УДК 1 (075.8)
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КУЛЬУТРЫ
Ян Пэн Тао (КНР)
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В настоящее время мировые трансформационные процессы в существенной мере затрагивают настоящее и будущее китайской музыкально-образовательной культуры. И, надо сказать, данная проблема обостряется не только ситуативной спецификой на мировом культурном небосклоне. На наш взгляд, ее существо во многом состоит в том, что в условиях сегодняшнего плюралистичного миропорядка проникновение в традиционную китайскую культуру западной музыкальных тенденций с неизбежностью оказывает влияние на изменение репертуара, техники, методов, стиля игры народных инструментов, которые вольно или невольно вынуждены адаптироваться к новым музыкальным тенденциям. И при этом многие музыкальные направления стараются сохранить собственную аутентичность, избежать радикальных трансформаций своих исконных концепт-образов и музыкального стиля.
Ключевые слова: китайская музыкально-образовательная культура, трансформация, идентичность, консервация, культурная политика, музыкальная интеграция, народно-певческое творчество, национальная традиция, европеизация.
Введение
Напомним, что Конфуций, отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен, полагал, что музыкальное воспитание делает людей добрыми и душевными. А правило «воспитание музыкой» вписано золотыми буквами в основные постулаты Кодекса Учителя, которым и сегодня продолжают руководствоваться в своей деятельности китайские музыкальные педагоги, применяя его в качестве важного дидактического пособия. «Выдающаяся функция детского музыкального воспитания, без всякого сомнения, заключается в его художественном содержании. Как уникальное искусство музыка действительно является катализатором эстетического воспитания, она играет огромную роль в формировании художественных способностей детей и прививании им благородных
моральных качеств» [3; 4 и пр.], с чем согласны многие специалисты [6; 7; 8 и пр.].
Объекты и методы исследования
Объектом исследования выступают границы и проблемные зоны, возникающие из отношения к музыке как к духовной и практической ценности, основанной на принципе уважения к древности (конфуцианская парадигма «воспитания музыкой), с одной стороны, и мерой «чужих» заимствований в ходе объективных процессов мировой музыкальной интеграции, порождающих неоднозначное явление -музыкальный технологизм и «гениальную подражательность».
Концептуальным обоснованием проблемного поля статьи составили работы отечественных (китайских) и зарубежных (российских и пр.) исследователей, посвященные: вопросам теории, истории и философии музыки, музыкального искусства и образования, а также музыкально-исполнительской культуры. (Н. Бахтин, Е. Дубровская, М. Красная, Ю. Лотман, Н. Шахназарова по музыке Востока и Запада, музыкально-образовательной типологии и профессиональному обучению и др.); вопросам исследований традиционной художественной, музыкальной культуры (Китая (Н. Абрамова, В. Валицкий, М. Кравцова, В. Малявин, И. Мартынов (Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века), П. Матвеев, Ван Юйхе, Г. Головинский, Вэй Тиигэ и пр. Проблемные аспекты развития музыкальной сферы, эстетики и гармонии музыки, музыкального мастерства и исполнительства, включая трактовка «исполнительской культуры», вопросы структуры (критерии и уровни и принципы построения музыкального творчества и пр.) разработаны в фундаментальных работах крупных мировых теоретиков, музыкальных педагогов (М.И. Бенюмов, Я.И. Мильштейн, китайские авторы (Цио Я-чжон, Лю Цзинь и пр.).
Становление композиторского творчества на севере Китая рассматриваются в работах Сун Жуй Луна. Осуществленный исследователем анализ публикаций в журналах «Рубеж», «Концерты. Музыкальное образование» и в газете «Слово» в 1920-х годах дал возможность выявить факты о деятельности первых на территории северного Китая российских композиторов, которые в числе первых приехали преподавать в музыкальных школах Харбина. Это были Максимилиан Штейнберг (ученик Н. Римского-Корсакова, А. Лядова и А.
