Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулкадер А.Л.

Статья посвящена вопросам особенностей и специфики применения инновационных технологий в системе обучения и воспитания школьников, а также рассмотрению педагогических факторов, определяющих особенности данной подготовки. В работе определены самые актуальные компоненты рассматриваемого процесса обучения и воспитания. Автором статьи определены рекомендации по оптимизации существующих методик инновационных форм обучения и воспитания в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулкадер А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY IN TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the features and specifics of the use of innovative technologies in the system of education and upbringing of students, aswellas to the consideration of pedagogical factors that determine the peculiarities of this training. The paperidentifies the mostrelevant components of the process of training and education. The author of the article defines recommendations on optimization of existing methods of innovative forms of educationinthisfield.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.398 АБДУЛКАДЕР А. Л.

доцент, преподаватель Салахаддин Университет-Эрбиль «Колледж базового образования», (Эрбиль-Иракский Курдистан) E-mail: ardalan.abdulqader@su.edu.krd

UDC 371.398

ABDULQADER A.L.

PhD, Lecturer at Salanaddin University-Erbil "College of Basic Education", (Erbil-Iraqi Kurdistan) E-mail: ardalan.abdulqader@su.edu.krd

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ INNOVATIVE TECHNOLOGY IN TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN

Статья посвящена вопросам особенностей и специфики применения инновационных технологий в системе обучения и воспитания школьников, а также рассмотрению педагогических факторов, определяющих особенности данной подготовки.

В работе определены самые актуальные компоненты рассматриваемого процесса обучения и воспитания. Автором статьи определены рекомендации по оптимизации существующих методик инновационных форм обучения и воспитания в данной области.

Ключевые слова: педагог, инновационные технологии, инновационное обучение, педагогические факторы, образовательный процесс, система подготовки.

The article is devoted to the features and specifics of the use of innovative technologies in the system of education and upbringing of students, aswellas to the consideration of pedagogical factors that determine the peculiarities of this training.

The paperidentifies the mostrelevant components of the process of training and education. The author of the article defines recommendations on optimization of existing methods of innovative forms of educationinthisfield.

Keywords: educator, innovative technology, innovative learning, pedagogical factors, educational process, preparation system.

В нашем мире с развитыми технологиями, противоречиями социального и экономического развития социума, колоссального роста объема информации, к системе образования предъявляют принципиальные требования, отличные от прошлых, в сфере духовности и нравственности и профессионализма.

Данные реалии нашего современного общества детерминируют необходимость координации сферы образования и воспитания. Поэтому применение инновационных технологий в образовательном и госпитальном процессах обосновано своевременностью и необходимостью адекватности современных реалий.

Учебные пособия трактуют технологию обучения как способ по реализации контекста образования, который предусмотрен государственными стандартами [3]. Программы обучения, составляющие единую систему форм, методов и средств, обеспечивают эффективное достижение заявленных результатов.

При овладении педагогом инновационной технологии конструирования образовательного процесса происходит создание нового педагогического мышления учителя, включающего в себя: структурность, понятность методического языка, создание оптимальной нормы и методики.

Несомненно, развитие современной школы происходит при применении инноваций. Ученые (Повленок П.Д., Липский И.А., Селевко Г.К. и др.) под инновационной технологией в обучении и воспитании

школьников понимают разработку, поиск, освоение и использование новшеств, осуществляющих нововведения в сфере обучения и воспитания школьников.

Опираясь на существующие педагогические методики, инновация в школе предлагает новые цели, содержания, методы и формы обучения и воспитания школьников, а также организацию общей деятельности учителя и ученика [1, 4, 5].

В России об инновациях в образовательной системе было широко заявлено с 80-х годов прошлого века. В этот период в педагогике проблема инноваций и её понятийное обеспечение явились целью специализированных исследований (Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Иванов И.И, Сухомлинский В.С., Асмолов А.Г.)

Исследователи едины в утверждении, что педагогическая инновация в школе существует как нововведение в педагогической деятельности, изменяющие содержание и технологию обучения и воспитания школьников, с целью повышения эффективности [2, 6].

Инновации возникают как итог решения традиционной проблемы иным - новым способом, когда в результате долгого процесса суммирования и понимания фактов, когда возникает новое качество, несущее в себе новаторский смысл. Основное число современных инноваций составляют преемственную связь сих историческими прототипами и аналогами в прошлом.

Как показывает опыт, зафиксированный в многочисленных исследованиях, итогом инновационных про-

© Абдулкадер А.Л. © Abdulqader A.L.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

цессов в обучении и воспитании школьников является использование новшеств в теоретической и в практической сферах. Рождаясь на стыке теории и практики обучения и воспитания школьников, инновация полагает введение новых целей образования подрастающего поколения, а также разработку нового содержания, интересных методов и активных форм их внедрения в существующие педагогические системы [1, 4, 6].

При этом основой развития инновационных процессов в системе обучения и воспитания школьников признаны следующие группы факторов:

- объективные факторы, которые создают условия, стимулирующие развитие инновационной деятельности в обучении и воспитании школьников и обеспечивающие ее результаты;

- субъективные факторы, которые связаны с субъектами инновационного процесса в обучении и воспитании школьников, с их готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов являются педагоги, чья деятельность несет в себе инновационную составляющую [1].

Такой подход интернационален, применим в любом социокультурном пространстве. В зависимости от специфики социума, педагоги используют различные нововведения в обучении и воспитании школьников. Особую роль играет профессионализм самих педагогов, так как технологические инновации в обучении и воспитании школьников возможны при знании существующих способов создания педагогических технологий. Применительно к сфере образования подобные новшества касаются использования технических средств и оборудования в образовательных организациях.

