Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОДЕЖДЫ И ИНДУСТРИИ МОДЫ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОДЕЖДЫ И ИНДУСТРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
328
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ МОДЫ / МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЫ ОДЕЖДЫ / ТЕКСТУРА / МУЛЬТИТКАНЕВАЯ МЕХОВАЯ МОДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / СМЕШАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТИЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ / СИМВОЛИКА / ТРАДИЦИЯ / НОВАТОРСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пэн Тао Ян, Чёрная З.Ю.

В настоящее время в китайской модной индустрии наиболее оптимальным представляется способ смешивания меха и различных материалов, который основан на технологии практического и эстетического сочетания меха животных с ткаными, трикотажными, кожаными и другими фактурными материалами, с целью подчеркнуть преимущества каждого, не нарушая общую композицию и смысловую символику образа. В креативном дизайнерском сообществе утверждается концептуальная идея, согласно которой развитие и популяризация мультикультурного многокомпонентного мехового дизайна - это, во-первых, инновационное и перспективное направление в легкой промышленности КНР, современной индустрии костюма и моды. Во-вторых, оно имеет важное значение для утверждения новых подходов в понимании культуры одежды; по всей видимости, можно говорить о постепенном переходе к новой философии и психологии одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пэн Тао Ян, Чёрная З.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DESIGN IN CHINESE CLOTHING CULTURE AND FASHION INDUSTRY

Currently, in the Chinese fashion industry, the most optimal way is to mix fur and various materials, which is based on the technology of practical and aesthetic combination of animal fur with woven, knitted, leather and other textured materials, in order to emphasize the advantages of each, without violating the overall composition and semantic symbolism of the image. In the creative design community, the conceptual idea is approved, according to which the development and popularization of multicultural multicomponent fur design is, first, an innovative and promising direction in the light industry of the People's Republic of China, the modern industry of costume and fashion. Secondly, it is important for the adoption of new approaches to the understanding of the culture of clothing; apparently, we can talk about a gradual transition to a new philosophy and psychology of clothing.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОДЕЖДЫ И ИНДУСТРИИ МОДЫ»

УДК 1 (075.8)

ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОДЕЖДЫ И ИНДУСТРИИ МОДЫ

З.Ю. Чёрная, Ян Пэн Тао

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: zlatalife@yandex.ru e-mail: 307745429@qq.com

В настоящее время в китайской модной индустрии наиболее оптимальным представляется способ смешивания меха и различных материалов, который основан на технологии практического и эстетического сочетания меха животных с ткаными, трикотажными, кожаными и другими фактурными материалами, с целью подчеркнуть преимущества каждого, не нарушая общую композицию и смысловую символику образа. В креативном дизайнерском сообществе утверждается концептуальная идея, согласно которой развитие и популяризация мультикультурного многокомпонентного мехового дизайна - это, во-первых, инновационное и перспективное направление в легкой промышленности КНР, современной индустрии костюма и моды. Во-вторых, оно имеет важное значение для утверждения новых подходов в понимании культуры одежды; по всей видимости, можно говорить о постепенном переходе к новой философии и психологии одежды.

Ключевые слова: индустрия моды, мультифункциональность, материалы одежды, текстура, мультитканевая меховая мода, инновационный дизайн, смешанные технологии, стилевые решения, символика, традиция, новаторство, технологическая модель.

Прежде всего, обозначим ключевой тезис наших рассуждений на заявленную тематику и отметим, что современные китайские дизайнеры одежды, используя «смешанный язык» в области новых технологий, активно и достаточно смело вводят новшества и работают с уникальными концептуальными решениями своей отрасли.

Это означает, что они находятся в поиске тех или иных художественных «точек опоры», вырабатывают свое индивидуальное и

*

Данная проблематика рассматривалась нами в более ранних публикациях. См.: Ян Пэн Тао. Эволюция, смысловая символика и мультифункциональнсоть меха как феномена культуры в контексте межнациональных традиций // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. Выпуск 1 (25) 2020. Белгород, 2020. С. 66-74; Ян Пэн Тао. Традиционная инновационная символика дизайна и моды в юаньском тканевом паттере китайских провинций: философско-культурологическая реконструкция // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. Выпуск 2 (26) 2020. Белгород, 2020. С. 26-34 и др.

креативное понимание и толкование современной мультитканевой меховой моды в достаточно демократичном ее выражении. Так, например, разрабатывается инновационный дизайн контуров и структур предметов одежды, подчеркивая таким образом красоту меха и смешивание разных материалов, актуальных в современной индустрии моды. Можно предположить, что в современной китайской культуре одежды складывается и формируется инновационная дизайнерская технологическая модель, которая, так или иначе, способствует размыванию условностей, делая человека более свободным от жестких рамочных ограничений (разумеется, в разумных и приемлемых пределах. И не входя в противоречие с духовными приоритетами и национальными жизненными принципами и ценностями «китайского человека»). И это не случайно: в силу ряда факторов (дороговизна, высокая себестоимость, натуральный животного меха, а также в связи с биоэтическими принципами, экологической проблематикой) в китайской модной индустрии активизируются поиски новых доминантных путей в развитии современной культуры одежды. Они направленны на оптимизацию приоритетного использования естественных традиционных материалов одежды. В известной мере - эта задача современного дизайна, равно как и проблемная зона мехового промышленного производства.

