Научная статья на тему 'Самоменеджмент студента вуза'

Самоменеджмент студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / МАМАНДАРДЫ КәСіБИ ДАЯРЛАУ / КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіК / ТұЛғАЛЫқ-БАғДАРЛАНғАН ОқЫТУ / СТУДЕНТТің өЗіНДіК ЖұМЫСЫ / БАСқАРУ БіЛіКТіЛіГі / өЗіНДіК МЕНЕДЖМЕНТ / PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALISTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / MANAGEMENT SKILLS OF STUDENTS / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книсарина М. М., Сыздыкбаева А. Д., Бекешова Г. У., Неталина Г. К., Аданов К. Б.

Данное исследование посвящено проблеме управления самостоятельной работой студентов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. Высокий уровень подготовленности выпускников отечественных вузов зависит от созданных организационно-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы обучающихся. Большим потенциалом развития навыков самостоятельной работы в повседневной жизни студентов имеет группа технологий, получившая название «самоменеджмент».Бұл зерттеулер жоғары оқу орнындағы мамандарды кәсіби деңгейде даярлауда студенттердің өздік жұмысын басқару проблемасына арналған. Отандық ЖОО түлектерінің жоғары деңгейдегі дайындығына білім алушылардың өзіндік жұмысын ұйымдастыру және педагогикалық жағдайды оңтайландыруға байланысты. Студенттердің өздік жұмысын дамыту дағдысының үлкен потенциалына өзіндік менеджмент деген атауы бар технология топтары жатады.This research is devoted to the problem of self-management of students in terms of their professional training in academy. The high level of training of universities graduates depends on the organizational and pedagogical conditions of optimization of students’ independent work. A group of technologies called self-management has a great potential to develop skills of independent work in the daily life of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоменеджмент студента вуза»

УДК 378.147 МРНТИ 14.35.07

САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА ВУЗА

М.М. КНИСАРИНА1*, А.Д. СЫЗДЫКБАЕВА2, Г.У. БЕКЕШОВА1, Г.К. НЕТАЛИНА1,

К.Б. АДАНОВ3

'Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Актобе, Казахстан 2Казахский государственный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан

'Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова,

Караганда, Казахстан

Самоменеджмент студента вуза

М.М. Книсарина'*, А.Д. Сыздыкбаева2, Г.У. Бекешова', Г.К. Неталина1, К.Б. Аданов3

'Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан 2Казахский государственный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан 'Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан

Данное исследование посвящено проблеме управления самостоятельной работой студентов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. Высокий уровень подготовленности выпускников отечественных вузов зависит от созданных организационно-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы обучающихся. Большим потенциалом развития навыков самостоятельной работы в повседневной жизни студентов имеет группа технологий, получившая название «самоменеджмент».

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов, профессиональная компетентность, личностно-ориентированное обучение, управленческие умения студентов, самостоятельная работа студентов, самоменеджмент.

®OFapFbi оку орны студентшщ езшдж менеджмент

М.М. Книсарина'*, А.Д. Сыздыкбаева2, Г.У. Бекешова', Г.К. Неталина', К.Б. Аданов'

'Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттж медицина университета, А;тебе, Казахстан

2Казак; мемлекеттж кыздар педагогикальщ университета, Алматы, Казахстан

'Академик Е.А. Бекетов атындагы Караганды мемлекеттж университета, Караганды, Казахстан

Бул зерттеулер жогары оку орнындагы мамандарды кэиби децгейде даярлауда студенттердщ ездж жумысын баскару проблемасына арналган. Отанды; ЖОО тулектершщ жогары децгейдеп дайындыгына бшм алушылардыц езшдж жумысын уйымдастыру жэне педагогикалык жагдайды оцтайландыруга байланысты. Студенттердщ ездж жумысын дамыту дагдысыныц улкен потенциалына езшдж менеджмент деген атауы бар технология топтары жатады.

He¿Í3¿i свздер: мамандарды кэаби даярлау, кэаби ц^зыретттк, т^лзалыц-баздарланзан оцыту, студенттщ езтдж жумысы, басцару бткттт, езтдж менеджмент.

