Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовательном процессе: противоречия и перспективы'

Инновационные технологии в образовательном процессе: противоречия и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заглодина Т.А.

В статье анализируются противоречия, вызванные внедрением в закон об образовании понятия инновационных технологий. В частности, поднимается вопрос, что считать инновацией и ее критериями, а также, каковы способы измерения эффективности ее включения в образовательный процесс. Рассматриваются перспективы соотношения традиций и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заглодина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе: противоречия и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

проектирование и контроль образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Анкетирование заведующей дошкольной организации с целью выявления профессиональной компетентности по вопросам управления данным процессом выявил, недостаточное понимание руководителем актуальности проблемы, что отразилось в годовом плане работы образовательной организации. ДОО не осуществляет сетевое взаимодействие с другими организациями (музеями, художественной школой, студиями) по решению проблемы развития у дошкольников восприятия произведений живописи.

Низкий уровень управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи поставил нас перед необходимостью первоначально решать задачи, связанные с повышением профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития у дошкольников восприятия произведений живописи. Был проведен семинар с педагогами по теме: «Знакомство с видами и жанрами живописи», разработан план лектория на год для педагогов и родителей. В течение года проводились тренинги. Круглые столы и мастер - классы по ознакомлению с инновационными технологиями ознакомления дошкольников с живописью (Р.М. Чумичевой, С.Г. Маслова).

Следующий этап нашей работы будет направлен на разработку и реализацию модели управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи в дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. - М.: «Просвещение», 1992. -126 с., 16 л. ил.

2. .Маслова С. Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду.-СПб.: Нестор-История, 2010.- 176

© Голубцова Т.П., 2016

УДК 37

Т.А. Заглодина

Старший преподаватель ФГАОУ ВО «РГППУ» г. Екатеринбург, Свердловская область

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье анализируются противоречия, вызванные внедрением в закон об образовании понятия инновационных технологий. В частности, поднимается вопрос, что считать инновацией и ее критериями, а также, каковы способы измерения эффективности ее включения в образовательный процесс. Рассматриваются перспективы соотношения традиций и инноваций.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, образование, традиции образования, педагогическая инноватика.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья. В качестве цели инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации» [2].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Инновационный процесс в образовании, согласно В.И. Загвязинскому и Т.И. Шамовой - это процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений, который отражает формирование и развитие содержания и организации нового.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, которая отражала процесс развития педагогической науки и практики. И было бы некорректно утверждать, что инновационная деятельность, как таковая, зародилась недавно. Нововведения, такие как классно-урочная форма организации учебно-воспитательного процесса (Я. А. Коменский), система Вальдорфской педагогики (Р. Штейнер) и многое другое существовали давно и приносили свои плоды [1, с. 150].

Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определенных условиях становятся его движущими силами и обуславливают развитие инноваций. Опираясь на работы Ю.К. Бабанского, П.И. Карташова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой [1, с. 123], в проблеме педагогических инноваций можно выделить два основных аспекта: 1) внедрение достижений педагогической науки в практику образования; 2) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно, оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единого инновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.

В современном образовании инновации приобретают все более широкое распространение. То, что без них сегодня невозможно поддерживать современный уровень качества образования, является уже аксиомой, поэтому в современных условиях существенно изменяются квалификационные показатели педагога. Процессы кардинальных преобразований образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности. В связи с этим обнаруживаются противоречия между традиционным уровнем преподавания и современными потребностями образования и общества в педагоге-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением, что задает определенные требования к подготовке педагогических кадров.

Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности исследуются с 6080-х гг. в трудах В.И.Загвязинского, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, В.А. Сластенина, А.И.Щербакова и др. Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования [3, с. 75].

Состояние и научное обеспечение глобального инновационного процесса, которое заключается во внедрении стандартов, новой структуры образования, профильного компонента общего среднего образования, единого государственного экзамена, в настоящее время требует тщательной проработки и модернизации, для установления целостности и системности в процессах освоения и применения заявленных новшеств. Взаимосвязь науки и практической деятельности даст возможность качественно исследовать педагогические основы инновационных процессов, функции, закономерности развития, а также механизм и технологию осуществления, принципы управления ими на различных структурно-организационных уровнях.

Список использованной литературы:

1. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с

© Заглодина Т.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.