8. Экономические и технические аспекты практики управления организацией и трудовыми ресурсами / А. Н. Агакишева, А. В. Воронина, М. А. Мироненко [и др.]. - Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения (Ростов-на-Дону), 2022. - 124 с. - ISBN 978-5-907295-71-1. - EDN SSHEWQ.
9. Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии: учеб. пособие / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л. : ЛГУ, 1987. - 39 с.
EDN: WOCCES
В.М. Мануйлов - д.м.н., профессор, главный врач, Заслуженный врач Российской Федерации, ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.», Пушкино, Россия, [email protected],
V.M. Manuilov - PhD in medicine, professor, chief physician, distinguished physician of the Russian Federation, Pushkin Hospital named after Prof. Rozanova V.N., Pushkino, Russia;
М.В. Кравцова - к.э.н., экономист, ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.», Пушкино, Россия, [email protected],
M.V. Kravtsova - PhD in Economics, economist, Pushkin Hospital named after Prof. Rozanova V.N., Pushkino, Russia;
H.П. Санина - д.м.н., профессор, главный внештатный терапевт Министерства здравоохранения Московской области, Заслуженный врач Российской Федерации, ГБУЗ Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия, [email protected],
N.P. Sanina - PhD in medicine, professor, Chief Freelance Therapist of the Ministry of Health of the Moscow Region, distinguished physician of the Russian Federation, Moscow Regional Research Institute named after. M.F. Vladimirsky, Moscow, Russia;
И.Н. Банк - заведующий информационно-технического отдела, ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.», Пушкино, Россия, [email protected],
I.N. Bank - head of information technology department, Pushkin Hospital named after Prof. Rozanova V.N., Pushkino, Russia;
П.С. Гуляев - заведующий организационно-методического отдела, ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.», Пушкино, Россия, [email protected],
P.S. Gulyaev - head of organizational and methodological department, Pushkin Hospital named after Prof. Rozanova V.N., Pushkino, Russia.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ АУДИОБЕЙДЖЕЙ В ПУШКИНСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE HEALTHCARE MANAGEMENT: THE EXPERIENCE IN IMPLEMENTING AUDIO BADGES AT THE PUSHKIN CLINICAL HOSPITAL OF THE MOSCOW REGION
Аннотация. Статья посвящена анализу внедрения инновационных технологий в управление медицинским персоналом на примере использования новых устройств - аудиобейджей в амбулаторно-поликлинических подразделениях Пушкинской больницы. Представлен системный подход Московской области к проведению инновационной политики в сфере здравоохранения. Разработана коммуникативная модель «сотрудник ЛПУ - пациент», основанная на процессах работы и передачи данных аудиоаналитики. Определены основные барьеры внедрения инновационных технологий в медицинские учреждения. На основе анализа установлено, что использование аудиобейджей во время оказания медицинской помощи врачами обеспечивает соблюдение ими норм этики и деонтологии. Определено, что количество жалоб пациентов на нарушения этических норм врачами сократилось на 67 % (с 15 до 5 в месяц) при 262,3 тыс. прикрепленного населения. Медицинский персонал из группы «первого контакта» стал использовать до 65 % рекомендуемых фраз в диалоге с пациентами (при минимальной норме 50 %). В 2024 году независимая оценка качества оказания медицинской помощи в Пушкинской больнице увеличилась и составила 4,7 (из 5). Медицинским учреждениям предложены новые современные пути решения проблемы соблюдения врачами норм этики и деонтологии.
Absrtract. The article is devoted to the analysis of the introduction of innovative technologies in the management of medical personnel on the example of the use of new devices - audio badges in outpatient departments of the Pushkin Hospital. A systematic approach of the Moscow region to implementing innovation policy in the healthcare sector is presented. A communication model «health care facility employee - patient» is developed. The model is based on the processes of work and transmission of audio analytics data. The main barriers to the introduction of innovative technologies into hospital are identified. The use of audio badges during the provision of medical care by doctors ensures compliance with ethical and deontological standards. It was determined that the number of complaints from patients about ethical violations by doctors decreased by 67 % (from 15 to 5 per month) with 262.3 thousand of the attached population. Medical staff from the «first contact» group began to use up to 65 % of the recommended phrases in dialogue with patients (with a minimum rate of 50 %). In 2024 an independent assessment of the quality of medical care in the Pushkin Hospital increased and amounted to 4.7 (out of 5). Medical hospitals are offered new modern ways of solving the problem of doctors' compliance with the norms of ethics and deontology.
