Научная статья на тему 'Зверохозяйства как базовый элемент пушно-мехового комплекса Российской Федерации'

Зверохозяйства как базовый элемент пушно-мехового комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ЗВЕРОВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО МЕХА / COMPETITION / FUR FARMING / THE PRODUCTION OF FUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербина Марина Владимировна, Андриянова Екатерина Дмитриевна, Новиченкова Мария Геннадьевна

Российская экономика функционирует в условиях внешних вызовов. Возможность получения лидерства в любых сегментах отраслей несомненно привлекательна. Государство и бизнес понимают важность развития и поддержки собственных производств в звероводческой отрасли России. Инновационный подход и поддержка конкуренции позволяют сделать прорыв в поставках меха и меховых изделий на мировые рынки. Статья будет полезна для аналитиков, специализирующихся на отраслевом анализе, предпринимателей, желающих заниматься бизнесом в сфере звероводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUR FARMS AS A BASIC ELEMENT FUR INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Russian economy functions in conditions of external calls. Possibility of leadership in any segments of branches is undoubtedly attractive. The state and business understand the importance of the development and support of their own productions in the farmed industry of Russia. Innovative approaches approach and support of the competition allow to make the break in deliveries of fur and furs to the world markets. The article will be useful for the analysts specializing on the industry analysis, entrepreneurs wishing to be engaged in the sphere of fur farming.

Текст научной работы на тему «Зверохозяйства как базовый элемент пушно-мехового комплекса Российской Федерации»

УДК 636.93

Зверохозяйства как базовый элемент пушно-мехового комплекса Российской Федерации

ЩЕРБИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

АНДРИЯНОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА,

студентка 2-го курса кредитно-экономического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

НОВИЧЕНКОВА МАРИЯ ГЕННАДЬЕВНА,

студентка 2-го курса кредитно-экономического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Аннотация. Российская экономика функционирует в условиях внешних вызовов. Возможность получения лидерства в любых сегментах отраслей несомненно привлекательна. Государство и бизнес понимают важность развития и поддержки собственных производств в звероводческой отрасли России. Инновационный подход и поддержка конкуренции позволяют сделать прорыв в поставках меха и меховых изделий на мировые рынки. Статья будет полезна для аналитиков, специализирующихся на отраслевом анализе, предпринимателей, желающих заниматься бизнесом в сфере звероводства. Ключевые слова: конкуренция, звероводство, производство меха.

Fur farms as a basic element fur industry of the Russian Federation

SCHERBINA MARINA VLADIMIROVNA,

PhD in Economics, Associate professor of Economic Theory Chair of Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]

ANDRIANOVA EKATERINA DMITRIEVNA,

Second-year student of the Credit and Economics faculty of Financial University under the Government Russian Federation E-mail: [email protected]

NOVICHENKOVA MARIA GENNADIEVNA,

Second-year student of the Credit and Economics faculty of Financial University under the Government Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract: The Russian economy functions in conditions of external calls. Possibility of leadership in any segments of branches is undoubtedly attractive. The state and business understand the importance of the development and support of their own productions in the farmed industry of Russia. Innovative approaches approach and support of the competition allow to make the break in deliveries of fur and furs to the world markets. The article will be useful for the analysts specializing on the industry analysis, entrepreneurs wishing to be engaged in the sphere of fur farming. Keywords: competition, fur farming, the production of fur.

Россия издревле славилась своими мехами. Шкуры животных были одним из важнейших источников дохода. Они взимались в качестве торговых и таможенных пошлин, штрафов, податей и дани. Подарки в качестве шкурок пушных зверей или шуб были самыми дорогими и элитным. Мех и сегодня остается предметом роскоши. Именно поэтому, безусловно, интересен пушно-меховой комплекс Российской Федерации.

Прежде чем попасть в руки покупателю, любой товар проходит разные этапы производства. Основными элементами технологической цепочки пушно-мехового комплекса являются:

• пушные зверохозяйства и охотхозяйства;

• производители кормов;

• производители оборудования для содержания зверей и выделки шкурок;

• пушные аукционы;

• меховые фабрики;

• меховые салоны;

• научно-исследовательские организации.

Сырьевая база для пушной промышленности

состоит из клеточных пушных зверохозяйств и охотхозяйств [1].

