Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЫШЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ELEMENTARY SCHOOL / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / THINKING / MODERN SCHOOL / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашрапова М., Тюряева С. Дж, Алиева М. Н.

В статье речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашрапова М., Тюряева С. Дж, Алиева М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL

The article is about, firstly, teaching teachers using special techniques to create problem situations where they themselves do not arise, systematically confronting the student with successively complicated educational problems and managing the course of his cognitive activity throughout the entire course of study; secondly, to teach students methods of analysis of emerging problem situations, vision of problems, their awareness and formulation, methods of heuristic activity to solve the problems posed, which ultimately leads to a change in the structure of the thought process and the formation of logical, theoretical and intuitive thinking.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 371.012

Ашрапова М. студент магистратуры факультет общая педагогика ГОУ «Худжанский государственный университет

имени акад. Б. Гафурова» Таджикистан, г. Худжанд Тюряева С.Дж. преподаватель Гимназия "Нур" Таджикистан, Бободжон Гафуровский район

Алиева М.Н. преподаватель

кафедра технологии и методики её преподавания ГОУ «Худжанский государственный университет имени акад. Б.

Гафурова» Таджикистан, г. Худжанд ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: В статье речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.

Ключевые слова: начальная школа, инновационные технологии, мышления, современная школа, развития личности

Ashrapova M. undergraduate

Master student of the faculty general pedagogy of the State Educational Institution "Khujansk State University named after Acad. B. Gafurova "

Tajikistan, Khujand Tyuryaeva S.J. teacher Lecturer at the Nur Tajikistan, Bobodzhon Gafurovsky District

Alieva M.N teacher

Lecturer, Department of Technology and Methods of the State Educational Institution "Khujansk State University named after Acad. B.

Gafurova "

Tajikistan, Khujand INNOVATIVE TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL

Annotation: The article is about, firstly, teaching teachers using special techniques to create problem situations where they themselves do not arise, systematically confronting the student with successively complicated educational problems and managing the course of his cognitive activity throughout the entire course of study; secondly, to teach students methods of analysis of emerging problem situations, vision ofproblems, their awareness and formulation, methods of heuristic activity to solve the problems posed, which ultimately leads to a change in the structure of the thought process and the formation of logical, theoretical and intuitive thinking.

Keywords: elementary school, innovative technologies, thinking, modern school, personality development

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача - подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности - смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Признаком любой системы является её целостность: общность цели; общие задачи обучения; единые дидактические принципы; типические свойства методической системы; система изучения результативности; требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса.

В нашей педагогической деятельности мы отдадим предпочтение системе Л.В.Занкова, целостность которой достигается благодаря взаимодействию всех её частей. Главная цель нашей работы - достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей. Нами была поставлена задача -

представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Для системы Л.В. Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. В ней реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения.

По сравнению с традиционным проблемное обучение дополнено некоторыми специальными функциями: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: увеличение объема знаний, умений и навыков учащихся; углубление и упрочение знаний, новый уровень обучаемости и воспитанности; новый уровень познавательных потребностей учения; новый уровень сформированных познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Проблемное обучение может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной

самостоятельности школьников.

Задача учителя заключается в том, чтобы в организации проблемного учения добиться высокой степени самостоятельности ученика при высоком уровне проблемности, научить ученика самостоятельно решать сложные проблемы. Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.

Работа в группах и дидактическая игра на этапе воспроизведения знаний помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха. Данный урок разработан с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста с соблюдением принципов осознания процесса учения и обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, осуществляемые технологией уровневой дифференциации обучения, технологией перспективно-опережающего обучения.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий . Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива ; ею оканчивается и начинается каждый учебный год. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: средний и слабый тянутся за сильным учеником; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

И, наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-

опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой , снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Дифференцированное обучение - это: форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы); по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы); по уровню умственного развития (уровню достижений); по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.); по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

В результате сотрудничества учителя и ученика, ученика и ученика на уроке у младшего школьника обогащается речь. Она становится более развернутой и доказательной. Ребенок не зря высказывается, он опирается на свой жизненный опыт. Мнения детей становятся более содержательными, неоднозначными, они учатся смотреть на проблему с разных сторон, устанавливать логические связи, размышлять и обосновывать свою позицию.

А самое главное, младшие школьники учатся не спешить осудить кого-либо и отвергнуть, а пытаются понять и принять чужую позицию, чужое мнение, учатся сочувствовать и предлагать решение той или иной проблемы, предлагать помощь.

Обогащается и педагог: не ожидая от детей непривычных ответов, учитель подхватывает ситуацию, вступает в размышления вместе с детьми, мысленно опережает их и ведет к логическому завершению разговора, где дети должны не просто выговориться и наговориться, а прийти к выводу, предложить решение проблемы. Независимо от применяемой педагогической технологии дети на начальном этапе обучения не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.

В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки-это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся в особую деятельность. Для повышения эффективности обучения и успешной успеваемости на наших уроках частично применяется образовательная технология «Интеллект».

Как известно, для успешного изучения младшими школьниками базовых школьных предметов должна хорошо быть развита память: дети должны хорошо запоминать все понятия, правила и тексты, с которыми сталкиваются на уроках, а также вспоминать и использовать их в нужный момент. На курсе «Интеллект - начальная школа» детям предлагаются специальные упражнения, помогающие грамотно и надолго запомнить весь тот большой объем информации, с которым они сталкиваются в школе.

Упражнения на развитие внимания и их систематическое выполнение развивают у детей умение сконцентрироваться на том или ином школьном предмете, развивают устойчивость внимания, а именно: способность длительное время уделять выполнению конкретной, иногда даже монотонной задачи. Выполняя специальные упражнения на внимание, дети учатся с легкостью переключаться с одного школьного предмета на другой, или же, внутри предмета - с одного правила, понятия на другое. Младшие школьники учатся логически мыслить и рассуждать путем выполнения специальных упражнений, направленных на развитие мышления, а также самостоятельно, без участия родителей, справляться с поставленной задачей.

Одной из ведущих проблем в начальной школе является низкая скорость чтения и плохое усвоение прочитанного. Выполняя специальные тренинги, дети реально увеличивают скорость чтения в несколько раз от исходного (первоначального результата), а также не менее чем в два раза улучшают качество усвоения прочитанного. За счет достижения таких

результатов дети начинают выполнять многие школьные задания гораздо быстрее, так как практически все упражнения по математике и русскому языку содержат текстовую часть, которую всегда необходимо прочитывать. Достигнув определенного уровня развития навыков говорения и письма, младшие школьники грамотно строят высказывания по предметам, отвечают на вопросы и оформляют их как в устном, так и в письменном виде.

Отличием программы «Интеллект для младших школьников» является самостоятельное составление учащимися предметных задач по аналогии. Готовя задачу по предмету, младший школьник перебирает немалое количество материала по предмету (происходит активизация памяти), ребенок учится ставить проблему, что, в свою очередь, способствует развитию творческой личности.

Таким образом, развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив - яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Наши наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.

Использованные источники:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. - 218 с.

4. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.

5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.