Ключевые слова: инновации, технологии, аудиобейджи, управление, здравоохранение, государственное медицинское учреждение.
Keywords: innovation, technologies, audio badges, management, healthcare, state medical institution.
Введение
Здравоохранение является сложной социально-экономической системой, отвечающей за охрану и укрепление здоровья населения страны, а также за повышение ожидаемой продолжительности жизни. Реализация данной социальной политики требует систематических затрат и вложений ресурсов в связи с увеличением объема деятельности учреждений здравоохранения, диверсификацией запросов со стороны населения. Наряду с вызовами, стоящими перед государством, особое значение приобретает вопрос применения современных методов управления в учреждениях здравоохранения.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее - Указ) определены национальные цели развития страны, среди которых выделяется цифровая трансформация социальной сферы - здравоохранения [1].
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Московской области реализует государственную программу «Здравоохранение Подмосковья» на 2023 -2027 годы, ориентированную в том числе на цифровизацию здравоохранения с применением искусственного интеллекта [2]. По данным Министерства экономики и финансов Московской области в 2024 году бюджет на реализацию государственной программы соста-
вит 160 млрд рублей (2022 г. - 169,3 млрд руб., 2023 г. - 143,1 млрд руб.) [3]. В рамках региональной государственной программы в медицинские учреждения активно внедряются инновационные технологии.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ уровень инновационной активности учреждений здравоохранения составляет 8,6 % (2019 г. - 5,3 %) [4]. В условиях меняющейся экономической среды инновационные технологии в менеджменте здравоохранения направлены на совершенствование системы управления государственных медицинских учреждений, оптимизацию их внутренних процессов и ресурсов с целью повышения качества и доступности оказания медицинских услуг.
В научных трудах Московского гуманитарного университета говорится о том, что менеджмент здравоохранения в условиях инновационного развития должен быть ориентирован на средства и возможности, которые способны обеспечить социально-значимый эффект [5]. Таким образом, инновации в здравоохранении имеют не только экономический, но и социальный эффекты.
Целью исследования является проведение анализа внедрения инновационных технологий в управление медицинским персоналом на примере использования новых устройств - аудиобейджей в амбулаторно-поликлинических подразделениях ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.» (далее - Пушкинская больница).
Гипотеза исследования - использование аудиобейджей во время оказания медицинской помощи врачами обеспечивает строгое соблюдение ими норм этики и деонтологии.
В соответствии с темой исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить организацию работы медицинского персонала из группы «первого контакта» Пушкинской больницы;
2) определить основные коммуникационные системные проблемы, на решение которых направлено внедрение инноваций;
3) рассчитать и проанализировать данные, полученные при внедрении новых устройств - аудиобейджей в подразделениях больницы;
4) разработать рекомендации по внедрению инноваций в работу государственных медицинских учреждений.
Методология
Для достижения поставленной цели и задач в исследовании используются методы анализа, сравнения и синтеза, индукции и дедукции, системный и статистический подходы, обобщение справочной и научной литературы, графический метод формализованного представления систем управления и взаимодействия. В качестве базы исследования выбрано ГБУЗ Московской области «Пушкинская клиническая больница им. проф. Розанова В.Н.».
Анализ научной литературы
Внедрение инновационных технологий в сфере здравоохранения регламентируется федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части процессов закупок и применения инноваций на базе медицинских учреждений здравоохранения [6, 7].
Россия занимает 27 место в мире по числу публикаций на тему применения современных технологий в здравоохранении с долей менее 1 % от общего объема статей в Web of Science (1 место у США с долей 35,62 % публикаций) [8]. По подсчетам информационного портала «Медвестник» Россия должна увеличить как минимум в 6 раз количество публикаций по данной теме [9].
Обоснование необходимости использования современных управленческих технологий в учреждениях здравоохранения во время развития рынка медицинских услуг изложено в работах Т.А. Сибуриной, И.П. Черной, В.С Просаловой, А.А. Николаевой, П.В. Минаева, Д.В. Федяева и Ю.В. Серяпиной и др. [10, 11, 12]. Вместе с тем в трудах О.В. Тюминой, О.Г. Хурцилавой и В.Н. Филатова говорится о недостаточном изучении управления инновационной деятельностью, так как нет единого подхода к разработке и внедрению новых медицинских технологий с учетом специфики отрасли [13].
В научных исследованиях Р.Л. Кодзокова и А.В. Росляковой отмечается, что барьером широкого применения инновационных технологий является ограниченность производственных, трудовых и финансовых ресурсов в здравоохранении [14, 15].