Однако же смешивание меховых материалов с трикотажными материалами плетение, вставки и сшивание и пр.) осложняется структурой меха, который не столь эластичен, нежели трикотажный материал, поэтому сшивание неэластичного меха более ограничено, а область сшивания нередко очень мала, и мех может быть украшением отдельных элементов костюма (одежды). Например, чаще всего мех украшает собой воротник, манжеты карманы, пояс, может быть подолом вязаной одежды, то есть имеет широкие области применения, подчеркивая «собой» элегантность костюма и его эстетику). Обратим внимание, что данная технология все активнее используется в соответствии с дизайнерскими потребностями и целевыми стилевыми задачами создаваемого костюмного образа, за счет чего достигается сохранность и идентичность первоначальной текстуры мехового материала. В этой связи особо вычленяется значение и инновационность технологии сочетания и смешивания тканей, применение меха и мульти-материала [10; 11; 12].

Согласно истории древней китайской одежды, основные виды современных китайских меховых материалов одежды, их видовое разнообразие, условно подразделяются на две категории: длинные волосы и короткие волосы. 1. Категории длинных волос: а) кожа лисы: мех лисы - это высококачественный мех; б) замша: - это шерсть среднего и низкого качества, удобна для украшения повседневной одежды; в) овчина: овечья шкура, мех с красивым внешним видом и упругостью; применяется для зимней одежды и местного убранства. 2. Категории волос короткого типа представлены: а) замшей - мех скорпионозамша -это высококачественный тонкий гладкий мех; кроличий мягкий пушной мех с широким спектром применения /рексовая порода кролика/; в) кожей лошади: кожа лошади - редкий мех с короткими волосами и хорошим блеском. Обычно используется в местной отделке одежды и украшения сумок, изделий кустарного промысла, кожаной обуви, пальто и шапок. Кроме того, эта тенденция положительно влияет на динамику снижения финансовых и трудовых затрат: использование искусственного материала благоприятно для ценовой политики: ведет к тенденции снижения стоимости на меховые изделия, а значит, расширяет объемы покупок меховой продукции и т.д.

В контексте наших рассуждений заметим, что сегодня в научном дизайнерском сообществе КНР (особенно в ряду молодых креативных участников коммуникации) активно ведется работа над формированием и систематизацией полной источниковедческой базы по исторической реконструкции древних и современных материалов одежды, ее эволюции и современной трансформации. Особые усилия направлены на активизацию полевых исследований в китайских провинциях, изучение древних памятников, сохранивших традиционную китайскую символику, на интерпретацию знаков и символов национального костюма. В частности, отметим наш личный вклад в данном направлении. Ученые занимаются аналитической обработкой материалов, отражающих генезис и основные этапы формирования системы ранней китайской костюмной традиции, «генетически» связанной с системными основаниями китайской ритуальной культуры [1, с. 47-48; 4].

Примечательно, что весьма значительная доля теоретических исследований китайских ученых сосредоточена на технологии производства, маркетинге и тенденциях развития меховой одежды. Среди

них: Дэн Хунтао, Университет Сучжоу (КНР) «Анализ и исследование по применению меховой одежды и технологий отделки в районе Цзясин» (сравнительный анализ развития технологии меховой одежды в стране и за рубежом); Ван Зонюй, Чжан Хеченг (КНР) «Дизайн и инновация кожи и меховой одежды» (исследуются методы трансформации меховых материалов, методы сращивания меховых и кожаных материалов); Дуань Яньфан, Технологический университет Тяньцзиня (КНР) «Исследование применения технологий сращивания в дизайне меховой одежды» (рассматривается технология сращивания меховых материалов, проектирование инновационного применения меховых и гибридных мультиматериалов) и пр.

Также проводится систематизация и синтезирование источников культурологической информации об одежде из древних книг в сочетании со сведениями исторических реликвий, поскольку это позволяет получить цельное представление китайской культуре одежды как культурно - историческом феномене: это достаточно широкие сведения, включающие многие параметры (социальная система и иерархия, характеристики, образы и образцы одежды, материалы и цветовая гамма, символика /семиотика/ и дизайн, древние методы, методики и технологии ее обработки и изготовления, а так же мастерские и пр.) [2, с. 119]. Все это, несомненно, очень продуктивно для реконструкции исторического генезиса китайской культуры одежды и костюмной моды. Одновременно исследователями, специалистами в области дизайна, истории моды осуществляется анализ концептуальных культурных факторов, связанных с изучением методов западного деконструктивного дизайна, что усиливает визуализацию художественных символов, позволяя глубже понять новое направление модернизации и трансформации традиционного костюмного дизайна на сегодняшнем этапе [3; 4]. (Включая возможности и перспективы интегрирования дизайнерских и технологических инноваций в современное промышленное производство одежды и индустрию моды). Хотя, надо сказать, эти процессы идут достаточно осторожно.

