Научная статья на тему 'Инновационные территориальные кластеры как разновидность интегрированных структур промышленных организаций'

Инновационные территориальные кластеры как разновидность интегрированных структур промышленных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР / КЛАСТЕР / КОРПОРАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ / НОРМАТИВЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саломатин Николай Александрович, Панфилова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются территориальные кластеры как объект управления со стороны специализированной организации, инжинирингового центра и органов государственной власти. Выделены направления совершенствования функционирования кластера посредством внедрения корпоративных стандартов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саломатин Николай Александрович, Панфилова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS AS A KIND OF INTEGRATED STRUCTURES OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS

The territorial clusters as an object of management from the specialized organization, the engineering center and public authorities are considered in the article. The directions of improvement of functioning of a cluster by means of introduction of corporate standards of management are allocated.

Текст научной работы на тему «Инновационные территориальные кластеры как разновидность интегрированных структур промышленных организаций»

УДК [334.758:001.895] :005.591.45

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются территориальные кластеры как объект управления со стороны специализированной организации, инжинирингового центра и органов государственной власти. Выделены направления совершенствования функционирования кластера посредством внедрения корпоративных стандартов управления. Ключевые слова: инжиниринговый центр, кластер, корпоративные стандарты, нормативы, специализированная организация, субсидия.

INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS AS A KIND OF INTEGRATED STRUCTURES OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS

Annotation. The territorial clusters as an object of management from the specialized organization, the engineering center and public authorities are considered in the article. The directions of improvement of functioning of a cluster by means of introduction of corporate standards of management are allocated.

Keywords: engineering center, cluster, corporate standards, standards, specialized organization, subsidy.

Глобализация мировой экономики, систематические кризисы, проникновение на российский рынок транснациональных компаний, занимающихся производством и сборкой высокотехнологичных изделий, вынуждают российские организации искать пути для инновационного развития. Государственными органами создаются благоприятные условия для формирования инновационных территориальных кластеров посредством принятия ряда нормативно-правовых документов, в том числе Постановления Правительства РФ № 188 от 6 марта 2013 г. «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».

Рассматривая инновационный территориальный кластер (ИТК) как разновидность интегрированной структуры, следует отметить, что он объединяет не только промышленные организации определенной отраслевой направленности, а также включает:

— специализированные организации, занимающиеся развитием кластера посредством оказания услуг по методическому, организационному, информационному и экспертно-аналитическому сопровождению, консультирования в области разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;

— инжиниринговый центр, оказывающий услуги (экспертные, инженерно-консультационные, исследовательские, расчетно-аналитические) по оценке технической готовности промышленных организаций для внедрения новых технологий, оптимизации технологических процессов, эксплуатации оборудования, применению технологий моделирования, повышению энергоэффективности, модернизации и созданию новых производств.

Для реализации программ развития бюджетам субъектов РФ, на территориях которых расположены ИТК, предоставляются субсидии на основе заключаемых соглашений между уполномочен© Саломатин Н.А., Панфилова Е.Е., 2014

Н.А. Саломатин Е.Е. Панфилова

Nikolay Salomatin Elena Panfilova

ным или высшим органом исполнительной власти субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем средств федерального бюджета). Уполномоченный орган взаимодействует с комиссией по отбору мероприятий, включаемых в перечень для софинансирова-ния за счет средств бюджета, созданной при Министерстве экономического развития РФ.

При управлении ИТК происходит интеграция органов федеральной и исполнительной власти посредством установления неформальных, рамочных отношений с кластером через соглашения, а также механизм соучредительства субъекта РФ в специализированной организации. Специализированная организация заключает договора с организациями, входящими в состав кластера, подтверждающие согласие на делегирование ей функций координации их деятельности при выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с зарубежными партнерами [2; 3; 6]. Специализированная организация, являясь, по сути, интегратором в рамках ИТК, взаимодействует с Министерством экономического развития РФ (с одновременным согласованием с Министерством финансов) по вопросам формирования перечня организаций (в том числе зарубежных), у которых промышленные организации приобретают консультационные услуги за счет субсидий при условии их соответствия среднерыночной стоимости аналогичных услуг и направлениям реализации программы развития кластера.

Возможности эффективной реализации промышленными организациями проектов в рамках ИТК связаны с прозрачностью контроля трансфертов из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. Уровень софинансирования расходных обязательств субъекта РФ за счет субсидий для реализации мероприятий, отобранных для реализации в кластере, определяется методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 670 от 22 ноября 2004 г. и устанавливает норматив в диапазоне не ниже 10 % и не выше 70 % от величины расходного обязательства субъекта РФ.