Students' self-management in the university

M.M. Knissarina'*, A.D. Syzdykbayeva2, G.U.Bekeshova', G.K. Netalina', K.B. Adanov' 'West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,Aktobe, Kazakhstan 2Kazakh State Women's Teacher Training University, Almaty, Kazakhstan 'Academician Y.A.Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan

This research is devoted to the problem of self-management of students in terms of their professional training in academy. The high level of training of universities graduates depends on the organizational and pedagogical conditions of optimization of students' independent work. A group of technologies called self-management has a great potential to develop skills of independent work in the daily life of students.

Keywords: professional preparation ofspecialists, professional competence, personality-oriented educating, independent work of students, management skills of students, self-management.

Актуальность. Трансформационные изменения в отечественной системе образования являются приоритетом государственной политики, в целом повышающих качество самого образования. Все эти тенден-

ции сопровождаются требованиями со стороны рынка труда к уровню профессиональной подготовленности студентов, к его самоподготовке, к конкурентоспособности, управленческому потенциалу. Все более интен-

*Книсарина М.М. - доктор PhD, старший преподаватель, e-mail: [email protected];

Сыздыкбаева А.Д. - доктор PhD. и.о. ассоцированный профессор;

Бекешова Г.У. - старший преподаватель;

Неталина Г.К. - преподаватель;

Аданов К.Б. - доктор PhD, старший преподаватель.

сивно актуализируется проблема развития умений грамотного планирования своего времени, рационального распределения имеющихся ресурсов в достижении поставленных целей, называемое «самоменеджментом» [1].

Актуальнейшей проблемой управления учебно-методической деятельностью студентов является приобретение знаний, полученных в ходе самостоятельной работы. Важное место в управлении профессиональной подготовкой студентов отводится самостоятельной работе, поэтому создание необходимых организационно-педагогических условий по развитию самостоятельности способно повысить качество образования студентов до необходимого уровня. Грамотная организация учебно-методической работы является основой для успешной деятельности всего коллектива студенческой группы. При этом особую роль в данном процессе играют инновации - технологии, методики, новые формы и методы самостоятельной работы, ориентированные на самостоятельность и творчество, и, как известно, повышают профессиональную готовность и компетентность обучающихся к различным инновационным технологиям ППС вуза.

Большой потенциал для развития навыков самостоятельной работы в повседневной жизни студентов имеет группа технологий, получившая название «самоменеджмент».

Анализ зарубежной литературы показал, что многих ученых интересовали и продолжают интересовать вопросы профессионального развития личности как в процессе подготовки, так и в практической деятельности. Например, цель исследовательской работы польских ученых (Stipek D., 2002; Porvazník J., Ljudvigová I., Vydrová J., 2017) заключалась в подтверждении важности социальной зрелости в долгосрочном устойчивом развитии личности управленца [2,3].

Так, по мнению ученых (Deci E.L., Ryan R.M., 2000; Cheon S.H., Reeve J., 2015), студенты, которые не мотивированы учиться, не прилагают никаких усилий или саморегуляции к учебной деятельности и, как правило, испытывают чувство некомпетентности, низкие ожидания в отношении производительности, апатии, отсутствия интереса к учебной деятельности и, следовательно, низких академических успехов [4,5]. В исследованиях следующих ученых: (Ames C.,1990; Pintrich P.R., DeGroot E.V., 1990; Stipek D., 2002) было определено, что высокомотивированные студенты более заинтересованы, участвуют в учебных мероприятиях и с большей вероятностью будут упорствовать в сложных задачах, активно справляться с проблемами, оставаться в образовательном учреждении дольше и достигать более высоких показателей, чем студенты, которые менее академически мотивированы [2,6, 7].

Интересен для нас зарубежный опыт (Arbaiza L., 2011) по определению моделей управления компетенциями в латиноамериканском контексте [8], состоящих из пятиугольника следующих компетенций: личный менеджмент; управление действиями; компетенции

по управлению окружающей средой; межличностное управление; управление влиянием.

