Научная статья на тему 'Инновационный бизнес и источники его финансирования в Ульяновской области'

Инновационный бизнес и источники его финансирования в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова А.К.

В статье проанализировано состояние инновационной деятельности в научно-технической и технологической сферах на примере Ульяновской области, дана оценка действующим механизмам государственной поддержки инноваций. Отмечено, что инновационные предприятия осуществляют финансирование инновационных проектов преимущественно за счет собственных денежных средств и предпочитают не привлекать для этой цели банковские кредиты и венчурные инвестиции. Сделан вывод о том, что для получения максимальной прибыли и распределения рисков банки будут участвовать в создании венчурных фондов. Возможность получить недорогой кредит станет стимулом для инновационных предприятий к увеличению объемов производства, проведению новых научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный бизнес и источники его финансирования в Ульяновской области»

Удк 336.717

инновационный бизнес и источники его финансирования в ульяновской области

А. К. РАМАЗАНОВА, аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: alsuschka13@mail.ru Ульяновский государственный технический университет

В статье проанализировано состояние инновационной деятельности в научно-технической и технологической сферах на примере Ульяновской области, дана оценка действующим механизмам государственной поддержки инноваций. Отмечено, что инновационные предприятия осуществляют финансирование инновационных проектов преимущественно за счет собственных денежных средств и предпочитают не привлекать для этой цели банковские кредиты и венчурные инвестиции. Сделан вывод о том, что для получения максимальной прибыли и распределения рисков банки будут участвовать в создании венчурных фондов. Возможность получить недорогой кредит станет стимулом для инновационных предприятий к увеличению объемов производства, проведению новых научных исследований.

Ключевые слова: тенденции, развитие, инновационная деятельность, механизм коммерциализации, интеллектуальная собственность, конкурентоспособность.

Научно-технический, интеллектуальный, инновационный и производственный потенциал, накопленный в Ульяновской обл., позволяет разрабатывать широкий спектр инновационных и инвестиционных проектов, осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. Однако, как и в целом по стране, в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научной деятельности специалистов, количеством получаемых патентов и отстающим от современных требований технологическим уровнем производства [1].

Низок удельный вес инновационно активных предприятий Ульяновской обл. В 2009 г. он состав-

лял всего около 3,6 % (в среднем по России — 9,8 %, в США — 30 %). Это объясняется рядом причин:

— неудовлетворительным состоянием инновационного климата;

— отсутствием в последние годы областной поддержки инновационной, научной, научно-технической и научно-исследовательской деятельности;

— несформированностью целостной инновационной системы, способной обеспечить технологический коридор «идея — технология — производство продукции — рынок» от научного потенциала и непосредственных результатов исследовательской деятельности к рынку.

Основными недостатками, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования, являются:

— несовершенство законодательной и правовой базы инновационной деятельности;

— невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью;

— отсутствие рыночного менеджмента в научно-технической сфере и слабые знания большей частью управленцев основ инновационного развития экономики и общества;

— отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности;

— неразвитость механизмов венчурного финансирования, системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

— низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

Данные проблемы необходимо решать одновременно, реализуя мероприятия по разным направлениям, но в рамках единой программы [4].

В 2006 г. правительством Ульяновской области была принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006—2010 годы», которая определила стратегию инновационного развития Ульяновской обл. на ближайшую перспективу.

Целью данной программы являлось создание региональной инновационной системы, которая должна была обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

Для достижения поставленной цели предусматривалось выполнение следующих основных задач:

— формирование целостной системы экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, законодательной государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;

— создание инновационной инфраструктуры;

— стимулирование спроса на высокие технологии на предприятиях Ульяновской обл.;

— увеличение объема инновационной продукции, производимой предприятиями Ульяновской обл., конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;

— развитие взаимодействия инновационного и банковского секторов экономики, в том числе по финансированию и реализации венчурных проектов. Совершенствование системы привлечения инвестиций для инновационных проектов,

разработка механизмов минимизации рисков при их финансировании и реализации;

— содействие росту количества субъектов инновационной деятельности.

