13. Окунев А.А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. -СПб.: Скифия, 2006. - 464 с.
14. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников: Пособие для логопеда. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 223 с.: ил.
15. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 208 с.: ил.
16. Самсонова С.Н., Яковлева И.В. Фронтальные формы логопедической работы: учебное пособие. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 54 с.
17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80 с. -(Практическая логопедия).
18. Хватцев М.Е. Как самому избавиться от картавости. - М.: Просвещение, 1964. - 44 с.
19. Цветков Э. Режиссура судьбы. - СПб.: Питер, 2003. - 320 с.
20. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
21. Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Актуальные возможности повышения эффективности логопедического занятия. // Современные проблемы специального и инклюзивного образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. -212 с. - С. 41-47.
22. Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. - СПб.: Каро, 2003. - 432 с.
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Казакова Альбина Григорьевна
Московский государственный институт культуры (г. Химки)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения использования тайм-менеджмента в самообразовательной деятельности студентов; названы и определены функциональные этапы (целеполагание, проектирование, принятие решений, контроль и постановка новой цели), дана их характеристика.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, тайм-менеджмент, студенты.
Annotation. The article deals with the main provisions of the use of time management in self-educational activities of students; named and defined functional stages (goal setting, design, decision-making, control and setting a new goal), given their characteristics.
Keywords: self-educational activity, time management, students.
Введение. Изменения, происходящие в современной системы высшего образования, затрагивают многие аспекты образовательной деятельности студентов. Сегодня востребованы специалисты, обладающие не только набором знаний, умений, навыков и способностей, но и умеющих на практике рационально организовывать свою профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка будущих музыкальных педагогов должна быть ориентирована на планирование своей профессиональной деятельности, включающей ежедневную работу по совершенствования своего исполнительского мастерства, на умение эффективно распоряжаться своим временем, используя при этом свои потенциальные возможности.
В практике подготовки специалистов широкое распространение получили педагогические технологии, направленные на организацию своего учебного и личного времени. Отечественные и зарубежные ученые [7; 8] считают, что руководить временем - это значит рационально и осознанно распределять объем работы, необходимый для учебной и профессиональной деятельности, учитывать последовательно и трудоемкость выполняемых заданий. В конечном счете, организации своего учебного и свободного времени становится важнейшей компетентностью современного специалиста. Одной из эффективных педагогических технологий в вузе становится тайм-менеджмент - управление временем, управление своей деятельности в условиях его «уплотнения».
Подготовка высокопрофессиональных специалистов в вузе во многом зависит не только от того, насколько эффективно организован учебный процесс: не менее важную роль играет рациональная самообразовательная деятельность студентов. Следует указать, что «в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации» [2, с. 114]. Для будущих специалистов важно овладеть способами управления собой, своим образованием, своим временем своим саморазвитием и самореализацией. Быть готовым к организации своего времени - тайм-менеджменту, значит чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым к решению сложных вопросов, требующих незамедлительного решения. Современная образовательная система вуза дает безграничные возможности получить профессию, соответствующую высоким требованиям универсализации, глобализации, мобильности, реализации собственных возможностей [3, с. 12].
Изложение основного материала статьи. При реализации нового Государственного образовательного стандарта, организации самообразовательной деятельности студентов актуализируется в связи с потребностью в подготовке инициативных, самостоятельных выпускников, которые смогут адаптирующихся к новым условиям постоянно развивающегося социума. Повышаются требования не только к качеству профессиональной подготовки студентов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей на основе самостоятельного приобретения знаний. Практика свидетельствует, что наиболее эффективным направлением к постоянному саморазвитию является самообразовательная деятельности построенная с
учетом тайм-менеджмента, способствующая не только пополнению знаний, но и приобретению способов организации работы.
Тайм-менеджмент, как интегративное междисциплинарное понятие, используемое в науке и практике, ориентирует на решение вопросов оптимизации временных затрат, способствующих управлению собой и своей деятельностью, оно связано с «пониманием единого планирования и осуществления на каждом из основных направлений учебной деятельности целого комплекса взаимодействия содержания дисциплин» [5, с. 141].