Актуальность данного исследования связана также с углублением теории развития личности студента, теории самоменеджмента и теории компетентност-ного подхода на основе исследования механизмов и технологий управления различными видами учебной и внеучебной деятельности. Такое соответствие темы исследования общенаучным направлениям отвечает запросам государственной образовательной политики и общественной практики по формированию у обучающихся требуемого уровня компетенций и личных характеристик, которые, согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Исследование расхождений в навыках 21 века», значительно ниже базовых навыков. Таким образом, целью нашего исследования является научно-теоретическое обоснование роли самоменеджмента в повседневной жизни студента.

Материалы и методы. Был применен метод теоретического исследования - анализ психолого-педагогической литературы и методической документации.

Результаты исследования. Нами исследовались разные аспекты управленческих умений в рамках научного проекта ППС курса коммуникативных навыков Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова (Актобе) «Развитие управленческих умений у студентов медицинского университета при изучении курса психологических дисциплин» (№ Государственной регистрации 0117РКИ0050), выполняемого в инициативном проекте. В соответствии с теорией Концепции ограничений великобританских ученых Вудкока М. и Фрэнсиса Д. ускоренное саморазвитие личности управленца возможно на основе изучения, осознания и преодоления ограничений, препятствующих успеху и личностному росту. Как известно, «Концепция ограничений предоставляет управлению ясный и всесторонний способ проверки имеющихся способностей и поиска реальных путей развития личных и деловых качеств» [9].

Так, в соответствии шкалам опросника М. Вудко-ка и Д. Фрэнсиса «Способности к управлению», нами были выявлены структурные компоненты управленческих умений студентов медицинского вуза: самоменеджмент, морально-нравственные ценности, целеустремленность, саморазвитие, умение решать проблемы, креативность, коммуникативная компетентность [10].

В процессе исследования было уточнено понятие «самоменеджмент». Раскрыта роль самоменеджмента в повседневной жизни студента и определены возможности направлений самоменеджмента в контексте его применения в условиях вузовского обучения. Практической значимостью данной работы является то, что полученные результаты могут составить теоретическую основу для разработки рекомендаций по использованию самоменеджмента студентами в образовательном процессе вуза.

Например, ранее мы выделяли основные цели самоменеджмента, такие как полноценное использо-

вание собственных ресурсов, осознанное управление собственной жизнью, преодоление внешних обстоятельств [11]. И как мы отмечали, самоменеджмент является составной частью управленческих умений, представляющих собой способ выполнения действий управления в учебной деятельности на основе полученных знаний и компетенций. Поскольку происходящие трансформации сопровождаются реализацией приоритетов государственной политики в системе образования, то потребовалось разработки новых подходов к управлению учебно-методической работой в образовательных учреждениях, направленной на повышение профессиональной компетентности студентов.

По нашему мнению, внедрение идей самоменеджмента в учебно-методическую работу со студентами является перспективным.Практика показывает, что своим личным временем студенты распоряжаются не всегда рационально. А демократические методы взаимодействия в работе со студентами не всегда продуктивны и порождают, в свою очередь, серьезные психолого-педагогические трудности в образовательном процессе вуза. К трудностям следует отнести, например, низкую мотивацию к учебной работе, отсутствие необходимых знаний и компетенций, для преодоления которых необходимо внедрять соответствующие образовательные и управленческие технологии. А самоменеджмент в данном аспекте предполагает саморегуляцию и самоорганизацию жизни.

Решение этих вопросов мы связываем, прежде всего, с внедрением инноваций в практику учебно-воспитательной работы со студентами. В частности, заслуживают внимания формы и методы самоменеджмента, способствующие поддержанию стрессоустойчивости, работоспособности, физического и психического здоровья студентов, мотивации к учебной деятельности, правильной расстановке приоритетов, формирование чувства удовлетворенности своей деятельностью, самовоспитание определенных качеств и другие [12].

Проведенный литературный анализ образовательной проблемы показал сложность и многогранность феномена «самоменеджмент». Поскольку все общественные, политические и экономические процессы, происходящие в любой стране, диктуют изменения во всех сферах жизнедеятельности человека (самоопределение, самомотивация, самоорганизация, самореализация).