Глазунова), который приехал в Харбин из Петербурга в 1921 г. и преподавал основы композиции в первой, только что образованной в Харбине музыкальной школе. Из Московской консерватории приехали Леонид Терехов, который продолжал пропагандировать в Китае школу своего наставника Н. Глиэра и Сергей Аксаков (ученик А. Гречанинова и С. Ляпунова).
В 1924-1925 годах Штейнберг и Терехов преподавали историю музыки и основы композиции в Высшей музыкальной школе им. А. Глазунова (образованной в 1924 г.). Влияние их творчества на композиторскую школу Китая является важным в смысле первых профессиональных зарубежных представителей из Восточной Европы. Надо сказать, что масштабные научные исследования в Китае, где рассматриваются проблемы развития композиторского творчества, появились только в период новейшей истории Китая, главным образом -в период на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Среди них - труды об общих вопросах развития китайского композиторского и исполнительского творчества Бу Ли (2004), Ван Юйхэ (1998), Вэй Тинге (1983), Лю Сяо Лун (2009), Чжан Сяошен (1991). Обзор творчества китайских композиторов в период Новой и Новейшей истории содержится в работе Ван Юйхе (1998). В 1994 г. профессором Шэньянской консерватории Сян Яньеном был создан первый объемный энциклопедический словарь биографий современных китайских композиторов.
Заметим, помимо начала осуществления научной работы в китайских консерваториях, 1950-е годы стали периодом появления первых переводов на китайском языке некоторых основополагающих трудов из различных отраслей музыкального искусства. Важно, что они сопровождались объемными предисловиями китайских ученых, что тоже является весьма ценной информацией. Среди них бесценными стали китайские переводы трудов Франческо Ламперти «Теоретико-практическое руководство пения» и Джованни Ламперти «Искусство пения», в которых были изложены педагогические принципы метода выдающегося итальянского педагога о выработке у певцов произношения, фразировки, правильного расходования дыхания и др; как образец двойного перевода был осуществлен перевод русского издания труда Муцио Клементи «Методика игры на фортепиано» и пр.
Результаты и их обсуждение (экспериментальная часть)
Осуществление исследований и научных разработок по вопросам истории становления, развития и проблемам китайского музыкального искусства в самом Китае началось только после 1949 г. Именно эта дата отмечена началом отсчета триумфального восхождения профессионального исполнительства и композиторского творчества Китая как в национальном, так и в мировом музыкальном искусстве. Китайский музыковед Сюй Бо замечает, что в истории Китая 1949 год знаменует образование Китайской Народной Республики, а в музыкальной истории - начало становления системы национального профессионального образования. Те значительные достижения в музыкальном творчестве, которые были достигнуты китайскими композиторами и исполнителями за период чуть больше чем полвека, подтверждают, сущность музыкальной культуры, особенно народного музыкально-исполнительского творчества, песенной фольклорной традиции в современной китайской идеологии как «инструмента, символизирующего интеллектуальный и практический технологизм самого высокого уровня» [9, с. 58, 64-65].
На наш взгляд, в полной мере этот тезис пролонгируется на культурно-исторический генезис китайской музыкальной китайской системы, начиная с древности и до сегодняшнего дня. Дополнить его уместно, сославшись на рассуждения П.В. Гайдая, который писал о том, что «Оригинальность и самобытность музыки в значительной степени определяются влиянием на становление данной ветви профессионального искусства, с одной стороны, религиозно-философских концепций (прежде всего, конфуцианства и даосизма), с другой - культурных установок народного творчества (праздничных и театральных традиций, песенного и инструментального фольклора)» [2, с. 61]. Собственно, это высказывание послужит основной нитью наших рассуждений, позволяя развернуть опыт философской рефлексии в проблемном ракурсе.