Термин «тайм-менеджмент» произошел от английского «time» - время и «management» и, по мнению римского философа Луция Сенеки, который впервые заговорил об этом, данное понятие употребляется в значении «управления временем». В 1920-х годах в России Алексей Гастев с сотрудниками Центрального института труда изучали эффективный зарубежный опыт, методы управления и организации производством: в поле зрения ученых и практиков находились вопросы научной организации труда, управления временем, изучения методов оптимизации временных затрат в жизнедеятельности человека.
В Европе тайм-менеджмент, его цели, задачи и функции изучали в Институте рационального использования времени, под руководством Лотара Й. Зайверта, которые были обобщены в его труде «Ваше время - в Ваших руках», где указано «сосредоточьте свои усилия на том, что для Вас важнее всего. Правильно устанавливайте приоритеты и отказывайтесь от такой работы, которую за вас могут выполнить другие» [1]. Основные идеи тайм-менеджмента включают традиционные для менеджмента функции и этапы: целеполагание, планирование, принятие решений и т.д.
В России в 1960-1990 годах, организация времени исследовалась в рамках научной организации труда. Особо значимыми в данный период времени стали исследования автора «системы хронометража» профессора А.А. Любищева и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. В высшей школе систем управления временем достаточно много, но сегодня не существует идеальной методики тайм-менеджмента, подходящей для решения проблем оптимизации использования времени преподавателями, студентами, менеджерами, так как доминантная задача тайм-менеджмента заключается не в систематизации и перечислении всех дел, которые необходимо выполнить, а в поиске оптимальных способов достижения поставленных целей. Практика свидетельствует, что «решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности, иначе говоря, организации и самоорганизации своей образовательной деятельности [5]. Однако студенты не обладают методами и навыками самоорганизации: большинство из них даже не задумываются, как рационально использовать время.
Самообразовательная деятельность студентов в вузе направлена на удовлетворение потребности в расширении кругозора, приобретения знаний, определяемых на основе ценностно-смысловой направленности личности. Самообразовательная деятельность в учебно-воспитательном процессе, является структурообразующей единицей тайм-менеджмента, реализация которой определяет ее структуру [6, с. 9]. В процессе исследования нами были выявлены основные компоненты самообразовательной деятельности: мотивационный (ориентация на самостоятельное приобретение знаний, стремление расширить профессиональные компетенции); ценностно-смысловой направленности (определение собственных смыслов и ценностных ориентаций при осуществлении самообразования); когнитивный (способность к осознанному обновлению знаний, умение работать с информационными источниками). Выявленные компоненты самообразовательной деятельности учитывают функции тайм-менеджмента, строящиеся: а) на осмыслении времени, которое является основой интенсификация подготовки студентов; б) на учете зависимости результата самообразовательной деятельности от ценностно-смысловой направленности и владения средствами оптимизации процесса самообразования.
Самообразовательная деятельность на основе использования закономерностей тайм-менеджмента, как системный и целостный процесс, включает ряд этапов:
начальный этап - овладение средствами работы с информацией, определение причинно-следственных связей, необходимых для осмысления значимости учета времени для данного вида деятельности;
второй этап основан на том, что информация, полученная самостоятельно, не всегда оптимально значима и ее использование требует технологий ее систематизации в пределах необходимого времени;
третий этап - аналитическая деятельность по результативности использования тайм-менеджмента в самообразовательной деятельности (поиск позитивных и негативных причин, приобретение опыта осмысление новых приемов тайм-менеджмента, контроль результативности самоорганизации).
Важнейшим фактором результативности самообразовательной деятельности на основе использования тайм-менеджмента является контроль затраченного времени на основе следующих компонентов-функций -целеполагание, проектирование, принятие решений, контроль и постановка новой цели:
- целеполагание, являясь важнейшим посылом в организации времени при самообразовательной деятельности студентов и включает следующие целевые установки: миссию (ценностно-смысловая направленность данного вида деятельности), видение (определение продолжительности времени на тот или иной вид задания, представление о степени своей компетентности), цель (конкретное выражение возможностей на основе форм и методов тайм-менеджмента достичь результатов);
- проектирование, предполагает способность к систематизации, управлению временем на основе использования технологизации процесса самообразовательной деятельности через фиксацию:
а) продолжительности выполняемых процедур с использованием хронометража;
б) привлечение имеющихся информационных ресурсов (аудио книги, ресурсы системы Интернет и др.);
в) загруженности своего трудового дня (период аудиторных занятий, внеаудиторные мероприятия, самостоятельная работа, отдых, спорт, хобби и пр.);
г) оптимальнойорганизации режима дня (время на сон, обед и т.д.), которые должны иметь четкую периодичность, проходить в определенное время.
