Научная статья на тему 'Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога'

Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1436
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИКАЗ / НОРМАТИВЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОМОЩЬ / ШТАТЫ / ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ORDER / NORMATIVES / ACTIVITY / AID / STATES / OPHTHALMOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Соколовская Т. А., Бантьева М. Н.

Существующая нормативная база не соответствует современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи и нуждается в пересмотре. Одним из главных инструментов для достижения этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагностики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А., Соколовская Т. А., Бантьева М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-to-date state of normative-legal base of rate setting of an eye care specialist's work

Existing normative base does not correspond with modern requirements on providing specialized medical aid and is in need of re-consideration. One of the main instruments for achieving this objective in the process of health care modernization is objectivation of physician's work norms and of the middle-level medical staff with the regards of changed social life conditions of the society and epidemiological situation, as well as significant improvement of material-technical base of medical organizations and new requirements towards organization of aid-diagnostics process. Modernization of medical organizations, implementing innovative methods of diagnostics, suggesting high qualification of specialists along with understaffing of personnel set, and the growth of pressure on physician, require re-consideration of existing normatives

Текст научной работы на тему «Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога»

Менеджмент в здравоохранении

В.И. Стародубов,

академик РАМН, профессор, директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия

И.М. Сон,

д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ,

г. Москва, Россия

М.А. Иванова,

д. м.н., профессор, руководитель отделения «Нормирования труда медицинских работников» ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия, [email protected]

Т.А. Соколовская,

к.м.н., главный специалист отделения «Нормирования труда медицинских работников»

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия, [email protected]

О.В. Армашевская,

к.м.н., заместитель заведующей отделением «Нормирования труда медицинских работников» ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия, [email protected] М.Н. Бантьева,

к.м.н., заместитель заведующей отделением «Нормирования труда медицинских работников», ведущий научный сотрудник отделения «Научных основ муниципального здравоохранения» ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия, [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА

УДК 331(075.8), 614.2

Стародубов В.И., Сон И.М., Иванова М.А., Соколовская Т.А., Бантьева М.Н. Современное состояние нормативно-правовой базы по нормированию труда врача-офтальмолога (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» М3 РФ, г. Москва, Россия)

Аннотация. Существующая нормативная база не соответствует современным требованиям по оказанию специализированной медицинской помощи и нуждается в пересмотре. Одним из главных инструментов для достижения этой задачи в процессе модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала с учетом изменившихся социальных условий жизни общества и эпидемиологической ситуации, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и новых требований к организации лечебно-диагностического процесса. Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагностики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов.

Ключевые слова: приказ, нормативы, деятельность, помощь, штаты, офтальмология.

□ рганы чувств являются сложной иерархической системой, обеспечивающей контакт с окружающим миром. Около 95,0% всей информации человек получает через зрительный анализатор. Поэтому сохранение его функциональной способности и органической целостности является одной из приоритетных задач современного здравоохранения и входит в деятельность врача-офтальмолога. В современных условиях оказания офтальмологической помощи появились новые технологии и требования к ведению пациентов, что обусловливает необходимость пересмотра существующих нормативно-правовых доку-

© В.И. Стародубов, И.М. Сон, М.А. Иванова, Т.А. Соколовская, О.В. Армашевская, М.Н. Бантьева, 2014 г.

Менеджмент в здравоохранении

ментов, регламентирующих деятельность специалистов, и обеспечивать доступность специализированной медицинской помощи для населения.

Попытки определения норм времени на обслуживание одного пациента в амбулаторных условиях, а также норм нагрузки и нормативов численности медицинского персонала отдельных врачебных специальностей с учетом современных требований уже предпринимались некоторыми исследователями [1—8]. На сегодняшний день требуется пересмотр устаревших норм труда всех медицинских работников с закреплением полученных в современных условиях нормативов в приказах.

Целью исследования явился анализ существующих нормативно-правовых документов, нормирующих труд врача-офтальмолога с последующей разработкой предложений по оптимизации офтальмологической помощи населению.

Материал и методы: проведен аналитический обзор нормативно-правовых документов, касающихся нормирования труда врача-офтальмолога более чем за 30-летний период.