После образования КНР, и, главным образом - образования государственных консерваторий, музыкальных институтов, музыкальных факультетов при университетах началось реформирование системы музыкального образования. В связи с почти полным отсутствием национальных разработок и научных исследований музыкального искусства и ориентируясь на практику соответствующих западных
музыкальных институтов, планирование работы в ВУЗах Китая начало проводиться с учетом осуществления научной работы. Первые исследования были опубликованы лишь в начале 1950-х годов в Шанхае, Тяньцзине и Пекине. Среди них сразу определились основные направления исследований и персоналии первых музыковедов-профессоров Шанхайской консерватории. Так, Янь инь Лю, впервые сосредоточилась на вопросах истории китайской музыки - «Очерки по истории китайской музыки» (Шанхай, 1952) и «История музыки Китая» (Шанхай, 1953) профессору Пекинской центральной консерватории Ма Ке принадлежит работа «Китайская народная песня» об исследованиях традиционного народно-песенного фольклора; Ли Хаунчжи была написана работа «Национализация теории и практики музыки»; перу Хо Лутин принадлежат «Проблемы национальной формы в китайской музыке» (1957) и пр.
Разумеется нельзя утверждать, что перечисленные издания носят комплексный характер, но все они важны как первые исследования, направленные на постижение и обобщение различных явлений на пути становления музыкального профессионализма Китая. Следует также добавить, что практика переводов лучших учебников западных авторов широко распространялось и в последующих, 1960-х годах, причем внимание было сосредоточено на российских изданиях. Так, широкой известностью пользовались труды, переведённые на китайский язык С. Фейнберга «Пианизм как искусство» (Москва, 1963), Г. Нейгауза «Игра наизусть» (1967), Г. Цыпина «Обучение игре на фортепиано» (1965) и Я. Мильштейна «К. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики» (1965). Внимание к исследованиям российских авторов красноречиво говорит об особом почитании русского исполнительского искусства, ставшей приоритетной для определения дальнейших путей развития музыкальной педагогики Китая.
Во взаимодействии народного песенного творчества с философско-религиозными тенденциями Китая среди прочих выделяется конфуцианское учение и даосизм, которые проявились как в постулировании традиционных ценностей, так и в запрете нарушения существующих традиций, в соблюдении эталонов и отрицании развития собственного стиля, в соблюдении умеренности в проявлении желаний и страстей. Эти утверждения и требования проявляются в «аллегорическом
зашифровывании текстов, в склонности к недосказанности и незаконченности, символизирующих безостановочность жизни, в созерцательности картин природы и очаровании природой, как попытке зафиксировать неуловимость мгновения, в уважительном отношении к семье, как сердцу общества, в принципе не категоричности - мир в своей неизменности вмещает у себя все, ничего не отрицая и не исключая» [2]. При этом очевидна многосложносложность музыкальной китайской культуры, которая, наряду с музыкой, сочетает в себе религию, философию и мораль. То есть, мы видим, что, по сути, налицо стремление гармонично вписаться в «новый мир», не утеряв при этом своего национального облика.
Важно подчеркнуть, что сегодня в стратегии культурной индустрии, провозглашенной на одном из последних пленумов компартии Китая, первостепенная роль отводится национальной идее -воспитание музыкой, укрепляющей духовную мощь государства. А сама народная музыка как художественное явление, истоками восходящее к древнейшим образцам и обрядовым сакральным мистериям, декларируется в качестве самодостаточного и значительного явления в мировой музыкальной культуре Китая. Она на полном основании выступает действенным механизмом образования и воспитания. По сути, политика культурной индустрии - это концепция наращивания «мягкой силы государства» была сформулирована Ху Цзиньтао (ноябрь 2006), в которой именно культура вошла в число инструментов, с помощью которых можно укреплять «мягкую силу» страны, а основной вектор ее развития - это придание нового блеска национальной культуре, повышение ее международной престижности [Сум Бэр, 2002, с. 3].
