Научная статья на тему 'Инновационный город в инновационной экономике'

Инновационный город в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
481
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / РАЗВИТИЕ ГОРОДА / DEVELOPMENT OF THE CITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ГОРОД / INNOVATIVE CITY / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД / CREATIVE CITY / ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ ГОРОД / УЧАЩИЙСЯ ГОРОД / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕГИОН / INNOVATIVE REGION / ENTERPRISE CITY / STUDYING CITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шромник Анджей

В статье автор представил свою концепцию инновационных превращений в развитии городов, сравнивая такие понятия, как традиционный город, предприимчивый город, учащийся город, креативный город и инновационный город. Процесс развития города объясняется как циклические перемены в форме спирали. Показаны условия влияния инновационного города на развитие окружающего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents his concept of innovative changes in the development of cities by comparing such notions as traditional city, enterprise city, studying city, creative city and innovative city. The process of the city development is shown as cyclic transformations in the form of the spiral. The article demonstrates the impact of the innovative city on the development of the adjoining region.

Текст научной работы на тему «Инновационный город в инновационной экономике»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Д-р экон. наук А. Шромник

ИННОВАЦИОННЫЙ ГОРОД В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье автор представил свою концепцию инновационных превращений в развитии городов, сравнивая такие понятия, как традиционный город, предприимчивый город, учащийся город, креативный город и инновационный город. Процесс развития города объясняется как циклические перемены в форме спирали. Показаны условия влияния инновационного города на развитие окружающего региона.

Ключевые слова и словосочетания: город, развитие города, инновационный город, креативный город, предприимчивый город, учащийся город, инновационный регион.

Фазы эволюции города

Статус инновационного города как целевого направления его эволюции и преобразований, несомненно, является особым статусом, отличающим его среди других городов, и званием, символизирующим престиж и признание. Чтобы его достичь, необходимо не только иметь в распоряжении необходимый исходный вклад, но и последовательно внедрять промежуточные стратегии, сориентированные на пошаговые (поэтапные) достижения конечной цели. Ведь статус инновационного города не достигается путем одноразовых действий, он также не является всего лишь выражением завышенных амбиций локальной муниципальной среды.

Согласно определению, город не может быть инновационным изначально, а может стать им в результате многолетней реализации частичных стратегий, позволяющих создать основы для нового инновационного города, в том числе соответствующие учреждения, процедуры (системы) и креативный класс. Выполняя некоторую модификацию представленных условий преобразования города в инновационный, можно в этом отношении принять альтернативную формуле 3T (R. Florida) формулу 3I, т. е. интеллект - институции (учреждения) - инфраструктура. Этот принцип выражает тезис, что город может стать центром инновационности при условии наличия интеллектуальных ресурсов, учреждений, адекватных целям, а также современной инфраструктуры в широком смысле этого слова. Только в таких центрах может функционировать «машина, создающая новинки», специфический механизм, вовлекающий идею, людей и средства, который можно отобразить в виде замкнутого цикла: новые потребности, новые идеи, новые технологии, новые продукты и новые ощущения. Благодаря такой взаимозависимости происходит постепенное преобразование населенных пунктов, их структурная и функциональная модернизация, ведущая к изменению характера города и его основной ориентации.

Долгосрочный цикл развития города, стимулируемый постоянно изменяющимися потребностями жителей и различными их требованиями в сфере удовлетворения этих потребностей, состоит из пяти этапов, каждый из кото-

рых выражает соответствующую стадию преобразований. Таким образом, в предлагаемой модели цикла можно выделить следующие этапы эволюции города: традиционный, предприимчивый, учащийся, креативный, инновационный.

Инновационный, циклический процесс изменения города в качестве исходной точки принимает такую систему функциональных и структурных условий, которые определены как традиционный город. Эта общественно-урбанистическая структура внутренне относительно уравновешена, в удовлетворительной степени отвечает потребностям жителей, развивается линейно в непрерывном, но медленном темпе на основе традиционных собственных ресурсов, периодически обогащаемых внутренними инвестициями. Такой город является стабильной многофункциональной системой, управляемой элитой власти и группой предпринимателей с ограниченными собственными амбициями, умеренными и осторожными картинами развития. Город функционирует и развивается в традиционном направлении, в умеренном темпе, стабильно эксплуатируя имеющиеся ресурсы факторов развития. Довольные жители положительно оценивают муниципальные власти, гарантирующие существующее положение вещей.

Признаки изменений города

Традиционный город - это совсем не отсталый город, приходящий в упадок. Это стабильная единица, немного вялая в своем развитии. Можно утверждать, что традиционный город - это город удовлетворенных жителей, стандартных учреждений, повторяемых инфраструктурных решений и довольных собою властей.

