Научная статья на тему 'Инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом'

Инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Виктор Анатольевич

В статье анализируется содержание организационно-экономического механизма управления интегрированным комплексом и процесс формирования внутрисистемных моделей этого механизма; приводится классификация инноваций, связанных с реализацией его инновационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper analyses the content of the organisational and economic mechanism of managing an integrated complex and forming of intrasystem models of this mechanism. The classification of innovations connected with realisation of its innovative component is proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом»

В. А. Никитин

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

В статье анализируется содержание организационно-экономического механизма управления интегрированным комплексом и процесс формирования внутрисистемных моделей этого механизма; приводится классификация инноваций, связанных с реализацией его инновационной составляющей.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, интегрированный комплекс, инновационный продукт, классификация инноваций.

V. Nikitin INNOVATIVE COMPONENT OF THE ORGANISATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGING AN INTEGRATED EDUCATIONAL COMPLEX

The author of the paper analyses the content of the organisational and economic mechanism of managing an integrated complex and forming of intrasystem models of this mechanism. The classification of innovations connected with realisation of its innovative component is proposed.

Key words: organisational and economic mechanism, integrated complex, innovative product, classification of innovations.

К инновационной составляющей организационно-экономического механизма управления интегрированным комплексом (ОЭМУИК) мы относим структурнофункциональные нововведения, которые необходимо реализовать в процессе формирования интегрированных образовательных и обучающих структур в территориально отраслевой системе оказания

профессиональных образовательных услуг. При этом следует исходить из концептуального положения о невозможности механического переноса ОЭМ, сложившегося в региональной системе образования и ее локальных образовательных структурах. В то же время в интегрированном образовательном или научно-образовательном комплексе сохраняются прису-

щие системе профессионального образования ее основополагающие цели по удовлетворению потребности отраслей народного хозяйства в кадрах и населения в получении профессии и квалификации на основе предоставления качественных образовательных услуг, а также сохраняется внешняя среда жизнедеятельности интегрированного комплекса, прежде всего на региональном рынке труда и образовательных услуг. В этих условиях речь идет не о замене действующего ОЭМ, а о его модернизации за счет нововведений, без которых не может происходить становление, функционирование и развитие интегрированного комплекса.

Нам представляется, что прежде всего необходимо установить и зафиксировать само понятие ОЭМ. Все известные определения этого понятия можно представить в виде двух моделей. Первая определяет экономический механизм как взаимосвязи и отношения между различными экономическими явлениями. Например, так понимают этот механизм западные экономисты И. Бернар, Ж. Копли [1, с. 43, 205]. В этом определении фактически исключен человеческий фактор, человеческий интерес, так как речь идет о объективных экономических явлениях, поэтому нам импонирует определение этого понятия, адаптированное к системе профессионального образования, данное Г. И. Лукиным.

«ОЭМ профессиональной школы представляет собой совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах и населения в образовательных услугах, а также стимулирование экономических интересов педагогических коллективов в постоянном совершенство-ванииучебного процесса для повышения качества обучения, рациональном использовании имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) и их наращивании за счет инвестирования из собственных средств, а также инвестиро-

вания за счет заимствования или спонсорства» [3, с. 44].

Это определение, как нам представляется, следует уточнить лишь одной компонентой: «наращивать» ресурсную составляющую любой образовательной или обучающей структуры можно не только за счет инвестирования, но и за счет интеграции. Следует, однако, подчеркнуть, что сами эти процессы могут происходить за счет инвестирования в интеллектуальный капитал. Именно использование этого капитала позволит реализовать в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг два взаимосвязанных процесса — интеграцию при условии модернизации ОЭМУИК и его адаптации к меняющейся внешней среде.

Такая адаптация может происходить только за счет «производства» инноваций в процессе становления, функционирования и развития интегрированных комплексов. Это утверждение связано с тем, что целевой направленностью разработки и внедрения инноваций является изменение или усовершенствование существующей практики.