В трудах Амундсена А., Бергвика С., Бутоу П., Таттерсолла М.Х.Н., Сёрли Т., Нордойя Т., Комбира Э.Л., Икбала Р.К. представлен зарубежный опыт внедрения технологий в модель взаимодействия «врач - пациент» для решения проблем этики и деонтологии. Авторами показана польза от реализации пациентами их законного права на проведение аудио- и видеозаписи во время оказания медицинской помощи - во время приема они получают больше информации по особенностям медицинского вмешательства, прогноза заболевания и качества лечения [16, 17]. М. Таттерсолл в своем исследовании показал эффективность использования аудиозаписи в качестве инструмента мониторинга общения врача и его онкологических пациентов. Положительную пользу от аудиозаписи консультации врача отметили 85% пациентов (при участии 52 респондентов, у 15% пациентов вызвало беспокойство) [18]. В работах Т. Скиннера, К. Барнарда, С. Крэдока и Т. Паркина представлено, что аудиозапись с назначением лечения врача повышает качество оказанной им медицинской помощи, так как решение о лечении принимается пациентом после полученной информации на приеме. При этом информация запоминается не в полной мере пациентом (индекс запоминания информации 2,3 при диапазоне 0 -6) и врачом (индекс - 3,2) [19].
Ш. Биркетти, О. Аранджеловичи и Д. Хамфрис выявили трудности в изучении взаимодействия между врачом и пациентом с методологической точки зрения, после чего предложили систему идентификации эмоций пациента и ответов врачей [20]. Вклад в актуальность решения проблемных управленческих вопросов при помощи новых технологий внесли М. Темессл-Хубер, Д. Хамфрис, Д. Дауэлл, С. Макгилливрэй Р. Рашмер, Б. Уи-льямс, показав на примере использования аудио- и видеозаписи консультаций, что данный метод улучшает поведение 90 % пациентов (при участии 53 респондентов) и повышает качество работы 80 % врачей [21].
Таким образом, показано, что в современной научной литературе отсутствует описание системных подходов к внедрению инноваций в менеджмент здравоохранения. Впервые дана оценка отечественному опыту применения аудиобейджей в работе государственных учреждений здравоохранения.
Проект по внедрению аудиоаналитике
Пушкинская больница является одной из крупнейших многопрофильных учреждений здравоохранения Московской области. В состав амбулаторно-поликлинического звена больницы входят 11 поликлиник, в которых работают 313 врачей и 380 человек среднего медицинского персонала. По состоянию на 1 июня 2024 год количество прикрепленного населения составляет 262 301 человек, из них 55 128 детей [22].
Пушкинская больница имеет многолетний опыт внедрения передовых подходов к диагностике и лечению заболеваний, оснащена новым оборудованием, постоянно расширяет и совершенствует научно -техническую базу, соблюдает действующие порядки и стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, а также развивает и улучшает профессиональный уровень своих сотрудников.
Эффективное решение системных проблем в медицинских учреждениях невозможно без применения инновационного менеджмента, для которого характерно использование современных методов и инструментов. К одной из таких проблем в Пушкинской больнице относятся жалобы со стороны пациентов на нарушение этики и деонтологии врачами во время оказания первичной специализированной медицинской помощи.
В январе 2024 года на базе Пушкинской больницы начал реализовываться проект по аудиоаналитике (далее - проект), цель которого заключается в организации соблюдения этических норм и деонтологии в медицинском учреждении посредством мониторинга аудиозаписей, полученных во время амбулаторных приемов врачей. В рамках проекта медицинские работники амбулаторно-поликлинического подразделения Пушкинской больницы во время приема используют мобильные устройства - аудиобейджи, которые осуществляют аудиозаписи диалогов с пациентами с последующей передачей записанных файлов в Систему речевой аналитики. Система интеллектуального мониторинга в медицинских учреждениях Министерства здравоохранения Московской области представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих производить автоматический анализ аудиозаписей, полученных с аудиобейджей медицинских работников.
Основными ориентирами внедрения Системы речевой аналитики являются:
- защита прав и законных интересов пациентов и сотрудников медицинского учреждения;
- увеличение частоты использования сотрудниками медицинского учреждения рекомендуемых фраз во время проведения приемов пациентов;
- снижение частоты использования врачами запрещенных фраз;
- снижение количества жалоб пациентов на несоблюдение этических норм сотрудниками медицинского учреждения.