Значения важнейших целевых индикаторов и показателей реализации программы по годам приведены в таблице (для сравнения приведены данные за 2005 г.).

В настоящее время в инновационную инфраструктуру области входят следующие организации:

— Облучение — Материаловедение — Исследовательский центр;

— Средневолжский научный центр;

—Ульяновский инновационный центр БИНК— некоммерческое партнерство;

— Ульяновский бизнес-инкубатор БИНК;

— Ульяновский областной центр трансфера технологий;

— Ульяновский региональный центр коллективного пользования научным оборудованием;

— Ульяновский технопарк;

— Ульяновский центр научно-технической информации;

— Ульяновское высшее государственное училище гражданской авиации;

— Центр нанотехнологий и материалов.

В Ульяновской обл. за 2008—2010 гг. всего 48 организаций имели готовые технологические инновации. Из них большая доля (66 %) приходится на коммерческие предприятия, что свидетельствует о поступательной динамике развития бизнеса [5].

Структура затрат организаций по типам инноваций за 2010 г. представлена на рисунке.

Наибольший удельный вес в общей сумме произведенных затрат приходится на продуктовые инновации. Действительно, в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций сферы услуг, осущест-

Значения важнейших целевых индикаторов и показателей реализации программы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы» в 2005 и 2006-2010 гг.

Показатель Значение по годам

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Доля инновационно активных организаций, % 3,6 3,7 4,0 4,5 10,6 20,3

Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства, % 18 18,2 18,5 19,0 20,0 22,0

Доля инновационно активных организаций, % 3,6 3,7 4,0 4,5 10,6 20,3

Количество вновь созданных малых инновационных предприятий, ед. — 1 3 5 35 50

Количество реализованных наукоемких инновационных проектов на внутреннем и внешнем рынках, ед. — 2 3 5 5 5

Количество созданных новых рабочих мест, ед. - 9 27 45 315 450

Структура затрат по типам инноваций в 2010 г., %: 1 — технологические инновации; 2 — маркетинговые инновации; 3 — организационные инновации

влявших технологические инновации, преобладали инновационные товары (работы, услуги) — 53,9 %. Чуть меньше половины объема всех отгруженных товаров (работ, услуг) в организациях промышленности составляли товары (работы, услуги), вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям — 43,4 %. Причем затраты на технологические инновации предприятия области практически полностью осуществляли за счет собственных средств, не привлекая кредитные ресурсы и инвестиции. Государственная поддержка в форме субвенций оказывалась, но в очень незначительном объеме — 2,1 % от всей суммы расходов [6].

В целом по области доля инновационных товаров, работ, услуг в 2009 г. в общем объеме производства составила 20,2 %. Таким образом, фактический показатель превысил аналогичный плановый показатель по программе.

На основании изучения статистических данных можно сделать вывод, что производство инновационных промышленных предприятий области является экспортоориентированным. С одной стороны, это положительное явление, так как продажа продукции за рубеж осуществляется по ценам выше, чем внутри страны, и позволяет повысить уровень прибыльности таких предприятий. С другой стороны, нередко возникает недостаток внутри страны-производителя в определенных товарах (работах, услугах). Напротив, инновационные товары организаций сферы услуг спросом за рубежом не пользуются.

За 2010 г. в двух организациях региона было создано 6 передовых производственных технологий. По сравнению с 2007 г. этот показатель не изменился.

В Ульяновской обл. увеличивается количество предприятий, использующих в производственной деятельности новые прогрессивные технологии. В 2008 г. их число достигло 109. Ульяновский территориальный орган Госстатистики проводил опрос среди предпринимателей, пытаясь оценить эф-

фект от применения различных видов инноваций. Согласно результатам исследования, внедрение в производство продуктовых инноваций повлияло на расширение ассортимента товаров, работ, услуг, расширение рынков сбыта в России, увеличение занятости, а также привело к улучшению качества товаров (работ, услуг). В процессе опроса большинство респондентов указало на отсутствие эффекта от применения процессных инноваций. Степень воздействия маркетинговых инноваций на расширение рынков сбыта была оценена как средняя [7].