Результаты и их обсуждение

Офтальмологическая помощь — вид

медицинской помощи, оказываемой профильными врачами в специализированных лечебных учреждениях, отделениях, кабинетах с применением специальной лечебно-диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования [9]. В структуру офтальмологической помощи входят амбулаторно-поликлиническая (участковая) и стационарная (экстренная и плановая) службы.

Амбулаторно-поликлиническое звено представлено: амбулаториями, поликлиниками по месту жительства или отделеними территориального медицинского объединения; поликлиническими подразделениями областных офтальмологических больниц; офтальмологическими диспансерами; специализированными офтальмологическими поликлиниками;

поликлиническими отделениями научно-исследовательских институтов и консультативными офтальмологическими поликлиниками региональных центров.

Соответственно имеется и несколько уровней оказания офтальмологической помощи: районный, городской, межрайонный и республиканский (областной), что определяет материально-техническую базу и кадровый состав учреждения.

По данным профессора В.В. Нероева, главного внештатного специалиста-офталь-молога Министерства здравоохранения РФ, директора МНИИ ГБ им. Гельмгольца [10], на начало 2013 г. насчитывалось 13 677 врачей-офтальмологов (что на 3,0% меньше, чем в 2012 г.) и 6335 офтальмологических кабинетов. За период 2011-2013 гг. укомплектованность штатами в медицинских организациях снизилась с 92,0 до 91,0%, а в амбулаторнополиклиническом звене — с 91,0 до 89,0%. При этом в среднем в Российской Федерации показатель коэффициента совместительства составляет 1,3. На этом фоне за период 2012-2013 гг. возросли число посещений к врачам-офтальмологам на 73 000 человек и функция врачебной должности на 32 посещения в год (7836 против 7868, хотя по расчетным показателям, согласно Программе государственных гарантий, эта цифра должна составлять 5970 посещений в год). При этом имеется диспропорция между ростом штатных должностей и реальным числом врачей-оф-тальмологов, что ведет к снижению укомплектованности штатов и соответственно увеличению нагрузки на амбулаторный прием. Несмотря на рост числа офтальмологических кабинетов, доступность медицинской помощи остается на низком уровне. При высокой активности населения в отношении профилактических осмотров (34,0-35,0% от всех посещений) они являются нерезультативными с низким уровнем регистрации случаев заболеваний из-за отсутствия механизма межведомственной преемственности между медицинскими организациями.

№4 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

1. Должностные инструкции врача-оф-тальмолога

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №541н от 23.07.2010 [11] (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2010, регистрационный № 1 8 247), согласно пункту 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №321 от 30.06.2004, был утвержден Единый квалификационный справочник должностей.

Согласно этому документу, в должностные обязанности врача-офтальмолога входят: сбор информации о заболевании с выполнением перечня работ и услуг для его диагностики; оценка состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи; экспертиза временной нетрудоспособности, направление пациентов на медико-социальную экспертизу; разработка программы послеоперационного ведения пациентов и профилактика послеоперационных осложнений; эпидемиологические исследования и разработка мероприятий по снижению заболеваемости населения; санитарно-просветительная работа; проведение диспансеризации и оценка ее эффективности; работа с документацией; организация и контроль за деятельностью среднего медицинского персонала; повышение профессиональной квалификации.

Работа врача-офтальмолога регламентируется Инструкцией по охране труда. Данная Инструкция разработана с учетом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пп. 13 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В Инструкции определены общие требования безопасности, охраны труда перед началом, во время и по окончании работы, а также требования охраны труда в аварийных ситуациях.

2. Нормативная база деятельности врача-офтальмолога

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [12] (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6724; 2012, №26, ст. 3442, 3446) Министерством здравоохранения РФ были приняты Приказы №902н от 12.11.2012 [13] и № 442н от 25.10.2012 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

Приказом № 902н утверждался новый Порядок оказания офтальмологической помощи взрослому населению и одновременно отменялся аналогичный Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 115н от 27.02.2010 (зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 26.03.2010, регистрационный № 16741).