Охотхозяйство — это предприятие, которое занимается охраной охотничьих угодий, обогащением и рациональным использованием охотничьей фауны. Охота исторически была одним из важнейших промыслов России. Она была не только вынужденной мерой пропитания простых людей, но и наиболее привлекательным занятием дворян. Шкуры зверей, специально отловленных охотниками, называются промысловой пушниной, которая и сейчас остается важной частью российского экспорта.

На современном этапе промысел превратился в технологически обеспеченные и развитые коммерческие предприятия. В современной экономике зверохозяйство (агрофирма) — это

уже промышленное предприятие, на котором в клетках выращивают зверьков. Для них предприятие закупает особые корма, которые включают все необходимые компоненты для роста и хорошего опушения. Авторы сформулировали для себя ряд вопросов по изучению этой отрасли. А именно:

• какова конкурентная среда в данном секторе российской экономики;

• каков уровень применения инноваций;

• каковы технологические цепочки в отрасли.

Попробуем ответить на первый вопрос [2].

Используя данные системы СПАРК [3], авторы выделили ряд ведущих предприятий отрасли за 2012 и 2013 гг. Были рассчитаны индексы концентрации (CR3) и Нерфиндаля — Хиршмана (НН1) по трем фирмам. Их значения за 2013 г.: CR3-22 %; НН1 — 372. Согласно общепринятой шкале значений этих индексов очевидно, что рынок зверохозяйств РФ низкоконцентрированный. Экономическая теория называет тип подобного рынка монополистической конкуренцией.

Интересен тот факт, что самые рентабельные зверохозяйства находятся в европейской части страны. Это обусловлено тем, что все эти предприятия были основаны в 1960-е и 1970-е гг. и являлись ведущими в СССР. Они смогли возродиться после кризисов 1990-х и 2008 гг. Более того, данные зверохозяйства находятся рядом с современными научными центрами Европы и престижными пушными аукционами, что позволяет быть в курсе современных технологий и инноваций.

Качество шкурки пушных зверей зависит от множества факторов, одними из которых являются шеды и корма. Шеды представляют собой навес с двускатной крышей, в котором клетки размещаются в несколько рядов. Многие производители меха строят маленькие клетки, чтобы

увеличить место для новых шедов. Но это только снижает качество шкурок и не повышает прибыль.

Альтернативный вариант — вольеры. Безусловно, такой тип жилья наиболее положительно отражается на мехе зверька и его здоровье, потому что вольер дает животным больше пространства, то есть приближает их к природным условиям. Однако этот вариант самый дорогостоящий, а следовательно, малоприменимый.

Для развития отрасли необходимо постоянно внедрять современные технологии, строить новые объекты, обновлять и пополнять поголовье, предлагать новые идеи и воплощать их в жизнь. Необходимы прямые инвестиции и инновации.

Другими словами, российские предприятия нуждаются в реконструкции, так как главной проблемой отечественного производителя является качество товара, которое не всегда удовлетворяет спросу потребителя. Целесообразно начать возрождение промышленности с модернизации зверохозяйств, где при правильном уходе за животными можно улучшить качество шкурок, а соответственно, и готовых изделий.

Какова же динамика выручки в производстве пушной продукции за два года — 2012 и 2013? Рассмотрим более детально технологический

уровень пушной отрасли и степень его влияния на выручку от продаж.

Выпуск отечественной пушной продукции в 2012 г. сократился. Это привело к тому, что 70% пушнины, реализуемой на российском рынке, имеет зарубежное происхождение. На местных рынках и в магазинах больше всего меховой одежды было из Китая, Турции, Греции и т.д. Зарубежный рынок все сильнее вытеснял отечественный, так как у импортных товаров — небольшие цены и порой довольно хорошее качество продукции.

Но с 2012 г. многие зверохозяйства начали улучшать свои технологии, чтобы находиться на одном уровне с зарубежным производителем. Результаты модернизации технологий рассмотрим на примере деятельности конкретных пяти фирм (табл. 1).

В приведенной таблице описывается деятельность пяти фирм за период 2012-2013 гг. В 2012 г. эти зверохозяйства вложили денежные средства в приобретение, модернизацию и реконструкцию внеоборотных активов. Можно увидеть, что результатом данных вложений является увеличение выручки от продаж. Это доказывает, что вложения в технологии и инновации не проходят бесследно для данного

Таблица 1

Деятельность зверохозяйств РФ, 2012-2013*

Наименование предприятия Год Денежные потоки, связанные с приобретением, модернизацией и реконструкцией внеоборотных активов (руб.) Выручка от продажи шкурок (руб.)