Обсуждение полученных данных. Теоретические и методологические основы самоменеджмента, тайм-менеджмента представлены в работах зарубежных и российских ученых (М.Вудкок, Д.Френсис, Л. Зейверт, А.Беркман, Х.Швальбе, А.Бишоф, Дж. Мор-генстер, Й.Кноблаух, Х.Велтье, Р.Фитц, П.Друкер, Г.А.Архангельский, А.А.Симонова, Н.А.Сидорова, Л.В.Шалагинова, С.Д.Резник и др.) [9, 12 - 27].

Поскольку проблема исследования требует адаптации основ самоменеджмента к особенностям взаимодействия студента и преподавателя в системе вуза, то, главным образом, необходимо было уточнить содержание самого понятия «самоменеджмент», что, в свою очередь, выявило неоднозначность в толковании (смотреть таблицу 1).

Как указывает Симонова А.А., теорией наработан ряд методологических разработок по общему менеджменту и самоменеджменту в отдельных отраслях [23]. Исследователь приходит к важному выводу о том, что технология самоменеджмента для образовательных систем пока не разработана, но она весьма актуальна.

На основе вышесказанного можно сделать выводы, что основополагающим фактором в деятельности образовательных учреждений выступают студенты, способные руководить своей рабочей/учебной нагрузкой. Следовательно, роль студента в учебной деятельности совмещает объектно-субъектную позицию воздействия, что требует от него владения определенного набора качеств, навыков, способностей. К таким компонентам Е.А. Рубцова относит: 1) общечеловеческие

Таблица 1 - Классификация определений понятия «самоменеджмент»

№ ФИО автора Определение понятия «самоменеджмент»

1 Х. Швальбе Это достижение успеха в любой деятельности, требующее умения руководить собой [14]

2 Л. Зайверт Это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [12]

3 А. Бишоф Это понятие и умение самоорганизации [15]

4 В.Н. Куликова Это управление собственным временем, отрасль менеджмента, ориентированная на использование методов и принципов эффективного управления временем [28]

5 А.А.Симонова Это последовательное и целенаправленное использование руководителем или специалистом испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей [23]

6 Е.А. Ноздренко Это умение управлять собой, предполагающее самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию [29]

качества (аккуратность - способность выполнять работу качественно, без ошибок; пунктуальность - систематичность, неотступное следование правилам, условиям, способность выполнять обещания; вежливость

- учтивость, благовоспитанность; стрессоустойчи-вость - способность сохранять внешнее и внутреннее спокойствие, принимать адекватные решения, работать в обычном темпе в быстроменяющихся ситуациях, не всегда положительных условий; коммуникабельность

- готовность и умение легко устанавливать, сохранять и поддерживать позитивные контакты в общении и во взаимодействии с окружающими);

2) организационные качества (креативность -умение нешаблонно мыслить и находить новые оригинальные решения на давно известные и кардинально новые проблемы; чувство ответственности и долга; ориентация на командно-групповой результат; высокая обучаемость; умение работать в команде; умение слушать; умение применять теоретические знания на практике) [30].

Наличие этого набора качеств у объекта учебной деятельности рассматривается как проявление элементов самоменеджмента, что тоже повышает эффективность умственного труда студента. Очень важно научить студента управлять своей личной конкурентоспособностью в период обучения в высшем учебном заведении. Разработаны российским ученым (С.Д.Рез-ник) механизмы и технологии формирования конкурентоспособности студента и управления ею [27].

Очень интересной является концепция самоменеджмента, предложенная Е.А. Ноздренко, которая связывает самоменеджмент с умением управлять собой. Ученый подчеркивает актуальность и необходимость формирования самоменеджмента у обучающихся, поскольку он предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию [29].

Определение конкретных форм, методов и приемов самоменеджмента позволит нам рассмотреть механизмы их внедрения в учебный процесс. Самоменеджмент, как комплекс взаимосвязанных приемов и навыков, позволяет выполнить ряд задач личности:

1. определить приоритеты в деятельности;

2. планировать деятельность;

3. тщательно продумывать шаги и распределять ресурсы;

4. совершенствовать свой профессиональный уровень.

Форма раскрывает особенности внешнего проявления действительности, метод же рассматривается как путь и способ достижения заданной цели, а приём определяет вариативность использования того или иного метода. Предлагаем подробнее ознакомиться с этими формами, методами и приемами, используемыми в самоменеджменте.

