Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обеспечении художественного образования в современной высшей школе (опыт создания электронного учебника по дисциплине "истории отечественной музыки")'

Инновационные технологии в обеспечении художественного образования в современной высшей школе (опыт создания электронного учебника по дисциплине "истории отечественной музыки") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МУЛЬТИМЕДИА / ГИПЕРТЕКСТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / HIGHER SCHOOL / MULTIMEDIA / HYPERTEXT / ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Ивановна

В статье освещены актуальные проблемы современного профессионального высшего образования создания вузовских электронных учебников по музыкально историческим дисциплинам, предназначенных для аудиторных занятий и самостоятельной работе студентов. Уточнен и разработан терминологический аппарат проблемы в рамках электронного учебника по художественному и музыкальному (мультимедиа, гипертекст, слайд-шоу, презентация, «свободный выбор», новигация, электронный учебник и др.). Представлен собственный опыт создания и работы с электронным учебником по курсу «Истории музыки» (Раздел 2. «Отечественная музыка» для студентов бакалавриата специальности 44.03.01 и и укрупненной группы подготовки 53.00.00 кафедры музыкальной педагогики и исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PROVIDING ART EDUCATION IN A MODERN HIGHER SCHOOL (EXPERIENCE IN CREATING AN ELECTRONIC TEXTBOOK ON THE DISCIPLINE " HISTORY OF RUSSIAN MUSIC")

The article highlights the current problems of modern higher education the introduction of innovative technologies to ensure the educational process, the creation of University electronic textbooks on music and historical disciplines designed for classroom and independent work of students. The terminological apparatus of the problem (multimedia, hypertext, electronic textbook, manual, etc.) is clarified. Own experience of creation and work with the electronic textbook on «History of music» is presented (Section 2. «Domestic music» for undergraduate students majoring 44.03.01 and and enlarged training group 53.00.00 Department of music pedagogy and performance.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обеспечении художественного образования в современной высшей школе (опыт создания электронного учебника по дисциплине "истории отечественной музыки")»

Педагогика

УДК 378.12: 171

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ»)

Аннотация. В статье освещены актуальные проблемы современного профессионального высшего образования - создания вузовских электронных учебников по музыкально - историческим дисциплинам, предназначенных для аудиторных занятий и самостоятельной работе студентов. Уточнен и разработан терминологический аппарат проблемы в рамках электронного учебника по художественному и музыкальному (мультимедиа, гипертекст, слайд-шоу, презентация, «свободный выбор», новигация, электронный учебник и др.). Представлен собственный опыт создания и работы с электронным учебником по курсу «Истории музыки» (Раздел 2. «Отечественная музыка» для студентов бакалавриата специальности 44.03.01 и и укрупненной группы подготовки 53.00.00 кафедры музыкальной педагогики и исполнительства.

Ключевые слова: инновационные технологии, высшая школа, мультимедиа, гипертекст, электронный учебник.

Annotation. The article highlights the current problems of modern higher education - the introduction of innovative technologies to ensure the educational process, the creation of University electronic textbooks on music and historical disciplines designed for classroom and independent work of students. The terminological apparatus of the problem (multimedia, hypertext, electronic textbook, manual, etc.) is clarified. Own experience of creation and work with the electronic textbook on «History of music» is presented (Section 2. «Domestic music» for undergraduate students majoring 44.03.01 and and enlarged training group 53.00.00 Department of music pedagogy and performance.

Keywords: innovative technologies, higher school, multimedia, hypertext, electronic textbook.

Введение. В настоящее время наука активно разрабатывает актуальные вопросы, связанные с определением дидактического, психологического и методологического потенциалов информационных технологий обучения, их влияние на парадигму образования.

Среди инновационных технологий современного высшего образования важное место занимают мультимедийные и компьютерные технологии в учеб-ном процессе. Разнообразную электронную продукцию для вузов разработали современные ученые в области информатики, физики, экономических, общественных наук, иностранных языков. Значительное место в этом процессе занимают электронные учебники, пособия, кейсы по разным предметам, которые значительно повышают качества овладения студентами учебного материала и являются основой в разработке дистанционного образования.

В области высшего художественного и музыкального образования также наработан определенный объем электронной учебной продукции. Однако, пока этой процесс ограничивается переводом в электронный вид (сканирование бумажных изданий), самых распространенных учебников по эстетике, различным видам и жанрам искусства, включая и музыку. Дополнительную функцию выполняют электронные ссылки на библиотеки, энциклопедии и архивы. В этой связи, перед преподавателями высшего звена художественного и музы-кального образования возникают задача создания собственных искусствоведческих электронных учебников, предназначенных для аудиторных занятий, самостоятельной работе и дистанционном обучении студентов.

