Научная статья на тему 'Инновационные технологии в системе агромаркетинга'

Инновационные технологии в системе агромаркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОМАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / БИОТЕХНОЛОГИИ / AGROMARKETING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / AGRICULTURE / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / FOOD SECURITY / NANOTECHNOLOGIES / BIOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылова Л.В.

Исследованы вопросы формирования и совершенствования агромаркетинга на основе внедрения инновационных технологий в условиях его реформирования, определены доминирующие маркетинговые проблемы в агропромышленном комплексе и направления решения важных маркетинговых проблем, выделены виды инновационных технологий, направления их использования для развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики и повышения его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in the agromarketing system

The article examines the questions of forming and improving the agromarketing on the basis of introducing the innovative technologies in conditions of agromarketing reformation, defines the dominant marketing problems in the agricultural sector and the directions for solving important marketing problems in the agricultural sector, the types of innovative technologies, directions of using the innovative technologies for the development of agroindustrial complex of the Donetsk People’s Republic and increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в системе агромаркетинга»

УДК 658.589:338.432:631.1.027(477.62)

Л.В. КРЫЛОВА, канд. техн. наук, заведующая кафедрой сервиса и гостиничного дела, декан факультета ресторанно-гостиничного бизнеса, e-mail: marketinginnovation@email .ua

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ АГРОМАРКЕТИНГА

Исследованы вопросы формирования и совершенствования агромаркетинга на основе внедрения инновационных технологий в условиях его реформирования, определены доминирующие маркетинговые проблемы в агропромышленном комплексе и направления решения важных маркетинговых проблем, выделены виды инновационных технологий, направления их использования для развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики и повышения его результативности.

Ключевые слова: агромаркетинг, инновационные технологии, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, нано-технологии, биотехнологии.

Krylova L.V. Innovative technologies in the agromarketing system.

The article examines the questions of forming and improving the agromarketing on the basis of introducing the innovative technologies in conditions of agromarketing reformation, defines the dominant marketing problems in the agricultural sector and the directions for solving important marketing problems in the agricultural sector, the types of innovative technologies, directions of using the innovative technologies for the de-

velopment of agroindustrial complex of the Donetsk People's Republic and increase its effectiveness.

Keywords: agromarketing, innovative technologies, innovations, agriculture, agroindustrial complex, food security, nano-technologies, biotechnologies.

Необходимость технологического развития сельского хозяйства для достижения «устойчивой интенсификации» стоит на повестке дня многих государств. Новые технологии и их внедрение фермерами являются ключевыми факторами поддержания конкурентоспособности сельского хозяйства в глобальном мире. Хотя потенциал технологического развития для обеспечения устойчивости сельского хозяйства признается, существует глобальная тенденция к усилению регулирования новых технологий в сельском хозяйстве, в частности биотехнологий, которые приводят к появлению генетически модифицированных организмов, будь то в отношении их безопасности или этических и социальных проблем. Сама по себе концепция и разработка политики, регулирующей технологии, нуждаются в серьезной научной поддержке [1].

© Л.В. Крылова, 2019

Приоритетность развития аграрного сектора и сельских территорий обусловливается исключительной значимостью производства продукции сельского хозяйства и продовольствия в жизни человека. Независимо от состояния внешних и внутренних угроз, вопросы продовольственной безопасности являются одними из ключевых для любого государства.

Формирование нового самостоятельного, независимого и правового государства - Донецкой Народной Республики актуализировало переход её агропромышленного комплекса (АПК) на рыночные отношения с решением многих проблем, касающихся внедрения инновационных технологий в систему агромар-кетинга, что требует их осмысления и обоснования.

Агромаркетинг позволяет научно обосновывать принятие решений о производстве, сбыте и продвижении на рынок товаров, дает возможность адекватно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику конкурентной борьбы в агропромышленном комплексе.

Особенности сельского хозяйства определяют основные факторы развития агропромышленного комплекса: зависимость результатов от природных условий, роль и значение товара, разнообразие форм собственности, несовпадение рабочего периода и периода производства, сезонность производства и получения продуктов, многообразие организационных форм хозяйствования, внешнеэкономические связи, участие государственных органов в развитии АПК и его отраслей.