На рисунке 1 представлен системный подход к внедрению инноваций в государственных медицинских учреждениях здравоохранения Министерства здравоохранения Московской области. На федеральном уровне проводится разработка отраслевой инновационной политики, а на региональном - ее реализация, проведение исследований, содействие развитию инновационной экономики в регионе, а также поиск источников финансирования.
Рисунок 1 - Системный подход Московской области к проведению инновационной политики в сфере здравоохранения: на примере внедрения аудиозаписывающих устройств в 2024 году
(Источник: подготовлено авторами)
Инновационная политика проводится согласно Приказу Министра здравоохранения Московской области (далее - Министерство) об установке аудиозаписывающих устройств в кабинеты врачей в районных поликлиниках в количестве 500 аудиобейджей до конца 2024 года.
Главный врач во исполнение данного Приказа вводит новые устройства в рабочий процесс Пушкинской больницы. В рамках государственного контракта на оказание услуг по организации интеллектуального мониторинга соблюдения этических норм и деонтологии в медицинских учреждениях закуплено 500 шт. аудиобейджей, из них распределено на 2024 год в Пушкинскую больницу 158 шт. (31,6 % от объема закупки). Закупка была выполнена на сумму 1,8 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Пушкинская больница передает данные об аудиобейджах (серийные номера устройств, ФИО медицинских сотрудников согласно распределению) в 1Т-подразделение Министерства для проведения периодического мониторинга и анализа работы устройств.
Ответственным за внедрение аудиобейджей является заместитель главного врача Пушкинской больницы по амбулаторно-поликлинической работе. Ответственными за использование устройств в работе и анализ получаемых данных являются руководители амбулаторно-поликлинических подразделений Пушкинской больницы.
Модель работы сотрудника ЛПУ
Перед началом использования устройств сотрудники проходят обучение по их применению. Далее происходит оптимизация организации рабочего процесса по взаимодействию «сотрудник ЛПУ - пациент» с изданием соответствующего локального нормативно-правового акта. В поликлинике аудиобейджи распределяются по всем сотрудникам, контактирующим с пациентами: от дежурных администраторов до врачей поликлиники. Между сотрудником и пациентом осуществляется обмен информацией - коммуникативная модель (рисунок 2).
В режиме реального времени аудиозаписи диалогов медицинских работников с пациентами отправляются на сервер. Трансляция и анализ данных происходят под управлением искусственного интеллекта. По результатам анализа формируется и предоставляется администрации учреждения отчет по соблюдению норм этики и деонтологии сотрудниками организации.
Осуществление аудиозаписи медицинским учреждением происходит во исполнении требований Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 10 ч. 4 ст. 13; п. 1 ст. 87; ст. 90, ст. 91), согласно которому в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется сбор, хранение, обработка и предоставление первичных данных о медицинской деятельности операторам информационных систем, касающихся исключительно персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, а также для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [23].
Данные, полученные из системы работы аудиобейджей, помогают регулировать процессы коммуникативной модели, улучшать качество взаимодействия медицинских работников с пациентами, а также выявлять нарушения норм этики и деонтологии обеими сторонами процесса.
Компетенции:
- клиеитоцентричность;
- коммуникативность;
- эмоциональный интеллект
' обработка и передача информации ^
Рисунок 2 - Коммуникативная модель «Врач-пациент» в амбулаторно-поликлиническом подразделении Пушкинской больницы
(Источник: подготовлено авторами)
Аудиобейджи служат новой системой контроля за соблюдением норм этики и деонтологии со стороны медицинских работников и пациентов. Значимым аспектом по внедрению информационных технологий в привычный рабочий процесс врача является индивидуальная особенность его личности, позволяющей участвовать в проектах цифрового развития.
При внедрении технологий в Пушкинской больнице проводятся прогнозирование трудностей и путей их преодоления в медицинских процессах, подготовка медицинских работников к их участию во внедрение инноваций, оценка затрачиваемых материально-технических ресурсов на обеспечение ожидаемых эффектов.
Наряду с внедрением технологий необходимо отметить факторы, влияющие на темп иновационного развития медицинских учреждений здравоохранения.
Основными барьерами для внедрения инновационных технологий в медицинские учреждения являются:
- недостаток финансовых ресурсов;
- ограниченный кадровый потенциал;
- слабый уровень интеллектуального капитала;
- ограниченная нормативно-законодательная база.