Изложение основного материала статьи. В современных научных исследованиях активно изучаются вопросы конструирования электронных учебников, наполнения и методического обеспечения их составляющих. Ученые, в работах которых отражены научно обоснованных принципов и дидактических основ отбора и структурирования учебного материала для электронных учебников (В. Мадзигон [5], Ю. Жук [2], А. Красовськоий [3] и др.); формулировки требований к содержанию, возможностей программно-педагогического обеспечения учебного процесса (В. Редько [6], Т. Соколовская [7]). Наряду с этим, разработка электронных учебников в области высшего художественного и музыкального образования остается открытой проблемой.

Изложение основного материала статьи. Бесспорно, в настоящее время, электронный учебник является важной частью модернизации современной образовательной системы. В современной науке отмечается: «электронный учебник» - это продукт, в котором аккумулирован учебный материал, методически целесообразно структурированный в определенной дидактической системе, тематика и объем которого соответствуют требованиям программы данного курса или учебного предмета [6]. Электронный учебник опре-деляют также как сложный по структурному строению средство для самобучения [3]. Современные отечественные ученые [1; 6] выделяют такие категории современных электронных учебников:

1. Отсканированные изданные ранее учебники, копии которых размещены в сети интернет для свободного пользования.

2. Электронные учебные комплексы, которые вмещают в себя учебник, справочник, тесты, предназначенные для использования во всех видах учебной деятельности (при изложении теоретического материала, его практической отработки, для контроля знаний и самостоятельной работы).

3. Элементы учебно-коммуникационных систем, являющихся частью сете-вой информационной среды учебного заведения: электронный учебный комплекс как элемент электронной библиотеки, управляемый программмной средой и используемый в сетевых образовательных системах (в локальной сети учебного заведения и глобальной всемирной сети интернет).

Исходя из этой классификации, электронный учебник по «Истории музыки», относится к категории электронных учебных комплексов, предназначенных для широкого пользования студенческой аудитории.

Предлагаемый электронный учебник выполнен с учетом основных принципов конструирования электронного дидактического материала, разработанного в современных научных исследованиях [2; 3; 5]. Структурирование электронного учебники соответствует модульному принципу, а содержание пособия имеет инвариантную и вариативную части учебного материала.

Система подачи и изложения учебного материала имеет гипертекстовую структуру для оперативного получения дополнительной информации с учетом отдельным терминам, понятиям, характерным для сферы культуры и искусства. Также учтены психологические особенности студентов-музыкантов в условиях индивидуальной работы и самоподготовки.

Отметим, что курс истории музыкального искусства (Раздел 2.«Отечественная музыка») изучается в 6-м семестре, содержит 144 часа (34 лекционных, 20 практических и 90 самостоятельной работы студентов) и завершается экзаменом. Цель курса:

1. Предоставление будущим педагогам-музыкантам знаний в области истории отечественной музыки;

2. определение места курса в контексте истории мировой художественной культуры;

3. изучение эстетико-художественных закономерностей развития отечест-венной музыкальной культуры в русле общего культурно-исторического процесса;

4. определение художественных принципов и основных этапов развития отечественной музыкальной культуры;

5. рассмотрение особенностей и жанрово-стилевой специфики отечественной музыки;

6. отработка навыков художественно-педагогического анализа произве-дений русской музыки разных жанров и стилевых направлений.

Курс «Истории музыки» (Раздел 2. «Отечественная музыка») охватывает исторический период от древнейших времен до начала XX столетия (от «раннего музыкального средневековья» до «серебряного века» русской культуры). Историко-культурологический и музыковедческий материал музыкальной культуры России разделен на 3 смысловых модуля и 8-м тематических блоков.

Модуль 1. Доклассический этап развития русской музыкальной культуры.

Тема 1. Музыка Древней Руси, фольклор и храмовое пение от древнейших времен до XIX века.

Тема 2. XVHI век в истории русской музыки. Развитие оперного жанра. Хоровой концерт. Представители русской композиторской школы конца XVIII века.

Модуль 2. Русская музыкальная классика.

Тема 3. Музыкальное искусство России первой половины XIX века. М.И. Глинка - первый классик русской музыки. «Великий учитель музыкальной правды» А.С. Даргомыжский.

