УДК 1 (075.8)
ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СИМВОЛИКА ДИЗАЙНА И МОДЫ В ЮАНЬСКОМ ТКАНЕВОМ ПАТТЕРНЕ КИТАЙСКИХ ПРОВИНЦИЙ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Ян Пэн Тао
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
Статья посвящена рефлексии и реконструкции феномена уникальных юаньских тканей в контексте традиции и современности, по мере чего автор исследует инновационное движение в сфере китайского текстильного паттерна, применяемого в процессе юаньского текстильного производства. Описываются причины реорганизации традиционного китайского паттерна и новые методы его композиционно построения, наиболее актуальные для современных инновационных моделей и отражающие запросы общества в новой символике костюма и моды. Выявляется дизайнерская и технологическая специфика нанесения абстрактного и реалистичного паттерна. Особое внимание обращается на диалектику процесса, затрагивающего сегодня феномен юаньского ткачества, - то есть на возможность его качественной динамики без ущерба и потерь для традиционного ткачества с его неповторимым калоритом, отражающим существо цветовой эстетической психологии «китайского человека». Осуществляется философская проблематизация вопроса сочетания «традиция - инновации», с точки зрения проблемы сохранения национального культурного достояния.
Ключевые слова: национальная культура, китайская провинция, производство, юаньское ткачество, древние технологии, традиционный, инновационный паттерн, абстрактный, реалистичный паттерн, китайский традиционный текстиль, индустрия моды, дизайн, символика, методы.
В смысловом контексте наших рассуждений по избранной теме, в первую очередь, нужно обратить внимание на тенденции, в русле которой в настоящий момент текстильные методы паттерна юаньской ткани в основном подразделяются на два типа: а) инновации в ткачестве паттерна и б) инновации в области печати и крашения паттерна. К сожалению, не высокий технологический уровень и примитивной устройство ткацкого станка ограничивает возможности мастеров, не позволяя соткать более сложные паттерны юаньской ткани, повышая необходимость усовершенствования текстильной машины, улучшения ее
технической мощности (без этого удовлетворить технические требования для реализации жаккардовых технологий, для того чтобы соткать сложные фигурки паттерн, в настоящее время попросту не представляется возможным.
Вместе с тем, нельзя не отметить положительных сдвигов и отчасти даже прорывов в этом направлении. Так, во-первых, в настоящее время технология печати и крашения известных юаньских тканей становится все более зрелой. Это означает, что ткань может применяться для любых форм паттернов для крашения, она не ограничена технологией и материалами, обладает высокой гибкостью и свободой. Во-вторых, сама индустрия моды становится все более диверсифицированной. В швейной и текстильной промышленности буквально поквартально выпускаются новые товары от крупных брендов. Агентства по оценке моды и модные СМИ также регулярно публикуют такие тенденции, как популярные цвета, популярные ткани и популярные стили.
Мы, со своей стороны, уже частично касаясь генезиса меха -одного из древнейших материалов (в том числе «костюмных) в контексте его эволюции служения человеку, писали о том, что: репрезентация мехового материала обосновывается нами «в качестве первичных и предельно наглядных проявлений материальной и духовной культуры человека в глубинных потоках его истории - «от так называемого «пещерного человека», укрывающего свое тело шкурами убитых животных, до современного Homo sapiens - креативного деятеля и «автора» новейших технологий мехового производства и «меховой культуры [14, с. 36]. Отсюда с нашей точки зрения рассмотрение генезиса натурального меха в мировой культурной традиции показывает, что эволюция натурального меха включает в себя, с одной стороны, широкий спектр его утилитарного предназначения и применения как жизненно важного материала для повседневного употребления меха человеком. С другой же стороны, уже на ранних стадиях эволюции назначение материалов одежды из натурального (естественного) меха выходила за рамки «чистого утилитаризма» - мех выступал атрибутом определенной социальности в культуре, символически выражая статус человека и уровень его ментальной и социальной адаптации [14, с. 39].
Представляется, что такая эволюционная логика, присущая, в существе своем, всем культурно развивающимся народам, позволяет
говорить о том, что главным прорывом в инновационных моделях текстильных изделий китайских провинций является использование элементов моды, тенденция развития которой идет в направлении сочетания, по меньшей мере, двух условий: различных современных и популярных элементов, с одной стороны, и традиционных культурных особенностей юаньского ткачества, с другой стороны. По нашему глубокому убеждению, именно в этом сопряжении традиции и новаторства состоит основной ключ к овладению перспективного инновационного поля в сегодняшней китайской индустрии костюма и моды. В свою очередь в контексте вышеизложенного целесообразно обратиться к инновациям в сфере китайского текстильного паттерна, применяемого в процессе юаньского текстильного производства, указав на некоторые характерные различия дизайна и методов нанесения абстрактного и реалистичного паттерна.
