Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерица Дмитрий Владимирович

В настоящее время, формирование инновационной профессиональной мобильности выпускников в СПО образовании, рассматривается как инновационная деятельность педагога. В настоящее время, выпускникам учебных заведений среднего специального образования, очень важно понимать необходимость формирования компетенций, а так же навыков осуществления инновационной профессиональной мобильности. Прежде всего это связано с тем, что в настоящее время в России предпринимаются беспрецедентные усилия по реализации программы импортозамещения, для чего необходимо вводить в строй новые производственные мощности и модернизировать уже имеющиеся. Кроме того, предстоит масштабная работа по восстановлению промышленного и научно-технического потенциала новых регионов РФ. Таким образом, главное инновацией в рамках СПО, в настоящее время, является трудовая мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерица Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SECONDARY SPECIAL AND VOCATIONAL EDUCATION

At present, the formation of professional mobility of graduates in secondary specialized and vocational education is considered as an innovative activity of a teacher. At present, it is very important for graduates of educational institutions of secondary specialized education to understand the need for the formation of competencies, as well as skills for professional mobility. First of all, this is due to the fact that unprecedented efforts are currently being made in Russia to implement the import substitution program, for which it is necessary to commission new production facilities and modernize existing ones. In addition, large-scale work is ahead to restore the industrial and scientific and technical potential of new regions of the Russian Federation. Thus, the main innovation in the framework of secondary specialized and vocational education, at present, is labor mobility.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ»

© Герасимова В.А. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2023.

Для цитирования: Герасимова В.А. Соотношение понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» в современной педагогической науке// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

3/2023.

Научная статья Original article УДК.372.8

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SECONDARY SPECIAL AND

VOCATIONAL EDUCATION

Печерица Дмитрий Владимирович, кандидат географических наук, преподаватель ВМРК ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» (690087, улица Луговая, 52Б, Владивосток, Приморский край), тел. +7 (423) 226-04-18, natecon@bk.ru

Pecheritsa Dmitry Vladimirovich, Candidate of Geographical Sciences, Lecturer at VMRK FGBOU VPO "Dalrybvtuz" (690087, Lugovaya street, 52B, Vladivostok, Primorsky Territory), tel. +7 (423) 226-04-18, natecon@bk.ru

Аннотация: В настоящее время, формирование инновационной профессиональной мобильности выпускников в СПО образовании, рассматривается как инновационная деятельность педагога. В настоящее время, выпускникам учебных заведений среднего специального образования, очень важно понимать необходимость формирования компетенций, а так же навыков осуществления инновационной профессиональной мобильности. Прежде всего это связано с тем, что в настоящее время в России предпринимаются беспрецедентные усилия по реализации программы импортозамещения, для чего необходимо вводить в строй новые производственные мощности и модернизировать уже имеющиеся. Кроме того, предстоит масштабная работа по восстановлению промышленного и научно-технического потенциала новых регионов РФ. Таким образом, главное инновацией в рамках СПО, в настоящее время, является трудовая мобильность.

Abstract: At present, the formation of professional mobility of graduates in secondary specialized and vocational education is considered as an innovative activity of a teacher. At present, it is very important for graduates of educational institutions of secondary specialized education to understand the need for the formation of competencies, as well as skills for professional mobility. First of all, this is due to the fact that unprecedented efforts are currently being made in Russia to implement the import substitution program, for which it is necessary to commission new production facilities and modernize existing ones. In addition, large-scale work is ahead to restore the industrial and scientific and technical potential of new regions of the Russian Federation. Thus, the main innovation in the

framework of secondary specialized and vocational education, at present, is labor mobility.

Ключевые слова: инновации в образовании, профессиональное образование, среднее специальное образование, профессиональная мобильность, импортозамещение.

Keywords: innovations in education, vocational education, secondary specialized education, professional mobility, import substitution.

Практическая деятельность обучающегося направлена на обеспечение развития, получение профессионального опыта и повышение его конкурентоспособности на современном рынке труда. Для этого в ходе прохождения практики в реальных производственных условиях обучающийся решает широкий круг профессиональных задач: педагогических, проектных, культурно-просветительских, методических, организационно-управленческих и научно-исследовательских. [3, с. 141]

Средства формирования инновационной профессиональной мобильности отвечают на вопрос: «Что использовать в процессе?». В качестве средств формирования инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, выделим следующие: инвариантные и вариативные программы по формам работы (программы спецкурсов, образовательные программы по уровням образования), учебно-методические обеспечение практики (программа практики, дневник практиканта и отчет по практике), цифровые ресурсы и сервисы (Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки, ЭБС «Университетская библиотека онлайн», Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов Stepik, образовательная платформа Автономной некоммерческой организации

«Корпоративный университет Сбербанка», информационно-просветительский канал «Учимся вместе» на платформе Youtube и так далее).

