Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абенова А.К., Танирбергенов М.Ж., Сапарбаева У.А., Исаева К.А., Аханов Б.Ф.

В статье рассмотрена методика одного из эффективных путей решения выше поставленных задач - использование на уроках изобразительного искусства современных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING AT FINE ARTS LESSONS

The article discusses the methodology of one of the effective ways to solve the above tasks - using the lessons of the fine arts of modern educational technologies.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

4. Шмойлова Р.А. Теория статистики [Электронный ресурс] / Рек. Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Е. Б. Шувалова, 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 656 с. - URL: http:// www.biblioclub.ru

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ» НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРУППЕ

В статье исследованы возможности повышения усваивания иноязычными студентами теоретического материала по дисциплине «Теория статистики» на русском языке. Проанализирована роль языкового образования в формировании конкурентоспособного специалиста. Предложен методологический подход к изложению материала, предполагающий использование новейших технологий формирования кубов - трехмерных информационных массивов, перспективно-опережающего обучения, дуального изложения курса на родном и русском языках.

Ключевые слова: достойный труд, русский язык, иноязычная группа, теория статистики, таблицы, графики, куб, опережающее образование, человеческий капитал.

TEACHING DISCIPLINE "THEORY OF STATISTICS" IN RUSSIAN IN A FOREIGN GROUP

The article investigates the possibility of increasing assimilation of non-native students of theoretical material on the subject "Theory of Statistics" in Russian. It was analyzed the role of the language education in the formation of a competitive specialist. In this article we tried to recommend the methodological approach to the presentation of the material, involving the use of new technologies of forming cubes - three-dimensional data arrays, forward-advancing training, dual presentation of the course in the native and Russian languages.

Key words: decent labor, the Russian language, foreign language group, the theory of statistics, tables, graphs, cube, advanced education, human capital.

Сведения об авторе: Ташбаева Рано Гайбуллоевна, кандидат экономических наук, доцент, Душанбинский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», e-mail: ranoch@mail.ru

Information about the author: Tashbaeva Rano Gaybulloevna, PhD of economic sciences, docent, Dushanbe branch of the National Research Technological University «MISiS»

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Абенова А. К., Танирбергенов М. Ж., Сапарбаева У. А., Исаева К. А., Аханов Б. Ф.

Шимкентский университет (Сырдария), Казахстан

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. И особо велика в этом роль занятий рисованием. Н.Н.Ростовцев отмечает: «Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать» [5, с. 8].

Обучая учащихся 5-6-х классов изобразительному искусству, педагог должен учитывать количественные и качественные различия между возрастными этапами. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов, согласно которому регламентируется учебная нагрузка, решаются вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, а также выбора учителем форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе, был Я.А.Коменский. Согласно его принципу природосообразности, обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Он писал: «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» [4, с. 329]

«Каждый из школьных возрастов - младший, средний и старший, - отмечает психолог Л.И.Божович, - отличается друг от друга качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой не эволюционный прогресс, а диалектический скачок к новому качеству» [1, с. 145].

Опыт передовых педагогов давно доказал, что обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей данной возрастной группы. Личностная значимость учебной деятельности - главнейшее условие ее эффективности.

При решении проблемы преемственности (в частности - на уроках изобразительного искусства), особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

- иметь четкие представления о целях и результатах изучения изобразительного искусства на начальной и основной ступенях;

- знать специфику форм организации обучения изобразительному искусству, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.

В. С. Щербаков отмечает, что «при постановке проблемы остались в стороне глубокие, скрытые от поверхностного наблюдения, но весьма существенные причины, импульсы, которые должны быть прослежены и рассмотрены в общей связи со всеми остальными фактами развития» [7, с. 64]. Проблема «угасания» могла возникнуть лишь в результате наблюдения изобразительной деятельности у ребенка и взрослого, и не столько с точки зрения качественного различия ее на разных возрастных ступенях, сколько с точки зрения количественного ее проявления. Ведь по статистике рисуют все дети, затем - не все, а лишь некоторые, затем наблюдается угасание. В. С. Щербаков, основываясь на выводах Л. С. Выготского, объясняет это тем, что изображение -преимущественно доступная детям форма мышления, и «рисунок как необходимая форма сопровождает у детей активный процесс анализа и синтеза, абстрагирования и выделения частного» [4, с. 330]. По мере того, как усложняется психическая жизнь ребенка «эта конкретно-чувственная, зрительно-образная форма постепенно уступает место, сперва частично, а потом все более и более (может и исчезнуть совсем) другим, более необходимым для его возраста, формам мышления... Таким образом, мы устанавливаем не только количественное изменение изобразительной деятельности подрастающего и развивающегося человека, но и качественные изменения на основе развития внутренних психических процессов, сначала вызвавших потребность рисовать и затем приводящих к угасанию этой потребности как ненужной на новом этапе развития душевных сил формирующейся личности».