Ограничение собственных средств и бюджета не позволяет вложиться в приобретение новых технологий. Однако внедрение в управленческие процессы инноваций приводит к последующей экономии затрат, так как сопровождается эффектом окупаемости вложений. С целью минимизации ошибок проводится пилотное внедрение инноваций на базе медицинского учреждения. По итогам реализации такого проекта измеряется уровень ожидаемой эффективности от понесенных затрат (экономическая обоснованность) для принятия правильного управленческого решения по вопросу масштабируемости данного проекта. Преемственность инноваций со стороны медицинских работников определяется уровнем их знаний и готовности использования информационных технологий в рабочем процессе.
Ограничения в получении достоверной и открытой информации об особенностях внедрения информационных технологий, а также неполный доступ к научно-медицинским знаниям сдерживают внедрение инноваций в медицинские учреждения.
Статистические данные
Внедрение инновационных технологий в амбулаторно-поликлинические подразделения Пушкинской больницы происходит постепенно. На рисунке 3 представлена динамика увеличения количества врачей, использующих аудиобейджи во время приема пациентов.
158
117
февраль 2024 г. март 2024 г, апрель 2024 г. май 2024 г.
Рисунок 3 - Распределение аудиобейджей в амбулаторно-поликлинических подразделениях Пушкинской больницы в период с февраля по май 2024 года
(Источник: подготовлено авторами по данным отчета Системы речевой аналитики Московской области)
Первые аудиобейджи были внедрены в общем количестве 38 штук: в поликлиники №2 (18 штук) и детскую поликлинику №1 (20 штук) Пушкинской больницы. По результатам успешного пилотного проекта, аудиобейджи стали применяться в остальных амбулаторно-поликлинических подразделениях, из них 111 аудиобейджей (70,3 % от объема поставки) в 9 поликлиниках и 47 аудиобейджей (29,6 % от объема поставки) в 2 детских поликлиниках.
В таблице 1 представлены данные по применению аудиобейджей в амбулаторно -поликлинических подразделениях Пушкинской больницы в мае 2024 года в разрезе времени их работы и количества врачей.
Таблица 1 - Сравнительный анализ применения (май 2024 год)
Подразделение Всего устройств, шт. Среднее количество записи, ч. Всего записано, ч. Количество врачей, использующих устройство, чел.
Поликлиника №1 21 05:19 2343:46 19
Поликлиника №2 4 05:12 62:28 5
Поликлиника №3 13 05:19 1451:29 13
Поликлиника №4 10 05:08 1077:51 10
Поликлиника №5 14 03:41 1084:56 14
Поликлиника №6 5 04:51 510:16 5
Поликлиника №7 5 03:45 393:40 4
Поликлиника №8 7 04:46 701:25 4
Поликлиника №9 32 04:46 701:25 29
Детская поликлиника №1 20 04:08 2783:09 20
Детская поликлиника №2 27 07:37 4321:53 27
Общий итог 158 04:76 1402:70 150
Источник: подготовлено авторами по данным отчета Системы речевой аналитики Московской области
Таким образом, за 4 месяца 2024 года всего было внедрено 158 аудиобейджей в 11 амбулаторно -поликлинических подразделениях Пушкинской больницы и записано более 16,6 тыс. часов. Средняя длительность аудиозаписи составила 5 часов на 1 врача в день. Распределение устройств по поликлиникам для врачей группы первого контакта проводилось с учетом количества прикрепленного населения и поступающих жалоб от пациентов.
Система речевой аналитики позволяет в разрезе поликлиник и отдельного врача измерить употребление общепринятых рекомендованных фраз. На рисунке 4 представлены доли использования рекомендованных фраз врачами в 2024 году при допустимом уровне - не менее 50 %.
Ежемесячно количество рекомендованных фраз врачом растет и в мае 2024 года составило 65 %, что выше на 15 % от минимально допустимой нормы.
180
>= 160
I 140
IS
£ 120
о
R 100
0 80
ей
5 60
Е 40
1 20
о
Рисунок 4 - Доли использования рекомендованных фраз врачами первой группы контакта за февраль-май 2024 год
(Источник: подготовлено авторами по данным отчета Системы речевой аналитики Московской области)
Вместе с тем создана комиссия независимой оценки качества, состоящая из сотрудников администрации Пушкинской больницы, которая проводит еженедельный разбор жалоб на предмет нарушения этики и деонтологии.
Следует обратить внимание, что повышение качества медицинских услуг может быть выполнено при условии эффективного расходования финансовых ресурсов. В нашем исследовании одним из направлений эффективного расходования финансовых ресурсов является закупка и внедрение инновационных технологий в организационно-управленческие процессы медицинского учреждения. Авторы исследования полагают, что запись консультаций, осуществляемая через аудиобейджи, приводит к тому, что врач становится более клиенто-центричен, что способствует повышению числа повторных визитов пациентов к этому же врачу.