В научной литературе широко представлены различные классификации инноваций. Так, П. Н. Завлин и А. В. Васильев предлагают классификацию, представленную в табл. 1 [2, с. 22—23].

По нашему мнению, в приведенной таблице представлено функциональное поле движения инновационного продукта.

В монографии А. А. Харина и И. Л. Ко-ленского приводится классификация инноваций по уровню новизны [4, с. 36]. По этому критерию авторы различают инновации:

• новые;

• усовершенствованные;

• требующие капитальных вложений;

• оазисные;

• улучшающие;

• псевдоинновации;

• радикальные;

• ординарные.

Таблица 1

Классификация инноваций

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций

1. Области применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д.

2. Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности Слабая, равномерная, массовая, «бум»

4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность Высокая, низкая, стабильная

7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Рассмотрим, насколько выделенные уровни инноваций приведенной классификации соответствуют ее критерию. Третий уровень (требующие капитальных вложений) этому критерию не отвечает. Псевдоинновации, которые встречаются и в других литературных источниках по данной проблематике, вряд ли можно вносить в классификацию, поскольку любая инновация, ориентированная на внешнюю среду, должна носить коммерческий характер, иметь стоимость и потребительную стоимость, а значит, быть принята заказчиком в качестве инновационного продукта. Базовой классификацией инноваций, принимая во внимание их разнообразные модификации, по нашему мнению, является классификация Й. Шумпетера [5, с. 159]:

1. Изготовление нового, еще не известного потребителям блага или создание нового того или иного блага.

2. Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не

была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Классификацию инноваций по признаку новизны можно представить следующим образом.

1. К высшему уровню классификации следует отнести получение нового знания в различных областях науки, которое должно оформляться в качестве интеллектуальной собственности вуза или создателя нового знания. Новые знания могут быть оформлены в виде изобретений, открытий.

2. Ко второму уровню относятся инновации, осуществляемые на базе новых знаний в рамках прикладных исследований и НИОКР с выходом на инновационный продукт. И первые, и вторые инновации следует относить к радикальным, поскольку их назначение — замена действующих методов и технологий в различных видах деятельности

(хозяйственно-производственной, образовательной, управленческой и другой), новыми.

3. К третьему уровню классификации следует относить инновации, разработка которых основана на уже имеющихся знаниях. Эти инновации следует рассматривать как усовершенствование существующей практики в различных сферах жизнедеятельности.

4. Четвертый уровень классификации связан с развивающейся практикой. Например, изобретательство и рационализаторство по усовершенствованию машин и механизмов с использованием известных науке методов и технологий. Такие инновации не требуют научных исследований, но носят творческий характер. Они частично изменяют существующую практику, их можно назвать локальными.

Нам представляется, что к основным направлениям формирования инновационной составляющей ОЭМУИК следует отнести:

1. Создание в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг научно-производственно-образовательного холдинга на корпоративной основе (институциональная составляющая).

2. Замена затратной стратегии использования финансовых ресурсов в интегрируемых образовательных структурах на инвестиционную (финансово-управляющая инновация).

3. Классификация организационных структур, входящих в состав ИК, на товаропроизводящие и обеспечивающие (управленческая инновация).

4. Создание механизмов материальной заинтересованности участников процессов интеграции и диверсификации в производстве и реализации инноваций (стимулирующая инновация).

5. Сохранение отраслевой специализации ИК с развитием диверсификации профилей подготовки кадров для инфраструктуры отрасли (отраслевая инновация).

6.Трансформация внутреннего и внешнего правового поля функционирования ИК (правовая инновация).

7. Моделирование и структурирование содержания многоуровневой подготовки кадров (педагогическая инновация).

Рассмотрим более подробно каждое из вышеуказанных направлений.