Так, первый прием, заслуживающий особого внимания, связан с установкой приоритетов в выполнении рабочих заданий. По инструкции предлагается записывать в любом порядке все задания, которые необходи-

мо выполнить на протяжении недели (рабочего дня). Внимательно изучив полученный массив, необходимо рассортировать задания на три группы: «А» - самые срочные и важные, которые подлежат немедленному и срочному выполнению; «Б» - важные, которые необходимо выполнить в ближайшее время; «В» - наименее важные задания, выполнение которых можно отложить или поручить подчинённым. Из дополнений к данному приему 34-го американского президента США Дуйат Девид Эйзенхауэра следует отметить матрицу приоритетов - деление всех текущих и запланированных дел категории: важные и безотлагательные дела; важные, но не очень срочные дела; не очень важные, но очень срочные дела; несрочные и неважные дела [31].

Следующий прием самоменеджмента предполагает умение распределять рабочее время по трем компонентам:

1. время для выполнения запланированных задач (запланированная активность, которая занимает 60% рабочего времени);

2. резервное время (непредвиденная активность, 20% рабочего времени);

3. время для профессионального самосовершенствования (творческая активность, 20% рабочего времени).

Следующий, третий прием, заключается в умении распределять полномочия. Передача полномочий определяется специалистами как процесс, в результате которого люди получают больше пространства для власти для осуществления собственной деятельности и контроля в данной области, в результате чего их ответственность повышается. Специалисты по самоменеджменту подчеркивают необходимость последовательного формирования готовности к передаче полномочий и готовности работать в рамках расширенных полномочий. Недостаточный уровень готовности к этим видам деятельности должен быть компенсирован соответствующими тренингами, которые персонал образовательного учреждения должен пройти.

Специфическим является четвертый прием самоменеджмента, предполагающий поддержание работоспособности в течение всего рабочего дня. Учитывая рекомендации специалистов, к числу соответствующих ролевых действий следует отнести: во-первых, поддержание физического здоровья (следить за собственным весом, не перегружать себя физической работой, избегать вредных привычек); во-вторых, поддерживать в нормальном состоянии психическое здоровье и эмоциональную сферу (признавать и выражать чувства, которые переживаются, устанавливать и поддерживать тесные отношения с окружающими, учиться на ошибках); в-третьих, учиться преодолевать жизненные трудности (управление собственным стрессом, умение расслабляться).

Из ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности следует отметить, что большое значение для подготовки студентов имеет выполнение самостоятельных заданий, поскольку освоение любой

специальности требует, чтобы учебный план предусматривал выполнение самостоятельных заданий (СРО) в виде реферата, эссе, презентации и т.п. Поскольку главным отличительным признаком обучения в современном вузе в условиях кредитной системы обучения является самостоятельное изучение дисциплин, то есть повышение умственной эффективности труда студентов на основе обоснования для каждого студента личной важности системы организации собственного труда.

По Е.А. Ноздренко самоменеджмент в повседневной жизни студента, как система, ориентирован на следующие направления: 1) самоопределение (планирование); 2) самоорганизация (организационная функция); 3) самомотивация (мотивационная функция); 4) самореализация (контрольно-оценочная функция).

Роль самоменеджмента, согласно общесоциологическому подходу, определяется содержанием функций, которые он выполняет в повседневной жизни студентов. Каждый компонент системы самоменеджмента студента требует содержательной интерпретации.

Самоопределение в системе самоменеджмента предполагает познание студентом в процессе обучения своих возможностей, адаптацию к новым знаниям и корпоративной культуре вуза. Наиболее оптимальный возраст для формирования научно-аналитических навыков - это с 17 до 20 лет, потому что именно в этом возрастном периоде есть все предпосылки для освоения новой действительности. Самоопределение требует создания соответствующих условий для творческой внеаудиторной деятельности студента, например, де-батные клубы, СНО, предметные кружки приближают учебный процесс к реальной повседневной жизни.

