Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ, СМЫСЛОВАЯ СИМВОЛИКА И МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕХА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ'

ЭВОЛЮЦИЯ, СМЫСЛОВАЯ СИМВОЛИКА И МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕХА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРАЛЬНЫЙ / ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ / МАТЕРИАЛЫ ОДЕЖДЫ ЭВОЛЮЦИЯ / СМЫСЛОВАЯ СИМВОЛИКА / МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / СТАТУС / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / МЕХОВЫЕ ПРАКТИКИ / ТЕХНОЛОГИИ / NATURAL / ARTIFICIAL FUR / MATERIALS / EVOLUTION / SEMANTIC SYMBOLISM / MULTIFUNCTIONALITY / STATUS / INTERNATIONAL TRADITIONS / CULTURAL AND HISTORICAL RECONSTRUCTION / FUR PRACTICES / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ян Пэн Тао

В статье в контексте межнациональных традиций рассматривается культурно-историческая эволюция натурального меха как древнейшего материала и осуществляется презентация «меховой культуры» в качестве неотъемлемого атрибута мировой культурной традиции. Особое внимание уделяется генезису меховой символики, мультифункциональности натурального меха в истории русской и китайской культуры - в диапазоне развития технологий изготовления меховых предметов потребления: «ручного» - ремесленного и промышленного мехового производства; ставится проблема трендовой меховой моды в современном меховом потреблении и ее аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ян Пэн Тао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION, SEMANTIC SYMBOLISM AND MULTIFUNCTIONALITY OF FUR AS A CULTURAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL TRADITIONS

The article considers the cultural and historical evolution of natural fur as the oldest material in the context of international traditions and presents the "fur culture" as an integral attribute of the world cultural tradition. Special attention is paid to the Genesis of fur symbolism, the multifunctionality of natural fur in the history of Russian and Chinese culture: in the range of development of technologies for the manufacture of fur consumer goods: "manual" - handicraft and industrial fur production; the problem of trend fur fashion in modern fur consumption and its axiology is posed.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ, СМЫСЛОВАЯ СИМВОЛИКА И МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕХА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ»

УДК 1 (075.8)

ЭВОЛЮЦИЯ, СМЫСЛОВАЯ СИМВОЛИКА И МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕХА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Ян Пэн Тао (КНР)

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье в контексте межнациональных традиций рассматривается культурно-историческая эволюция натурального меха как древнейшего материала и осуществляется презентация «меховой культуры» в качестве неотъемлемого атрибута мировой культурной традиции. Особое внимание уделяется генезису меховой символики, мультифункциональности натурального меха в истории русской и китайской культуры - в диапазоне развития технологий изготовления меховых предметов потребления: «ручного» - ремесленного и промышленного мехового производства; ставится проблема трендовой меховой моды в современном меховом потреблении и ее аксиологии.

Ключевые слова: натуральный / искусственный мех, материалы одежды эволюция, смысловая символика, мультифункциональность, статус, межнациональные традиции, культурно-историческая реконструкция, меховые практики, технологии.

В ряде статей по данной тематике мы уже писали о том, что рассмотрение генезиса натурального меха в мировой культурной традиции показывает, что эволюция натурального меха включает в себя, с одной стороны, широкий спектр его утилитарного предназначения и применения как жизненно важного материала для повседневного употребления меха человеком. С другой же стороны, уже на ранних стадиях эволюции назначение материалов одежды из натурального (естественного) меха выходила за рамки «чистого утилитаризма» - «мех выступал атрибутом определенной социальности в культуре, символически выражая статус человека и уровень его ментальной и социальной инкультурации. Тем самым панорама эволюции натурального меха как древнейшего материала, история которого «вписана» в самые ранние культурные практики человечества, продолжается вплоть до настоящего времени» [10, с. 36].

