Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / русский язык как иностранный / виртуальная среда / методический потенциал / интернет-ресурсы / онлайн-курсы. / innovative technologies / Russian as a foreign language / virtual environment / methodological potential / Internet resources / online courses.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурматова Дилноза Валиевна, Зуннунова Одилахон Валиевна

в последнее десятилетие использование инновационных технологий в преподавании русского языка как иностранного становится все более актуальным. В данной статье представлен обзор современных компьютерных технологий, которые были разработаны и выпущены в течение нескольких последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

in the last decade, the use of innovative technologies in teaching Russian as a foreign language has become increasingly relevant. This article provides an overview of modern computer technologies that have been developed and released over the past few years.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО Нурматова Д.В.1, Зуннунова О.В.2

1Нурматова Дилноза Валиевна - учитель начальных классов, 2Зуннунова Одилахон Валиевна - учитель начальных классов, Средняя общеобразовательная школа №74, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в последнее десятилетие использование инновационных технологий в преподавании русского языка как иностранного становится все более актуальным. В данной статье представлен обзор современных компьютерных технологий, которые были разработаны и выпущены в течение нескольких последних лет.

Ключевые слова: инновационные технологии, русский язык как иностранный, виртуальная среда, методический потенциал, интернет-ресурсы, онлайн-курсы.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

LANGUAGE Nurmatova D.V.1, Zunnunova O.V.2

1Nurmatova Dilnoza Valievna - primary school teacher, 2Zunnova Odilakhon Valievna - primary school teacher, SECONDARY SCHOOL NO. 74, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the last decade, the use of innovative technologies in teaching Russian as a foreign language has become increasingly relevant. This article provides an overview of modern computer technologies that have been developed and released over the past few years.

Keywords: innovative technologies, Russian as a foreign language, virtual environment, methodological potential, Internet resources, online courses.

Вопрос использования новаторских технологий в образовательном процессе, в целом, и в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, становится особенно актуальным в последние десятилетия. Это связано с повышением общего уровня технического оборудования, развитием методик, которые постоянно стремятся найти наиболее эффективные и доступные способы обучения, направленные на достижение максимального взаимопонимания в современном многополярном мире [5].

Учеными-методистами понятие «технология обучения» рассматривается по-разному. В контексте методики преподавания русского как иностранного (РКИ), актуальным является определение, предложенное в словаре Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина: «Технология обучения означает совокупность наиболее эффективных методов организации учебного процесса, которые позволяют достичь поставленных образовательных целей за минимальное время и с наименьшими затратами усилий и ресурсов» [1, с. 350]. Во второй половине XX века данный термин стал широко использоваться в литературе, особенно в связи с развитием программированного обучения. В настоящее время он включает два понятия: технологию обучения (Technology of Teaching) и технологии в обучении (Technology in Teaching). Это разделение произошло из-за различных аспектов содержания. Первое понятие относится к методам организации учительского труда, которые наилучшим образом помогают достичь поставленных целей обучения. Второе понятие относится к использованию технических средств обучения и самим этим средствам в учебном процессе. Основные характеристики технологий обучения включают результативность и экономичность, эргономичность и высокую мотивацию учеников к изучению предмета.

Современный этап в преподавании русского как иностранного (РКИ) характеризуется инновациями, развитием и стремлением к прогрессу [2]. Это определение указывает на появление новых методов, технологий и продуктивных изменений в обучении, которые могут улучшить эффективность уроков и способы оценки результатов.

Инновационные технологии в области обучения можно определить, как совокупность методов, инструментов и мероприятий, которые способствуют развитию и применению новаторских подходов в образовательной сфере. В соответствии с определением В.Г. Колосова, «инновационные технологии обеспечивают возможность осуществления инновационной деятельности» [3, с. 15]. Инновационные технологии в профессиональном образовании относятся к методам и подходам, которые способствуют развитию системного, творческого и технического мышления у учащихся. Они направлены на стимулирование способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач.