При проектировании времени в процессе самообразовательной деятельности, каждый студент имеет множество ресурсов, которые должны быть направлены на достижение результативности:
- принятие решений свидетельствует о способности студента к стратегическому обоснованию избранных ценностей в самообразовании, о «строительстве» долгосрочных целей и планов. Как правило, принятие стратегических решений в процессе подготовки в вузе (особенно на старших курсах), фиксируется, как в уме, так и на бумаге. В любом случае - это проявление воли, решительности и ответственности, даже
если это происходит под давлением ситуативных обстоятельств. Принятие решения предполагает использование оперативных ресурсов, с учетом:
а) большой затраты временных ресурсов на обдумывание стратегии самообразовательной деятельности;
б) всего комплекса взаимосвязей, существующих между долгосрочными целями (день, неделя, семестр, год), способными обеспечить надлежащую результативность целеполагания;
в) максимальной вовлеченности студентов в процесс самообразования на основе интенсификацию своей деятельности;
- контроль при использовании тайм-менеджмента в самообразовательной деятельности позволяет достичь студенту оставленных целей. Постоянный контроль в процессе самообразования приводит, в конечном счете, к формированию качеств самоорганизации, осуществляемой на основе следующих контрольных функций:
а) предварительный контроль (осмысление форм деятельности и времени до начала работы, обеспечение процесса всем необходимым, определение своей готовности к выполнению планируемого объема);
б) текущий контроль (проводится непосредственно в процессе самообразовательной деятельности с целью усовершенствования своей работы, изыскания возможностей интенсификации и максимальной координации для достижения поставленной цели). Как правило, на данном этапе студент определяет возможные незадействованные ресурсы своей самоорганизации, осознает необходимость использования современных технологий тайм-менеджмента;
в) заключительный контроль представляет собой обобщение достигнутого и выявление имеющихся ошибок и резервов времени в процессе самообразовательной деятельности. Анализ достигнутого и упущенных возможностей, предопределяет построение следующей спирали тайм-менеджмента и ориентирует на формулировку нового целеполагания.
Выводы. Научиться действовать эффективно и добиваться успеха при рациональном использовании времени можно на основе овладения соответствующими навыками, методами. В результате реализации технологии тайм-менеджмента происходит осмысление субъективной значимости личностных качеств, способности и готовности к реализации технологий тайм-менеджмента в профессиональной деятельности. В рамках мастер-класс на тему «Технологии организации времени педагогом-музыкантом», особое внимание было уделено теоретическим и практическим вопросам самоорганизации, использования таких техник «тайм-менеджмента, как матрица Эйзенхауэра, Хронометраж. В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Поскольку основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым алгоритмом и не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Развитие профессиональных и личностных качеств современного человека невозможно представить без навыков эффективной организации, экономии и оптимального использования времени. Тайм-менеджмент -междисциплинарный раздел науки и практики изучающий проблемы оптимизации временных затрат, комплекс технологий и методик. Сферу его влияния полностью раскрывает понимание его как комплексной системы управления собой и своей деятельностью.
Таким образом, тайм-менеджмент в самообразовательной деятельности студентов учит эффективно использовать время, действовать продуктивно, управлять как долгосрочными, так и краткосрочными делами, организовывать свою жизнедеятельность. На его основе осуществляется систематизация основных функций самообразования: формирование личных целей, разработка приоритетов и альтернативных вариантов деятельности; поиск и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей, составление режима дня и контроль его результативности. Только научившись рационально использовать ресурс времени, можно действовать эффективно, управлять своим профессиональным саморазвитием.
Литература:
1. Зайверт, Лотар Й. Ваше время - в Ваших руках: (Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время) / Лотар Й. Зайверт. - М.: ИнтерЭксперт: ИНФРА-М, 1995. - 267 с.
2. Казакова А.Г., Новашина М.С. Концептуально-технологическая основа применения современных педагогических технологий в образовательном процессе вуза / Мир образования - образование в мире. -2017. - №1 (65). - С. 113-119.
3. Моргенстерн, Дж. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью / Дж. Моргенстерн. - М.: Добрая кн. 2013. - 258 c.
4. Скрипкина А.В., Бойко К.Ю. Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. - С. 257-259.
5. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов / Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1 (68). - С. 140-143.
6. Яковлев, В.П. Социальное время / В.П. Яковлев. - Ростов: Изд. Ростовского университета, 1980. - 156 с.
7. Bennis, W.G. Organization Development its nature origins and prospects [Text] / W.G. Bennis. - N.Y., 1969. - p. 45-51.
8. Buchberger, F. Teacher Education in Europe - diversity verses uniformity [Text] / F. Buchberger // Maurice Galton, Bob Moon (eds.) Handbook of Teacher Training in Europe. - London: David Fulton Publishers, 1994. - P. 14-50.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Киргизова Елена Викторовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университет (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Романцова Наталья Федоровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университет (г. Лесосибирск) ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается инфографика как один из наиболее современных инструментов визуализации коммуникативного пространства. Инфографика как средство коммуникации позволяет представить большие объемы информации и наглядно продемонстрировать соотношение фактов и предметов во времени и пространстве.
Ключевые слова: инфографика, визуализация, коммуникация, типология инфографики, информационный дизайн, этапы разработки инфографики.
Annotation. The article considers infographies as one of the most modern tools of visualization of communicative space. Infographies as a means of communication allows us to present large amounts of information and demonstrate the relationship of facts and objects in time and space.
Keywords: infographics, visualization, communication, typology of infographics, information design, stages of development of infographics.
Введение. В настоящее время появляются новые способы производства и распространения информации. Технология визуализации учебного материала пересекается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая появилась в конце 60-х годов XX века в США. Она основывается на положении о значимости визуального восприятия для человека в процессе изучения мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессе восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях «визуализирующегося» мира и увеличение информационной нагрузки.
Изложение основного материала статьи. Сегодня инфографика - один из самых актуальных, простых для восприятия, и главное, сильно влияющих на внимание человека, способов представления информации-в процессе организации образовательного процесса. Современному человеку трудно представить изложение информации без использования профессиональных графических средств. Впервые использовать приемы инфографики попыталось Американское печатное издание «USA TODAY», освещая жизнь знаменитых людей и банкиров [3]. Основная цель инфографики - модернизация процесса восприятия информации, помощь в объяснении трудно воспринимаемой теоретической информации учебного предмета в простых образах, кроме того, передача данных в лаконичном и вызывающем интерес у человека сообщении.
«Инфографика (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение; и др. - греч. ypaçrnôç -письменный, от урафю - пишу) - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию, одна из форм информационного дизайна» [4]. Слово «Инфографика» можно разделить на две составляющие: это «инфо» и «графика», где «инфо» - это сокращение от информации, которое означает представление данных, а «граф» - это визуальное оформление.
Понятие инфографика исследователями определяется по-разному.
Автор Понятие инфографики
Марк Смициклас [7] Инфографика - это визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.
В. В. Лаптева [5] Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой 1 лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний
В.Б. Антипова [1] Инфографика - это способ передачи какой-либо идеи, основанный на иллюстративном сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или данных, часто количественных
В.В. Артюхин [2] Инфографика - это разновидность графиков, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности в сочетании графического изображения и текста
Исходя из всех определений, можно сделать вывод, что инфографика - это графическое представление в I обобщенном! виде информации! и знаний, позволяющее «визуально! представить сложную! информацию. То есть это такой вид иллюстрации, где совмещаются данные и дизайн, что позволяет в краткойформе доносить! информацию.
С.В. Остриков в исследовании разделил инфографику на следующие группы: «автоматическую (изображение генерируется программными средствами), стандартизированную (изображение формируется пользователем на основе шаблона или типовой формы представления данных) идизайнерскую (графическое I произведение как результат художественно-проектной деятельности)» [6].
Существует несколько видов инфографики, которые имеют своиособенности и задачи:
- статичная инфографика - отражает факты и цифры, связи и зависимости (сведение первичной информации к визуальному отображениюзависимости между данными);
- инфографика, отображающая процесс, цепочку действий,последовательность чего-либо( инструкции, хронологические карты, рецепты,изображенные в виде графических или символьных схем);
- инфографика-инструкция (объяснение устройства, принципа работы + реконструкция события);
- динамичная инфографика (динамика развития или процесса);
- видео-инфографика (новый способ общения).
Представленная классификация основана на выборе технологийреализации инфографики.