1. Научно-производственно-образовательный холдинг представляет собой такую форму объединения учреждений профессионального образования и обучения, которая предусматривает концентрацию инвестиционных ресурсов, наличие акционерного и целевого капитала, а также долевой собственности участников объединения. Холдинг может считаться динамически устойчивой интегрированной структурой, если образовательные, обучающие, научные и производственные учреждения и организации, входящие в его состав, остаются самостоятельными и в то же время экономически заинтересованными в таком взаимодействии, которое дает больший экономический, социальный и педагогический результаты по сравнению с их локальным функционированием. Таким образом, экономическая заинтересованность взаимодействия организаций в интегрированной структуре холдинга определяется максимальным, гарантированным доходом каждого юридического лица на длительном отрезке времени.

2. В основе бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений на сметной основе лежит затратная модель, которая не предусматривает извлечение прибыли из учебно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем ИК, как и локальные образовательные структуры, в своей учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности в силу целого ряда причин: ограниченности бюджетных средств, отсутствия лимитированного материальнотехнического обеспечения, наличия свободных площадей различного назначения и т. д. выходит на различные виды рынков для реализации своих товаров, в первую очередь образовательных, и одновременно с целью приобретения необходимых товаров и услуг для обеспечения своей жизнедеятельности, вступая таким образом в рыночные отноше-

ния. В рамках этих отношений «работают» экономические законы: стоимости, конкуренции и монополизма, возрастающих потребностей и т. д. На рынках товаров и услуг преуспевает акторы, которые реализуют стратегию расширения своего сектора регионального рынка образовательных услуг и проникновения на одноименные рынки в других регионах, а продвинутые вузы — и на одноименные мировые рынки. Важно подчеркнуть, что интеграция образовательных структур и диверсификация их деятельности гарантирует более полную реализацию этих стратегий по сравнению с локальными структурами. Естественно, что эти стратегии должны учитывать, а может быть и страховать свои риски, которые фактически отсутствуют в бюджетной модели хозяйственной деятельности.

3. В структуре ИК имеются товаропроизводящие и обеспечивающие подразделения, последние в отличие товаропроизводящих не могут выходить на рынки товаров и услуг, а следовательно, приносить доход: это кадровые, плановые, маркетинговые службы, бухгалтерия и др., однако их работа способствует успешной деятельности товаропроизводящих структур. К последним мы относим подразделения, производящие образовательные услуги, инновационные продукты, товарно-материальные ценности, а также внутрисистемные платные услуги торгово-бытового назначения для студентов и преподавателей (кафе, столовые, учебные гостиницы и др.).

Классификация подразделений ИК на товаропроизводящие и обеспечивающие дает возможность наладить более глубокую взаимосвязь (интеграцию) указанных подразделений на плановой основе, а следовательно, позволит товаропроизводящим структурам быть информационно вооруженными и платежеспособными потребителями товаров и услуг, а также информационно вооруженными продавцами «своих» товаров и услуг.

4. Поскольку товаропроизводящие подразделения, входящие в состав ИК, в боль-

шинстве случаев реализуя «свой» товар, не имеют своих расчетных счетов и даже субсчетов, то возникает необходимость создания в рамках ИК механизмов материальной заинтересованности трудовых коллективов в их производстве и реализации путем участия в распределении общих доходов ИК. Их доля в общих доходах, по нашему мнению, в рамках внутренней хозрасчетной модели должна составлять не менее 35—40%. При этом не должны быть обойдены и обеспечивающие подразделения ИК, структура и порядок распределения доходов ИК должны быть зафиксированы во внутренних правовых документах.

5. В рамках ИК целесообразно сохранить отраслевую специализацию образовательных и обучающих структур вне зависимости от конъюнктуры рынка образовательных услуг. Вместе с тем при наличии свободных площадей их целесообразно использовать в первую очередь для основной деятельности ИК, организовывая подготовку кадров для инфраструктуры соответствующей отрасли, что позволит увеличить масштабы оказания профессиональных образовательных услуг и внебюджетные доходы комплекса.