Тема 4. Музыкальное искусство России пореформенной эпохи. Вершины русского музыкального эпоса в творчестве А.П. Бородина. М.П. Мусоргский -непризнанный гений русской музыкальной классики XIX века. Н.А. Римский-Корсаков: служение русской музыке.

Тема 5. Мир музыки П.И. Чайковского. Мировое признание творчества композитора.

Модуль 3. Русская музыка конца Х1Х - начала ХХ века: жанрово-стилевое обновление.

Тема 6. Музыкальное искусство России конца XIX - начала XX века. Но-вые стилевые тенденции и классические традиции в русской музыке «сереб-ряного века» (С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.С. Аренский, В.С. Калинников, А.К. Глазунов).

Тема 7. Лирико-психологическое искусство и постромантизм в творчестве С.В. Рахманинова. Художественно-эстетические и стилевые черты русского символизма. О.Н. Скрябин и русский символизм.

Тема 8. Поиски новых путей в искусстве: новый образ в трактовке фольклора и неоклассицизм в «русском периоде» творчестве И.Ф. Стравинский.

Согласно такому (заметим, достаточно традиционному) распределению на содержательные модули и отдельные темы, структура электронного пособия включает три тематических модуля, разделенных на определенное количество лекций, практических занятий и самостоятельную работу, разработанную для ведения курса.

Однако по структуре электроны учебник существенно отличается от нормативной программы. Каждый тематический модуль электронного учебника имеет внутреннюю навигацию:

1. лекция (текст с гиперссылками),

2. слайд-шоу (с использованием средств мультимедиа),

3. музыка для самостоятельного прослушивания,

4. музукальную викторину для проверки знания музыки (в трех вариантах).

Кроме того, каждый, кто будет работать с учебником, имеет возможность отдельно войти в глосссарий, именной указатель для ознакомения с либретто оперы и биографией композиторов. По такому принципу организованы содержательные модули и темы электронного учебника.

Что касается текстовой части учебника, то основу ее составляеют известные современные академические издания учебников по «Истории русской музыки»:

1. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «сереб-ряного века»: Учебник для студ. пед. высш. учеб.заведенный. - М.: ВЛАДОС, 2001. 384 с.: ноты;

2. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. - М.: Музыка, 1979. - 383 с.;

3. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. - Л.: Музыка, 1978. - 188 с.;

4. Левая Т.Н. Русская музикальная культура начала XX века в контексте художественных тенденций зпохи. - М.: Музьика, 1991. - 212 с.;

5. многотомные изданий по «Истории русской музыки» (ред. А.В. Кандинского, И.О. Келдыша и др.).

Не менее важными источниками явились материалы сети интернет (сайты классической музыки mus-

info.ru, classic-music,ru belcanto.ru и др.). Статьи глоссария, именного указателя, биографий композиторов и оперных либретто созданы преимущественно на основе энциклопедических изданий и интернет-сайтов ( dic.academic.ru, krugosvet.ru, slovari. yandex.ru и др.).

Предполагается, что во время аудиторного лекционного занятия педагог демонстрирует слайд-шоу (мультимедийную презентацию), которая сопровождает изложение материала о жизни и творчестве композитора или иллюстрирует положения об особенностях развития музыкальной культуры определенной эпохи, о специфических чертах того или иного художественного стиля, деятельности творческих объединений и школ.

Заметим, что «мультимедиа» - это комплекс средств, которые в одном информационном среде сочетает графическую, текстовую, звуковую, видео - и анимационную информацию в совокупности с прочно вошедшей в учебный процесс современной лексикой, медиа - интерактивными ссылками в виде мультимедиа-информации составляют особую систему, без которой трудно представить сегодня мир компьютерных средств и технологий, применяемых в высшей школе.

Разрабатывая слайд-шоу, которое объединяет текстовые материалы, репродукции живописи, фотографии, аудио - и видеофрагменты, автор учеб-ника придерживался определенных принципов в технологии мультимедиа-презентаций. Выделим наиболее важные:

1. Соблюдение единого стиля оформления презентации (в рамках программы Power Point).

2. Использование холодных тонов зелено-синей гаммы и не более трех доминирующих на одном слайде в противовес слишком яркой палитры цветов, отвлекающих внимание аудитории от изложения материала.

3. Демонстрация не более 10-ти слайдов в течении 20 минут при мини-мальном размере шрифта 30 мм.

4. Использование не более 15 строк текста или двух изображений с комментариями на одном слайде.