Зверохозяйство «Вятка», Кировская область 2012 45 437 000 252 361 000

2013 16 986 000 281 637 000

Зверохозяйство «Агрофирма Багратионовская », Калининградская область 2012 65 813 000 252 400 000

2013 63 080 000 257 655 000

Зверохозяйство меховая фабрика «Судиславль», Костромская область 2012 16 693 000 182 109 000

2013 7994 000 191 913 000

Зверохозяйство «Знаменское», Тверская область 2012 18 749 000 128 941 000

2013 13 423 000 153 543 000

Зверохозяйство «Можгинское», Удмуртская Республика 2012 1 928 000 77303 000

2013 444 000 110997000

"Составлена авторами на основе данных системы СПАРК.

сегмента отрасли, так как, улучшив оборудование, фирма улучшила и качество шкурок. Вследствие этого увеличился спрос на продукцию данных зверохозяйств, который и повлиял на объем выручки.

Как уже было упомянуто выше, еще одним важным фактором, который влияет на качество меха, является корм. Он составляет значимую часть себестоимости пушнины. В первую очередь корм для главных пушных зверей (норки, соболя, лисицы и т.д.) — это отходы мясного производства, птицеводства, рыбные и молочные отходы; также используются жиры и растительные масла. Обязательно нужны зерновые корма и витаминные добавки, чтобы животное было здоровое и энергичное.

Но данный элемент технологической цепочки нарушен. После развала Советского Союза мясокомбинаты, рыболовецкие коллективы и колхозы, которые поставляли продукты в зверосовхозы, прекратили свою работу. На данный момент в России нет своей кормовой базы, нет общей зверокухни. Например, производители консервов закупают за рубежом мясо, у которого нет отходов, а на мясокомбинатах все сырье идет в переработку, и зверям ничего не достается. Следовательно, корм приходиться закупать за рубежом. А это значит, что большая часть выручки уйдет на покупку иностранных кормов по нестабильному курсу. Тогда встает вопрос: почему же нельзя восстановить кормовую базу и возобновить связи с кормовыми производителями. К сожалению, это требует много денег, которые пока что государство не выделяет. Фактор времени также играет роль [4].

Следующим элементом пушно-мехового комплекса являются производители оборудования. Здесь также прослеживается спад производства. Никаких инноваций и технологий, которые могут улучшить жизнь зверьков, в данном секторе нет. Поэтому наши зверосовхозы опять вынуждены закупать дорогостоящее оборудование для выделки меха за границей. Однако в том, что касается оборудования, которое в большей степени связано с кормлением и уходом за животными, отечественный производитель еще может побороться с зарубежным конкурентом.

Когда пушнина «выращена», то начинается следующий этап — непосредственно ее выделка

и обработка. Если речь идет о самых дорогих и желанных мехах, которые хороши сами по себе (как, к примеру, соболь и норка), то в них существенны естественный цвет и качество. Поэтому очень важно при выделке меха сохранить его первозданную красоту, тонкость, мягкость и эластичность. Производители добиваются невероятных чудес, применяя специальные машины и химикаты, чтобы очистить, постричь, затони-ровать или обесцветить шкурки пушных зверей.

После всех этих преобразований пушнину продают на пушных аукционах или напрямую связываются с меховыми фабриками (возможно и с отдельными физическими лицами).

Аукционы являются одними из самых престижных рынков сбыта для зверохозяйств. В международном пушном бизнесе примерно 95% невыделанной пушнины реализуется именно через аукционы, потому что это действительное оптимальное решение для оптовой закупки меха, который оценивается экспертами как лучший по качеству [5].

Что касается меховых фабрик, то преимущественно они закупают шкуры за рубежом, так как лучшие российские зверохозяйства выставляют свой товар на международных аукционах, а затем он скупается такими странами, как Италия, Греция, Китай и др. Здесь также видно нарушение полноценного функционирования технологической цепочки российского пушно-мехового комплекса.

После того как дизайнеры придумывают модели, удовлетворяющие спрос потребителя, и сшивают изделие, готовый продукт отправляется в меховые салоны либо на пушные ярмарки и выставки меховых изделий.