Приказ № 902н определял: 1) функции первичной медико-санитарной помощи больным с заболеваниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты, заключающиеся в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации данных патологий, формировании здорового образа жизни, санитарно-гигиеническом просвещении; 2) ее структуру: первичная доврачебная медико-санитарная помощь (средний медицинский персонал); первичная врачебная медико-санитарная помощь (врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики), первичная специализированная медико-санитарная помощь. Оказание данного вида медицинской помощи осуществляется в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

На должность врача-офтальмолога назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №415н от 07.07.2009 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011

1енеджер №4

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

0

Таблица 1

Рекомендуемые штатные нормативы офтальмологического кабинета

№ п/п Наименование должности Количество должностей

1 Врач-офтальмолог 1 на 10 000 человек прикрепленного населения

2 Медицинская сестра 1 на каждую должность врача-офтальмолога

3 Санитар 0,25 на кабинет

* Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. №1156-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №35, ст. 3774; №49, ст. 5267; №52, ст. 5614; 2008, № 11, ст. 1060; 2009, № 14, ст. 1727; 2010, №3, ст. 336; № 18, ст. 2271; 2011, № 16, ст. 2303; №21, ст. 3004; №47, ст. 6699; №51, ст. 7526; 2012, № 19, ст. 2410), количество должностей врача-офтальмолога устанавливается вне зависимости от численности прикрепленного населения.

№ 1644н) по специальности «офтальмология». Кроме этого, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №210н от 23.04.2009 «О номенклатуре специальностей с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 94н от 09.02.2011) врачи-офтальмологи являются выпускниками факультета «Лечебное дело» и имеют основную специальность «Офтальмология».

Офтальмологический кабинет (в соответствии с Приложением № 4 к Приказу № 902н М3 РФ) оказывает профилактическую, консультативную, лечебную и реабилитационную медицинскую помощь, динамическое диспансерное наблюдение соответствующей категории пациентов; осуществляет профилактические осмотры прикрепленного населения; направляет на дополнительное обследование, консультацию, стационарное лечение или медико-социальную экспертизу пациентов с офтальмологической патологией; ведет учетную и отчетную документацию, сбор данных для регистров, предусмотренных законодательством.

Для офтальмологического кабинета в Приложении № 5 данного Приказа М3 РФ представлены рекомендованные штатные нормативы (табл. 1).

Поскольку первичная медицинская помощь может оказываться и в дневных стационарах,

то в Приложении № 10 Приказа № 902н М3 РФ даны Правила организации деятельности офтальмологического дневного стационара. Согласно этим Правилам, офтальмологический дневной стационар должен выполнять следующие функции: а) оказание медицинской помощи пациентам: — не требующим круглосуточного наблюдения; — выписанным из стационаров, но продолжающих лечебные мероприятия; — имеющим хроническое заболевание и требующим повторных курсов лечения;— для проведения хирургического (в том числе лазерного) лечения; — нуждающимся в ежедневном наблюдении для осуществления реабилитационных и профилактических мероприятий; б) внедрять в практику современные методы диагностики, лечения и реабилитации пациентов; в) проводить экспертизу временной нетрудоспособности; г) вести учетную и отчетную документацию.

Структура и штатные нормативы офтальмологического дневного стационара устанавливаются руководителем медицинского учреждения с учетом объема лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения. Рекомендованные штатные нормативы представлены в Приложении № 11 данного Приказа (табл. 2)

Приказом М3 РФ от 25.10.2012 № 442н [14] утверждался новый Порядок оказания офтальмологической помощи детскому населению и отменялся действующий до этого времени Приказ Министерства здравоохра-

№4 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 2

Рекомендуемые штатные нормативы офтальмологического

дневного стационара

№ п/п Наименование должности Количество должностей I

1 Заведующий офтальмологическим дневным стационаром — врач-офтальмолог 1

2 Врач-офтальмолог 1 на 20 пациенто-мест

3 Старшая медицинская сестра 1 на 20 пациенто-мест

4 Медицинская сестра процедурная 1 на 20 пациенто-мест

5 Медицинская сестра 1 на 10 пациенто-мест

6 Санитар 1 на 20 пациенто-мест

* Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. №1156-р, количество штатных единиц врача-офтальмолога устанавливается вне зависимости от численности населения.

Таблица 3

Рекомендуемые штатные нормативы детского офтальмологического кабинета

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц

1 Врач-офтальмолог 1 на 10 000 прикрепленного детского населения

2 Медицинская сестра 1 на 1 врача-офтальмолога

3 Санитар 1 на 3 кабинета

Таблица 4

Рекомендуемые штатные нормативы офтальмологического кабинета

охраны зрения детей

№ п/п | Наименование должности Количество штатных единиц

1 Врач-офтальмолог 0,5 на 10 000 прикрепленного детского населения

2 Медицинская сестра 1 на 0,5 врача-офтальмолога

3 Санитар 1 на 3 кабинета

нения и социального развития №791н от 22.07.2011 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» (зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2011 г., регистрационный №21 784).

