_Раздел I. Инновационная экономика
УДК 005.2:339.543.6-029:6
Е.Е. Панфилова УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННО-
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации управления предприятиями, расположенными в особых экономических зонах (промышленно-производственных и технико-внедренческих). Выделены общие признаки управления, характерные для различного рода интегрированных структур промышленных организаций (инновационных территориальных кластеров, зон территориального развития, технологических платформ, холдинговых компаний). Даны рекомендации по формированию системы корпоративного управления промышленной организацией, базирующейся в особой экономической зоне. Расширена трактовка понятия «особая экономическая зона» путем выявления общих признаков, характерных для различных элементов инновационной инфраструктуры: инновационных центров, технологических и индустриальных парков, центров трансферта технологий и бизнес-инкубаторов.
Выявлена специфика функций, выполняемых управляющими компаниями в рамках особых экономических зон. Вопросы управления представлены через призму заключения разнообразных соглашений о создании особой экономической зоны, осуществлении промыш-ленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в ее рамках, об управлении особой экономической зоной. Оптимизация деятельности промышленных организаций увязывается с определением статуса товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зон и уточнением перечня производственных и технологических операций, достаточных для признания товара товаром таможенного союза и установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Ключевые слова: зона территориального развития, наблюдательный совет, особая экономическая зона, резидент, соглашение, управляющая компания.
Helena Panfilova MANAGEMENT OF THE ORGANIZATIONS IN THE INDUSTRIAL AND PRODUCTION, TECHNICAL AND INTRODUCTION SPECIAL ECONOMIC ZONES
Abstract. The questions of the organization of management by the enterprises located in special economic zones (industrial and production and technology development) are considered in this article. The general signs of management, characteristic for different integrated structures of the industrial organizations (innovative territorial clusters, zones of territorial development, technological platforms, the holding companies) are allocated. Recommendations about corporate management system formation by the industrial organization which is based in a special economic zone are made. The treatment of the concept "special economic zone " by identification of the general signs, characteristic for various elements of innovative infrastructure is expanded: innovative centers, technological and industrial parks, centers of a transfer of technologies and business incubators.
© Панфилова Е.Е., 2014
Вестник Университета № 14, 2014_
Specifics of the functions which are carried out by management companies within special economic zones are revealed. Questions of management are presented through a prism of the conclusion of various agreements on creation of a special economic zone, implementation of industrial and production or technology development activity in its framework, about management of a special economic zone. Optimization of activity of the industrial organizations coordinates with definition of the status of the goods made with the use of foreign goods, placed under a customs procedure of free customs zones and specification of the list of production and technological operations, sufficient for goods recognition by goods of the Customs union and establishment of a zero rate of a value added tax.
Keywords: zone of territorial development, supervisory board, special economic zone, resident, agreement, management company.
Становление и развитие глобального информационно-экономического сообщества предъявляет высокие требования к конкурентоспособности промышленных организаций. Повышение эффективности функционирования последних напрямую связывается с формированием интегрированных структур на основе принципов корпоратизации, сетизации и кластеризации [1,3,5]. В частности, на основе принципов кластеризации организуется деятельность резидентов в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в ред. от 04.03.2013 г.), участников проекта «Сколково» (Федеральный закон от 28.09.2010 г. «Об инновационном центре «Сколково» в ред. от 10.07.2012 г.), а также резидентов технологических парков, технополисов и индустриальных парков (Закон г. Москвы от 06.06.2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве»).
Для развития высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей экономики, разработки и коммерциализации их результатов создаются промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ) на не более, чем трех участках территории, площадь которых составляет в первом случае 40 квадратных километров, а во втором - 4 квадратных километра, при этом действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности и применяется процедура свободной таможенной зоны. Совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов рассматривается как кластер и подлежит управлению со стороны управляющей компании (УК). В качестве УК может выступать Открытое акционерное общество, в котором 100 % акций принадлежит РФ; иное хозяйственное общество, созданное таким ОАО, или хозяйственное общество, заключившее с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ. Примечательно, что ОЭЗ может располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований одного или нескольких субъектов РФ. Таким образом, присутствует территориальная разобщенность промышленных предприятий при формальной принадлежности одной ОЭЗ, что усложняет организацию процесса управления. На территории про-мышленно-производственной ОЭЗ допускается производство и переработка таких подакцизных товаров, как легковые автомобили и мотоциклы.