Нельзя не упомянуть еще один значимый элемент данной технологической цепочки, который в 60-70-е гг. XX в. был наиболее развит: научно-исследовательские институты. Они выводили новые виды норок, лисиц, соболя и прочих пушных зверей. Кроме того, НИОКР создавали новые технологии по уходу за животными и выделке шкурок. Сейчас эти процессы приостановились из-за нехватки денежных средств и квалифицированных кадров.

Изучая все элементы технологической цепочки выбранной отрасли, авторы убедились, что они очень взаимосвязаны, и если один из

элементов выпадает, то нарушается все функционирование пушно-мехового комплекса. А это приводит к банкротству и снижению конкурентоспособности предприятия. Освободившееся место сразу же занимает импорт, с чем в последние годы борется государство, пытающееся решить ряд проблем пушного звероводства, которые пока не позволяют отечественной продукции пробиться на мировую арену пушно-мехового бизнеса [6].

Инвестиции позволят обновить и увеличить производственную зону для выращивания зверей (шедового хозяйства). Новые шеды строятся по современным европейским технологиям. Планируется реконструировать ежегодно по 10 % от существующего на 2012 г. количества шедов. Все это произойдет благодаря объявленной государством программе «Развитие клеточного пушного звероводства в Российской Федерации на 2013-2020 гг.» [6].

Итак, проанализировав проблемы российского звероводства, можем сделать вывод, что производство меховых изделий — это очень сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных друг с другом элементов.

Таким образом, в отрасли имеет место конкурентная среда, что положительно влияет на ее развитие. Модернизация производства играет ключевую роль: технологии и инновации всегда выводят его на более качественный уровень. Вследствие этого модернизация необходима для данной отрасли — для того, чтобы Россия вышла на мировую арену по производству пушной продукции и могла конкурировать с лидирующими в мире странами, такими как Китай, Дания, Греция и Турция. А применение инновационных подходов позволило бы России вернуть мировое лидерство.

Литература

1. Российский аграрный портал. URL: http://agroportal-zizh.ru/articles/myagkoe-zoloto-hlebnogo-kraya (дата обращения: 24.02.2015 г.).

2. ЩербинаМ.В. Отраслевые рынки России: опыт системного анализа // Мир новой экономики. 2013. № 1. С. 16-39.

3. Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК). URL: http://www.i-spark.ru/ru-RU/Information/spr_analytics.htm (дата обращения: 24.02.2015 г.).

4. Вести РФ. URL: http://vmeste-rf.tv/news/86295.do?setMobile=true (дата обращения: 08.12.2014 г.).

5. Вести-24. URL: http://tidings24.com/russia/rossiya-vernet-status-pushnoi-derzhavy-19703.html (дата обращения: 08.02.2015 г.).

6. Отраслевая целевая программа «Развитие клеточного пушного звероводства в Российской Федерации на 2013-2020 гг.» (Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации). URL: http://docs.cntd.ru/document/499062968 (дата обращения: 08.02.2015 г.).

References

1. Russian agricultural portal. [Rossiyskiy agrarnyy portal]. URL: http://agroportal-zizh.ru/articles/ myagkoe-zoloto-hlebnogo-kraya (data obrashcheniya: 24.02.2015 g.).

2. ShcherbinaM.V. Sectoral markets of Russia: experience of system analysis. [Otraslevye rynki Rossii: opyt sistemnogo analiza] // Mir novoy ekonomiki. 2013. No. 1. S. 16-39.

3. System of Professional Analysis of Markets and Companies (SPARK). [Sistema professional'nogo analiza rynkov i kompaniy] (SPARK). URL: http://www.i-spark.ru/ru-RU/Information/spr_analytics.htm. (data obrashcheniya: 24.02.2015 g.).

4. Vesti RF. URL: http://vmeste-rf.tv/news/86295.do? setMobile=true (data obrashcheniya: 08.12.2014 g.).

5. Vesti-24. URL: http://tidings24.com/russia/rossiya-vernet-status-pushnoi-derzhavy-19703.html (data obrashcheniya: 08.02.2015 g.).

6. The branch target program „Development of cellular fur farming in the Russian Federation in 20132020". [Otraslevaya tselevaya programma „Razvitie kletochnogo pushnogo zverovodstva v Rossiyskoy Federatsii na 2013-2020 gg." (Ministerstvo Sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii)]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/499062968 (data obrashcheniya: 08.02.2015 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.