Наверное, многим хорошо известна пословица: «По одежке встречают - по уму провожают». Первая часть этой пословицы несет в себе социальную нагрузку, означающую в контексте рассматриваемой нами темы, что с развитием общества меховая одежда становилась не столько уже предметом необходимости, сколько признаком социальной принадлежности. С расслоением общества на богатых и знатных - с одной стороны, бедных или вовсе нищих - с другой, в одежде стали появляться и все больше усиливаться социальные черты. Мех стал символом высокого социального статуса его обладателя, символом «видимого глазу» богатства, роскоши, процветания. Вначале вожди, старейшины носили более дорогостоящие меха, чем их рядовые незнатные соплеменники. Князья на Руси выделялись из общего числа люда тем, что носили богатые меховые одежды, куньи шапки, соболиные шубы в холодное время года, летом - одежду, искусно отделанную дорогим мехом. Так, например, в памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве» упоминается бобровый рукав шубы русской княгини Ярославны, жены Новгородсеверского князя Игоря Святославича, ушедшего в поход на половцев. А вот герцогиня Изабелла Боварская использовала для некоторых видов верхней одежды (утепления в виде меховых подкладок и изящных отделок) до 15000 беличьих шкурок, которые сначала сшивали в один кусок искусные мастерицы - швеи, а затем не менее искусные закройщики кроили необходимые детали одежды [3].

Мех все больше и больше стали применять и в качестве украшения богатые жены знати. При этом очень высоко ценился мех горностая и куницы, которым украшали вначале одежду царей, императоров, высокопоставленных лиц при дворе. Среднему сословию доставался мех зверьков более низкого уровня - белки, зайца, лисы, бобра. Иными словами, мех на Руси ценился столь высоко, он являлся предметом наследства, занимая свою почетную строку в письменных завещаниях или оговариваясь в завещании устного характера. К сказанному выше можно в качестве ремарки добавить: легионеры Древнего Рима, которые в силу теплого климата не носили меховой одежды, украшали свои железные шлемы деталями из шкур льва, желая подчеркнуть свою храбрость и силу, подобную этому царю зверей, и одновременно относясь к этим меховым деталям, как к талисману - предмету,

приносящему счастье, удачу. Впрочем, в стихотворении русского поэта Михаила Лермонтова «Бородино» говорится «драгунах с конскими хвостами» - так с помощью такого естественного «шеврона» выделял себя из общего воинского строя вид кавалерии в русской армии ХУП-ХХ веков.

Как отмечают историки, в Х-Х1 вв. на русские купцы, среди которых постепенно образовались целые династии, ведущие скупку меха у соотечественников и торгующих им за пределами своего отечества) активно экспортируют русский мех за границу - во все европейские страны (к XV веку очень много меха вывозилось на Балканы, в Турцию). В этой связи отметим весьма существенный факт: если Европа представляла Россию страной с огромными лесами, в которых водится неисчислимое множество пушных зверей, в меховой одежде из шкур которых ходит поголовно все русичи, то наиболее мудрые правители Древней Руси, к числу которых относится князь Ярослав Мудрый, осознают, что эта кладовая природы не бесконечна и безудержная охота на промыслового зверя данного вида, обусловленная, в частности тем, что русские меха очень ценились в Европе и приравнивались европейцами к драгоценностям, что, в конце концов, приведет к оскудению промысловых угодий. Именно это обстоятельство рождает Свод указов о регулировании охоты на пушного зверя. Русские меха очень высоко ценились, приравнивались к драгоценностям, их продажа приносила большой доход казне.

Собственно говоря, так и произошло: пушного зверя на территории, изначально называвшейся Русью, становится все меньше, а потребности в прекрасном мехе непрерывно растут. И интерес наживы на продаже меха, приносившей большой доход, как отдельным купцам, так и государственной казне, заставил обратить взоры на пушное богатство Сибири. Самой выгодной считалась добыча соболя, которого много водилось в сибирских лесах. Мех соболя, красивый и долговечный, имел отличное качество, поэтому его охотно покупали, несмотря на высокую цену. Достаточно привести такое сравнение: в XVIII веке соболиная шуба стоила дороже хорошего городского дома. Россия с ее бескрайними лесами, тайгой занимала первое место в мире и по численности в них пушного промыслового зверя, и, как следствие этого, натуральный мех занимал весьма и весьма приличную долю в его экспорте. Но

численность пушного промыслового зверя на, казалось бы, бескрайних и неисчерпаемых своими природными запасами просторах Сибири, Дальневосточной тайги, стала уменьшаться, добыча его сокращалась.

В то же время увеличилась конкуренция между русскими купцами и реализующими на международном рынке такого же рода пушной товар канадцами и американцами. Последние стали открывать первые зверофермы, где пушных зверей, с мехом, наиболее пользующимся спросом у потребителей стали выращивать в искусственно созданных условиях. В это же время и в России появилась новая отрасль - островное звероводство. В момент ее становления молодых зверьков ловили, вывозили на острова, где они сами питались и росли в условиях дикой природы, а потом их отлавливали. Одновременно с этим обработка меховых шкур животных, до этого осуществляемая в небольших частных, довольно примитивных заведениях, делает первые шаги в направлении создания заведений, можно сказать, полупромышленного типа. В частности, около 30 таких заведений по обработке меховых шкур появляется при Екатерине II.

