуального продукта
Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации
Для развития транспортной отрасли на сегодняшний день существуют многие нерешенные вопросы, в том числе выбора путей перехода к инновационной модели развития, стимулирования инновационного и инвестиционного процессов, определения их источников финансирования. Для успешного функционирования предприятий, в том числе и на транспорте возникает необходимость в разработке механизмов организации инновационной деятельности [2].
Данные о количестве предприятий в России, использующих различные организационные инновации (см. рис.1.) свидетельствуют о росте возможности и увеличении количества организаций, идущих по пути инновационного развития нашей страны, видящих потенциал этого направления [3].
Можно сделать вывод что актуальность рассмотрения вопроса касающегося способов формирования и организации структур осуществляющих инновационные процессы высока, поэтому необходимо более подробного рассмотреть случаи и условия при которых применение представленных механизмов позволит улучшить
эффективность работы предприятия в целом.
Процессы создания новых
инновационных организаций особенно важны на стадии когда на предприятии планируется создать или уже существует сложная система управления инновациями. Повышение эффективности инновационной деятельности с помощью новых инновационных подразделений и единиц, способствует формированию новых направлений деятельности на предприятии, при этом значительно повысить
конкурентоспособность инновационных
предприятий в определенной сегменте рынка.
Представленный организационный
инновационный механизм позволяет:
- удешевить процесс разработки и внедрения; -обеспечивает выполнение работ в короткий срок;
-сконцентрировать под единым руководством специалистов различных профилей.
При этом создаваемые инновационные единицы могут существовать на постоянной или временной основе. Представляя собой организационные формирования,
создаваемые на определенный срок разработки и внедрения новшеств. Эти подразделения объединяют различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения, при этом руководство над проведением проекта переходит руководителям соответствующих постоянных подразделений, либо направленных на работу во временную структуру для проведения работ по определенной специализации.
На постоянной основе создаются научно-технические подразделения они не имеют хозяйственной самостоятельности и их деятельность осуществляется за счет бюджета компании в целом. Эти подразделения могут быть
децентрализованными и ориентированными на конкретные производственные единицы, либо — централизованными и подчиняться непосредственно руководству компании. Одной из главных особенностей руководствующей при создании этого подразделения в том, что они передают свои разработки в производство напрямую без установления внутренних рыночных
механизмов, что значительно упрощает и ускорят процесс выпуска продукта на рынок.
Процесс поглощения крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок. В большинстве случаев не обладающие достаточными средствами для развития своей деятельности, небольшие фирмы становятся инициаторами поглощения. Использование данного механизма позволяет достигнуть синергетического эффекта от объединения инновационных достижений.
Механизмом, дополняющим, этот способ является рыночная инновационная интеграция. При которой установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирм, основаны на создании долгосрочных договорных отношений. В этом случае инновационные фирмы сохраняет свою самостоятельность, но попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании.
Выделение — механизм, с помощью которого создаются самостоятельные инновационные компании, ранее бывшие частью целостных производственных образований. Этот механизм целесообразно реализовывать, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании [4]
Рыночная интеграция — конечный результат инновационной деятельности, осуществляющий реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, пользующийся спросом потребителей. Интегрирующая (комплексная) рыночная инновация — получена за счет использования (интегрирования)
оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений [5].
Существуют различные мотивы рыночной интеграции, использование которых обеспечивает предприятиям эффективное функционирование в условиях конкурентной среды. Представленные мотивы
активизируют использование
дополнительных возможностей и
способствуют использованию комплексного подхода по продвижению инновационных
технологий на рынке, при этом снижая потери от негативного воздействия микро и макро среды, воздействующих на предприятие. Возможности использования данного комплекса процедур рыночной интеграции, включают:
1) Стратегические:
- приспособление к конъюнктуре рынка;
- заинтересованность в координации рыночной деятельности;
-освоение новых рынков;
- получение синергетического эффекта от взаимодействия.
2) Организационно-экономические:
- собственная единая инфраструктура;
- оптимизация бизнес-процессов;
- экономия на транзакционных издержках;
- возможность реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов и программ;
3) Социальные:
- сохранение квалифицированных рабочих кадров;
- создание дополнительных рабочих мест;
- формирование малого и среднего бизнеса;
4) Технико-экономические:
- желание наиболее полно использовать имеющиеся производственные мощности и сохранить производственный потенциал;
- альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологии;
- доступность и качество специализированного сервиса;
5) Инвестиционные:
- доступ к значительным финансовым и инвестиционным ресурсам, по средствам создания собственной финансовой инфраструктуры и консолидации различных источников инвестиций [6]
С точки зрения теории самоорганизации, интеграция как управляемый процесс изнутри системы, предполагает достаточно жесткую мотивационную составляющую[7]. Для развития теории интеграции применительно к экономике транспорта функции управления следует расширить и структурировать, усилив роль мотивации как движущей силы интеграции, а также определив место информационному обмену между элементами системы и внутренней средой, учитывая современный этап развития общества. При этом механизм управления интеграцией на групповом автомобильном транспорте (ГАТ) можно представить себе в виде методов, принципов и функций, отражающих стратегические интересы государства и частного автотранспортного бизнеса (рис. 2.)