В вязи с тем, что как уже отмечалось выше, юаньские ткани являются относительно примитивными текстильными техниками ручной работы, паттерн изначально поддерживал стиль оригинальных тканей. Как правило, это абстрактные формы со всеми составляющими элементами современного абстрактного искусства, то есть принципами использования точек, линий и поверхностей в соответствие с правилами формальной эстетики. И только при условии несовместимости стиля с современной дизайнерской модой, допускается его интегрирация в современные элементы посредством так называемой вторичной обработки традиционного китайского паттерна.
Популярные элементы могут быть украшены для достижения неожиданных художественных эффектов (рисунок 1).
Рисунок 1. Различные художественные эффекты на текстиле.
По причине того, что ограниченные технические условия развития китайского традиционного текстиля, не могут достичь уровня тонкого прядения (это прерогатива современных текстильных машин), выбор реалистичных паттернов очень строг и достаточно регламентирован. Это означает, что практически все реалистичные паттерны, в которых используются современные элементы моды и дизайна, подвергаются стадии дополнительной обработки с целью их последующего преобразования в паттерны, подходящие для традиционных юаньских тканей. Так юаньское тканевое производство отвечает главной задаче: сохраняет стиль и внешний вид традиционного текстиля в духе наследования традиционной культуры, и одновременно удовлетворяет новые запросы и стремление современных людей к моде. При этом типология реалистичных паттернов достаточно широка. Примечательно, что иинновационный абстрактный паттерн отличается от абстрактного своего аналога только типом приложения. Используется Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW и другое программное обеспечение для растровой или векторной графики выполняют метод «индуктивной живописи фигуративного паттерна» (немедленный реалистичный паттерн, упрощение внешней, внутренней структуры, цвета и пр. для достижения простого и узнаваемого визуального эффекта), (рис. 2).
Рисунок 2. Способ обработки изображения.
Подчеркнем, что, вне зависимости от абстрактного или реалистичного типов паттерна инновационные методы его проектирования применимы к проектированию как традиционного китайского паттерна, так и к и другим: например, к непрерывному паттерну и его разновидностям (двухсторонний непрерывный,
четырехсторонний непрерывный), с использованием современных элементов моды и дизайна для воссоздания оригинального паттерна. Причем, допустима и индивидуальная, и непрерывная (многократная) деконструкция и реорганизация паттерна; а также разные методы (метод плоской, цветовой композиции) которые сегодня все более активно используются для современных инновационных моделей, отражая запросы в новой символике костюма и моды. Общей платформой и культурной концепцией динамики китайской текстильной индустриии моды является использование художественных элементов и технологических инноваций.
При ближайшем рассмотрении мы видим, что как таковая культурно-историческая эволюция традиционных (музыкальных ли, художественных, или иных духовных форм) свидетельствует не просто о периоде наступления новой эры формирования и бурного развития, - она красноречиво отражает «...качественно новый уровень культурного созревания всего народа» [4]. В полной мере этот тезис приложим к феномену юаньского текстиля, ведь вряд ли можно оспорить данность о том, что «Нет истории искусства, есть только история человечества» [3, с. 228].
С учетом сказанного правомерно провести определенную аналогию, характерную для целого ряда культурных пластов духовной культуры многих этнических народов, населяющих современную КНР. В частности, мы отмечаем следующее: точно так же, как, скажем, этническая монгольская музыка, вышедшая из лона горно-охотничьей и пастбищно-кочевой культуры - своеобразная по форме, звучанию и звукоизвлечению, до сих пор, не теряя своего основного духовного стержня, продолжает передаваться в традиции многих, сменяющих друг друга поколений, ощущающих свое «генетическое» родство с луговой песенной культурой, со Степью как прародиной древних племенных культурных практик. Нельзя не согласиться с молодыми китайскими и монгольскими исследователями, которые пишут, что этнической музыкальной культуре монголов присущи: особое тонирование, «.. мелодичная, глубокая, широкая и лирическая мелодия, которые содержат в себе уникальную эстетическую культуру, гуманистическую мысль и национальный дух, неотделимые от монгольского роста, развития и
среды обитания, .это типический представитель монгольского народа, его «окно в мир» и его судьба» [6, с. 239].
Примерно то же самое мы можем сказать о таком самобытном культурном феномене, занимающем важное место в китайской национальной культуре, как юаньское ткачество, сохраняющее, начиная с момента своего генезиса древние, отчасти уже полузабытые, но, по сути, бесценные по значимости, текстильные технологии. Сегодня они, с одной стороны, возрождаются и развиваются, не взирая на объективные трудности, часть из которых обусловлена отсутствием развитой технической и технологической базы и слабостью финансовой целевой государственной поддерржки тканевого производства (как мы показали, наглядный пример такого развития - традиционный текстиль деревни Юань, расположенной в одной из китайских провинций [1; 2; 7; 9].
Здесь чтятся и сохраняются секреты уникальных тканей, дизайн которых отличается приверженностью к традиционному паттерну, по большей части - абстрактному. Одновременно на общем фоне межкультурных интеграционных процессов, проникновения в китайскую «провинциальную моду» ииновационных технологий и свежих европейских веяний, символика китайского традиционного текстиля уступает место более реалистичным образцам паттерна, отвечая новым запросам, предъявляемым китайским обществом к индустрии костюма и моды. Отсюда, следуя «ветру перемен» и объективной логике развития национальной культуры, постепенно меняется и обогащается новационными элементами и методами дизайн текстильного производства [7; 10].