Заметим, что одновременно расширяется, так сказать, ассортимент сырья: активно используется мех белой белки, чернобурой лисицы, морского бобра и колана - на Камчатке, кроликов, горного козла, лани, овец. Это связано, во-первых, с совершенствованием технологии обработки сырья, достигшей такого уровня качества, что изготовленные из них изделия (одежда, обувь, головные уборы, предметы дамского туалета и т. п.) становятся востребованными в царских и королевских чертогах, высшей аристократией во всей Европе и отчасти на других континентах; во-вторых, определенную роль в росте спроса на натуральный мех связано напрямую с появлением автомобилей - в довольно холодном климате на Европейском континенте езда в них требовала теплой меховой одежды, мехом отделывались и сиденья салонов.

Примечательно, что островное звероводство, хотя и было малозатратной отраслью, но и недостаточно эффективной, малоприбыльной. И потому с середины XIX века в России стало развиваться клеточное звероводство. В 20-30 годы XX века в СССР в целях увеличения поголовья количества зверей создаются большие пушные хозяйства по выращиванию соболей, лисиц, промышленного

типа холодильники для хранения шкур, фабрики по их обработке. Это означало, что производство меха стало регулируемым процессом. Говоря об истории меха, развитии пушного хозяйства на нашем континенте, в Америке, нельзя не сказать и о своего рода обратной стороне этой медали - уничтожении огромного числа пушных зверей сначала в условиях естественной среды, а затем и в искусственно созданных условиях. Серьезную тревогу по этому поводу забили экологи еще в минувшем веке, делая акцент на этической стороне вопроса - безжалостному отношению к животным. Кто-то из них выдвинул тезис: «Мода на мех -это поощрение жестокости и варварства». Предложенная экологами альтернатива «Искусственный мех!», безусловно, гуманна, но насколько она жизнеспособна в мире, где старый, как мир, лозунг «Деньги решают все!» здравствует и в XXI веке. Вопрос, на который может дать только время, но успеет ли его услышать человечество, которое застыло у края экологической катастрофы, когда, образно говоря, прозвучит последний удар колокола Природы, и поезд жизни отправиться в небытие».

Иными словами, репрезентация мехового материала обосновывается в качестве первичных и предельно наглядных проявлений материальной и духовной культуры человека в глубинных потоках его истории - от так называемого «пещерного человека», укрывающего свое тело шкурами убитых животных, до современного Homo sapiens - креативного деятеля и «автора» новейших технологий мехового производства и «меховой культуры» [10, с. 33].

Что касается аспекта переработки сырья и модных тенденций в данной сфере, следует отметить следующее: на начальных этапах переработка сырья производилась в небольших мастерских древними способами. К XIII веку появились первые кожевенные заводы. Во времена правления Екатерины II их насчитывалось около 30. Так началась индустриализация меховой промышленности. Целые меховые династии купцов одевали не только российских модников, но и представляли изделия из пушнины на Западе. Во всех крупных городах были открыты меховые салоны, модные лавки [3, с. 78]. К XX веку мех стал доступен. Раньше его стоимость определялась красотой, качеством, сложностью добычи. К нему относились очень бережно: передавали по наследству, перешивали, ремонтировали. В век индустриализации, массового производства промышленность столкнулась с серьезной

конкуренцией с западными фирмами, которая привела к снижению стоимости меха, падению его популярности. Стала цениться не его согревающая функция, а оригинальность, бренд. На значительное снижение продаж повлияли и акции протеста против истребления животных. С середины 1990-х годов, однако, производство изделий натурального меха вновь испытывает подъем и все больше знаменитостей, которые ранее выступали против ношения подобной одежды, снова ею пользуются [3; 7].