Объем специализированной медицинской помощи детскому населению аналогичен таковому для взрослого населения, но более расширен на ранних этапах роста и развития ребенка, особенно в реанимационных неонатологических отделениях.

Также в структуре первичной помощи предусмотрена организация офтальмологических кабинетов с рекомендуемыми штатными нормативами и его комплектацией (табл. 3).

Детский офтальмологический кабинет осуществляет консультативную, диагностическую и лечебную помощь детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты.

Кроме этого, согласно Приказу № 442н (Приложение № 7), организуется кабинет охраны зрения детей, который создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи детям с глазо-

-G

1енеджер №4

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 5

Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников консультативно-диагностического кабинета для выявления и наблюдения детей с ретинопатией недоношенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I № п/п Наименование должности Количество штатных единиц

1 Врач-офтальмолог 0,2 на 10 000 детского населения

2 Медицинская сестра 1 на 1 врача-офтальмолога

3 Санитар 1 на 3 кабинета

Штатные нормативы врачебного персонала

Таблица 6

Наименование должности врача | Число должностей на 1000 человек населения

Проживающих в населенном пункте, где расположена больница, и непосредственно обслуживаемые ею Проживающих вне населенного пункта, где расположена больница, но непосредственно обслуживаемые ею (приписной участок) Проживающих на остальной территории района, обслуживаемых больницей (для ЦРБ без учета населения на территории деятельности РБ)

взрослое детское взрослое детское взрослое детское

Врач-офтальмолог 0,04 0,08 0,02 0,08 0,01 0,01

двигательной патологией и нарушением бинокулярного зрения, патологией рефракции (близорукостью, косоглазием, нистагмом). В Приложении № 8 данного Приказа приведены рекомендуемые штатные нормативы (табл. 4).

С учетом специфики детского населения, помимо вышеназванных структур, предполагается создание консультативно-диагностических кабинетов для оказания медицинской помощи недоношенным детям группы риска по развитию ретинопатии недоношенных и детям с ретинопатией недоношенных. В Приложении № 11 приводятся рекомендуемые штатные нормативы данного кабинета (табл. 5).

По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 543н от 15.05.2012 «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-стационарной помощи взрослому населению» штатные нормативы врача-офтальмолога в поликлинике определяются 0,6 должности на 10 000 прикрепленного населения.

Наряду с последними приказами, до сих пор действуют нормативные акты, принятые Министерством здравоохранения СССР и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

1) Приказ Министерства здравоохранения СССР № 900 от 26.09.1978 (в ред. Приказов Минздрава СССР от 24.07.1979 № 754, от 10.04.1981 № 387, от 24.06.1981 № 685, от 25.06.1981 №693, от 23.10.1981 №1095, от 26.02.1982 № 185, от 11.10.1982 № 999, от 11.07.1985 № 920, от 06.12.1985 № 1567-ДСП, от 30.05.1986 №770, от 10.11.1986 № 1470, от 23.12.1986 № 1263).

Несмотря на то, что Приказом Министерства здравоохранения СССР №504 от 31.08.1989 данный нормативный акт признан рекомендательным, на сегодняшний день представленные в нем штатные нормативы не отменены. Согласно данному приказу, амбулаторная помощь населению оказывается из расчета, приведенного в таблице 6.

2) Приказом Министерства здравоохранения СССР №999 от 11.10 1982 (в ред.

№4 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

Приказов Минздрава СССР от 10.01.1983 №16, от 16.04.1984 №420, от 30.05.1986 № 770, от 10.11.1986 № 1470, от 29.09.1989 № 555, Приказов Минздрава РФ от 05.05.1999 №154, от 16.10.2001 №371) были определены штатные нормативы врачей и заведующих в поликлиниках (Приложения №№ 1 и 2).