Внедрение аудиобейджей экономически целесообразно. В поликлинике в среднем приходится 38 приемов пациентов на одного врача-терапевта в день при установленной норме 35 приемов в день. По тарифу ОМС стоимость 1 приема врача-терапевта составляет 414 руб. За один рабочий день врач-терапевт приносит доход по ОМС на общую сумму 38*414 руб. = 15 732 руб. В случае низкой удовлетворенности пациентов, количество посещений к такому врачу будет снижаться, а значит уменьшаться объем ожидаемого дохода по ОМС. На рисунке 5 представлено количество прикрепленного населения в поликлинике Пушкинской больницы.
Рисунок 5 - Количество прикрепленного населения в амбулаторно-поликлинические подразделения Пушкинской больницы, человек (по состоянию на 1 июля 2024 год)
(Источник: подготовлено авторами по данным Пушкинской больницы)
Прикрепленному населению в количестве 262 301 человек, из которых 55 128 детей, ежедневно оказывается медицинская помощь по системе ОМС. Поликлиника № 1 имеет больше всего прикрепленного населения в количестве 89 129 чел. на 103 врача. К детской поликлинике № 1 прикреплено 23 675 детей, а к детской поликлинике № 2 - 18 360 детей.
На рисунке 6 представлено количество поступивших от пациентов жалоб на нарушение этики и деонтологии со стороны врачей поликлиник в период с сентября 2023 года по май 2024 год.
Рисунок 6 - Жалобы на нарушение этики и деонтологии
(Источник: подготовлено авторами по данным отчета комиссиии независимой оценки качества)
За анализируемый период 2023 года количество жалоб было высоким и достигало 15 случаев в месяц. В результате внедрения системы аудиоаналитики количество жалоб на «нарушение этики и деонтологии» врачами и на «хамство» значительно сократилось и по состоянию на май 2024 года не превышает 5 случаев в месяц.
Внедрение инновационных технологий на примере аудиобейджей также является действенным способом защитить медицинских работников от необоснованных обвинений со стороны пациентов. В случае возникновения конфликтной ситуации медицинский работник всегда может запросить аудиозапись конкретного приема и использовать ее для защиты своих прав и законных интересов. Простой факт аудиофиксации может изменить поведение негативно настроенных пациентов, побудить их вести себя в рамках общепринятой морали.
В Пушкинской больнице проводится оценка качества работы подразделений, максимальное значение которой может достигать 5 баллов. На рисунке 7 представлены результаты независимой оценки качества (далее - НОК) работы амбулаторно-поликлинических подразделений Пушкинской больницы за 2023-2024 годы.
Рисунок 7 - Независимая оценка качества работы амбулаторно-поликлинических подразделений
Пушкинской больницы за 2023-2024 годы
(Источник: подготовлено авторами по данныт отчета комиссиии независимой оценки качества)
За второй квартал 2024 год оценка НОК имеет самое высокое значение за весь анализируемый период и составляет 4.7, что выше на 0.2 по сравнению с 2023 годом. Постепенное повышение оценки НОК отмечается с даты внедрения аудиобейджей - первый квартал 2024 год. Данные сравнения позволяют говорить о том, что причиной повышения оценки НОК стало соблюдение норм этики и деонтологии медицинскими работниками и пациентами.
Результаты
Критический анализ научной литературы показал, что опубликовано лишь небольшое количество работ о цифровой трансформации здравоохранения, при этом отсутствует описание отечественного опыта внедрения инновационных устройств - аудиобейджей в государственные медицинские учреждения. Представлен системный подход Московской области к проведению инновационной политики в сфере здравоохранения, который включает в себя 4 этапа: издание НПА, формирование бюджета, проведение закупок, внедрение устройств и передачу данных. Разработана коммуникативная модель «сотрудник ЛПУ-пациент», основанная на процессах работы и передачи данных аудиоаналитики. Определены основные барьеры внедрения инновационных технологий в медицинские учреждения: финансовые ресурсы, кадровый потенциал, интеллектуальный и культурный капитал, законодательная база. Всего было применено 158 аудиобейджей на сумму 1,8 млн рублей в 2024 году.
Распределение устройств по поликлиникам для врачей группы первого контакта проводилось с учетом количества прикрепленного населения и поступающих жалоб от пациентов. Создана комиссия независимой оценки качества для разбора жалоб пациентов на предмет нарушения этики и деонтологии. Установлено, что аудио-устройства обеспечивают достоверность аналитической информации, предоставляемой администрации учреждения, а также гарантируют соблюдение прав врача и пациента во время приёма.