5. Применение звуковых материалов лишь в качестве иллюстративных фрагментов (фоновое звуковое сопровождение не используется).

Мультимедийные слайд-шоу, входящих в состав электронного учебника, воплощают в себе такие характерные принципы, как наличие в содержании электронного продукта нескольких «сюжетных линий», которые преподаватель самостоятельно выстраивает на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании информации (художественный дизайн интерфейс и средства навигации).

Одновременно с этим, мультимедиа предоставляет дополнительные возможности в изложении информации по музыкальному искусству:

1. возможность увеличения (детализации) на экране изображения и их фрагментов, что очень ценно для презентации архивных и исторических документов, старинных нотных изданий, отдельных листов партитуры;

2. использование гипертекстовых и гипермедиа ссылок;

3. возможность введения аудиофрагментов музыкальных произведений, эпизодов из оперных и балетных спектаклей, видеозаписей различ-ных концертов;

4. использование «свободной» навигации по содержанию и выходы в главное меню или в другую программу.

Электронный учебник по «Истории музыки» содержит также музыкальный материал, отобранный для самостоятельного слушания студентами (все музыкальные произведения предоставляются в формате mp.3, оперы и балеты предлагаются также для прослушивания и просмотра в форматах AVI, VIDEO TS, DVDи т.д.). Этот объем музыкального материала содержится на нескольких дисках, прилагаемых к пособию. Кроме того, каждый студент имеет возможность самостоятельно проверить свое знание музыки с помощью музыкальных викторин, созданных к каждой теме в трех вариантах.

Выводы. Экспериментальная проверка созданного электронного пособия по истории музыки началась в 2016-2017 учебном году и, как следствие, в настоящее время реализуется в виде электронного учебника, материалы которого предлагаются по вышеуказанной дисциплине в виде курса лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Опыт использования электронного учебника позволил не только решить определенные дидактические задачи, но и сделать выводы о его дальнейшем совершенствовании. Так, в дальнейшем необходимо разработать тестовые задания для контроля и самоконтроля знаний обучающихся; с учетом современных требо-ваний включить раздел проектных заданий, создать условия для свободной ориентации обучающихся в различных видах гиперссылок и медиа систем.

Учитывая стремительные темпы развития новых информационных технологий в современном высшем образовании, электронные учебники не могут быть абсолютным решением проблемы, они являются лишь частью процесса модернизации образовательного процесса, постоянно требующего гибкого и мобильного обновления.

Литература:

1. Ельникова, Е. Современный учебник - Каталог статей - Образование К ТеЛ Мультимедийный журнал для педагогов // http:// oht.at.ua / рubi / 1-1-0-3.

2. Жук, Ю.О, Шишкина М.П. Электронный учебник и проблема систе-матики компьютерно-ориентированных средств обучения. Новые технологии обучения / Ю.О. Жук, М.П. Шишкин. - 2000. - Вып. 25. - С. 44 - 49.

3. Красовский, А. Основные требования структурирования содержания электронных учебников для старшей общеобразовательной 12-летней школы // htth / www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/psp/2007_7/1_06.pdg.

4. Кузбит, И.М. Создание и использование электронных пособий в учебном процессе Компьютер в школе и семье // И.М. Кузбит - 2009. - №1. - С. 18-20.

5. Мадзигон, В.М. Педагогические аспекты создания и использования электронных средств обучения. Проблемы современного учебника // М.В. Мадзигон, В.В. Лапинский, Ю.О. Дорошенко - Вып. 4. - М: Пед. наука, 2003. - С. 70-78.

6. Редько, В.Г., Карп С.И., Кохан Е.В. Дидактико-методические подходы к конструированию содержания электронных учебников по иностранным языкам для средней школы // http:umhiki.com.ua. node/206.

Педагогика

УДК: 37.082

доктор педагогических наук, доцент Каменская Елена Николаевна

Институт управления в экономических, экологических и социальных системах

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Таганрог);

кандидат педагогических наук, доцент Дыхан Лариса Борисовна

Институт управления в экономических, экологических и социальных системах

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Таганрог)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАСИЛИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

НА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В исследовании рассматривается проблема влияния насилия в компьютерных играх на школьников. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором использовались: опросник «Предпочтение телепередач» А.В. Федорова, личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Для проведения статистической обработки был использован U-критерий Манна-Уитни. Проведенное исследование показало, что у школьников, предпочитающих компьютерные игры, содержащие сцены насилия, уровень тревожности, агрессивности и конфликтности выше.