С появлением новых технологий в XXI веке мех совершенно изменили. Сейчас при обработке пух выщипывают, стригут, закручивают, выжигают кислотой. Мех по-новому сшивают, украшают вышивкой. Его сочетают с искусственными тканями, используют в спортивной, вечерней, одежде. И шьют не только одежду, но и сумки, обувь, используют при обивке мебели, изготавливают аксессуары. Характерен в этой связи пример китайской Фабрики шуб. «Шубы из натурального меха, произведенные в Китае, в последнее время пользуются огромным спросом. Объясняется это отличным качеством изделий при весьма доступной цене. Компания RMA Logistics предлагает услуги доставки и таможенной очистки меховых изделий из Китая на выгодных условиях. Крупное производство города Хайнин состоящее из группы фабрик, делающих основной упор на изготовление жилетов, полушубков и другой верхней одежды классического стиля, а также нестандартных изделий на заказ» [11]. Изменился подход к конструированию одежды, изменилась мода на виды мехов, способы их обработки, сочетания друг с другом. Современным изделиям из натурального сырья приходится соперничать с товарами из искусственных тканей [5; 6].

Таким образом, процесс рассмотрения меха как культурно-исторического феномена под углом зрения межнациональных традиций, позволяет прийти к обобщению о том, что, во-первых, генезис и последующая эволюция меховых практик присущи многим культурам и народам, развивающим и сегодня меховое производство с учетом национальной специфики, включая традиции жизни, бытового уклада, а также повседневных практик; во-вторых, мы видим, что эволюция меха всегда сопровождалась конкретной смысловой символикой и была тесным образом взаимосвязана с такими критериями, как социальный

статус, ментальность, экономический достаток. В этом контексте мех выступал носителем определенных явных и скрытых смыслов в жизни человека, нередко «сопровождая» его по социальной (и служебной лестнице); в-третьих, мех, начиная с его первичных формоупотреблений, обладал несомненной мультифункциональностью, будучи универсальным явлением в культуре. В широком смысле эта традиция сохраняется вплоть до нашего времени, при том, разумеется, что черты и признаки «меховой эволюции» и отношения к этому древнейшему материалу, меняются у нас на глазах, а «любовь к натуральному меху живет у нас в генах» [12].

Список литературы

1. Гу Пин, структура ткани и дизайн [М]. Шанхай: Университетское издательство Донхуа, 2004.

2. Лян Чжаохуа, Цветовая композиция [M]. Пекин: China Textile Press, 2010.

3.Никишин, А. Русский мех: иллюстрированная история. М., 2013. 368 с.

4. Сяо Лэй. Формальный язык домотканой и его применение в современном дизайне одежды [D]. Чжэцзян: Чжэцзянский университет науки и технологии, 2014.

5. Технология резания меха [м]. Пекин: China Light Industry Press, 1985.

6. Чжэн Янь. Кожа и мех [м]. Ханчжоу: Zhejiang Science and Technology Press, 2008, № 12: 1-60.

7. Чжэн Вэй, Ло Цзинтин. Мода, метод и практика творчества. [М.] Шанхайская университетская пресса Донхуа, 2010, 5-67.

8. Чжан Юнмэй. Формирование и особенности китайской цветовой эстетической психологии. Шаньдун: Шаньдунский педагогический университет, 2004.

9. Ян Мэй. Инновационный дизайн меховой одежды [м]. Пекин: China Textile Press, 2005. 119 с.

10. Ян Пэн Тао Мех как продукт материального и духовного производства (эволюция и функциональность мехового материала в ранних культурных практиках человечества // Датский научный журнал. № 30 / 2019. С. 33 - 36.

11.URL: http://rma-logistics.ru/articles/fabriki-shub-kitaja/(Дата обращения 10.12. 2019.)

12. URL: https://www.sites.google.com/site/russkiemeha/cennost-i-noskost-meha (дата обращения 16. 12. 2019.)

EVOLUTION, SEMANTIC SYMBOLISM AND MULTIFUNCTIONALITY OF FUR AS A CULTURAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL

TRADITIONS

Yang Pengtao (China)

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

The article considers the cultural and historical evolution of natural fur as the oldest material in the context of international traditions and presents the "fur culture" as an integral attribute of the world cultural tradition. Special attention is paid to the Genesis of fur symbolism, the multifunctionality of natural fur in the history of Russian and Chinese culture: in the range of development of technologies for the manufacture of fur consumer goods: "manual" - handicraft and industrial fur production; the problem of trend fur fashion in modern fur consumption and its axiology is posed.

Keywords: natural / artificial fur, materials, evolution, semantic symbolism, multifunctionality, status, international traditions, cultural and historical reconstruction, fur practices, technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.