С другой же стороны, в широком поле философской рефлексии этой темы мы должны адекватно оценивать изменения, происходящие в народной духовной культуре, включая такой ее интересный пласт как юаньский текстиль в его традиционном варианте, которому, в нашем понимании, может угрожать частичная утрата его уникальных черт. Впрочем, описанная нами ситуация не нова - к сожалению, история мировой культуры знает нередкие печальные, а то и трагические для нее, примеры того, что соотношение двух тенденций «традиция -новаторство» не всегда решается в пользу первой.
Поэтому, на наш взгляд, нужно обратить особое внимание на диалектику процесса, затрагивающего сегодня феномен юаньского
ткачества - то есть на возможность его качественного инновационного развития без ущерба и потерь для традиционного ткачества с его неповторимым калоритом, отражающим существо и «душу» китайской цветовой эстетической психологии. Сказанное касается не только структуры ткани и дизайна, но и цветовых композиций (особо это актуально для «формального языка» и смысловой символики домотканого производства и его применения в современном дизайне одежды.
Список литературы
1. Ван Гэхуэй. Наука о материалах одежды [м]. Пекин: China Textile Press, 2010, 2: 118.
2.Гу Пин, структура ткани и дизайн [М]. Шанхай: Университетское издательство Донхуа, 2004.
3.Коллингвуд, Р.Д. Принципы искусства Пер. с англ. А. Г. Раскина под ред. Е. И. Стафьевой. М.: «Языки русской культуры», 1999. 328 с.
4.Ланьцзе, У. История музыки Монголии. Народное издательство Внутренней Монголии, первое издание. 1998.
5.Лю Цинпин. Эстетика моды [м]. Шанхай: Fudan University Press, 2008, 6: 1-189.
6.Насу. Народная музыкальная культура в КНР (монгольские культурные особенности в контексте музыкального инструмента моринхуур) // Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития: сборник докладов международной научно-практической конференции (в рамках VIII научно-творческих «Маничкиных чтений», Белгород, 21-22 марта 2019 г.). Белгород, БГИИК, 2019. С. 238-241.
7.Сяо Лэй. Формальный язык домотканой и его применение в современном дизайне одежды [D]. Чжэцзян: Чжэцзянский университет науки и технологии, 2014.
8.Чжэн Вэй, Ло Цзинтин. Мода, метод и практика творчества. [М.] Шанхайская университетская пресса Донхуа, 2010, 5-67.
9.Чжан Дан. Исследование и применение смешивания многокомпонентных тканей в женском дизайне [о]. Хэбэй: Хэбэйский университет науки и технологии, 2014.
10. Чжан Юнмэй. Лян Чжаохуа, Цветовая композиция [M]. Пекин: China Textile Press, 2010.
11. Ян Пэн Тао Мех как продукт материального и духовного производства (эволюция и функциональность мехового материала в ранних культурных практиках человечества // Датский научный журнал. № 30 / 2019. С. 33 - 36.
12. Ян Чаочао. Влияние уличной культуры на стиль одежды смешанного типа [j]. Материалы по культуре и образованию, 2012 (15): 64-65.
13.Science Mystery Weekly, изд. Соблазн моды [м]. Пекин: Издательство Jinghua, 2006, 12: 87-184.
14.Yang Pengtao Fur as a product of material and spiritual production (evolution and functionality of fur material in early cultural practices of mankind) // Danish scientific journal. № 30 / 2019 P. 36-39.
TRADITIONAL AND INNOVATIVE DESIGN AND FASHION SYMBOLISM IN THE YUAN FABRIC PATTERN OF CHINESE PROVINCES: PHILOSOPHICAL AND CULTURAL RECONSTRUCTION
Yang Pengtao (China)
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]
The article is devoted to the reflection and reconstruction of the phenomenon of unique yuan fabrics in the context of tradition and modernity, as the author explores the innovative movement in the field of Chinese textile pattern used in the process of yuan textile production. The article describes the reasons for the reorganization of the traditional Chinese pattern and new methods of its compositional construction, which are most relevant for modern innovative models and reflect the needs of society in the new symbolism of costume and fashion. The author reveals the design and technological specifics of applying an abstract and realistic pattern. Special attention is paid to the dialectics of the process that affects the phenomenon of yuan weaving today - that is, to the possibility of its qualitative dynamics without damage or loss to traditional weaving with its unique aspect that reflects the essence of the color aesthetic psychology of "Chinese man". There is a philosophical issue problematization of the combination of the "tradition-innovation", from the point of view of the problem of preserving the national cultural heritage.
Keywords: national culture, Chinese province, manufacturing, yuan weaving, ancient technology, traditional, innovative pattern, abstract, realistic pattern, Chinese traditional textiles, fashion industry, design, symbolism, methods.