Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / СЛОВА / ЧАСТНОСТЬ / ИЗУЧАТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшонқулова А.

В последнее десятилетие все большую актуальность приобретает применение инновационных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного. В настоящей статье представлен обзор материалов по современным компьютерным технологиям, выпущенных в течение нескольких последних лет. Методами исследования стали описательный, сплошной выборки, статистического анализа. В ходе исследования были выявлены основные направления, позволяющие сделать выводы о возможностях использования и целесообразности применения инновационных технологий в процессе преподавания русского языка иностранцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

In the last decade, the use of innovative technologies in teaching Russian as a foreign language has become increasingly important. This article provides an overview of materials on modern computer technology released over the past few years. The research methods were descriptive, continuous sampling, and statistical analysis. In the course of the study, the main directions were identified that allow drawing conclusions about the possibilities of using and the feasibility of using innovative technologies in the process of teaching Russian to foreigners.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Эшонкулова А. преподаватель Термезский Государственный Университет

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация: В последнее десятилетие все большую актуальность приобретает применение инновационных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного. В настоящей статье представлен обзор материалов по современным компьютерным технологиям, выпущенных в течение нескольких последних лет. Методами исследования стали описательный, сплошной выборки, статистического анализа. В ходе исследования были выявлены основные направления, позволяющие сделать выводы о возможностях использования и целесообразности применения инновационных технологий в процессе преподавания русского языка иностранцам.

Ключевые слова: лексика, слова, частность, изучать.

Eshonulova A. teacher

Termez State University

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN LEARNING THE RUSSIAN

LANGUAGE

Abstarct: In the last decade, the use of innovative technologies in teaching Russian as a foreign language has become increasingly important. This article provides an overview of materials on modern computer technology released over the past few years. The research methods were descriptive, continuous sampling, and statistical analysis. In the course of the study, the main directions were identified that allow drawing conclusions about the possibilities of using and the feasibility of using innovative technologies in the process of teaching Russian to foreigners.

Keywords: vocabulary, words, particular, study.

Понятие «технология обучения» учеными-методистами рассматривается по-разному. Для методики преподавания РКИ актуальным является определение, предложенное в словаре Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина: «Технология (от греч. techne - искусство, ремесло, мастерство + logos - учение) обучения - совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств» (Азимов, Щукин, 2018: 350). Данный термин стал широко использоваться в литературе второй половины XX столетия из-за развития

программированного обучения (Там же). В настоящее время термин включает два понятия: технологию обучения (Technology of Teacning) и технологии в обучении (Technologу in Teaching). Данное деление произошло вследствие дифференциации двух составляющих содержания. Первое понятие позволяет обозначить «приемы научной организации труда учителя, благодаря которым наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения», а второе - «приемы использования в учебном процессе технических средств обучения и сами такие средства» (Там же: 351). Среди основных характеристик технологий обучения принято выделять результативность и экономичность, эргономичность, высокую мотивированность в изучении предмета.

«Современный этап в методике преподавания РКИ можно охарактеризовать такими словами, как инновация, развитие, движение вперед» (Тара-нова, 2017). Данное определение приводит к мысли о том, что в обучении в настоящее время появляются инновации и продуктивные изменения, новые методы и технологии, которые могут способствовать повышению эффективности занятий, а также способов оценки их результатов.

Если говорить об инновациях в технологиях обучения, то, прежде всего, необходимо также привести определение, объясняющее, что именно входит в данное понятие. По словам В.Г. Колосова, «инновационные технологии - набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность» (Колосов, 2002: 15). Под термином «инновационные технологии в профессиональном образовании» понимаются «технологии, ориентированные на формирование системного творческого технического мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач» (Научная электронная библиотека).

Среди всего многообразия технологий можно выделить следующие:

- обучение в сотрудничестве;

- проектные технологии (метод проектов);

- тандем-метод;

- технология case study;

- технология «эдьютейнмент»,

- дистанционное обучение;

- компьютерные технологии обучения;

- игровые технологии обучения и др. (Азимов, Щукин, 2018: 351).

Использование инновационных технологий возможно не только в

качестве способа передачи материала ученикам, организации дистанционного изучения языка, тестирования и т. д., но также является полезным источником и для самого преподавателя. Это могут быть уже готовые ресурсы (справочные, открытые образовательные ресурсы, тренажеры) или сервисы для разработки материалов и организации обучения (сервисы для создания учебных материалов, конструктор тестов, управление классом и т. п.).

Рассмотрим работы по данной теме более детально. В 2018-2019 годах были проведены защиты по кандидатским диссертациям, исследующим внедрение инновационных технологий в процесс обучения.

Например, В.А. Жильцов в своей работе предложил рассмотреть возможность использования дистанционного обучения как одну из перспективных форм образования. Автором был запущен пробный проект под названием «Трехмерная активно-коммуникативная образовательная среда» (ТАКОС) (Жильцов, 2019: 7), в котором рассматривается потенциал виртуальной платформы в качестве средства воссоздания русской языковой среды. Также возможности использования электронных образовательных ресурсов рассматривает в своей работе И.В. Воронина, которая предлагает воспринимать их в качестве особых средств, позволяющих сформировать коммуникативные умения будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий (Воронина, 2018). Помимо непосредственного использования дистанционного образования и компьютерных технологий, рассматриваются вопросы применения и использования конкретных интерактивных технологий обучения. Так, в работе И.О. Амелиной говорится о «возможности соединения дидактического потенциала медиаресурсов и интерактивных технологий для активизации развития релевантных компетенций обучающихся» (Амелина, 2019: 6) и «создании... модели... на основе конвергенции кейс-технологии и медиаре-сурсов, в частности аутентичных кино- и телефильмов, как средства обучения в рамках вузовского курса РКИ» (Там же: 8). В исследовании В.М. Филипповой рассматривается лингводидактический потенциал метода проектов и его реализация в преподавании РКИ «как эффективного метода обучения и контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции, а также средства развития поисковых, творческих, практических умений и навыков иностранного обучающегося» (Филиппова, 2019: 3). Исследования, обращенные к теме изучения и использования инновационных технологий, встречаются и в публикациях последних лет в научной периодической печати. Нами были проанализированы статьи, опубликованные по результатам проведения конгрессов МАПРЯЛ, РОПРЯЛ, а также в журналах «Мир русского слова», «Русский язык за рубежом». Сводные данные представлены в таблице. В ней указано цифровое значение общего количества статей в анализируемых выше изданиях, а также показатели, указывающие, сколько именно статей, написанных российскими и зарубежными специалистами, посвящены непосредственно инновационным технологиям преподавания русского языка как иностранного.

Использованные источники:

1. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2006. 150 с.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Русский язык. Курсы. 2018. 496 с.

3. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Кибертекст как новый вид учебного текста // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. 2015. Т. 13. С. 5-8.

4. Амелина И. О. Интегративная модель обучения иностранных студентов русской деловой коммуникации на основе кейс-технологии и медиаресурсов (направление «Экономика», уровни В1-В2): дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 266 с.

5. Андреева Н.В. Использование современных технологий в обучении аудированию: организация самостоятельной работы учащихся на платформе LMS Canvas // Русский язык за рубежом. 2017. № 4 (263). С. 2834.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.