С точки зрения формирования транспарентной системы корпоративного управления интегрированной структурой промышленных организаций (к числу которых относятся ОЭЗ), важно, что на законодательном уровне сформулированы критерии создания особой экономической зоны, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 года № 398. Помимо наличия экономико-географических конкурентных преимуществ, соответствия приоритетам территориального развития через рост объемов доходов, поступающих в бюджет РФ, необходимо присутствие управляющей компании, которая принимает на себя обязательство по привлечению не менее 50 % объема внебюджетных инвестиций для развития ОЭЗ. При этом приветствуется успешный опыт реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвесторов или опыт создания индустриальных парков, технопарков или инновационных кластеров. Соглашением о создании особой экономи-
_Раздел I. Инновационная экономика
ческой зоны устанавливается порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ, контролирующего процесс заключения / расторжения соглашений об осуществлении промышлен-но-производственной и технико-внедренческой деятельности и координирующего взаимоотношения между резидентами ОЭЗ и органами исполнительной власти федерального уровня, субъекта РФ, муниципального образования. Вопросы организации эффективного корпоративного управления промышленными организациями, расположенными в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах, остро встают в момент передачи полномочий по управлению ОЭЗ от органов исполнительной власти субъекта РФ управляющей компании [4,8,10].
Интеграция науки, бизнеса и государства осуществляется посредством вхождения представителей образовательных и научно-исследовательских организаций, управляющей компании, резидентов и различных органов государственной власти в наблюдательный совет ОЭЗ [2]. Одной из разновидностей Соглашений, используемых в рамках ОЭЗ, является Соглашение об управлении особой экономической зоной, которое заключается между Минэкономразвития РФ и управляющей компанией. Управляющая компания размещает в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о реализуемых функциях управления и специфике подконтрольной ОЭЗ, а также предоставляет отчет о показателях эффективности ее функционирования. Резидентами ОЭЗ могут быть коммерческие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ и заключившие соглашение об осуществлении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне. Запрет на функционирование в ОЭЗ наложен исключительно на унитарные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ведет реестр резидентов ОЭЗ; выдает организациям свидетельства, удостоверяющие регистрацию в качестве резидента, сообщает соответствующие сведения в налоговые, таможенные и иные органы для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Промышленная организация может лишиться статуса резидента особой экономической зоны исключительно в судебном порядке, что порождает новый класс корпоративных конфликтов, в которых одной из сторон выступают представители государственных органов власти. В рамках Федерального закона от 30.11.2011 г. № З65-ФЗ под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и переработка товаров (продукции) и их реализация. Под технико-внедренческой деятельностью — инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, программ для ЭВМ, баз данных, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции. Федеральный, региональный и муниципальный государственный виды контроля за деятельностью резидентов ОЭЗ осуществляются органами исполнительной власти и местного самоуправления путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Существуют ограничения на объемы капитальных вложений, осуществляемых резидентами в ОЭЗ, в рамках трехлетнего периода с момента заключения соглашения об осуществлении деятельности. Не принимая во внимание стоимость нематериальных активов, резидент промышленно-производственной ОЭЗ должен произвести капитальные вложения в размере не менее, чем 120 миллионов рублей, а технико-внедренческой — не менее, чем 40 миллионов рублей. Таким образом, законодательно установлена минимальная граница в осуществлении вложений организациями при функционировании в рамках ОЭЗ. Примечательно, что поступившие от организаций заявки на заключение соглашений о деятельности в ОЭЗ и бизнес-планы предварительно передаются на рассмотрение в экспертные советы по промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что на территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяемая Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. В его рамках свободная таможенная зона трактуется как таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин, сборов и без применения мер нетарифного урегулирования. Немаловажно
Вестник Университета № 14, 2014_
для промышленных организаций, функционирующих в рамках ОЭЗ, что с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение таких операций, как потребление; переработка, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики (сборка, монтаж), а также операции, предусматривающие осуществление сделок в рамках вещного права (передача прав владения, пользования или распоряжения) [6,11].
Деятельность промышленных организаций в ряде субъектов РФ, в которых предусматривается создание ОЭЗ, регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, например, Федеральный закон от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ (в ред. от 23.04.2012 г.) «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также федеральный закон от 31.05.1999 г. (в ред. от 06.12.2011 г.) «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Срок действия ОЭЗ в Калининградской области ограничен 1 апрелем 2031 года, в Магаданской области - 31 декабря 2014 года.
Для промышленных организаций, действующих в рамках ОЭЗ, важным фактором при эффективном управлении затратами является вопрос определения статуса товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. На государственном уровне формируются критерии достаточной переработки товара, полученного с использованием иностранных товаров, с уточнением перечня производственных и технологических операций, достаточных для признания товара товаром таможенного союза и установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
Промышленные организации, функционирующие в условиях гиперконкуренции, становления глобального информационно-экономического сообщества, вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование инновационных технологий в области энергоэффективности, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Поэтому налаживание эффективного взаимодействия с управляющей компанией инновационного центра «Сколково», деятельность которого регулируется федеральным законом от 28.09.2010 г. (в ред. от 10.07.2012 г.) «Об инновационном центре «Сколково», является важной задачей. Фактически инновационный центр «Сколково» — вариант территориально обособленного комплекса для развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по ряду направлений.