Выводы
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации по достижению национальной цели развития здравоохранения осуществляется постепенный переход на новую систему управления, сопровождающуюся внедрением инновационных технологий в государственные медицинские учреждения.
Критический анализ научной литературы показал, что опубликовано небольшое количество работ о цифровой трансформации здравоохранения, при этом недостаточно отражены содержательные основы инновационных технологий, отсутствует описание отечественного опыта внедрения инновационных устройств - аудио-бейджей в государственные медицинские учреждения. Ограничение в применении информационных технологий в организационно-управленческие процессы усложняет принятие правильных оперативных решений со стороны руководящего звена.
Представлен системный подход Московской области к внедрению системы аудиобейджей, включающий 4 этапа: издание НПА, формирование бюджета, проведение закупок, обучение медицинского персонала, передача и анализ данных. С целью решения проблемы Пушкинской больницы по соблюдению этических норм и деонтологии в течение 2024 года было внедрено 158 аудиобейджей на сумму 1,8 млн рублей в 11 подразделений медицинского учреждения. На примере Пушкинской больницы установлено, что для успешного перехода на инновационный менеджмент следует провести оптимизацию процессов, их ресурсное обеспечение, обучение сотрудников, внедрить интеллектуальные программы мониторинга и анализа данных.
Разработана коммуникативная модель взаимодействия между врачом и пациентами. Процессы модели ориентированы на обмен информацией, обеспечение соблюдения клиентоцентричности, на своевременное выявление нарушений норм этики и деонтологии по результатам аудиоанализа. В процессе использования устройств установлено, что нововведение обеспечивает защиту законных прав и интересов сотрудников медицинского учреждения.
В ходе реализации инновационного проекта Пушкинская больница проводит прогнозирование процессов, обучение медицинских работников, оценку материально-технических ресурсов по внедрению инноваций. Осуществление указанных процессов позволяет качественнее спланировать этапы проектного менеджмента. Определены основные барьеры внедрения инновационных технологий в медицинские учреждения, к которым относятся: финансовые ресурсы, кадровый потенциал, недостаток интеллектуального капитала и ограниченность законодательной базы.
В результате анализа статистических данных работы системы доказано, что использование аудиобейджей во время оказания медицинской помощи врачами обеспечивает соблюдение норм этики и деонтологии. На базе Пушкинской больницы создана комиссия независимой оценки качества, которая проводит еженедельные разборы нарушений этики и деонтологии. С внедрением устройств независимая оценка качества повысилась и составляет 4,7 (из 5), что подтверждает полезность внедрения инновационных устройств. Количество жалоб пациентов в поликлиниках сократилось на 67 % (с 15 до 5 случаев в месяц) при 262,3 тыс. прикрепленного населения. Врачи первой группы контакта стали использовать до 65 % рекомендованных фраз в диалоге с пациентами.
В исследовании предложены новые пути решения проблемы соблюдения медицинскими работниками норм этики и деонтологии. Интеллектуальные устройства демонстрируют успешный практический пример по оптимизации организационно-управленческого процесса в медицинском учреждении. Работа аудиобейджей приводит к использованию рекомендованных фраз врачами, обеспечивает точную и достоверную информацию для разбора администрацией поступивших жалоб от пациентов. Система аудионалитики способствует повышению качества консультативного приема и уровня доброжелательности врача по отношению к пациенту.
Результаты исследования позволяют лучше понять пользу от внедрения новых технологий, сопоставить понесенные затраты с полученными эффектами.
Научная и практическая значимость исследования
Переход на инновационный менеджмент в государственных медицинских учреждениях является многоступенчатым длительным процессом. Пушкинская больница ориентирована на цифровую трансформацию, поэтому будет продолжать принимать участие в пилотных инновационных проектах для совершенствования опе-рационно-управленческих процессов. На основании доказанной эффективности реализации проекта для первой группы контакта врачей в амбулаторных условиях планируется дальнейшее внедрение аудиобейджей в стационарные отделения.
Теоретическая значимость исследования заключается в детальном проведении анализа реализации проекта по аудиоаналитике. Предложенный системный подход управления инновациями, разработанная коммуникационная модель и методы оценки эффективности проекта позволили расширить научные представления об инновационном менеджменте в здравоохранении. Выводы, сформулированные в работе, раскрывают возможности для дальнейшего изучения инновационных технологий в сфере здравоохранения.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при принятии научно обоснованных управленческих решений руководителями в ходе реализации аналогичных инновационных проектов на базе государственных медицинских учреждений, а также при изучении дисциплины «Экономика здравоохранения» в высших учебных заведениях.