Среди широкого спектра технологий обучения можно выделить несколько:

• Технология перевернутого обучения (Flipped Learning Technology). В методике, представленной в середине 2000-х, учителя химии Джон Бергман, Аарон Сэмс и основатель онлайн-академии Хан Салман Хан предложили студентам изучать новый материал вне классной аудитории во время самостоятельной работы, после чего они обсуждают и практикуют его вместе с преподавателем в классе. Суть методики заключается в том, чтобы освободить преподавателя от передачи материала и уделить больше внимания потребностям учащихся. Студенты изучают цифровые учебники и видеоматериалы онлайн через веб-сайты и виртуальные лаборатории, а также игровые материалы вне учебного заведения [1];

• Проектные технологии, использующие метод проектов. Метод проектов предусматривает самостоятельную работу учеников, проводимую как индивидуально, так и в группах, на определенном этапе обучения. Он нацелен на решение языковых задач или проблем, требующих использования различных методов и средств обучения, интеграцию знаний и умений из различных областей на практике. При обучении русскому языку как иностранному, обычно используются информационные (например, подготовка реферата по предложенной теме), издательские (подготовка статьи), подготовка сценариев (например, разработка программы внеклассного мероприятия) и творческие проекты (например, перевод текста или создание композиций) [6];

• Метод case study, который предполагает изучение реальных ситуаций. В методике обучения иностранным языкам «case» (ситуация, случай) рассматривается как совокупность обстоятельств, связанных с различными аспектами языковой среды (мотивационной установки, общего контекста, отношений и количества говорящих партнеров, характеристики ситуации и т.д.). Ситуативные упражнения позволяют учащимся установить связь между лингвистической реакцией и конкретными обстоятельствами. Согласно мнению ученых и методистов, ученик должен иметь познавательные потребности и учебный случай должен быть соответствующим реальной ситуации общения, чтобы он мог успешно решить перед собой стоящую задачу. Учащийся также должен хорошо понимать условия языковой ситуации и поставленную задачу, а также обладать лингвистическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для успешного речевого случая;

• Технология «эдьютейнмент», объединяющая образование и развлечение. Основной идеей этой технологии является сочетание образовательного и развлекательного контента в учебном процессе. Этот подход становится все более популярным в системах образования по всему миру, поскольку современные технологии привели к появлению новых образовательно-развлекательных инструментов и программ, которые используются для улучшения процессов преподавания и обучения [6, с. 54-55];

• Тандем-метод признается многими специалистами в качестве инновации в преподавании иностранных языков. Основная концепция данной методики заключается в том, что два носителя языка учат друг друга в процессе взаимного обучения. Среди преимуществ этого метода можно выделить его универсальность (его можно использовать как в традиционных классах, так и в онлайн-формате), а также повышенную эффективность обучения благодаря общению с носителем языка, возможности практиковать разговорный язык во множестве реальных ситуаций и другим факторам [2, с. 935-937]. Для онлайн-учебных занятий по русскому как иностранному языку можно воспользоваться широко известным приложением Tandem.net, которое позволяет преподавателям организовать общение иностранных студентов с носителями русского языка.

• Дистанционное обучение;

• Использование компьютерных технологий в обучении;

• Игровые технологии обучения и другие подобные подходы (Азимов, Щукин, 2018: 351).

В результате анализа академической литературы и внимательного изучения основных инновационных методов преподавания русского как иностранного языка, можно заключить, что такие технологии и методы играют важную роль в формировании языковой культуры у студентов. Увеличенный интерес исследований в области инноваций в преподавании русского как иностранного языка подтверждает их важность и эффективность для освоения теоретических и практических аспектов русского языка и речевой культуры иностранными студентами. Использование современных технологий требует от преподавателей особых навыков, творческого подхода и умения работать с компьютером. Инновационные технологии не только помогают учащимся в обучении и обеспечивают возможности дистанционного обучения, но также представляют собой ценный инструмент для преподавателей. Они включают в себя различные ресурсы, такие как информационные материалы и доступные образовательные ресурсы, а также инструменты для создания учебных материалов, тестов и управления учебным процессом.

Список литературы /References

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика

обучения языкам). М.: Русский язык. Курсы. 2018. 496 с.

2. Васильева А.В., Федотова Н.Л. Характеристики интерактивных учебных пособий по русскому языку как

иностранному // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 935939.

3. Колосов В.Г. Введение в инноватику: учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации; С.-Петерб. гос. техн. ун-т, Ин-т инноватики. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. 147 с

4. Таранова Т.Н. Современные информационные и коммуникативные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sovremennye-informatsюnnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannyhstudentov-russkomu-yazyku (дата обращения: 08.02.2024).

5. Стрельчук Е.Н., Лонская А.Ю. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 741-754.

6. Фомина Т.К., Гончаренко Н.В. Обучение через развлечение: эдьютейнмент в преподавании русского языка иностранным студентам-медикам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №10-3 (64). С.54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.