Совершенно иным городским организмом является предприимчивый город. Это активный населенный пункт, пребывающий в поиске новых возможностей развития, в котором ведущая социальная группа - это предприниматели. Предприимчивость - основной атрибут и критерий оценки общественных и профессиональных карьер. Жители, поддерживаемые муниципальными властями и неправительственными учреждениями, проявляют отличительную общественную и деловую инициативу. Возникают новые компании, назначаются организации хозяйственного самоуправления, экономические клубы, ассоциации и ремесленные цехи. Создаются новые рабочие места в секторе малого и среднего бизнеса, который поглощает новичков на рынке труда. Культивируемой и поддерживаемой общественной ценностью является индивидуальная инициатива и связанная с нею предприимчивость, а также работа и вовлеченность в пользу семьи, группы людей, берущих дела в свои руки, замечающих проблемы и умеющих найти соответствующие решения. Предприимчивый город - это город развития и город, развивающийся, благодаря работе, изобретательности, а также собственным, нередко ограниченным внутренним ресурсам.

Предприимчивые города, города, ищущие свой шанс, как правило, по исчерпании собственных ресурсов знаний и навыков стремятся получить новые ресурсы путем укрепления научно-образовательного и исследовательского сектора. Благодаря количественному и качественному возрастанию числа школ и вузов, научно-исследовательских центров, лабораторий и центров ис-

пытания и внедрения растет число студентов, преподавателей вузов и исследователей, а ведущим сектором является наука. Учащийся город - это центр, ориентирующийся на подготовку новых, высококвалифицированных специалистов, это концентрация умов и идей. Наука и образование - это высшие ценности. Муниципальные власти создают условия для работы научно-исследовательских центров и трудоустройства лучших специалистов. Наука и потребность повышения собственной квалификации касаются общественности, всех жителей города - молодежи, работающих людей, а также лиц пенсионного возраста. Город развивается и обогащается за счет научно-исследовательских инвестиций, расширенных университетов, притока способных и смелых людей.

Отличающиеся образовательные и научно-исследовательские учреждения городов, многочисленные центры изобретательности и внедрений, центры поддержки и популяризации исследований могут существовать благодаря накопленным ресурсам креативного класса - людей науки, творцов, артистов, но также предпринимателей и менеджеров, журналистов и представителей других свободных профессий. Учащийся город трансформируется в креативный, в центр развития научно-технической мысли, новых технологических решений, использования новых источников энергии, а также сырья. Креативный город - это креативные жители, креативные органы власти и креативные учреждения, в том числе предприятия. В городе регистрируются многочисленные фирмы из области новых передовых технологий - экспериментирующие и испытывающие новые производственные методы и продукты, новые организационные концепции и рецептуры. Креативности и креативному мышлению способствуют сформированные на протяжении лет ресурсы знаний - образованные, прогрессивные и активные жители, поддерживаемые местными властями, общественной и политической средой, а также СМИ.

Представленный циклический процесс развития городов за счет их ориентации на прогресс, науку, знания и индивидуальную предприимчивость жителей в конечном результате формирует новый образец города - инновационный. Могут ли инновационные города сохранить свой статус навсегда? Нет, потому что в конкурентной среде сети отечественных и зарубежных городов имеет место непрерывное соперничество за доступ к главным факторам развития, за постоянное привлечение новых ученых и изобретателей, за расположение офисов наиболее известных мировых компаний, которые приведут к дальнейшему, вторичному притоку новых специалистов и технологий, нового сырья и новых продуктов. В мире глобальной конкуренции города следуют собственным сценариям развития на проверенных стратегиях успеха ведущих инновационных городов. Многие инновационные города будут вытеснены новыми городскими центрами, которые более эффективно будут формировать собственный креативный класс и условия инновационного развития. Прежние инновационные города трансформируются в традиционные города нового поколения, постепенно теряя собственные ресурсы развития в пользу более динамичных и креативных городов уже в новой действительности.

Таким образом, цикл инновационных преобразований городов замыкается. Новый инновационный город продолжает искать свои шансы или же остается в группе развитых городов, бывших лидеров, предлагающих жителям и

внешним субъектам уже традиционный в новой действительности пакет преимуществ. Это не значит, что он не сделает новый прыжок в развитии, не мобилизует жителей и учреждения, чтобы в новых, более конкурентных условиях проявить инициативу нового качества, еще большую предприимчивость и инновационность.

