Научная статья на тему 'Инновационные технологии в формировании информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту'

Инновационные технологии в формировании информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATION COMPETENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROJECT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходотова М. И.

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, способствующие организации и формированию информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Проектная деятельность выделяется как эффективное средство в достижении поставленной цели на примере изучения дисциплины «Информационные технологии в физической культуре и спорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in shaping the information competence of future specialists in physical culture and sports

The article reviews innovative educational technologies contributing to the organization and development of information competence of future specialists in physical culture and sports. The project activity is stressed as an effective tool in achieving this goal by the example of the discipline "Information technologies in physical culture and sports".

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в формировании информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И

СПОРТУ

М.И. Ходотова

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, способствующие организации и формированию информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Проектная деятельность выделяется как эффективное средство в достижении поставленной цели на примере изучения дисциплины «Информационные технологии в физической культуре и спорте».

Ключевые слова: информационная компетентность, образовательные технологии, проектная технология.

Формирование информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту обусловлено реализацией, как обновленного содержания образования, так и адекватных методов и технологий обучения.

Выделим те качества личности студентов изучаемой категории, которые на наш взгляд являются решающими при выборе технологии становления информационной составляющей профессиональной компетентности.

Во-первых, будущие тренеры, как правило, люди подвижные, целеустремленные, «обладающие сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на достижение высокого результата» [2,9]. Следовательно, на первом месте в любом виде деятельности для них важен соревновательный дух (качество присущее каждому студенту данной специализации), что влечет необходимость использования в учебно-воспитательном процессе технологий активного обучения, деятельностно-ориентированных технологий: метода проектов, интерактивных и имитационных игр, технологии проблемного обучения, комплексных (дидактических) заданий и др.

Во-вторых, необходимо отметить, что в своей практической деятельности выпускник физкультурного вуза будет управлять коллективом в лице подготавливаемых им спортсменов -это одна из главных задач тренера-наставника, тренера-педагога. Он несет ответственность за формирование личности каждого обучаемого им человека. И, важным, становится развитие умения взаимодействия при передаче информации, коммуникации и совместной деятельности. Наиболее эффективными в этом случае, на наш взгляд, является технология коллективных способов обучения, обучение в сотрудничестве, публичные выступления с возможностью обратной связи на студенческих конференциях и т. д.

В-третьих, для развития познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления следует применять когнитивно-ориентированные технологии и деятельностно-ориентированные методы.

В-четвертых, внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий: тренингов развития, имитационного игрового моделирования, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению способствует развитию и становлению личности обучающихся.

Для создания оптимальных условий формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, мы предлагаем использовать в процессе обучения деятельностно-ориентированные технологии, когда образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении, желание заниматься самостоятельной проектной деятельностью.

Именно самостоятельная деятельность студентов, выполняемая ими в течение определенного отрезка времени является основой метода проектов. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждой личности на свой уровень развития, способствует открытию в себе новых возможностей, самореализации своего потенциала; а коллективность способствует развитию коммуникативных умений. Проекты можно использовать наряду с традиционными методами обучения, в частности с групповыми.

Мы полагаем, что рассматриваемая технология в сочетании с использованием компьютерных средств позволит наиболее эффективно осуществить формирование информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Проектная деятельность может быть реализована в рамках программного материала по информационным технологиям в физической культуре и спорте практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для обучающихся.

В качестве проблемного поля для выполнения проектов мы предлагаем следующие вопросы:

1. Создание проекта на спортивную тематику с использованием гиперссылок (используя программу Microsoft Word).

2. Измерения в спорте на основе электронных таблиц (на примере программы Microsoft

Excel).

3. Применение ИТ в обработке результатов соревнований (создание БД в Microsoft Access).

4. Обработка спортивной графической информации (на примере программы Adobe Photoshop).

5. Разработка и создание сайта на спортивную тематику (на примере программ Front Page,Turbo Site или Macromedia Dreamweaver).

6. Обработка аудио- и видеоматериалов учебно-тренировочного или соревновательного процессов (на примере программ Sound Forge и Movie Maker).

7. Разработка и создание мультимедийных обучающих систем по дисциплинам факультета.

8. Разработка и создание тестового материала по дисциплинам факультета (MiniTestSL).

9. Создание компьютерной презентации на спортивную тематику с помощью программы Power Point.

Анализируя исследования Э. Б. Кайновой, Л. А. Нефедовой, В. А. Богдановой [3,142-144; 4; 1] конкретизируем этапы работы над проектом в соответствии с нашей целью. Для примера возьмём проект «Применение информационных технологий в обработке результатов соревнований» (создание баз данных в Microsoft Access).

1. Введение в проект, целеполагание

На данном этапе выбирается тема проекта, обосновывается её актуальность, выделяются подтемы, формулируются образовательные, развивающие и воспитательные цели, уточняются вопросы, на которые нужно ответить, задания для команд, определяются сроки работы над проектом и формы выражения итогов проектной деятельности.