В настоящее время потребители и производители аграрного сектора все в большей мере убеждаются в целесообразности и необходимости эффективного агромаркетинга, его рациональной организации.

На современном этапе применение маркетинга в аграрной сфере обуславливает постоянное и активное изучение потребительского спроса, возможность предложения потребителям более качественного товара и высокого уровня обслуживания, что позволит обеспечить устойчивое положение на рынке, прогнозируемые доходы и стабильность в АПК. При формировании маркетинговых стратегий целесообразно исходить из оценки основных рыночно-экономических факторов и анализа существующего потенциала стратегического успеха.

Разнообразие форм собственности, многоаспектная конкуренция, условия импортозамещения, развитие внешнеэкономических связей, сезонность производства в сельскохозяйственной отрасли, регулирование развития агропромышленного комплекса государственными органами власти определяют отличительные характеристики и особенности развития инфраструктуры продовольственного рынка в формировании системы агромаркетинга.

Среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, с точки зрения обследованных товаропроизводителей, стоит выделить изношенность материально-технической базы, высокие цены на материально-технические ресурсы и продукцию сельского хозяйства, недостаточную государственную поддержку, недостаточное финансирование со стороны государства и недостаток собственных финансовых средств [2, с. 91-95].

В условиях необходимости обеспечения финансовой безопасности в АПК в современных условиях развития рыночной экономики из всей совокупности проблем одной из важнейших является формирование нового технологического базиса производства. При этом прогрессивные сдвиги в производстве могут возникнуть только под влиянием научно-технического прогресса на основе науч-

но-обоснованной экономической, экологической, налоговой и научно-технической политики. Кроме того, структуризация отношений собственности и развитие многообразия ее форм объективно требуют унификации комплекса отношений присвоения в целом и механизма регулирования распределения доходов, включающего единый налоговый механизм, а также оптимизацию экономико-экологических потребностей людей с учетом сохранения качества окружающей природной среды [3, с. 15].

В ходе научного исследования вопроса формирования и совершенствования агромаркетинга в условиях его реформирования следует выделить доминирующие маркетинговые проблемы в агропромышленном комплексе:

разработка моделей производственно-сбытовой деятельности с ориентировочными расчетами;

диверсификация производства, формирование горизонтальных и вертикальных рыночных структур;

необходимость развития системы хранения, переработки, реализации в максимально сжатые сроки;

потребность в использовании экологически чистых продуктов и применение биотехнологий в производстве продукции сельского хозяйства;

небольшая доля рынка обуславливает незащищенность отдельного товаропроизводителя;

необходимость развития посреднической сети;

высокая потребность в государственном регулировании.

В современных условиях одним из основных факторов развития сельского хозяйства, помогающим в обеспечении устойчивого развития агропромышленного комплекса, является инновационная деятельность [4, с. 69-72].

Использование новых технологий происходит быстрыми темпами, однако с

различным уровнем развития в странах мира.

Европейская комиссия начала обсуждение вариантов регулирования ряда «новых методов селекции растений» с государствами-членами ЕС. Было рассмотрено современное состояние этих методов, их текущее внедрение в селекционном секторе и перспективы их дальнейшей коммерциализации на их основе. Обсуждаемые технологии разнообразны, включая ряд методов «редактирования генома», а также использование эпигене-тики и глушения генов.

В настоящее время ведутся исследования в таких новых технологических областях, как применение нанотехноло-гий или наноматериалов в сельском хозяйстве (для улучшения удобрений и защиты растений).

Выращивание ГМ-культур может иметь ряд социально-экономических последствий, которые приобретают все большее значение для разработки политики реформирования агропромышленного сектора. Европейская комиссия опубликовала доклад, основанный на материалах государств-членов, в котором делается вывод о необходимости определения набора показателей и методологий для оценки социально-экономического воздействия ГМ-культур. Для тех ГМ-культур, которые разрешены к выращиванию, политика ЕС в области сосуществования включает технические меры, направленные на минимизацию экономических последствий смешивания генетически модифицированных (ГМ) и не ГМ-сельскохозяйственных продуктов без ущерба для экономической эффективности фермеров. Европейское бюро сосуществования (ЕСоВ) было создано в 2008 г. и состоит из ученых и экспертов JRC из государств-членов. Оно поддерживает государства-члены в разработке стандартов наилучшей сельскохозяйственной практики для сосуществования

ГМ и обычных культур. Эта передовая практика должна быть специфичной для сельскохозяйственных культур и обеспечивать гибкость для различных сельскохозяйственных ситуаций в государствах-членах.