Так, должности врачей-офтальмологов поликлинического звена устанавливались из расчета 0,6 на 10 000 человек взрослого (15 лет и старше) и 0,7 на 10 000 детского городского населения, прикрепленного к поликлинике. Для использования данных специалистов в медицинских комиссиях при военкомате — из расчета 0,15 должности суммарно на 10 000 взрослого населения города или городского административного района. При этом как во взрослых, так и в детских поликлиниках должности заведующих специализированными отделениями (кабинетами) устанавливалась из расчета 1 должность на 3,5 должностей врачей (ранее 0,5) по каждому из профильных отделений.

И хотя, в Приложении № 1 Приказа Министерства здравоохранения СССР № 1470 от 10.11.1986 «Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста» вносились поправки к штатным нормативам, принятым Приказом № 999: в частности, на

10 000 детей до 14 лет включительно (14 лет

11 мес. 29 дней), прикрепленных к поликлинике, вводилась 1 должность врача-офтальмо-лога, данный нормативный акт был отменен Приказом Министерства здравоохранения РФ №398 от 23.12.2002 «Об утверждении перечня приказов Министерства здравоохранения СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации, по разделу «Охрана материнства и детства». Таким образом, штатные нормативы для врачей-офтальмологов остались прежними.

3) По Приказу №391 Министерства здравоохранения СССР от 04.07.1989 (который также не отменен) и в соответствии с Постановлением Совета Министров

СССР от 31.07.1984 №731 «О дополнительных мерах по улучшению обеспечения населения очками» предполагались модернизация и расширение оптической помощи населению. На основании этих законодательных актов на базах амбулаторно-поликлинических офтальмологических учреждений предполагалось создание кабинетов сложной и специальной коррекции зрения; кабинетов оптометрии и подготовка средних медицинских работников-оптометристов, в должностные обязанности которых вменялись подбор очков и выявление лиц, нуждающихся в коррекции зрения, что частично разгрузило работу врачей-офтальмологов. Кроме этого, к каждому кабинету планировалось прикрепление базового оптического предприятия, обеспечивающего прикрепленный контингент очками, разной модификации и сложности и территориальных магазинов «Оптика». Однако эта модель не нашла широкого применения в клинической практике.

Штатные нормативы данных кабинетов определены в Приложении № 9 (но уже Приказом Минздрава СССР №504 от 31.08.1989 признаны рекомендательными) (табл. 6). Согласно этому приказу на 1 кабинет сложной и специальной коррекции зрения предполагалось по одному следующему сотруднику: заведующий (врач-офтальмолог), врач-офтальмолог, оптометрист, медсестра, санитарка, оптик.

4) До сих пор действует Приказ Министерства здравоохранения СССР № 1000 от 23.09.1981 (в ред. Приказов Минздрава СССР от 16.04.1984 № 420, от 21.12.1984 № 1440, от 22.01.1986 № 117, от 25.04.1986 №590, от 30.05.1986 №770, от 22.07.1987 № 902, от 24.02.1988 № 140, от 22.12.1989 № 673, с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР от 04.05.1990 № 188). Но приведенные в нем штатные нормативы для врачей (табл. 7) утратили силу в связи с Приказом Минздрава СССР № 902 от 22.07.1987 «Об отмене планирования и оценке работы амбулаторно-поликлинических учреждений по числу посещений».

1енеджер №4

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 7

Нормативы для врача-офтальмолога амбулаторно-поликлинического

учреждения

Число посещений на 1 час работы

Наименование должности врача в поликлинике на приеме при профилактических осмотрах населения на выделенные дни или часы (в поликлинике и на выездах) по обслуживанию больных на дому

Врач-офтальмолог 8 16 1,25

Таблица 8

Средние показатели, рекомендуемые для расчета территориального норматива для врача-офтальмолога в год на 1000 жителей, согласно ПГГ на 2012 год

Число посещений в год

Вид норматива в том числе для

всего взрослых детей I

Лечебно-диагностические посещения, включая связанные с неотложной медицинской помощью 454,5 367,2 87,3

Число посещений с профилактической целью 52,4 - 52,4

Число пациенто-дней лечения в дневных стационарах всех типов 8,2 4,1 4,1

Помимо приказов, в настоящее время действуют постановления Правительства РФ и информационные письма Министерства здравоохранения и социального развития, регламентирующие деятельность врача-офтальмолога.