«Сколково» представляет собой аналог или разновидность технико-внедренческой особой экономической зоны под контролем управляющих компаний, рассматриваемых как совокупность управляющей компании (российского юридического лица) и ее дочерних обществ, в уставном капитале которых 100 % акций принадлежит УК. Ключевым понятием в выше рассматриваемом федеральном законе выступает проект, связанный с осуществлением исследовательской деятельности. При этом управляющая компания часть своих функций может делегировать дочерним обществам, включая координацию деятельности участников проекта, оказание услуг таможенного представителя, государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности.
Для инновационного центра как варианта интегрированной структуры актуальным становится вопрос формирования корпоративной культуры, поскольку возможен вариант выдачи через управляющую компанию или ее дочерние общества разрешений на работу высококвалифицированным иностранным специалистам.
В качестве особых экономических зон, создающих условия для развития производства инновационной продукции и способствующих ее реализации на внешнем рынке, выступают разнообразные технополисы, технологические и индустриальные парки, центры трансфера технологий и бизнес-инкубаторы. Их деятельность регламентируется законом г. Москвы от 06.06.2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве». Сравнительная характеристика объектов научно-технической и инновационной инфраструктуры представлена в таблице.
Управляющей организации технополиса, технологического или индустриального парка вменяется координация деятельности резидентов, оказание различного рода услуг (управ-
_Раздел I. Инновационная экономика
ленческих, консультационных, информационных и организационных). Отличительной особенностью индустриального парка является вхождение в его состав иных организаций, оказывающих комплекс разнообразных услуг. В технологическом парке или технополисе могут присутствовать также бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий. Постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 г. № 492-1111 «О реализации отдельных положений Закона города Москвы от 6 июня 2012 года № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» устанавливается порядок присвоения Межведомственной комиссией статуса управляющей организации, резидента технополиса, технологического или индустриального парка.
Немаловажно, что статус управляющей компании присваивается на неопределенный срок и подлежит ежегодному подтверждению. С позиции формирования системы корпоративного управления, возникает новый тип взаимоотношений между финансово-заинтересованными сторонами посредством подписания соглашения, заключаемого между Правительством г. Москвы и управляющей организацией. Ежегодный отчет о результатах деятельности управляющей организации технополиса, технологического или индустриального парка фактически сориентирован на отражение сведений об уплаченных налогах и сборах в бюджеты всех уровней. Правительством определен перечень направлений деятельности резидентов технополиса, индустриальных и технологических парков. Среди них разработка и производство технологий / изделий машиностроения, приборостроения, оптоэлектроники, микроэлектроники, транспортных средств и компонентов к ним, компьютерных технологий и программного обеспечения.
Таблица
Сравнительная характеристика объектов научно-технической и инновационной ин-
фраструктуры
Объект инфраструктуры Характеристика Специфика деятельности Особенности управляющей организации (УО) Наличие статуса резидента
Технополис Форма взаимодействия субъектов, имеющих статус резидента и управляющей организации Научно-техническая и инновационная деятельность, промышленная деятельность Управляющая организация технополиса должна иметь балансовую стоимость внеоборотных активов не менее 1 млрд. рублей, размер площади земельного участка не менее 5 га +
Технологический парк Малое и среднее предпринимательство в области разработки и опытного / мелкосерийного производства научно-технической / инновационной продукции УО технологического парка должна иметь балансовую стоимость внеоборотных активов не менее 100 млн. рублей, размер площади земельного участка не менее 2 га +
Индустриальный парк Промышленная деятельность УО индустриального парка должна иметь балансовую стоимость внеоборотных активов не менее 1 млрд. рублей, размер площади земельного участка не менее 5 га +
Центр трансфера технологий Юридическое лицо Деятельность по коммерциализации результатов научно-технической деятельности. — -
Вестник Университета № 14, 2014
Объект инфраструктуры Характеристика Специфика деятельности Особенности управляющей организации (УО) Наличие статуса резидента
Бизнес-инкубатор Организация / ее структурное подразделение Содействие созданию и реализации инновационной продукции вновь созданных субъектов малого предпринимательства. Оказание услуг, связанных с предоставлением имущественного комплекса. — -
Таким образом, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны, технополисы, индустриальные и технологические парки являются системообразующими элементами инновационной инфраструктуры РФ. Большинство из них нацелены на производство и продвижение инновационной продукции, коммерциализацию результатов исследовательской деятельности, в том числе с привлечением иностранных инвесторов. Рекомендации по созданию эффективной системы корпоративного управления в каждой из разновидностей «особых экономических зон» сводятся к выработке на государственном уровне единых стандартов и регламентов в части осуществления деятельности управляющих компаний (организаций); состава выполняемых функций; раскрытия отчетности; выбора показателей эффективности функционирования во взаимоувязке с региональной, таможенной и налоговой политикой; созданию единой базы данных по деятельности дочерних обществ, которым делегированы функции управления от управляющей организации; формированию банка данных по реестрам резидентов (подтвердивших или потерявших данный статус) с целью привлечения к участию в реализации амбициозных инновационных проектов [7,9].