В данной связи проявляются некоторые проблемные аспекты, связанные, в частности, с освоением креативных конкурентных площадок, изучением потребительского рынка спроса и предложения китайским дизайнерским сообществом. Прежде всего той его частью,

которая занимает позицию актуального присутствия элементов культуры древней китайской одежды в современной модной индустрии, сочетания национального костюма с современными тенденциями на рынке моды, возможность позитивной конкурентоспособности китайского производства традиционной одежды с известными мировыми брендами (включая в том числе, символику и дизайнерскую специфику и пр.) [2; 6; 8; 9]. Мы со своей стороны, склонны разделять данную тенденцию.

Отчасти обозначенные нами тенденции смягчают демаркационные линии между меховыми и многокомпонентными, натуральными и синтетическими (в значении смешанности) материалами, подчеркивая тем самым актуальность мультифункциональных дизайнерских технологий и повышение спроса на новые стилевые решения. В определенной мере они способствуют плавному отходу от прежней концепции традиционной меховой одежды, наполняют ее новым смысловым контекстом. Одновременно формируется новый, более молодой, модный и разнообразный по текстуре образ, поскольку взамен прежней концепции потребителю предлагаются нестандартные и не столь «консервативные», но достаточно конструктивные решения в сфере одежды и индустрии моды. Все это само по себе имеет позитивное значение и, на наш взгляд, может только приветствоваться. При этом важно подчеркнуть, что аксиологические доминанты древнекитайской национальной культуры одежды остаются приоритетными в концепции сегодняшней модной индустрии, модельно бизнесе, развиваясь в направлении сочетания традиции и новаторства, стремления к соблюдению биоэтических принципов современного «мехового потребления», включая трендовую «меховую моду».

Список литературы

1. Ван, Вэй. Тайны живописи / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. Москва.: «Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 48-50.

2. Лу, Сюэхай «Методология проектирования систем одежды» Лу Сюэхай, Пекин: Издательство Университета Цинхуа, 2016.

3. Лоу, Цинси Традиционная архитектура Китая / Лоу Цинси ; пер. Чжэн Яохуа. [Пекин] : Межконтинент. изд-во Китая, 2002. 175 с.

4. Рахманин, О. Из китайских блокнотов. О культуре, традициях, обычаях Китая. Москва: Наука. 1984. 120 с.

5. Цзин, Хао. Ода о том, как рисовать горы и воды / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. Москва: Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 50-54.

6. Цао, Чжао. Основы оценки древностей / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. Москва, 2004. С. 331 342.

7. Цзян, Ци. Рецепт портрета / пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин. Китайское искусство. Москва, 2004. С. 311 - 329.

8. Чжан, Янь-юань. Записки о прославленных художниках разных эпох / Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. Москва,1975. С. 335-339.

9. Чжу, Цзин-сюань. Записи о прославленных художниках династии Тан / Пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. Москва, 2004. С. 382 -406.

10. Ян, Пэн Тао Эволюция, смысловая символика и мультифункциональность меха как феномена культуры в контексте межнациональных традиций // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. - Выпуск 1 (25) 2020.- Белгород, 2020. С. 66-74.

11. Ян, Пэн Тао. Традиционная инновационная символика дизайна и моды в юаньском тканевом паттере китайских провинций: философско-культурологическая реконструкция // Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. - Выпуск 2 (26) 2020.- Белгород, 2020. С. 26-34.

12. Ян, Ян. Образцы одежды и декора национальных меньшинств Китая. Пекин, 1994. 268 с.

INNOVATIVE DESIGN IN CHINESE CLOTHING CULTURE AND FASHION INDUSTRY

Z.IU. Chernaia1), Yang Pengtao2)

1,2) Belgorod State Institute of Arts and Culture

1)e-mail: zlatalife@yandex.ru

2)e-mail: 307745429@qq.com

Currently, in the Chinese fashion industry, the most optimal way is to mix fur and various materials, which is based on the technology of practical and aesthetic combination of animal fur with woven, knitted, leather and other textured materials, in order to emphasize the advantages of each, without violating the overall composition and semantic symbolism of the image. In the creative design community, the conceptual idea is approved, according to which the development and popularization of multicultural multicomponent fur design is, first, an innovative and promising direction in the light industry of the People's Republic of China, the modern industry of costume and fashion. Secondly, it is important for the adoption of new approaches to the understanding of the culture of clothing; apparently, we can talk about a gradual transition to a new philosophy and psychology of clothing.

Keywords: fashion industry, multifunctionality, clothing materials, texture, multi-fabric fur fashion, innovative design, mixed technologies, style solutions, symbolism, tradition, innovation, technological model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.