Самоорганизация в системе самоменеджмента студентов - это восприятие и усвоение знаний, нормы и традиции факультета/вуза, который студент представляет. Самоорганизация студента вызывает определенные сложности в жизни студента, связанные с недостаточностью сформированных личностно-деловых качеств, которую компенсирует организационно-воспитательная работа в форме внеаудиторных студенческих мероприятий по формированию навыков общения. Принято считать, что активное участие студентов в организации и проведении корпоративных мероприятий в вузе способствует самовыражению некоторых студентов.

Самомотивация играет особую роль в системе самоменеджмента студента в повседневной жизни,

Список литературы:

1. Книсарина М.М. Формирование управленческих умений у младших школьников: дисс. ... доктора философии (PhD). Алматы, 2016;198.

2. Stipek D. Motivation to learn: From theory to practice (4th ed.). Needham Heights. MA: Allyn & Bacon. 2002.

3. Porvaznik J., Ljudvigova I., Vydrova J. The importance of holistic managerial competence and

предполагающую утверждение профессиональных интересов и личностных выборов на основе самооценки. Степень осознания собственных способностей, умений и навыков составляет основу самооценки студента и определяет его работоспособность. Тесная связь высокой самооценки с высокой работоспособностью побуждает студента проявлять активность в усвоении и приобретении новых знаний. Кроме того, прямое воздействие на работоспособность оказывают эмоциональные переживания, поэтому творческая сторона познания жизни способна поддерживать необходимые эмоции и снижать финансовые издержки на обучение.

Самореализация выражается в изучении специальных дисциплин, прохождения практики, защита дипломов. Как известно, овладение студентом науками происходит через формирование научных подходов к познанию истины. При этом показательна социологическая закономерность В. Паретто о том, что 20% усилий студентов определяют только 80% дальнейших будущих позитивных результатов/эффектов в учебной деятельности. Таким образом, если делать меньше бесполезного, то освобождается время для полезного. Поэтому самоменеджмент является универсальным инструментом для творчества и работы над личной эффективностью, что, в свою очередь, дает преимущество во времени.

В квалификационных характеристиках выпускников вузов «отражено в числе многих одно требование -это умение осуществлять организационно-управленческую деятельность в возможных компетенциях» [32]. Кроме того, развитие навыков управления студентов становится одним из принципов современного лич-ностно-ориентированного образования [33], что имеет немаловажное значение в аспекте данного исследования.

Выводы. Таким образом, самоменеджмент в повседневной жизни студента вуза является комплексной системой управления собой и своей деятельностью, включающей оценку эффективности, технологии, стратегию и философию. Поэтому, по нашему мнению, овладение самоменеджментом, управленческими умениями, управленческой компетентностью является неотъемлемым компонентом общей культуры личности специалиста любого профиля.

Поступила: 4.04.2018.

Принята к публикации: 24.07.2018.

References:

1. Knisarina M.M. Formirovanie upravlencheskih umenij u mladshih shkol'nikov: diss. ... doktora filosofii (PhD). Almaty, 2016;198.

2. Stipek D. Motivation to learn: From theory to practice (4th ed.). Needham Heights. MA: Allyn & Bacon. 2002.

3. Porvaznik J., Ljudvigova I., Vydrova J. The importance of holistic managerial competence and social maturity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

social maturity in human crisis. Polish Journal of Management Studies 2017;15(1):163-173.

4. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry 2000;11(4):227-268.

5. Cheon S.H., Reeve J.A. Classroom-based intervention to help teachers decrease students' amotivation. Contemporary Educational Psychology. 2015;40:99-111.

6. Ames C. Motivation: What teachers need to know. Teachers College Record 1990;91:409-421.

7. Pintrich P.R., DeGroot E.V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology.1990;82:33-40.

8. Arbaiza L. Desarrollo de competencias gerenciales: un modelo alternativo. - Buenos Aires: Cengage Learning, Mx-Cengage. 2011.

9. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: «Дело» 1991;320.

10. Двинин А.П., Романченко И.А. Психодиагностика: образование и кадровый менеджмент. Учебно-диагностическое пособие. СПб.: Люмьер. 2015;148.