Сельские социологи изучают внедрение таких сельскохозяйственных инноваций, как специально выращенные культуры (например, гибридная кукуруза и высокоурожайная пшеница и рис); многие виды машин (например, тракторы, комбайны, насосы); химические и биологические удобрения, пестициды и инсектициды; методы земледелия (например, сохранение почвы и воды) и методы, связанные с животноводством (например, новые корма, борьба с болезнями, селекция).

Мировое население, достигающее 9,6 млрд. чел. к 2050 г., по сравнению с примерно 7 млрд. в настоящее время, согласно прогнозам Организации Объединенных Наций, в сочетании с распространением экономического процветания добавляет большое давление на рынок. ООН предлагает удвоить производство растениеводческой продукции к 2050 г. в качестве контрмеры против этого роста.

Некоторые фермеры просто не могут увеличить свои земли, чтобы вырастить больше урожая. В результате возникает необходимость в технологии, позволяющей более эффективно использовать имеющееся пространство. Уже доказано, что использование IoT и прогнозной аналитики (Predictive Analytics) могут решить насущные проблемы сельского хозяйства. Это открывает двери для технологических инноваций, так как размеры этих предприятий и их земельных участков препятствуют любому виду ручной съемки.

Систематизировав имеющуюся информацию об инновациях, используемых в сельском хозяйстве с целью развития агропромышленного комплекса, отметим

некоторые технологии, которые будут наиболее эффективны для внедрения.

Актуально при оценке инновационных технологий в системе агромаркетин-га раскрыть тонкости использования инновационных технологий, новых решений и лучших практик в рекламной коммуникации с потребителем, определить особенности использования умных инструментов, облачных технологий, правильного программного обеспечения и умелого SMM для создания успешного имиджа агрокомпаний, преимущества и недостатки современных инструментов продвижения продукции и брендов на сельскохозяйственном рынке, новых способов воздействия на потребителей для увеличения продаж и получения желаемой прибыли для агрокомпаний.

Для традиционных моделей ведения сельского хозяйства главным определяющим фактором производственно-сбытового потенциала является просто наличие и пригодность земли. Новаторские сельскохозяйственные идеи, такие как цифровое картографирование почв, имеют ключевое значение для планирования устойчивой интенсификации сельского хозяйства и рационального использования природных ресурсов. С открытым доступом эти интерактивные карты являются общедоступными.

Использование солнца для получения пресной воды - это еще одна из основных современных тенденций в сельском хозяйстве, это повышение эффективности использования воды в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Будь-то традиционное сельское орошение, засушливые регионы или городские фермы, это является ключевым показателем в условиях глобального роста населения и изменения климата. В результате внедрения данной инновации солнечная энергия используется для опреснения воды и снабжения гидропонных теплиц [5].

Наблюдается активное использование 1оТ-устройств для анализа состояния посевов, сбора данных в реальном времени с помощью датчиков. Например, с помощью датчиков почвы фермеры могут обнаруживать любые нерегулярные условия, такие, как высокая кислотность, и эффективно решать эти проблемы для повышения своей урожайности.

Данные, собранные с датчиков, позволяют применять расширенную аналитику и получать информацию, которая помогает принимать решения о сборе урожая, в то время, как машинное обучение может преобразовать цифры в надежные прогнозы. Используя современную аналитику, сельскохозяйственные предприятия могут прогнозировать урожайность, прогнозировать неожиданные погодные условия, прогнозировать рыночный спрос и снижать риски, а также лучше планировать свои мощности.

Сельскохозяйственный беспилот-ник также является сегодня одним из ключевых компонентов интеллектуального сельского хозяйства. Поставленная задача по обследованию состояния сельскохозяйственных культур с высоты помогает фермерам выявлять проблемы в таких областях, как орошение. Другие члены семейства дронов позволяют опрыскивать посевы с большей точностью, чем трактор. В качестве дополнительного преимущества это также направлено на снижение риска воздействия на человека вредных химических веществ. Есть потенциал и для других роботов, чтобы помочь с ручными обязанностями, такими, как посадка, вспашка и производство мяса.