Самой высокой инновационной активностью в Ульяновской обл. обладают организации обрабатывающего производства, большая доля которых является малыми предприятиями. В 2010 г. удельный вес инновационно активных малых предприятий составил 6,6 % и превысил значение прогнозируемого показателя больше чем в 1,5 раза. Повышение инновационной активности объясняется следующими причинами.

Во-первых, поддержкой местными властями малого предпринимательства. В 2006 г. вступил в силу закон Ульяновской области от 02.11.2006 № 161-ЗО «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области». 2007 г. в рамках Ульяновской обл. был объявлен годом предпринимателя. Стало традицией проведение ежегодного конкурса «Лучший инновационный проект».

Во-вторых, сыграла большую роль общая стабилизация российского рынка. Также оказали влияние создавшиеся в Ульяновской обл. благоприятные условия для развития бизнеса — прежде всего за счет отсутствия во многих сферах деятельности серьезной конкуренции.

В Ульяновской обл. сохраняется общероссийская тенденция финансирования расходов малыми предприятиями за счет собственных средств, не привлекая для этих целей заемные. Это происходит по объективным причинам. Но следует отметить, что полностью за счет займов и кредитов осуществляли свою инновационную деятельность малые организации по производству изделий из дерева. Помимо них кредитными ресурсами воспользовались предприятия по производству электрооборудования, транспортных средств и оборудования. Всего из 23 предприятий малого бизнеса 5 получили кредиты на общую сумму 13 810,9 тыс. руб., что составило только 22 % от общей суммы расходов. На льготных условиях в течение 2008 г. был предоставлен лишь один кредит в размере 65 тыс. руб.

ведущему инновационному предприятию области ОАО «УНИПТИМАШ» [2].

Доля средств, приходящаяся на инвестиции, составила 5 % от общей суммы расходов (3 419 тыс. руб.). Инвестиции были вложены в предприятия по производству изделий из дерева и по производству электрооборудования.

Таким образом, в Ульяновской обл. в конце 2008 г. сложилась сложная ситуация, касающаяся финансирования малых инновационных предприятий. И это несмотря на то, что большинство банков, работающих в области, предлагают услуги по кредитованию малого бизнеса, а местными властями разработаны механизмы по кредитно-финансовой поддержке малых инновационных предприятий.

В основном предложение на рынке кредитования малого бизнеса в Ульяновской обл. определяют следующие банки: местный ОАО ГБ «Симбирск», АКБ «РосЕвроБанк», лидирующий в кредитовании субъектов малого бизнеса Сбербанк России, ЗАО «ФорусБанк» и НБ «Траст». Банки «ВТБ 24» и «Юниаструм Банк» наряду со Сбербанком России, входящие в пятерку лидеров по РФ по кредитованию малого бизнеса, в Ульяновской обл. открылись сравнительно недавно и не успели еще занять серьезных позиций на рынке.

Понятно, что потенциальных заемщиков интересует в кредитных программах прежде всего сумма возможного кредита, условия его выдачи и погашения.

В Ульяновской обл. с использованием механизма софинансирования в 2008 г. было реализовано 12 инвестиционных проектов:

— 5 проектов — совместно администрацией области и рядом коммерческих банков,

— 7 проектов — специализированными инвестиционными компаниями и коммерческими банками.

Прибыль от реализации проектов составила 54 тыс. руб. в год. В настоящее время местными властями совместно с кредитными учреждениями и (или) инвестиционными компаниями, частными инвесторами проводится финансирование инновационной деятельности предприятий, ставших победителями и лауреатами конкурса «Лучший инновационный проект». Средства областного бюджета для этих целей резервируются заранее в составе Областного фонда поддержки малого предпринимательства, откуда они непосредственно направляются предприятиям — призерам конкурса.

Механизм, связанный с компенсацией части процентных ставок по банковским кредитам пред-

приятиям малого бизнеса, не получил в Ульяновской обл. финансового подкрепления. Денежные средства, необходимые для компенсации части расходов по кредитам, закладываются не первый год в областной бюджет, но, как правило, по объективным причинам направляются на другие нужды. В плане мероприятий по реализации областной программы инновационного развития Ульяновской обл. также не предусмотрены средства на эти цели.