Библиографический список
1. Панфилова Е.Е. Глобальное информационно-экономическое сообщество и его влияние на развитие управления промышленной организацией // Евразийский международный научно -аналитический журнал «Проблемы современной экономики». — 2008. — № 3 (27), сентябрь. — с. 185-188.
2. Панфилова Е.Е. Управление интегрированными производственными процессами в организациях // Экономика в промышленности. — 2014. — № 1 (январь-март). — 103 с., раздел «Корпоративное управление». — с. 42-48.
3. Панфилова Е.Е., Саломатин Н.А. Особенности развития управления интегрированными структурами промышленных организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 3. - C. 58-60.
4. Проблемные аспекты экономического развития России: сб. материалов Международной научно-практической конференции «Инженерные, экологические, экономико-правовые и управленческие аспекты развития национальной экономики: проблемы, поиски, решения» (Германия, г. Ганновер, 28 ноября-5 декабря 2012 г.) / Под ред. д-ра экон. наук, профессора В.А. Сидорова. - Краснодар, Краснодарский центр научно-технической информации - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2012. Т.1.-466 с., секция 2. «Отраслевые проблемы российской экономики». — с. 360-369.
5. Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basks and innovative approach. Vol. 5, Economics, L&L Publishing Titusville, FL, USA, 2012.-p. 178, pp. 141 - 146.
6. A young scientist in the modern science world: new aspects of the scientific search. 4.2., p. 127 -143, Vol. 1, FL, USA, L&L Publishing, 2012.
_Раздел I. Инновационная экономика
7. European Applied Studies: modern approaches in scientific researches: papers of the 1st International Scientific Conference (Volume 2).December 17-19, 2012, Stuttgart, Germany.-470 p., section 3. Economics and management, p. 269-271.
8. European Applied Sciences, November-December, 2012, Section 17. Economics and management, # 1 (2) - pp. 507-511, p. 614.
9. Economic potential and perspectives of Europe, Russia and CIS states, Volume 1, / ed. by S.Stark. - Stuttgart, ORT Publishing, 2012. - 302 p., P. 43-64.
10. Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the international research and practice conference / Economics, Vol. 1, Westwood, Canada, December, 2012 / Westwood, December 11th-12th, 2012 / publishing office Accent Graphics communications - Westwood - Canada, 2012.-608 p., p. 129 - 143.
11. Science and Education [Text]: materials of the II international research and practice conference, Vol. 1, Munich, December 18 th - 19 th, 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg -Germany, 2012 - 650 p., Economics, pp. 429 - 433.
УДК 338.242.2
И.С. Прохорова ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Аннотация: в статье проведен анализ проблем развития инновационной деятельности в России, дана оценка развития инновационной деятельности в России в период с 2000 г. по 2012 г., исследован рост инновационной активности в отраслях промышленности, проанализированы затраты на внедрение технологических инноваций, сделан вывод о росте затратоемкости и экстенсивной направленности инновационной деятельности в промышленности, проанализированы основные источники финансирования инноваций в промышленности, дана характеристика банковской системы России, выделены признаки отличия коммерческих банков друг от друга, рассмотрены вопросы возможности использования банковского капитала как источника финансирования инновационной деятельности в отраслях промышленности, выявлены причины низкой инвестиционной активности банков и недостаточного выделения кредитных ресурсов для финансирования предприятий реального сектора экономики, рассмотрен инвестиционный потенциал банка как наличие финансовых возможностей банка по предоставлению кредитных ресурсов промышленным организациям для финансирования их развития, выделены пять основных показателей, характеризующих инвестиционный потенциал банка, дана оценка инвестиционного потенциала Сбербанка РФ, на ее основании сделан вывод, что банковская система не имеет достаточного капитала для осуществления масштабной инвестиционной деятельности в отраслях промышленности, так как не отвечает главному критерию ее эффективности — инвестиционной привлекательности банковского сектора, определено наиболее перспективное направление развития банковской отрасли.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инвестиции, технологические инновации, источники финансирования инноваций, банковская система, инвестиционный потенциал банка.
Inna Prochorova THE FINANCIAL ASPECTS OF PROBLEMS OF INNOVATION
© Прохорова И.С., 2014