11. Книсарина М.М. Самоменеджмент как социальный фактор сохранения и укрепления психологического здоровья студентов. Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 15-17 мая 2017г.). В 3-х томах/ отв. ред. Г.М. Хасанова. - Уфа: РИО ИЦИПТ. 2017;1(330):262-266.

12. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. М.: Экономика 1990;232.

13. Беркман А. Самоменеджмент. Калуга: Духовное познание 2002;152.

14. Швальбе Х., Швальбе Б. Личность, карьера, успех. М.: Прогресс-интер. 1993;240.

15. Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. пер. с нем. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л. 2006;127.

16. Моргенстерн Дж. Технологии эффективной работы. М.: Добрая книга 2006;336.

17. Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью: пер. с англ. Дж. Моргенстерн. Москва: Добрая книга 2006;255.

18. Моргенстерн Дж. Самоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени: пер. с англ. Дж. Моргенстерн. Москва: Добрая книга. 2005;352.

19. Кноблаух Йорг. Управление временем/ Йорг Кноблаух, Хольтер Велтье. Москва: Омега-Л, 2006;139.

20. Фитц Роджер. Думай как менеджер: перевод/ Роджер Фитц. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005;334.

in human crisis. Polish Journal of Management Studies 2017;15(1):163-173.

4. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry 2000;11(4):227-268.

5. Cheon S.H., Reeve J.A. Classroom-based intervention to help teachers decrease students' amotivation. Contemporary Educational Psychology. 2015;40:99-111.

6. Ames C. Motivation: What teachers need to know. Teachers College Record 1990;91:409-421.

7. Pintrich P.R., DeGroot E.V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology. 1990;82:33-40.

8. Arbaiza L. Desarrollo de competencias gerenciales: un modelo alternativo. - Buenos Aires: Cengage Learning, Mx-Cengage. 2011.

9. Vudkok M., Frehnsis D. Raskreposhchennyj menedzher. Dlya rukovoditelya-praktika: Per. s angl. M.: «Delo» 1991;320.

10. Dvinin A.P., Romanchenko I.A. Psihodiagnostika: obrazovanie i kadrovyj menedzhment. Uchebno-diagnosticheskoe posobie. SPb.: Lyum'er. 2015;148.

11. Knisarina M.M. Samomenedzhment kak social'nyj faktor sohraneniya i ukrepleniya psihologicheskogo zdorov'ya studentov. Aktual'nye voprosy ehkologii cheloveka: social'nye aspekty: sbornik nauchnyh statej uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 15-17 maya 2017g.). V 3-h tomah/ otv. red. G.M. Hasanova. - Ufa: RIO ICIPT. 2017;1(330):262-266.

12. Zajvert L. Vashe vremya v vashih rukah. Sovety delovym lyudyam, kak ehffektivno ispol'zovat' rabochee vremya. M.: Ehkonomika 1990;232.

13. Berkman A. Samomenedzhment. Kaluga: Duhovnoe poznanie 2002;152.

14. Shval'be H., Shval'be B. Lichnost', kar'era, uspekh. M.: Progress-inter. 1993;240.

15. Bishof A., Bishof K. Samomenedzhment. Ehffektivno i racional'no. per. s nem. 2-e izd., dop. M.: Omega-L. 2006;127.

16. Morgenstern Dzh. Tekhnologii ehffektivnoj raboty. M.: Dobraya kniga 2006;336.

17. Morgenstern Dzh. Tajm-menedzhment. Iskusstvo planirovaniya i upravleniya svoim vremenem i svoej zhizn'yu: per. s angl. Dzh. Morgenstern. Moskva: Dobraya kniga 2006;255.

18. Morgenstern Dzh. Samoorganizaciya po principu «iznutri naruzhu». Sistema ehffektivnoj organizacii prostranstva, predmetnoj sredy, informacii i vremeni: per. s angl. Dzh. Morgenstern. Moskva: Dobraya kniga. 2005;352.

19. Knoblauh Jorg. Upravlenie vremenem/ Jorg Knoblauh, Hol'ter Velt'e. Moskva: Omega-L, 2006;139.

20. Fitc Rodzher. Dumaj kak menedzher: perevod/ Rodzher Fitc. - Rostov-na-Donu: Feniks. 2005;334.

21. Druker Piter F. Druker na kazhdyj den'. 366 sovetov

21. Друкер Питер Ф. Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем. Питер Ф. Друкер, Джозеф Макьярелло. Москва: Ви-льямс. 2008;402.