• Постановление Правительства РФ № 101 от 14.02.2003 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (в ред. Постановлений Правительства РФ №49 от 01.02.2005 и №882 от 04.09.2012), согласно которому, рабочая неделя для врачей-офтальмологов составляет 33 часа.

• Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ №20-2/10/1-8234 от 22.12.2011 «О формировании и экономическом обосновании Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» (ПГГ), в котором при-

водятся рекомендуемые нормативы посещений в год на 1000 жителей по специальностям (табл. 8).

• В Информационном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации № 11-9/10/2-8309 от 08.11.2013 «О формировании и экономическом обосновании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», приводятся новые рекомендуемые объемы по специальностям (табл. 9).

Таким образом, при обзоре нормативных актов выявлено, что в настоящее время действуют несколько разных штатных нормативов (табл. 10), что затрудняет возможность планирования и может существенно влиять на качество и объемы специализированной амбулаторнополиклинической помощи на территориях.

Из данных, представленных в таблице 10 видно, что наибольшее число должностей врачей-офтальмологов предусматривается в

№4 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 9

Средние показатели, рекомендуемые для расчета территориального норматива для врача-офтальмолога в год на 1000 жителей, согласно ПГГ на 2013 год

Вид норматива Число посещений на 1000 жителей

всего в том числе для

взрослых детей

Число посещений с профилактической целью 68,1 - 68,1

Число пациенто-дней лечения в дневных стационарах всех типов 8,2 4,1 4,1

Таблица 10

Штатные нормативы офтальмологических кабинетов

Должность Население Приказ М3 РФ № 902н Приказ М3 РФ № 442н Приказ М3 СССР № 900 Приказ М3 СССР № 999

от 12.11.2012 от 25.10.2012 от 26.09.1978 от 11.10.1982

1 на 10000

взрослое

населения

Врач-

офтальмолог

детское -

1 на 10000 населения

0,04 на 1000 населения*

0,02 на 1000 населения**

0,01 на 1000 населения***

0,08 на 1000 населения*

0,08 на 1000 населения**

0,01 на 1000 населения***

0,6 на 10000 населения

0,7 на 10000 населения

* Проживающих в населенном пункте, где расположена больница, и непосредственно обслуживаемые ею. ** Проживающих вне населенного пункта, где расположена больница, но непосредственно обслуживаемые ею (приписной участок).

*** Проживающих на остальной территории района, обслуживаемых больницей (для ЦРБ без учета населения на территории деятельности РБ).

последних приказах Минздрава, но это не означает, что на уровне субъекта расчеты штатных нормативов будут производиться именно по ним. Следовательно, это диктует необходимость пересмотра предшествующих нормативных актов с последующей их отменой и корректировкой уже существующих в зависимости от потребности населения в данных специалистах.

Заключение

Анализ существующей нормативной базы по специальности врач-офтальмолог выявил наличие существенных противоречий в регламентирующих документах. Наряду с новыми нормативными актами, продолжают действовать приказы, принятые еще 20-30 лет назад и рассчитанные на другое ресурсное обеспечение амбулаторно-поликлинической службы.

Разные штатные нормативы вносят диссонанс в работу медицинских организаций, что затрудняет проведение адекватного научного исследования их деятельности.

Кроме этого, принятый еще в 1989 г. Министерством здравоохранения Приказ №391 «Об организации кабинетов сложной и специальной коррекции зрения» предполагал создание клинико-диагностического комплекса офтальмологической помощи на базе амбулаторно-поликлинического звена с прикреплением к нему специализированных промышленного и торгового предприятий. Однако за прошедшие 25 лет данная модель не реализовалась, что свидетельствует о несостоятельности вышеуказанного Приказа в существующих условиях.

Модернизация медицинских организаций, внедрение инновационных методов диагно-

1енеджер №4

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

стики, предполагающих высокую квалификацию специалистов при недоукомплектованности кадрового состава и роста нагрузки на врача, требуют пересмотра существующих нормативов.

Предложения по нормированию труда врача-офтальмолога

1. Провести комплексное научное и клиническое исследование реальной ситуации по штатному нормированию должностей врачей-офтальмологов.

2. Разработать единые штатные нормативы для врачей-офтальмологов, отвечающие потребностям населения, и с учетом возрастных параметров и рабочего места (офтальмологический кабинет, кабинет коррекции зрения и т.д.).