Важно отметить, что верная интеграция форм и средств формирования инновационной профессиональной мобильности в процесс прохождения практики является катализатором качественной, ответственной работы обучающегося в СПО учреждении, в период её прохождения. Что, несомненно, способствует, во-первых, повышению интереса обучающегося к предстоящей практике, побуждает его к достижению планируемых результатов, во-вторых, способствует формированию умения самоанализа и анализа результатов проделанной работы, корректировке собственных действий в практической деятельности, что побуждает обучающегося к самоанализу профессиональных дефицитов с учетом приобретенного опыта. [1, с. 95]

Активизирующая функция технологического блока заключается в использовании форм и средств, приводящих в действие содержание процесса формирования инновационной профессиональной мобильности, представленное в содержательном блоке модели.

Оценочно-результативный блок - состоит из двух составляющих -оценочной и результативной; выполняет диагностическую функцию. Оценочная составляющая представлена совокупностью критериев, по которым оценивается уровень мобильности обучающегося в СПО учреждении.

Для выделения критериев оценки инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, рассмотрим структуру инновационной профессиональной мобильности в исследованиях разных авторов. [7, с. 81]

По мнению автора настоящей статьи, для определения критериев инновационной профессиональной мобильности обучающихся, необходимо

взять за основу компоненты инновационной профессиональной мобильности выпускника: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный.

Когнитивный компонент инновационной профессиональной мобильности отражает влияние интеллектуальных (познавательных) процессов на поведение и деятельность человека. Своевременная и правильная ориентация в производственной ситуации, а также самооценка личной роли в ней достигаются субъектом только путем сложной интеллектуальной деятельности, способностью к быстрой адаптации к новым условиям.

Решение задач профессиональной деятельности происходит эффективнее, когда у обучающихся имеется большой запас соответствующей информации. Так на основании изложенного материала в качестве признака сформированности когнитивного компонента инновационной профессиональной мобильности мы выделили когнитивный критерий инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении. [5, с. 29]

Когнитивный критерий инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении характеризуется расширенным диапазоном знаний о сущности и особенностях направлений профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу в СПО учреждении, что позволяет ему быстрее адаптироваться, хорошо ориентироваться в профессиональной сфере и обеспечивает успешность применения полученных знаний, приобретённых умений и навыков на практике. [4, с. 56]

В сфере профессиональной мотивации важнейшее место принадлежит положительному отношению к профессиональной деятельности, так как этот мотив связан с конечными целями обучения. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают

трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

Так желание обучающегося расширить свою профессиональную деятельность, получить новый опыт и попробовать себя в новой роли, характеризует его мотивацию к изменению профессионального статуса, а совокупность мотивов к различным профессиональным статусам определяют мотивационную мобильность, выделяемую как мотивационный компонент инновационной профессиональной мобильности. В качестве признака сформированности данного компонента выделим мотивационный критерий инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, который в нашем исследовании рассматривается как побуждение и осознанное положительное отношение обучающегося к выполнению в производственных ситуациях трудовых действий различных работников области образования. [8, с. 163]

Деятельностный компонент инновационной профессиональной мобильности характеризуется активным отношением к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Деятельностный компонент проявляется в процессе вовлечения обучающегося в практическую деятельность, где ему будет предложено решить профессиональные задачи в различных производственных ситуациях. В данном случае признаком сформированного компонента является деятельностный критерий инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, характеризующий развитые навыки применения приобретенных в ходе изучения различных дисциплин знаний в реальных производственных ситуациях, сформированные профессиональные способности, готовность к работе в различных должностях и обогащение профессионального опыт обучающегося в СПО учреждении. [6, с. 125]

Рефлексивный компонент инновационной профессиональной мобильности выступает своеобразной самооценкой, самохарактеристикой готовности обучающегося к профессиональной деятельности. Обучающийся становится для самого себя объектом управления, сопоставляет свои возможности и желания в отношении профессиональной деятельности, анализирует все происходящие в нем изменения. Результат рефлексии становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста обучающегося.