Инновационный город в инновационном регионе

Инновационный цикл преобразования города, предполагающий его положительные изменения в области предприимчивости и индивидуальной находчивости жителей, деловой среды и муниципальных органов власти, ведущие к генерированию новых идей, моделей поведения и систем ценностей, а также методов, рецептов и производственных технологий, не происходит в условиях города, изолированного от окружения или закрытого границами. Ведь процесс развития городов предполагает активное формирование внутренних ресурсов факторов, нацеленных на развитие, а также их широкое привлечение из внешней среды - получение их из других населенных пунктов региона, макрорегиона и страны. Взаимодействие с другими городами и сельскими населенными пунктами стимулирует поток людей, материальных благ, информации и финансовых средств, образуя сеть связей, влияния и кооперации. Влияние инновационного города на региональную окружающую среду и идентификация его форм и результатов требуют принятия следующих предварительных предпосылок:

- город является открытой общественной урбанистической системой;

- города не организуют собственные границы;

- город не может функционировать в условиях изоляции;

- городу для его развития необходимы внешние факторы;

- город борется за доступ к дефицитным факторам развития, но также сотрудничает с теми, у кого имеется избыток этих факторов;

- город «экспортирует» свои продукты - идеи, знания, людей, технологии и продукты;

- город и его концепции развития являются объектом подражания со стороны других населенных пунктов.

Широкие связи городов с окружающей их сетью населенных пунктов в форме двусторонних информационных и снабженческих потоков приводят к перемещению инновационных организационных, инфраструктурных, технологических или продуктных решений в другие города, деревни и населенные пункты, нередко даже за пределы страны. Таким образом, инновации, разработанные в одном городском центре, ведущем в этом аспекте, перенимаются другими, внедряются и успешно используются, способствуя развитию других городов и регионов.

Пространственное взаимопроникновение инноваций, их распространение в масштабах страны и за рубежом является важным фактором развития соседних центров, регионов и стран. То есть имеет место специфический ци-вилизационно-культурный обмен между городскими центрами, регионами и странами, с одной стороны, а с другой - их возвратное финансовое, материальное и интеллектуальное снабжение, существенно влияющее на преобразо-

вания этих территориальных единиц, на их модернизацию, расширение и обогащение.

Инновационный город, его сила влияния на динамику развития других городов и регионов согласно закону диффузии информации зависит от расстояния между соответствующими городами, эффективности сети сообщения и взаимной коммуникации, интенсивности связи - популяризации инновационных проектов и решений, а также их общественного и коммерческого масштаба (веса, значения). Несомненно, достижениями инновационных городов в наибольшей степени пользуются близлежащие города и регион месторасположения данного города. Их жители непосредственно принимают участие в процессе создания организационно-технологических решений, их внедрения и эксплуатации.

Таким образом, путем участия и непосредственного вовлечения они не только наблюдают, но также обучаются инновационности - инновационному подходу, мышлению, проектированию. С такой подготовкой они могут успешно перенимать новые концепции и проекты, внедряя их в собственной среде, развивая и совершенствуя их.

Инновационный город способствует развитию и научно-техническому прогрессу других городов и всего региона. Вся сеть населенных пунктов подлежит динамичным преобразованиям, основанным на предприимчивости, обучении, креативности и инновационности.

В заключение следует подчеркнуть, что развитие главных городов, городов со статусом инновационных центров не противоречит развитию соседствующих городов, потому что все единицы являются составляющими регионального механизма созидания, а также передачи инноваций в качестве кооперирующего элемента, открытой системы заселенных территорий.

Список литературы

1. Czy miasto jest organizaj przedsi^biorcz^? Rozmowa z dr. A. Kajumulo Tibaijuka // Kwartalnik Nauk o Przedsi^biorstw. - 2010. - N 2.

2. Fazlagic J. A. Pomiar kapitalu intelektualnego miasta // Problemy Jakosci.

- 2008. - N 5.

3. Florida R. Narodziny klasy kreatywnej, Narodowe Centrum Kultury. -Warszawa, 2010.

4. Karwowski M. Klimat dla kreatywnosci. Koncepcje, Metody, Badania. -Warszawa, 2009.

5. Kozlowski J. Tworczosc, innowacje, badania i polityka: kilka slow o wzajemnym zwi^zku poj^c, [w:] Innowacyjne zarz^dzanie w polskiej oswiacie, Fundacja Rozwoju Systemu Edukacji. - Warszawa, 2009.

6. Szepelska A. Kapital ludzki a rozwoj regionalny // Samorz^d Terytorialny.

- 2011. - N 12.

7. Szromnik A. Pozycjonowanie jako podstawa strategii marketingowej miast i regionow // Samorz^d Terytorialny. - 2011. - N 7-8.

8. Szromnik A. Regiony wiedzy - marketingowa koncepcja mi^dzyregionalnych przeplywow wiedzy jako wspolczesnego czynnika rozwojowego // Samorz^d Terytorialny. - 2010. - N 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.