Ситуация осложняется дефицитом слабой профессиональной научно - методической базы обучения китайских музыкантов в собственной стране, что закономерно усиливает негативную динамику оттока талантливой молодежи в зарубежные образовательные школы - и не просто ради обучения и повышения профессиональных навыков. А нередко - с целью реализации китайской музыкальной (имперской) мечты на мировом музыкальном Олимпе. Кроме того, к сожалению, возможность получить дополнительные баллы при поступлении в высшие музыкальные учебные заведения, с одной стороны, стимулировала процесс дальнейшего профессионального роста
музыкальной культуры исполнителей, а с другой, привела к «натаскиванию» музыкантов ради получения сертификата, что проявляется в постоянном повторении одних и тех же произведений. В этом китайские педагоги испытывают серьезные трудности.
Все это актуализирует задачу комплексной рефлексии поля проблемной напряженности, связанного с феноменом китайской музыкально - образовательной культуры, особенно в таком ее пласте ка народно - певческое творчество и национальная музыка, на которую возлагает особые надежды в деле укрепления духовности нации правительство современной КНР. В этом смысле Нельзя не согласиться с молодыми китайскими и монгольскими исследователями, которые пишут, что этнической музыкальной культуре монголов присущи: особое тонирование, «... мелодичная, глубокая, широкая и лирическая мелодия, которые содержат в себе уникальную эстетическую культуру, гуманистическую мысль и национальный дух, неотделимые от монгольского роста, развития и среды обитания, .это типический представитель монгольского народа, его «окно в мир» и его судьба» [10, с. 33].
Список литературы
1.Адань, Дуин, Калинина, Г.Н. Образовательная культура и противоречия в парадигме личностного профессионального творчества. Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. - Выпуск 2 (22) 2019. - Белгород, 2019. С. 132-135.
2. Гайдай, П.В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая. Известия ВГПУ. 2014. № 3 (88). С. 61-64.
3.Дуин, Калинина, Г.Н. Концептуализация музыки Баха в интерпретации современных китайских исполнителей (философско - критическая рефлексия) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Вып. 4 (32). Декабрь. Том 2. Тула, 2019. - С. 5-13.
4. Как учат музыке за рубежом. 2009. Сост., авт. предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. - Mосква. Изд. дом «Классика-ХХ1», 2009. 208 с.
5.Калениченко, О.Н. К проблеме музыки и музыкантов в творчестве русских писателей-символистов. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. Белгород : ИПК БГИИК. 2016. Т.1. С.59-63.
6.Калинина, Г.Н., Дуин. Искусство в культурных практика современности // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник. докл. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 21 марта 2018 г.): в 4 т. / Отв. ред. И.Е. Белогорцева, Ю.В. Бовкунова, С.И. Маматова. Белгород : БГИИК. 2018. Т. 1. С. 33-36.
7.Савенко, С.В. Достижения китайской системы музыкального образования. Теория и практика образования в современном мире: материалы X междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. 2018. С. 57-60.
8.Салимова, К., Додде, Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России. 2001. С. 71-104
9.Сум Бэр. Китайская народная музыка как фактор воспитания (традиции и современность). Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК. - Выпуск 1 (25) 2020. - Белгород, 2020. С. 58-66.
10.Ян Пэн Тао Мех как продукт материального и духовного производства (эволюция и функциональность мехового материала в ранних культурных практиках человечества // Датский научный журнал. № 30 / 2019. С. 33 - 36.
CULTURAL AND HISTORICAL GENESIS AND PROBLEM AREAS OF CHINESE MUSICAL AND EDUCATIONAL CULTURE
Yang Pengtao (China)
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]
Currently, the world's transformation processes significantly affect the present and future of Chinese musical and educational culture. And, I must say, this problem is aggravated not only by the situational specifics in the world cultural horizon. In our opinion, its essence largely consists in the fact that in today's pluralistic world order, the penetration of Western musical trends into traditional Chinese culture inevitably affects the change in the repertoire, technique, methods, and playing style of folk instruments, which are forced to adapt to new musical trends willingly or unwillingly. At the same time, many musical directions try to preserve their own authenticity, avoid radical transformations of their original concept images and musical style.
Keywords: Chinese musical and educational culture, transformation, identity, preservation, cultural policy, musical integration, folk singing, national tradition, Europeanization.