С точки зрения дидактики введение информационной среды для обучения и воспитания школьников вносит множество инновационных новых возможностей в школе [4, 5].

Методические инновации в обучении и воспитании школьников автоматически становятся инновациями в сфере методики обучения и воспитания школьников, а также преподавания, обучения и переподготовки педагогических кадров при организации учебного и воспитательного процессов в системе повышения квалификации.

Такой поход является самым востребованным типом новшеств в сфере обучения и воспитания школьников. Он охватывает любой процесс при преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также системы школьного воспитания. Данный подход к инновациям преобладает в публикуемых частных методиках, используется практиками при обучении и воспитании школьников.

Как показывает опыт, статьи в СМИ вне зависимости от типа образовательного школьного учреждения педагогами используются новые технические и педагогические возможности и средства, при обучении и воспитании школьников. Открытые уроки, мастер-классы, конкурсы разного уровня показывают преимущества такого подхода: сегодня возможно реализовать любые

технологии обучения, наполняя их при этом новым содержанием, оптимизируя сам образовательный процесс в школе.

Особое значение для современного процесса обучения в школе приобретает индивидуальная, авторская технология обучения и воспитания школьников. Преподаватель применяет при организации учебных и воспитательных занятий в школе свою методу, опираясь исключительно на инновационные методы и средства.

В школе присутствует разнообразный состав обучающихся школьников, и каждый учитель избирает наиболее целесообразные технологии для развития молодежи, учитывает социокультурное окружение.

В современной общеобразовательной школе на главное место выходит личность ребёнка и его деятельность, взаимодействия всех участников (субъектов) образовательного процесса.

Новые условия жизни требуют от педагога инновационных подходов к формированию личности детей и подростков, в соответствии с которыми, они должны быть не только знающими, но и инициативными и мыслящими школьниками.

«Точки роста» (инновационные технологии) необходимы школьникам не только для усвоения, но и для того использования их в форме среды при создании собственных творческих продуктов, так как личность школьника развивается в процессе собственной ответственной деятельности.

Критерии педагогических инноваций, при обучении и воспитании школьников, выражаются в разных показателях. Например, существуют новые методики, которые частично или полностью решают конкретную проблему, при обучении и воспитании школьников [1, 4, 5].

Сегодня повсеместно используются новые концепции и идеи, которые охватывают и объясняют различные явления в сфере обучения и воспитания школьников. Созданы и публикуются перспективные разработки, позволяющие создавать новые проекты в будущих воспитательных системах, при обучении и воспитании школьников. Постоянное знакомство с новинками, переподготовка, самообразование - залог успеха педагогических кадров.

Рекламируемые новейшие идеи и технологии при обучении и воспитании школьников открывают направления по дальнейшему поиску инноваций, позволяя при этом педагогам генерировать перспективные предложения, создающие актуальные проекты и программы в сфере инноваций в области обучения и воспитания школьников.

Таким образом, инновации в процессе обучения и воспитания школьников обязаны иметь теоретическое или эмпирическое обоснования, для соответствия критериям обоснованности, к которым необходимо отнести: оптимальность, результативность устойчивость полученных результатов, а также возможность дальнейшего творческого использования инноваций, при обучении и воспитании школьников, в широком опыте.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 3 (92), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 92. 2021

Библиографический список

1. Волконская С.А. Инновационные методики воспитания в свете ФГОС//Молодой ученый. 2017. N»8. С. 323-325. - URLhttps:// moluch.ru/archive/142/40028/^aTa обращения:13.02.2018).

2. Дебаты как средство анализа [электронный ресурс]. - Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/656037/ (дата обращения:13.02.2018).

3. Инновационные технологии в работе классных руководителей [электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infourok.ru/ innovacionnie-tehnologii-v-rabote-klassnih-rukovoditeley-634459.html (дата обращения:13.02.2018).

4. Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный режим]. - Режим доступа:http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/12/primenenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v (дата обращения:13.02.2018).

5. Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// baraninski_dnz.klasna.com/uk/article/primenenie-innovatsionnikh-tekhnologii--v-vospitat.html (дата обращения:13.02.2018).

6. Технология подготовки дебатов [электронный ресурс]. - Режим доступа: m.menobr.ru (дата обращения:13.02.2018).

References

1. Volkonskaya S.A. Innovative methods of education in the light of the Federal State Educational Standard // Young Scientist. 2017. No. 8. Pp. 323-325. - URLhttps: //moluch.ru/archive/142/40028/ (Date of access: 13.02.2018).

2. Debate as a means of analysis [electronic resource]. - Access mode: http // festival.1september.ru / articles / 656037 / (Date of access: 13.02.2018).

3. Innovative technologies in the work of class teachers [electronic resource]. - Access mode: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-rabote-klassnih-rukovoditeley-634459.html (Date of access: 13.02.2018).

4. Application of innovative technologies in educational work [electronic mode]. - Access mode: http: //nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/12/primenenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v (date of access: 13.02.2018).

5. The use of innovative technologies in educational work [electronic resource]. - Access mode: http://baraninski_dnz.klasna.com/uk/ article/primenenie-innovatsionnikh-tekhnologii--v-vospitat.html (Date of access: 13.02.2018).

6. Debate preparation technology [electronic resource]. - Access mode: m.menobr.ru (Date of access: 13.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.