Рефлексивный критерий инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, как признак сформированности рефлексивного компонента характеризуется автором настоящей статьи, как устойчивое стремление к саморазвитию и непрерывному самообразованию, умение рефлексировать собственную деятельность, создание траектории дальнейшей профессиональной «Я -концепции», осмысление и оценивание опыта своей работы с позиций педагогической и личной значимости. [2, с. 15]

Совокупность сформированности критериев инновационной профессиональной мобильности определяет её уровень. Уровни инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, расположены в результативной составляющей оценочно-результативного блока модели.

Проведя анализ содержания различных подходов и соответствующих им показателей, автором настоящей статьи, выделены три уровня инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО учреждении, в зависимости от сформированности её критериев: низкий, средний, высокий.

Таким образом, в качестве вывода, необходимо отметить, что инновационная профессиональная мобильность в настоящее время, является важной компетентностью современного выпускника СПО. В настоящей

статье, автором предложена модель формирования инновационной профессиональной мобильности учащегося СПО организации.

Литература

1. Айдаров, Б. Ж. Понятийный статус инновационной профессиональной мобильности педагога / Б. Ж. Айдаров, Ю. Н. Камалов, Н. П. Танкиш // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 4-7(72). - С. 94-99.

2. Гревцева, Г. Я. Основные направления исследований проблемы инновационной профессиональной мобильности студентов / Г. Я. Гревцева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021.

- Т. 13, № 4(54). - С. 10-18.

3. Ефремова, Е. А. Некоторые аспекты управления профессиональной мобильностью молодежи / Е. А. Ефремова // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 1. - С. 139-142.

4. Иванов, С. Ю. Социально-профессиональная мобильность молодежи и гибкая занятость / С. Ю. Иванов, Д. В. Иванова // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2022. - № 3(92).

- С. 52-60.

5. Коландария, Е. М. Использование ситуации выбора для становления инновационной профессиональной мобильности будущего педагога / Е. М. Коландария // Школа будущего. - 2021. - № 4. - С. 16-31.

6. Сайганова, Е. В. Профессиональная мобильность молодежи / Е. В. Сайганова, А. А. Жолудева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - № 4(83). - С. 122-128.

7. Хохлова, М. Г. Профессиональная мобильность рабочей силы в России / М. Г. Хохлова // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2022. - № 4. - С. 74-83.

8. Шапошникова, О. А. Подходы к исследованию инновационной профессиональной мобильности в современных исследованиях / О. А. Шапошникова // Наукосфера. - 2022. - № 4-2. - С. 160-165.

Literature

1. Aidarov, B. Zh. Conceptual status of innovative professional mobility of a teacher / B. Zh. Aidarov, Yu. N. Kamalov, N. P. Tankish // Actual scientific research in the modern world. - 2021. - No. 4-7 (72). - P. 94-99.

2. Grevtseva, G. Ya. The main directions of research on the problem of innovative professional mobility of students / G. Ya. Grevtseva // Modern Higher School: Innovative Aspect. - 2021. - T. 13, No. 4 (54). - P. 10-18.

3. Efremova, E. A. Some aspects of managing the professional mobility of youth / E. A. Efremova // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2022. - No. 1. - P. 139-142.

4. Ivanov, S. Yu. Social and professional mobility of youth and flexible employment / S. Yu. Ivanov, D. V. Ivanova // POISK: Politics. Social science. Art. Sociology. Culture. - 2022. - No. 3 (92). - P. 52-60.

5. Kolandaria, E. M. Using the situation of choice for the formation of innovative professional mobility of the future teacher / E. M. Kolandaria // School of the future. - 2021. - No. 4. - P. 16-31.

6. Saiganova, E. V. Professional mobility of youth / E. V. Saiganova, A. A. Zholudeva // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences. - 2021. - No. 4 (83). - P. 122-128.

7. Khokhlova, M. G. Occupational labor mobility in Russia / M. G. Khokhlova // Analysis and forecast. Journal of IMEMO RAS. - 2022. - No. 4. - P. 74-83.

8. Shaposhnikova, O. A. Approaches to the study of innovative professional mobility in modern research / O. A. Shaposhnikova // Naukosphere. - 2022. -No. 4-2. - P. 160-165.

© Печерица Д.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023.

Для цитирования: Печерица Д.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПО ОБРАЗОВАНИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.