6. При формировании внутрисистемных моделей ОЭМУИК следует исходить из положения, согласно которому экономические методы управления в сочетании с административными и социально-психологическими являются самым действенным для получения конечных результатов работы товаропроизводящих и обеспечивающих структур, входящих в состав комплекса и, как следствие этого, роста конкурентоспособности и имиджа ИК. К основным моделям ОЭМУИК мы относим бюджетно-рыночную модель полного или частичного хозрасчета товаропроизводящих структур, модель индивидуальной трудовой деятельности, внутрисистемную нормативную модель и модель активизации научно-инновационной деятельности ИК. Бюджетно-рыночная модель «работает» преимущественно в государственных образовательных учреждениях, хотя Закон РФ

«Об образовании» не исключает негосударственные ОУ из бюджетного финансирования. Одновременно этот закон, также как и Закон «О высшем и послевузовском образовании», позволяет оказывать платные образовательные услуги и осуществлять другие виды предпринимательской деятельности, а следовательно, вступать в рыночные отношения. Поэтому термин «бюджетно-рыночная модель» учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности соответствует объективным процессам, происходящим в системе общего и профессионального образования. Государство не может отказаться от поддержки образования, оно лишь может снять с себя обязательства по гарантированной поддержке на сметной основе всех государственных образовательных учреждений, вводя институт автономных учреждений и государственное задание на подготовку специалистов.

Что касается внутрифирменной нормативной модели, то она предполагает возмещение затрат товаропроизводящих подразделений ИК строго по утвержденным нормативам. Создание системы материальных и трудовых нормативов позволяет повысит качество разработки текущих и перспективных планов развития ИК, более эффективно использовать ресурсный потенциал комплекса. Нормативная модель включает в себя и нормативы, утвержденные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Важное значение приобретает разработка модели активизации научно-инновационной деятельности. Эта модель должна учитывать следующие факторы:

• наращивание интеллектуального потенциала ИК;

• внедрение интрапренерства для ведущих ученых ИК, имеющих свои научные школы и инновационные разработки;

• создание венчурных структур, работающих по доверенности ректора или директора;

• использование бенчмаркинга;

• создание информационных моделей по разработке и внедрению инноваций;

• привлечение студентов, способных к научно-исследовательской деятельности.

7. Особые экономико-правовые отношения в рамках ИК должны быть выстроены для специалистов, способных производить инновационный продукт в таких областях жизнедеятельности комплекса, как: педагогика, экономика, управление, технические средства обучения и информационное обеспечение. Нам представляется, что для таких работников категория наемного труда должна быть трансформирована в категорию индивидуальной трудовой деятельности, осуществляемой по поручению ректора или директора ИК. Такой шаг позволит, во-первых, сохранить и нарастить инновационный потенциал комплекса; во-вторых, увеличить долю интеллектуального капитала в составе нематериальных активов ИК и, как следствие этого, повысить конкурентоспособность комплекса, включая расширение своего отраслевого сектора на региональном рынке товаров и услуг и проникновение на аналогичные рынки в других регионах страны.

8. Особое внимание при формировании ОЭМИК следует уделить организации внутреннего правового поля, заключающейся в создании регламента взаимодействия между входящими в интегрированную структуру предприятиями и организациями. В этой связи целесообразно применение модели, позволяющей создать внутри интегрированной структуры ква-зирыночную среду. Поскольку доходы и расходы подразделений, входящих в интегрированную структуру формируются в процессе обмена ресурсами и продуктами, представляющем собой систему сделок, правила заключения и реализации которых определяются внутрикорпоративными нормативными документами, то для того, чтобы активизировать внутренний рынок созданной интегрированной структуры, недостаточно задействовать экономические регуляторы (обязательные задания, внутренние цены,

Министерство образования и науки РФ

ы

Комитет по образованию СПб

Рынок образовательных услуг

я

о

П)

е

5

Я

»2

Я

Потенциальные потребители образовательных услуг по профессиям колледжа

Потребители квалифицированной рабочей силы — работодатели предприятий морского флота 4

Ы Я о ХЗ

Прием

учащихся

1 г

о

п>

Я

о

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство морского флота. Агентства по морскому и речному флоту

Международные стандарты по подготовке специалистов морского флота

Аттестация, аккредитация, лицензирование программ обучения. Государственные стандарты начального и среднего профессионального образования

Сроки

обучения

Санкт-Петербургский морской

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Контингент

обучающихся

Отсев

А.