Содержание экономического механизма управления интеграцией на ГАТ
Общегосударственные интересы
Миссия - построение цивилизованного рынка автотранспортных услуг для гармоничного развития национальной экономики
Цель - снижение транспортной составляющей в издержках общественного производства за счет использования инноваций
Методы Принципы Функции
Способы достижения цели Правила, ограничения Логическая последовательность действий
Экономического воздействия Планирование Прогнозирование Ценообразование Финансирование регулирование Унификация ценообразования Материальной ответственности Материального стимулирования Доступности ресурсов Межпроизводственный рейтинговый анализ потенциальных участников интеграционных процессов Исследование интенсивности и направленности интеграционных процессов Составление карты конкурентных преимуществ
Социально-психологического воздействия Побуждение Добровольности Гласности Прозрачности Обеспечения качества процесса Доступности информации интеграции для каждого потенциального участника процесса интеграции Построение возможных вариантов реализации интеграционной стратегии для каждого потенциального участника Презентация проектных вариантов потенциальным участникам интеграционных схем Заключение соглашения
Достижение максимальной конкурентоспособности бизнеса через снижение внутренних и внешних издержек
Миссия - построение цивилизованного рынка автотранспортных услуг для гармоничного развития бизнеса
Интересы частного бизнеса
Рис. 2. Содержание экономического механизма управления интеграцией на ГАТ
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование форм и методов разработки новых подходов, моделей и механизмов совершенствования структуры развития инновационного потенциала предприятий, обеспечения конкурентоспособного функционирования и обеспечения повышения эффективности хозяйственной деятельности путем интенсификации процессов экономического развития на инновационной основе.
Своевременное освоение и внедрение механизмов регулирования, расчета, поддержания нового или
усовершенствованного продукта, услуги, реализуемого на рынке, позволит усовершенствовать работу как крупных, так и
небольших предприятий, на различных этапах их существования, при этом создавая и используя комплекс ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений и разработок, способствующий использованию альтернативных вариантов использования различных материалов, технологий и моделей[8].
Библиографический список
1. Современный экономический словарь. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б М.:ИНФРА-М, 2006
2. Рыженко Л. И. Инновации в сетях трансфера технологий: проблемы менеджмента // Менеджмент инноваций- 2011 - № 3. - С. 188-194.
3. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб./Росстат -М., 2012. -573 с.
4. Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования
предпринимательских структур//Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1. - С.95 - 104.
5. Овчинникова Т. И., Королев О. П., Абарина Е. В. Интеллектуально-инновационные перспективы развития предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3. - С. 3 - 9.
6. Агеев А., Громбал П. Стратегии, инновации, модели // Экономические стратегии. -2007. - № 5-6. - С. 58 - 65
7. Эйхлер Л. В. Экономический механизм управления интеграционными процессами на автомобильном транспорте. // Вестник СибАДИ. -2010. - № 4 (18) .- С. 94-88.
8. Бирюков В. В. Инновации и формирование конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия// Вестник СибАДИ. - 2011. -№ 4 (22).-С. 64-67.
9. Джурабаев К. Т. Управление инновационными процессами // Вестник СибАДИ. -2012. -№ 1 (23).- С. 94-97.
10. Карпов В. В. Организационно -экономический механизм производства инновационной продукции машиностроения в условиях развития кооперационных связей. - 2010. - № 34. - С. 114-118.
THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY AT THE LEVEL OF THE ENTERPRISE
L. V. Eihler , Е. I. Kuznetsova
Nowadays the innovative development of Russian economy is a key condition of competitiveness at global level. There is actual studying of questions of determination of efficiency of realization of innovative activity of the enterprises of a various orientation, what, in turn, causes needs of application of different approaches to formation of the mechanism of management and introduction of innovations for the enterprise.
Keyswords: innovative activity, mechanisms of researching and introduction of innovations, formation and development of innovative activities.
Bibliographic list
1. Modern economic dictionary. Raizberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E.B.M.:INFRA-M, 2006
2. Ryzhenko L. I. Innovations in networks of a transfer of technologies: management problems // Management of innovations, 2011..№3. p. 188-194.
3. Russia in figures. 2012: Short statistical collection./Rosstat-M., 2012/ -p.573.
4. Kolokolov V. A. Innovative mechanisms of functioning of enterprise structures//Management in Russia and abroad. - 2002. - №1. - p.95 - 104.
5. Ovchinnikova T. I., Korolev O. P., Abarina E. V. Intellectual and innovative perspectives of development of the enterprises // Management in Russia and abroad. - 2007. - № 3. - p. 3 - 9.
6. Ageeva A., Grombal P. Strategy, innovations, models // Economic strategies. - 2007. - № 5-6. - p. 58 - 65
7. Eikhler L. V. The economic mechanism of management of integration processes on the motor transport. // Vestnik SibADI - 2010. -№ 4 (18). - P. 94-98.
8. Biriukov V. V. Innovations and formation of competitive advantages of the motor transportation enterprise // Vestnik SibADI. - 2011. - № 4 (22). - P 64-67.
9. Dzhurabaev K. T. Management of innovative processes. K. T. Dzhurabaev, M.P. Vakorin, G. A. Barysheva // Vestnik SibAD. - 2012. - № 1(23). - P. 94-97.
10. Karpov V. V. The organizational and economic mechanism of production of innovative production of mechanical engineering in the conditions of development of cooperation communications // Today and tomorrow of Russian economy. 2012. p. 114-118.
Кузнецова Екатерина Игоревна - аспирант Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Основные направления научной деятельности экономический: Механизм инноваций в сфере организации инновационной деятельности, инновации, повышение эффективности деятельности предприятий транспорта. Общее количество опубликованных работ: 5. e-mail:
keil 50621@gmail. com
Эйхлер Лариса Васильевна - канд. экон. наук, профессор зав. кафедрой «Экономика и управление предприятием» (ЭиУП) Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Основные направления научной деятельности: повышение экономической эффективности деятельности автотранспортного комплекса. Общее количество опубликованных работ: 120. email: [email protected]