3. Определить на местах функциональные возможности конкретных учреждений, оказывающих амбулаторную помощь по данной специальности, а именно: имеются ли в их структуре кабинеты сложной и специальной коррекции зрения; офтальмологические кабинеты охраны зрения детей; консультативно-диагностические кабинеты для выявления и наблюдения детей с ретинопатией недоношенных или только офтальмологические кабинеты.

4. Пересмотреть с возможной корректировкой или полной отменой следующие нормативные акты:

— Приказ Министерства здравоохранения СССР №900 от 26.09.1978 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» (в неоднократной редакции Приказов Минздрава СССР).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Приказ Министерства здравоохранения СССР №999 от 11.10 1982 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» (в неоднократной редакции Приказов Минздрава СССР).

— Приказ №391 «Об организации кабинетов сложной и специальной коррекции зрения».

5. Определить средние показатели для расчета территориальных нормативов лечебно-диагностических и профилактических посещений в год на 1000 детского населения.

Литература

X

1. Иванова М.А. К вопросу о нормировании труда в дерматовенерологии//В кн. Материалы V съезда дерматовенерологов Республики Беларусь. — Минск, 2006.

— С. 35-41.

2. Иванова М.А., Бендриковская И.А., Никифорова Н.З., Темирджанов С.Ю. Нормирование труда врача-дерматовенеролога с учетом новых медицинских технологий как фактор повышения качества оказания медицинской помощи населению//В кн. Сборник научных трудов ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» научно-практической конференции «Новые технологии в современном здравоохранении». — М., 2007.

— Часть 2. — С. 224-229.

3. Иванова М.А. Нормирование труда — один из путей оптимизации качества оказания медицинской помощи больным//Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. — 2007. — №3. — http://vest-nik.mednet.ru/content/view/42/30/.

№4 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

4. Иванова МЛ. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем, в условиях модернизации здраво-охранения//Автореферат дис.... д.м.н.: 14.00.11, 14.00.33. — Москва, 2007. — 42 с.

5. Бантьева М.Н. Научное обоснование мероприятий по оптимизации амбулаторной акушерско-гинекологической помощи и ее нормативного обеспечения// Автореферат дисс... к.м.н. — Москва, 2011. — 28 с.

6. Бантьева М.Н, Суханова Л.П. Вопросы оптимизации амбулаторной акушерскогинекологической службы//Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. — 2011. — №3. — URL: http://vestnik.mednet.ru/ /content/view/309/30/.

7. Бантьева М.Н, Прилипко Н.С. Нормативное обеспечение амбулаторного этапа оказания помощи по медицинской реабилитации взрослому населению России//3дравоохранение РФ. — 2013. — №6. — С. 15-21.

8. Основы нормирования труда в здравоохранении: Учебное пособие/Под ред. В.М. Шипова, О.П. Щепин. — М.: Грантъ, 1998.

9. Офтальмология. Национальное руководство/Под ред.: С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П.Тахчиди. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 944 с.

10. Нероев В.В. Анализ современного состояния офтальмологической службы Российской Федерации, URL: http://glaucoma.eye-portal.ru/neroev-vv-analysis-current-state-ophthalmologic-service-russia-federation — 2013 (дата обращения 20.01.2014).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №541н от 23.07.2010 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

12. Федеральный закон № 323-Ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

13. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 902н от 12.11.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

14. Приказ Минздрава Российской Федерации № 442н от 25.10.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

UDC 331(075.8), 614.2

Starodubov V.I., Son I.M., Ivanova M.A., Sokolovskaya T.A, Bantyeva M.N. Current rules and law regulations for the labor of ophthalmologist (Federal research institute for health organization and informatics of ministry of health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. Existing normative base does not correspond with modern requirements on providing specialized medical aid and is in need of re-consideration. One of the main instruments for achieving this objective in the process of health care modernization is objectivation of physician's work norms and of the middle-level medical staff with the regards of changed social life conditions of the society and epidemiological situation, as well as significant improvement of material-technical base of medical organizations and new requirements towards organization of aid-diagnostics process. Modernization of medical organizations, implementing innovative methods of diagnostics, suggesting high qualification of specialists along with understaffing of personnel set, and the growth of pressure on physician, require re-consideration of existing normatives.

Keywords: order, normatives, activity, aid, states, ophthalmology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.