22. Архангельский Г.А. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2011;263.

23. Симонова А.А. Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения. Педагогическое образование в России 2011;1:15-19.

24. Сидорова Н.А., Анисинкова Е.Б. Тайм-менеджмент: создание оптимального расписания дня и эффективная организация рабочего процесса. М.: Дашков и К°. 2009;219.

25. Шалагинова Л.В. Самоменеджмент: практ. Руководство. СПб: БХВ-Петербург 2012;272.

26. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учебное пособие для вузов. под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М. 2011;474.

27. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности: учебное пособие. под общ. ред. С. Д. Резника. М.: Инфра-М. 2014;251.

28. Куликова В.Н. Заставьте время работать на вас. М.: Центрполиграф. 2008;192.

29. Ноздренко Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов. Современные проблемы науки и образования 2006;1:81-82.

30. Рубцова Е.А. Стратегический самоменеджмент карьеры. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. 2010;1:130-133.

31. Иванов Д.Д., Шатунова О.В. Тайм-менеджмент современного школьника. Юный ученый 2015;3:188-190.

32. Abilbakieva G., Knissarina M., Adanov K., Seitenova S., Bekeshova G. Managerial competence of future specialists of the education system (Preschool education and upbringing) and medicine in the comparative aspect. Opción 2018;34(85):44-62.

33. Knissarina M.M., Valikhanov S.A., Medeubayeva K.T., Zhazykova M.K., Rakhmetova B.A., Seytenova S.S., Abil A.S.. A Structural and Functional Model for Forming Management Skills in Junior Schoolchildren. International journal of environmental & science education 2016;11-18(871):11943-11955.

po motivacii i upravleniyu vremenem. Piter F. Druker, Dzhozef Mak'yarello. Moskva: Vil'yams. 2008;402.

22. Arhangel'skij G.A. Tajm-drajv. Kak uspevat' zhit' i rabotat'. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber. 2011;263.

23. Simonova A.A. Samomenedzhment rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii 2011;1:15-19.

24. Sidorova N.A., Anisinkova E.B. Tajm-menedzhment: sozdanie optimal'nogo raspisaniya dnya i ehffektivnaya organizaciya rabochego processa. M.: Dashkov i K°. 2009;219.

25. SHalaginova L.V Samomenedzhment: prakt. Rukovodstvo. SPb: BHV-Peterburg 2012;272.

26. Reznik S.D., Igoshina I.A. Student vuza: tekhnologii obucheniya i professional'noj kar'ery: uchebnoe posobie dlya vuzov. pod red. S.D. Reznika. M.: INFRA-M. 2011;474.

27. Reznik S.D., Sochilova A.A. Osnovy lichnoj konkurentosposobnosti: uchebnoe posobie. pod obshch. red. S. D. Reznika. M.: Infra-M. 2014;251.

28. Kulikova V.N. Zastav'te vremya rabotat' na vas. M.: Centrpoligraf. 2008;192.

29. Nozdrenko E.A. Samomenedzhment v organizacii obucheniya studentov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2006;1:81-82.

30. Rubcova E.A. Strategicheskij samomenedzhment kar'ery. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ehkonomika». Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F.M. Dostoevskogo. 2010;1:130-133.

31. Ivanov D.D., Shatunova O.V. Tajm-menedzhment sovremennogo shkol'nika. YUnyj uchenyj 2015;3:188-190.

32. Abilbakieva G., Knissarina M., Adanov K., Seitenova S., Bekeshova G. Managerial competence of future specialists of the education system (Preschool education and upbringing) and medicine in the comparative aspect. Opción 2018;34(85):44-62.

33. Knissarina M.M., Valikhanov S.A., Medeubayeva K.T., Zhazykova M.K., Rakhmetova B.A., Seytenova S.S., Abil A.S.. A Structural and Functional Model for Forming Management Skills in Junior Schoolchildren. International journal of environmental & science education 2016;11-18(871):11943-11955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.