Источники:
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: федер. закон от 7 мая 2024 г. № 309-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/law/hotdocs/84648.html (дата обращения: 03.06.2024).
2. Постановление Правительства Московской области об утверждении государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» на 2023-2027 годы от 4 октября 2022 г. № 1058/35. URL: https://mosreg.ru/download/ document/1226489 (дата обращения: 04.06.2024).
3. Бюджет для граждан: на основании проекта закона Московской области «О бюджете Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Министерство экономики и финансов Московской области. 140 С.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2022: статистический сборник / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, Г.А. Грачева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 292 с.
5. Мураталиева А.А. Инновации и современные тренды в менеджменте здравоохранения Республики Казахстан и Российской Федерации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. N° 5. С. 65-74. DOI: 10.17805/trudy.2018.5.9
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 03.06.2024).
7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_116964/ (дата обращения: 03.06.2024).
8. Ивановский Б.Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 143-160. DOI: 10.31249/espr/2021.02.09
9. Информационно-новостной портал о здравоохранении // Медвестник. URL: https://medvestnik.ru/ (дата обращения: 06.06.2024).
10. Сибурина Т.А. Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения». 2010. № 5. С. 1-17.
11. Черная И.П., Просалова В.С., Николаева А.А. Сквозные технологии как цифровые инновации в здравоохранении и медицинском образовании // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 64-73. DOI: 10.24158/tipor.2022.3.9
12. Минаев П.В., Федяев Д.В., Серяпина Ю.В., Скоморохова Т.В. Обзор зарубежного опыта внедрения электронного здравоохранения // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2021. № 14 (1). С. 63-71. DOI: 10.17749/20704909/farmakoekonomika.2021.085
13. Тюмина О.В., Хурцилава О.Г., Филатов В.Н. Опыт внедрения инновационной модели управления процессом разработки и внедрения новых технологий в медицинском учреждении // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. 2012. № 4 (4). С. 63-71. DOI: 10.17749/20704909/farmakoekonomika.2021.085
14. Кодзоков Р.Л. Экономика здравоохранения: недостаток инвестиций и необходимость организационных инноваций // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 11-15.
15. Рослякова А.В. Проблемы финансирования медицинских учреждений // Вопросы студенческой науки. 2019. № 4 (32). С. 265-267.
16. Amundsen A., Bergvik S., Butow P., Tattersall M.H.N., S0rlie T., Nord0y T. Supporting doctor-patient communication: Providing a question prompt list and audio recording of the consultation as communication aids to outpatients in a cancer clinic // Patient Educ Couns. 2018. Vol.101. No 9. P. 1594-1600. DOI: 10.1016/j.pec.2018.04.011.
17. Combeer E.L., Iqbal R.K. Smile for the camera: audio-visual recording of doctor-patient interactions // Anaesthesia. 2019. Vol. 74. No 9. P. 1079-1082. DOI: 10.1111/anae.14698.
18. TattersallM.H. Consultation audio-tapes: an information aid, and a quality assurance and research tool // Support Care Cancer. 2002. Vol. 10. No 3. P. 217-221. DOI: 10.1007/s005200100282.
19. Skinner T.C., BarnardK., Cradock S., Parkin T. Patient and professional accuracy of recalled treatment decisions in out-patient consultations // Diabet Med. 2007. Vol. 24. No 5. P. 557-560. DOI: 10.1111/j.1464-5491.2007. 02129.x.
20. Birkett C., Arandjelovic O., Humphris G. Towards objective and reproducible study of patient-doctor interaction: Automatic text analysis-based VR-CoDES annotation of consultation transcripts // Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2017. P.2638-2641. DOI: 10.1109/EMBC.2017.8037399.
21. Themessl-HuberM., Humphris G., Dowell J., Macgillivray S., Rushmer R., Williams B. Audio-visual recording of patient-GP consultations for research purposes: a literature review on recruiting rates and strategies // Patient Education and Counseling. 2008. Vol. 71. No 2. P. 157-168. DOI: 10.1016/j.pec.2008.01.015.
22. Амбулаторно-поликлинические подразделения Пушкинской клинической больницы. URL: https://prbmo.ru/polyclinics (дата обращения: 07.06.2024).
23. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 08.06.2024).