Рост населения может означать, что каждый сельскохозяйственный бизнес должен будет повысить свой уровень производительности в течение следующих 30 лет. Тем не менее, обзор технологий на современном рынке предполагает, что даже самые конкретные проблемы

могут быть сопоставлены с интеллектуальными решениями для агробизнеса.

В эпоху интеллектуального сельского хозяйства прогнозная аналитика обеспечивают более эффективные операции по всему миру. Объединяя 1оТ с аналитикой, агробизнес и агромаркетинг получает точные прогнозы по урожаям и конъюнктуре рынка, что позволяет увеличить их урожайность и прибыль. Интеллектуальное применение технологий может облегчить управление складом и запасами, помочь планировать и выполнять сезонные работы с автоматизированным потоком данных с полей.

Всемирный банк через Международную Ассоциацию развития предоставил кредит в размере 39 млн. долл. США для финансирования проекта в области сельскохозяйственных инноваций и услуг. Проект получил параллельное финансирование от двусторонних учреждений по вопросам развития Дании и Швейцарии. Техническая поддержка была оказана германским Агентством по техническому сотрудничеству. Многие бенефициары проекта включали сотни мелких коммерческих производителей семян, которые получили техническую помощь и финансовую поддержку, что позволило им модернизировать свои предприятия по производству семян.

Важным наследием проекта является укрепление потенциала и навыков организаций и отдельных лиц, входящих в национальную инновационную систему сельского хозяйства, а также укрепление потенциала в области проведения научных исследований, оказания консультативных услуг, проведения мероприятий по сертификации семян и руководства национальной инновационной системой сельского хозяйства. Полное воздействие институциональных изменений, достигнутых в рамках проекта, потребует времени для реализации. Проект успешно выполнил свои непосредственные задачи,

но для достижения ожидаемых долгосрочных результатов необходимо продолжить начатую в рамках проекта деятельность в предстоящие годы.

Среди важных и значимых направлений развития инновационных процессов выделим следующие векторы:

технологическая модернизация и переоснащение инфраструктуры агропромышленного комплекса;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий получения сельскохозяйственной продукции и хранения в том числе;

поддержание плодородия почв, разработка адаптивных технологий агроэко-систем и агроландшафтов;

развитие производства органической продукции сельского хозяйства;

создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;

разработка государственной инновационной политики и стратегии на федеральном и региональном уровне;

усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности.

В качестве стратегических задач, обеспечивающих достижение цели в области применения инновационных технологий, следует предусмотреть:

1. Обеспечение рационального и эффективного использования фонда земель сельскохозяйственного назначения.

2. Наращивание объемов производства продукции растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности путем повышения эффективности и насыщения внутреннего рынка продуктами питания собственного производства.

3. Создание условий для развития внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, повышения конкурентоспособности производимой продукции, стимулирования развития предпринима-

тельства в сфере АПК и привлечения инвестиций.

4. Расширение рынка сбыта производимой отраслями АПК продукции.

5. Обеспечение агропромышленного комплекса кадрами соответствующей квалификации.

6. Проведение технической модернизации отрасли.

7. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

Выводы

В ходе научного исследования проблем формирования и совершенствования агромаркетинга на основе внедрения инновационных технологий в условиях его реформирования определены направления их решения в агропромышленном комплексе, виды инновационных технологий, направления использования инновационных технологий для развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики и повышения его результативности.

Список использованной литературы

1. Agricultural technological innovation [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/j rc/ en/research-

topi c/agri cultural -technological -innovation

2. Абазова, Л.Х. Особенности становления в аграрном секторе экономики России / Л.Х. Абазовас //Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. -№ 55. - С. 91-95.

3. Садченко, Е.В. Принципы и концепции экологического маркетинга: монография / Е.В. Садченко. - Одесса: Аст-ронрант, 2002. - 400 с.

4. Кожевникова, Т.М. Инновационные процессы в аграрном секторе экономики / Т.М. Кожевникова, А.В. Саяпин, О.А. Бельченко // Социально-экономические явления и процессы. -2012. - № 4. - С. 69-72.

5. Top 5 tech innovations in agriculture. [Электронный ресурс]. URL: https://www.raconteur.net/sustainability/top-5-tech-innovations-in-agriculture Статья поступила в редакцию 20.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.