И. В. Солодухин отмечает, что учителю надо быть особенно внимательным к моментам своеобразного творческого «отчуждения», говорящего о том, что «ребенок перерос имеющийся образный багаж, и ему нужна новая порция знаний о мире, новые профессиональные навыки» [5, с. 89]. По его мнению, начинать следует с раскрепощения ребенка от скованности на уроках изобразительного искусства, от неуверенности в собственных силах, ограничивающих творческую инициативу, разбудить фантазию,

мысль, эмоции, заставить подростка поверить в красоту мира, в силу краски, то есть создать «благоприятную атмосферу творческого созидания».

Заботясь о развитии у школьников художественных способностей, «педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям изобразительным искусством»В.С.Кузин считает, что одним из таких факторов «нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления.» [3, с. 19]. Чтобы более активно развивать у школьников способности к изобразительной деятельности, учитель должен знать психологические основы, структуру и показатели этих способностей.

Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Искусство преподавания требует от учителя и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики обучения, и, что самое главное, умения творчески использовать все эти знания в учебном процессе.

В. С. Кузин отмечает, «чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опроса и т.д.» [7, с. 65].

По мнению Н. Н. Ростовцева, в преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Он пишет: «Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель. начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала» [5, с. 96].

Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Творческую работу со школьниками нельзя пускать на самотек, ее надо руководить, ее надо направлять.

В возрасте 11-15 лет знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. «Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний» В этом возрасте подросток готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность является одним из мотивов учения.

Необходимо отметить, что на уроках внимание подростков нуждается в постоянной поддержке со стороны учителя. Долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание непроизвольного внимания и организации произвольного. Поэтому учитель в процессе преподавания может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации. «В этом возрасте (имеется ввидувозраст от 11 до 14 лет), - пишет В. С. Щербаков, - как ни в каком другом, для успеха всей работы нужна обстановка доброжелательности и взаимного доверия. Наряду с этим необходимо создать различные варианты заданий и тактично предлагать детям те, которые наиболее отвечают их состоянию» [7, с. 102].

Урок - единица учебного процесса, значит, в нем нужно видеть не только чисто внешние стороны, сопряженные с организацией труда учителя и ученика, а заглянуть в те внутренние процессы, на которые, собственно, и направлен процесс обучения.

Для успешного использования в преподавании изобразительного искусства в 5-6 классах инновационных технологий обучения необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать реализацию учебных задач, обозначенных диссертантом.

Доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка.

Таким образом, нами под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного процесса обучения изобразительному искусству с использованием инновационных технологий, обеспечивающих повышение у детей внутренней мотивации и интереса к изучению данного предмета, что существенно скажется на улучшении качества обучения, создании благоприятных условий для проявления способностей и интересов учащихся 5-6 классов.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е издание. - М.: Просвещение, 1991.

3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. Т.1. - М., 1982.

5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980.

6. Солодухин И. В. Формирование способностей к эмоциональному отношению к искусству и действительности у детей среднего школьного возраста в работе с красками и с цветом.// Оптимизация процесса художественного воспитания учащихся на основе новых программ по изобразительному искусству для школ Казахстана // Тематический сборник научных трудов. - Алма-Ата, 1986.

7. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1992.

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассмотрена методика одного из эффективных путей решения выше поставленных задач - использование на уроках изобразительного искусства современных педагогических технологий.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологий, гармоническое развитие, пространственное мышление, интеграции изобразительного искусства, психологические особенности, художественные способности.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING AT FINE ARTS LESSONS

The article discusses the methodology of one of the effective ways to solve the above tasks - using the lessons of the fine arts of modern educational technologies.

Key words: innovative teaching techniques, harmonious development, spatial thinking, integration of fine arts, psychological characteristics, artistic ability.

Сведения об авторах: Абенова А. К., соискатель; Танирбергенов М. Ж., доктор педагогических наук, профессор; Сапарбаева У. А., соискател; Исаева К. А., соискател; Аханов Б. Ф., кандидат педагогическии наук; Шимкентский университет (Сырдария), e-mail-ahanov_1964@mail.ru

Information about the authors: Abenova A. K., resourcher; Tanirbergenov M. J, doctor of pedagogic science, professor; Saparbaeva U. A., resourcher; Isaeva K. A., resourcher; Akhanov B. F., PhD of pedagogical science; Shimkents University (Sirdariyo)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.