Приоритетным направлением в поддержке инновационных предприятий в области является предоставление кредитных гарантий. Планируется, что конкретным шагом на этом пути станет создание ОАО «Развитие», уставный капитал которого на 100 % принадлежит правительству Ульяновской области. Прежде чем данная организация начнет работать, необходимо в счет вклада в уставный капитал передать ей реальные активы. В качестве таких активов могут выступить пакеты акций шести предприятий (ремонтно-технических, снабженческих, хлебоприемных и др.), принадлежащие области, но не пользующиеся спросом на аукционах. Номинальная стоимость всех ценных бумаг — около 12 млн руб. Их можно будет использовать (при посредничестве ОАО «Развитие») как залоговую базу, когда надо поддержать кредитами тот или иной инвестиционный проект, представленный предпринимателями и прошедший конкурсный отбор [3].

Данную идею поддержали и выразили свое желание сотрудничать с ОАО «Развитие» многие кредитные учреждения региона, среди них и Ульяновское отделение Сбербанка России. Однако банки одним из условий совместной работы выдвинули предварительное проведение экспертизы ценных бумаг.

В настоящее время в указанном направлении региональными властями реализуется следующая мера — Областной фонд поддержки малого предпринимательства предоставляет поручительство при кредитовании приоритетных инновационных проектов.

Таким образом, подобные бюджетные гарантии снимут недоверие банков к кредитоспособности малых заемщиков и решат проблему залога. Как следствие, ожидается повышение спроса со стороны предпринимателей на кредитные продукты.

В целях содействия развитию инновационного бизнеса в Ульяновской обл. для предприятий установлен ряд льгот:

— право выплачивать 50 % от стоимости арендной платы за пользование имуществом, арендованным для реализации инновационного проекта;

— налоговые льготы по налогу на имущество организации, транспортному налогу, налогу на прибыль организации в части средств, зачисляемых в областной бюджет согласно Налоговому кодексу РФ.

С помощью налоговых льгот государство в лице администрации Ульяновской обл. старается вывести малый бизнес из «тени», дать толчок к его легализации. Теневая экономика — это проблема не только Ульяновской обл., но и всей России.

Пока инновационным предприятиям надеяться на средства частных инвесторов не приходится. Специализированных инвестиционных компаний, занимающихся венчурным финансированием, в области нет. Привлечение инвестиций как внутри области, так и за ее пределами затрудняется по при -чине отсутствия единой информационной базы, содержащей сведения обо всех предлагаемых к реализации инновационных проектах, разработках.

В будущем ожидается, что развитие инновационного бизнеса будут определять следующие факторы:

— величина спроса на рынке на инновационную продукцию (товары, работы, услуги);

— степень лояльности кредитной политики, которую будут проводить банки в отношении малых исследовательских и (или) внедренческих фирм;

— заинтересованность частных инвесторов (бизнес-ангелов) во вложении своих средств в инновационные предприятия.

Возможность получить недорогой кредит даст стимул инновационным предприятиям к увеличению объемов производства, проведению новых научных исследований и осуществлению разработок.

Список литературы

1. Бекетов Н. В. Механизм венчурного финансирования инновационных процессов // Финансы и кредит. 2008. № 9.

2. Галица А. В. Инновационный концерн как интегральная форма организации бизнеса // Экономист. 2008. № 11.

3. Наука, технологии и промышленность ОЭСР. Выпуск 2007: пер. с англ. URL: http://www. оесd.огg.

4. Samokhin V. Venture business in the USA. The Venture capital and direct investment in Russia. The collection of articles and performances. SPb: РАВИ. 2007.

5. The venture capital direct investment in Russia. The collection of articles and performances. SPb: РАВИ. 2008.

6. Galitsa A. Innovative concern as integral form of the organisation of business // Economist. 2008. № 11.

7. For preparation of the given work have been used materials from a site. URL: http://innovbusiness. ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.