Раскрывая актуальность темы данного проекта, следует заметить, что ключевым фактором функционирования информационных технологий в физической культуре и спорте является оперативное принятие эффективных решений, связанных с диагностикой, планированием учебнотренировочного процесса, дозированием физической нагрузки, контролем за выполнением технико-тактических действий спортсменов, рекомендациями на двигательную реабилитацию и многое другое.

Однако, естественное стремление усовершенствовать процессы принятия решений нередко наталкиваются на труднопреодолимое препятствие - огромный объём, высокая сложность и разноплановость данных различных информационных систем. Современные подходы к решению этой задачи ориентированы на построение баз данных (БД). Базы данных - это интегрированный накопитель информации, собранной из других систем, на основе которого строятся процессы принятия решений и анализа данных.

Основным назначением БД в первую очередь является быстрый поиск содержащейся в ней информации. При значительном размере БД ручной поиск, а также модификации содержащейся информации занимает значительное время. Использование компьютера для ведения БД устраняет вышеперечисленные проблемы, поиск и выборка информации, её модификации осуществляется достаточно быстро и эффективно.

2. Выполнение ряда практических заданий для первоначального овладения необходимыми навыками

В качестве задания предлагается составить с использованием MS Access БД на тему: «Результаты соревнований». БД должна содержать первоначальную информацию о соревновательной деятельности спортсменов (информацию можно выбрать по своему желанию), с обязательным включением в неё фотографий участников.

В соответствии с осуществлением мероприятия реализовать запросы на удаление или добавление или обновление (если будут вноситься изменения в ходе соревнований). В БД

реализовать простые и сложные запросы, запросы с арифиметическими выражениями, создать отчёт и сводный график.

Далее, в рамках практической подготовки к реализации проектной деятельности (самостоятельной работы за компьютером) обучающимся предлагается ряд конкретных заданий (создать новую базу данных «Спортивная гимнастика»; создать таблицу, заполнить её, сформулировать к данной БД условия запроса и др.).

3. Планирование и организация работы

На данном этапе осуществляется формирование разноуровневых групп (по уровню знаний и творческим способностям (по 4 человека)) и распределяются обязанности между всеми участниками: сбор информации о предстоящих соревнованиях; первоначальная разработка БД; сбор фотоматериала о спортсменах, принимающих участие в соревнованиях; сбор информации о ходе и результатах соревнований; окончательный вид БД в соответствии с требованиями к проекту.

4. Сбор информации

Каждый ученик уточняет и формулирует собственные учебные задачи, осуществляет сбор, оценивание и анализ информации.

5. Обобщение и систематизация информации

Это этап обмена знаниями и умениями, полученными в ходе исследования, между членами всей группы. Данный процесс важен в целях информирования о результатах проделанной работы всей команды и проведения совместного обобщения, систематизации данных и формулирования выводов.

6. Защита проекта

На этом этапе студенты осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Одной из форм предъявления работы служит презентация. Именно на этом этапе наиболее полно раскрываются творческие возможности каждой личности, их умения и навыки работы в группе, коллективе, самостоятельности и ответственности, уважительного отношения друг к другу.

7. Рефлексия

В завершении работы над проектом осуществляется рефлексия, как всего процесса, так и каждого участника проектной деятельности с учетом мнения и оценки других, групповая рефлексия. Всё это служит отправной точкой совершенствования и более эффективной организации работы над последующими проектами.

Проекты могут выполняться совместно с преподавателем дисциплины, а защита работ может проводиться в виде урока-конференции или творческого мероприятия.

В основе технологии проектного метода лежит развитие познавательных навыков студентов, критического и аналитического мышления, творческих способностей, умений самостоятельно конструировать свои знания и как результат - свободно и уверенно ориентироваться в информационном пространстве.

Теоретический анализ и практика применения проектной технологии позволяют сделать вывод о целесообразности её дальнейшего использования при изучении информационных технологий будущими специалистами по физической культуре и спорту в целях формирования их информационной компетентности.

The article reviews innovative educational technologies contributing to the organization and development of information competence of future specialists in physical culture and sports. The project activity is stressed as an effective tool in achieving this goal by the example of the discipline "Information technologies in physical culture and sports".

The key words: information competence, educational technologies, project technology.

Список литературы

1. Богданова В. А. Формирование информационно-функциональной компетентности

школьников в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса / В. А. Богданова // 12 Всероссийский интернет-педсовет - 2007.

http:/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,o.

2. Железняк Ю. Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования / Ю. Д. Железняк //

Теория и практика физической культуры. 2006. № 4. С. 9-13.

3. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для учрежд. сред. проф. образования / Э. Б.Кайнова. М., 2007. 205 с.

4. Нефедова Л. А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л. А. Нефедова, Н. М. Ухова // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 61-66.

Об авторе

Ходотова М. И. - аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, marina.khodotova@yandex.ru

Innovative technologies in shaping the information competence of future specialists in physical culture and sports

Khodotova M.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.