К персоналу промышленных организаций, входящих в состав ИТК, предъявляются новые требования, связанные с навыками групповой работы в информационных сетях при совместной разработке и реализации проектов. Принятые нормативно-правовые документы позволяют участникам кластера субсидировать затраты на профессиональную переподготовку, повышение квалификации работников по программам дополнительного профессионального образования (в том числе за рубежом) в научных, образовательных и производственных организациях при условии соответствия проводимых исследований уровню мировых лидеров, наличия опыта международной научно-технической кооперации и успешной практики коммерциализации технологий. В условиях инновационно-ориентированной экономики управление промышленными организациями связано с формированием интегрированных структур (в том числе ИТК), представляющих собой открытую, неравновесную и нелинейную систему. Открытость подразумевает, что промышленные организации (соответствующие критериям отбора по корпоративному профилю, критериям развитости информационных систем) имеют возможность выстраивать свои бизнес-процессы в рамках интегрированной структуры. Неравновесность означает, что посредством корпоративных стандартов, регламентов, кодексов корпоративного поведения интегрированная структура видоизменяет конкурентную среду, открывая возможности для формирования принципиально иных локальных структур для реализации инновационных проектов. Важны тенденции в развитии конкретной интегрированной структуры промышленных организаций (кластера, холдинга, технологической платформы и т.п.), поскольку более сильные воздействия со стороны глобализирующейся экономики могут оказывать меньшее влияние, чем слабые сигналы, но соответствующие тенденциям развития интегрированной структуры. Свойство нелинейности является определяющим для управления интегрированной структурой промышленных организаций, поскольку при очень слабых внешних изменениях поведение системы может меняться скачком и важно определение оптимального коридора нелинейности, способствующего развитию организационных структур управления, форм взаимовыгодного сотрудничества на услови-

ях корпоратизации, сетизации, интеграции. Обращает на себя внимание тот факт, что территориальные кластеры сконцентрированы в субъектах РФ, имеющих наибольшие значения валового регионального продукта на душу населения (см. табл.). В Южном и Северо-Кавказском федеральных регионах не размещено ни одного инновационного кластера.

Таблица

Характеристика инновационных территориальных кластеров РФ

Субъект РФ Валовый региональный продукт на душу населения в 2011 г., руб. Количество созданных кластеров, ед. Специализация кластера

Уральский федеральный округ (Свердловская область) 517 534 1 Новые материалы

Центральный федеральный округ (Москва, Московская и Калужская области) 420 102 6 Информационно -коммуникационные технологии, электроника, новые материалы, ядерные технологии, медицина и фармацевтика

Дальневосточный федеральный округ (Хабаровский край) 401 696 1 Производство летательных и космических аппаратов, судостроение

Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург, Архангельская область) 345 301 3 Информационно -коммуникационные технологии, электроника, приборостроение, судостроение, радиационные технологии

Сибирский федеральный округ (Алтайский и Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская и Томская области) 249 039 5 Производство летательных и космических аппаратов, электроника, информационно-коммуникационные технологии, химическая промышленность

Приволжский федеральный округ (Нижегородская, Ульяновская, Самарская области, Пермский край, Республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан) 234 122 9 Автомобилестроение, двигателе-строение, производство летательных и космических аппаратов, приборостроение, ядерные технологии

Очевидно, что к основным направлениям совершенствования функционирования кластера следует отнести внедрение корпоративных стандартов управления, затрагивающих решение таких вопросов, как [5; 7]:

— обеспечение транспарентности деятельности комиссии при Министерстве экономического развития РФ по отбору мероприятий, финансируемых за счет субсидии, путем разработки методики формализованной оценки соответствия критериям софинансирования (включая нормативы эффективности для промышленных организаций, представленных различными секторами экономики и кластерами);

— установление оптимального коридора для оценки показателей результативности предоставления субсидий со стороны главного распорядителя средств федерального бюджета. К основным

показателям результативности можно отнести рост объема работ и проектов в сфере научных исследований (выполняемых несколькими организациями кластера или совместно с иностранными компаниями) с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, выработки на одного работника промышленной организации-участника кластера, объема отгруженной инновационной продукции собственного производства (инновационных работ или услуг, выполненных собственными силами), совокупной выручки организациями-участниками кластера от продаж продукции на внешнем рынке;

- разработка типовых форм договоров на координацию деятельности, заключаемых организациями различного профиля со специализированной организацией и инжиниринговым центром;

— создание баз данных и обеспечение открытого доступа к ним по успешно реализованным проектам промышленных организаций в рамках ИТК, направленным на повышение технологической готовности и конкурентоспособности участников кластера.

Библиографический список

1. Панфилова Е.Е. Некоторые вопросы оценки эффективности производственных процессов в интегрированных организациях // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. -№ 8(35). - С. 447-454.

2. Панфилова Е.Е. Глобальное информационно-экономическое сообщество как объективная среда функционирования промышленной организации XXI века // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 2. -С. 50-55.

3. Саломатин Н.А., Абрамова Л.Д., Храмов И.Н. Применение подхода по управлению знаниями для повышения конкурентоспособности ИТ-компаний // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 7.-С. 75-81.

4. Саломатин Н.А., Панфилова Е.Е. Особенности развития управления интегрированными структурами промышленных организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014.-№ 3. - С. 58-60.

5. European Applied Sciences, November-December, 2012, Section 17. Economics and management, 1 (2) - pp. 507-511.

6. Science and Education: materials of the II international research and practice conference. Vol. 1. Munich. December 18 ü - 19"', 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg. Germany, 2012. 650 р., Economics.

7. Science, Technology and Higher Education: materials of the international research and practice conference. Economics. Vol. 1. Westwood, Cañada, December, 2012. - 128 p. Westwood, December П'Мг"1, 2012 / publishing office Accent Graphics communications - Westwood - Cañada, 2012. 608 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.