Учебный процесс —;---------------

Организационно - Материально-техническое Кадровое обеспечение

методическое обеспечение обеспечение Финансовое обеспечение

Примечание: ГОУ — государственное образовательное учреждение; АОУ — автономное образовательное учреждение

Экономический механизм

Инвестиции Фонды развития Тарифы и налоги Кредиты

Внутресетевая структура управления колледжем и качество подготовки специалистов по ИСО-9001/2000

Рис. 1. Структурная модель функционирования Санкт-Петербургского морского технического колледжа и его взаимодействия с внешней средой

Инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления

плату за ресурсы, рентные платежи, дотации и компенсации) — необходимо также создать регламент взаимодействия относительно самостоятельных подразделений и их взаимоотношений с нею самой, т. е. организовать внутрикорпоративное правовое поле. В укрупненном плане речь должна вестись о формировании субъектов и объектов внутреннего права, механизмов возникновения и прекращения прав и обязательств сторон, а также систем взаимной ответственности за конечные результаты работы ИК.

9. В рамках построения ОЭМИК контроль и учет являются завершающей стадией процесса управления комплексом. Основой для реализации этого процесса является оперативный учет результатов деятельности подразделений, входящих в состав ИК. Своевременный, полный и точный учет позволяет не только вести контроль, но и оперативно регулировать сам ход выполнения всей совокупности работ, связанных с созданием, функционированием и развитием ИК. Основной задачей оперативного учета является получение информации о результатах работы в подразделениях ИК в целях использования ее для контроля и регулирования текущего хода работ различного назначения, включая НИД и активизацию использования ресурсного потенциала. Реализация данной задачи при условии своевременности поступления, полноты и достоверности учитываемой информации может быть осуществлена за счет создания комплексной автоматизированной системы оперативного учета в ИК.

Данная система должна отвечать следующим требованиям: обладать высокой оперативностью по сбору и обработке ин-

формации; исключать дублирование в работе каждого подразделения ИК; обеспечить предварительную обработку информации в пунктах ее сбора для целей использования результатов обработки на местах ее возникновения; исключить передачу в ВЦ ИК избыточной информации; обеспечить возможность синтезирования полученной информации в необходимых для управления разрезах: исключить или свести к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации; быть экономически эффективной в сравнении с действующей системой оперативного учета.

Реализация данных требований возможна при условии насыщения всех подразделений ИК современными средствами периферийной и другой оргтехники, обеспечивающими максимально возможную механизацию и автоматизацию процессов регистрации, предварительной обработки и передачи информации в ВЦ. При этом весьма важным условием является строго обоснованный выбор периферийных устройств с точки зрения их технических возможностей, надежности и способности обеспечить выполнение указанных требований системы оперативного учета. Повседневно выполняемые управленческим персоналом функции по оперативному учету, контролю и анализу хода учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности в ИК являются основой для выработки вариантов регулирующих воздействий на ход выполнения стратегического плана развития комплекса.

Ниже приводится модель организационно-экономического механизма управления Санкт-Петербургским морским техническим колледжем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернар И., Копли Ж. Толковый экономический словарь. — М., 1996.

2. Завлин П. Н, Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. — СПб.: Бизнес-пресс, 2003.

3. Лукин Г. И. Очерки по экономике, инновациям и прогнозированию. — ИУО РАО , 2005.

4. Управление инновациями. — М.: Высшая школа. — Т. 1.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.