2. Корпоративные требования к квалификации работников Компании «Российские железные дороги» с высшим и средним образованием // М.: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», 2010.
Чепходзе Б. Г.
Инновационные технологии подготовки студентов-юристов в вузе
Характеризуя современное состояние высшего юридического образования, есть все основания рассматривать его как кризисное, со всеми вытекающими из этого последствиями [1]. На наш взгляд, это предопределяет необходимость качественного сдвига в сторону повышения уровня подготовки квалифицированных юристов.
С целью решения данной проблемы в Черноморской гуманитарной академии осуществляются разработка и апробация новых технологий обучения в подготовке студентов-юристов.
Разработка и внедрение методики преподавания курса «Российское предпринимательское право» является одним из примеров преодоления этой проблемы. Так, в частности, в академии реализуется учебно-методический комплекс, ориентированный на внедрение следующих базовых принципов частной методики преподавания: системность обучения, комплексность и межпредметное взаимодействие, ориентация на решение проблем, наглядность, связь теории с практикой, тестирование и программированный контроль, применение информационных технологий, сознательность и активность в обучении.
Динамичность современной жизни и скорость изменения социально-экономических, социально-политических процессов, а значит, и механизмов их правового регулирования требует от современных юристов высокой степени мобильности знаний, способности к их обновлению и к анализу происходящих в обществе изменений [2]. Актуальность данного тезиса не подвергается сомнению и реализуется в методике преподавания курса «Российское предпринимательское право».
Характеризуемая частная методика использует такие образовательные методы, как компьютерные обучающие программы, кейс-методы, методы проектов, использование мультимедиа при проведении занятий, деловые и ролевые игры, пресс-конференции, обучающие и контролирующие тесты.
Условно эти методы можно разделить на две группы. Первую группу методов преподавания мы называем: «Все новое - это не заслуженно забытое старое». В нее включены следующие методы: мозговая атака, направляемая дискуссия, использование лекционных плакатов, схем и других наглядных пособий (диапроекторов, распечаток, доски), коротких демонстраций, ролевых игр, работа в малых группах и тренировочные упражнения. Вторая группа методов - это использование новых информационных технологий и Интернет-ресурсов в учебном процессе.
На всех этапах организации учебного процесса общение со студентами проводится в живой и непринужденной атмосфере, аудитория с интересом вовлекается в образовательный процесс, и студент становится активным его участником. Интерактивная подача материала обычно планируется заранее, поскольку такое обучение требует продуманной подготовки и постоянного контроля над аудиторией.
Методикой реализуемой в Черноморской гуманитарной академии по дисциплине «Российское предпринимательское право» предусматриваются также направляемые дискуссии. Залогом их успешного проведения является умение задавать дискуссионные вопросы. Роль преподавателя сводится к оказанию помощи студентам в определении проблемы и направлении хода обсуждения для ее прояснения и решения. Иногда направляемой дискуссии отводится занятие целиком, а иногда она встраивается в выступление преподавателя и занимает незначительную часть занятия.
Используется методикой и мозговой штурм, который представляет собой эффективный метод вовлечения всех обучаемых в осмысление и анализ поставленной задачи, выработку путей ее решения. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов высказывать «любые мысли вслух» по обсуждаемой теме. Здесь важно раскрепостить студентов, вовлечь их в работу. Итогом мозговой атаки становится перечень творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Важно оценить участие каждого студента в проделанной работе, это является положительным стимулятором на последующие занятия.
Нашли свое применение в методике преподавания курса «Российское предпринимательское право» в Черноморской гуманитарной академии и лекционные плакаты. С их помощью преподаватель делает свое занятие более информативным, используя плакаты для записи тех важных положений, на которые он хочет обратить внимание в ходе своей лекции. Таким образом, содержательная сторона занятия облекается в привлекательную для обучаемых форму.
Широко используются в преподавании курса «Российское предпринимательское право» и ролевые игры. Ролевые игры - это эффективный метод обучения студентов практическим навыкам работы, так как они основаны на принципе обучения в процессе игры. В итоге студентам предоставляется возможность применить теорию на практике. Используя интерактивные методы, мы ставим перед собой задачу не только дать студентам общие знания, но и сформировать определенный уровень умений и навыков с тем, чтобы при работе они могли чувствовать уверенность в себе и демонстрировать зрелость, логику и здравый смысл.
К инновациям мы относим ситуационную методику обучения, часто называемую кейс-методом. Данный метод применяем при изучении тех разделов дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Задача преподавания направлена на получение нескольких возможных решений вопроса
и ориентацию студентов в проблемной плоскости. Кроме того, акцент перекладывается не на овладение готовым знанием, а на его выработку и осмысление. Использование данного метода позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной правоприменительной практике.
Студентам предлагается самостоятельно попытаться выяснить суть проблемы, определить собственную позицию в оценке ситуации, продумать ответы на вопросы, найти конкретные пути решения проблемы. При обсуждении ситуации возможны дискуссия, «мозговой штурм», обмен мнениями и т.п. Конкретная ситуация не имеет однозначного ответа, она служит лишь учебным материалом, на котором учатся анализировать, дискутировать, выступать, обосновывать свою точку зрения.