Ключевые слова: насилие в компьютерных играх, тревожность, агрессивность, конфликтность.

Annotation. The study deals with the problem of the influence of violence in computer games on schoolchildren. Presents results of an empirical study that was used: a questionnaire "Preference of TV shows like" A.V. Fedorov, personal scale manifestations of anxiety George. Taylor, the technique of "Personal aggressiveness and conflict" E.P. Ilyin and A.P. Kovalev. Mann-Whitney U-test was used for statistical processing. The study showed that students who prefer computer games containing scenes of violence, the level of anxiety, aggressiveness and conflict is higher.

Keywords: violence in computer games, anxiety, aggressiveness, conflict.

Введение. Проблема влияния насилия в компьютерных играх на школьников актуальна, так как посредством игры они становятся равнодушными к человеческим страданиям и усваивают определенные модели поведения, среди которых насилие является одним из приемлемых путей решения социальных конфликтов. В современных исследованиях данная проблема пока не получила должного освещения. Однако рядом отечественных ученых ведется изучение влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию (А.В. Федоров, К.А. Тарасова, Н.Н. Кудрявцева, Д.В. Жмуров), экологии зрительского восприятия (Н. Ф. Хилько), воздействия компьютерных игр на формирование агрессивного поведения (К. Андерсен, И. Бурлаков, М. Иванова, Ж.Ю. Дреева, С. Клименко).

Зарубежные исследования показывают отрицательное воздействие компьютерных игр, имеющих сцены насилия, на развитие ребенка (D. Grossman, D. Thompson, D. Buck) и на формирование у него агрессивного поведения (K. Anderson, K. Dill, A. Sakamoto, K. Matiak), реагирование мозга человека на виртуальное насилие (D. Gibson, K. Matiak, Akio Mori, V. Matthews), опасность для подростков компьютерных игр с имитацией различных форм насилия (M. Dickerson, D. Macune).

Изложение основного материала статьи. Целью работы является проведение психолого-педагогического анализа влияния насилия в компьютерных играх на школьников, который включает рассмотрение психологических особенностей восприятия насилия в компьютерных играх школьниками, изучение причин привлекательности сцен насилия для несовершеннолетней аудитории, рассмотрение видов, форм и механизмов воздействия насилия в компьютерных играх на школьников, анализ предпочтений объектов насилия в компьютерных играх, изучение влияния насилия в компьютерных играх на уровень тревожности, агрессивности и конфликтности школьников.

Методологическая основа исследования представлена следующими блоками. Философский методологический блок включает антропологический, культурологический, личностный подходы.

Социально-психологический методологический блок представлен:

- теориями, отражающими влияние насилия на детей: концепциями социального научения (A. Bandura, L. Berkowitz, L. Aron, L. Hughesman, R. Park), теориями отрицательного воздействия компьютерных игр на подростков (Д. Бака, Д. Томпсон, Д. Гроссман);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- теориями формирования подростковой агрессивности (A. Sakamoto, K. Dell, K. Matiak, L. Lovelle, K. Andersen), теорией развития экологии зрительского восприятия N. Khilko, теорией восприятия игрового пространства D. Gibson;

- теориями воздействия компьютерных игр на сознание человека (S. Green, D. Bavelier, T. Wright).

Объект исследования: 67 школьников МОБУ № 15, «Мариинская» гимназия г. Таганрога (31 мальчика и

36 девочек) в возрасте 13-14 лет.

Гипотеза: у школьников, предпочитающих компьютерные игры, содержащие сцены насилия, уровень тревожности, агрессивности и конфликтности выше.

Методики: опросник «Предпочтение телепередач» А.В. Федорова, личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Для проведения статистической обработки был использован U-критерий Манна-Уитни.

Проведенное исследование показало, что насилие в компьютерных играх рассматривается как аудиальное, визуальное или иное интерактивное изображение сцен жестокости и агрессии. Интерактивность предполагает психологическую взаимосвязь индивида с виртуальными объектами и сущностями. Эта связь может проявлять себя в форме эмоций, переживаний, усиливающих доступность сознания деструктивным идеям. При этом указанная взаимосвязь имеет пассивный характер, поскольку субъект является наблюдателем проявлений агрессивного поведения, а не его участником.

Причинами привлекательности сцен насилия для школьников являются виртуальное участие в агрессивных действиях (безнаказанность, отсутствие ограничений в действиях), эффект «запретного плода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.