Новацией в преподавании курса «Российское предпринимательское право» в Черноморской гуманитарной академии является и метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных и практических навыков студентов, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это способ достижения конкретной цели через детальную проработку проблемы, которая завершается практическим результатом, оформленным определенным образом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную, парную или групповую деятельность студентов в течение определенного промежутка времени. Итогом реализации данного метода является подготовка учредительных документов или уставов конкретных юридических лиц. Стимулирующий характер познавательной деятельности при этом очевиден.
Тестирование широко применяется в Черноморской гуманитарной академии и не только по дисциплине «Российское предпринимательское право». Тест - научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности [3]. Под тестовым заданием понимается система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов.
В методике преподавания креативной особенностью выделяется проведение тестирования при входном контроле знаний, что позволяет определить уровень подготовки студентов, с которыми преподаватель ранее не работал. Кроме того, представляет интерес проведение перекрестного тестирования. В этом случае студентам предлагается самостоятельно составить тестовые задания по изучаемому материалу, решить которые предлагается другой группе студентов. Оценку результатов тестирования проводят авторы тестовых заданий совместно с отвечающими и преподавателем. Тестирование также применяется при текущем и итоговом контроле знаний.
Терминологический «пинг-понг» также реализуется методикой преподавания курса «Российское предпринимательское право» в Черноморской гуманитарной академии.
Понятийный аппарат - краеугольный камень любой науки. Законодательные акты Российской Федерации содержат нормы-дефиниции
(определения терминов), позволяющих однозначно толковать требования нормативного акта. Общеизвестна проблема изучения терминологии. Все термины, определения которых необходимо знать, наносятся на карточки. Два студента выбирают карточки, один из них называет термин, второй - дает его определение и, в свою очередь, называет свой термин, определение которого дает первый студент. Получается своеобразный терминологический «пинг-понг». Оценку правильности и полноты ответов дает вся группа. Занятия можно усложнить, вызвав для опроса несколько студентов. В этом случае вопросы и ответы идут по кругу, образуя «цепную реакцию», стимулируя студентов к активному участию в процессе. По окончании опроса подводятся итоги, разбираются характерные ошибки и выставляются оценки.
Наличие в Черноморской гуманитарной академии качественной материально-технической базы, в частности, великолепно оснащенных компьютерных классов (аудиторий), квалифицированных инженерно-технических сотрудников, позволяет предоставить использованию Интернет-ресурсов приоритетное направление частной методики преподавания курса «Российское предпринимательское право». С помощью Интернет-ресурсов внедряются такие новые методы обучения, как дистанционное обучение, обучение в интерактивном режиме. Такая форма предполагает обмен текстовыми сообщениями при помощи электронной почты и мобильного телефона, поиск информации в Интернете. Находят также широкое применение электронные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», Интернет-сайты органов государственной власти и местного самоуправления.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять - осмыслить - запомнить-применить - проверить. Чтобы добиться высокого качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения [4].
Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что реализация в учебном процессе Черноморской гуманитарной академии данной методики окажет свое позитивное влияние на уровень подготовки квалифицированных юристов для нашего региона и государства.
Литература
1. Марченко М.Н. Проблемы качества юридического образования в современной России //Аккредитация в образовании. 2008. №23. - 10-11 с.
2. Репецкая А.Л. Подготовка специалистов - юристов: вопросы качества //
Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. .№2 (43).
- 81-83 с.
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 292 с.
4. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. .№4.
- 62-64 с.
Психология личности
Гаджиева С.Н., Ханова З.Г.
Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований
В последние годы отмечается значительный рост исследовательского интереса к предпринимательству, деятельности предпринимателя и его личности [Белкин Е.В., Вавилов А.П., Котова И.Б., Китова Д. А., Лаптев Л.Г., Максименко А. В., Павлов Б.С., Татаркин А.И. и др.]. К предпринимателям, в самом общем виде, в настоящее время относят представителей большой профессиональной группы, являющихся собственниками и выполняющих разнообразные виды деятельности, ориентированные на получение максимальной прибыли. Несмотря на достаточное разнообразие ее характеристик, к общим моментам, характеризующим предпринимательскую деятельность, относят: инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации [Друкер П., Смольков В.Г., Хайек Ф. и др.]. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что ее субъект исходит из наличных ресурсов и из предполагаемых возможностей их развития с целью получения прибыли.
Отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе, отнюдь не однозначно. Оно колеблется в широком диапазоне оценок, от позитивных откликов до полного неприятия идей предпринимательства, ориентированных на получение прибыли любой ценой. Несформированность традиций национального предпринимательства делает его представителей очень уязвимыми к выбору легких, но не всегда законных и этически оправданных путей для достижения экономического успеха. Это способствует появлению и закреплению негативных черт личности предпринимателей, к ее деформациям. Отражаясь на деятельности предпринимателей, деформации получают дальнейшую «подпитку», результатом которой является не только разрушение личности, но и снижение успешности предпринимательской деятельности конкретного лица, а также формирование негативного отношения к предпринимательству в целом[3,4,5].