Ибрагимова Рано Закирджановна,
преподаватель кафедры «Иностранные языки, педагогика и психология» Ташкентского педиатрического медицинского института
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
УДК:378:37.02
ИБРАГИМОВА Р.З. ГУМАНИТАР ФАНЛАР СОЦАСИДА УКИТИШНИНГ ИННОВАЦИОН ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ
Маколада Тошкент педиатрия тиббиёт институтининг «Чет тиллар, педагогика ва психология» кафедраси негизида укитишнинг компьютер ва интерфаол усуллари ёрдамида «Педагогика ва психология» курсида инновацион технологияларни куллашнинг кискача шарх,и келти-рилган. Укитишнинг компьютер ва интерфаол усулларини куллашнинг максадга мувофиклиги ва ах,амияти курсатилган, амалий мисоллар келтирилган.
Таянч суз ва тушунчалар: компьютер, интерфаол машFулотлар, инновацион услуб, тиббиёт институти, амалий куникмаларнинг ривожланиши, инновацион технологиялар, педагогика.
ИБРАГИМОВА Р.З. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье приводится краткий обзор применения инновационных технологий на курсе «Педагогика и психология» с использованием компьютерных и интерактивных методов обучения на базе кафедры «Иностранные языки, педагогика и психология» Ташкентского педиатрического медицинского института. В статье показаны значение, целесообразность применения компьютерных и интерактивных методов обучения, приводятся практические примеры.
Ключевые слова и понятия: компьютерное оборудование, интерактивные методы, медицинский институт, развитие практических навыков, инновационные технологии, педагогика.
IBRAGIMOVA R.Z. INNOVATION TECHNOLOGIES OF TEACHING IN THE HUMANITARIAN SCIENCES
The article contains an overview of the experience acquired by the Foreign Languages, Pedagogy and Psychology Department of the Tashkent pediatrician medical institute of Uzbekistan in the process of organizing innovative lessons which represents the course «Pedagogy and psychology». The article covers the essence of computer and interactive methods of teaching, their aim, structure and teaching materials in particular distance teaching and Pedagogic Wheel as one of the effective innovative methods of teaching.
Keywords: computer equipment, interactive methods, medical institute, development of practical skills, innovative technologies, pedagogics.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
В системе высшего образования Республики Узбекистан инновационные процессы рассматриваются в трёх основных аспектах: организационном, социальном и техническом. От этих аспектов зависит достижение уровня мировых стандартов высшего образования, те условия, в которых инновационные технологии внедряются и которые способствуют инновационному учебному процессу.
При этом инновационный процесс должен носить не стихийный, а сознательно управляемый характер. Введение новшеств - важная задача управления в области преподавания, особенно это касается гуманитарных дисциплин. Это связано с тем, что гуманитарные дисциплины, такие как педагогика и психология, являются свободно творческими и применение инновационных технологий в них является наиболее трудным, но в то же время необходимым процессом.
Современные реалии и законы развития современного общества настойчиво диктуют необходимость широкого применения непрерывного образования. Непрерывное образование, в свою очередь, является наиболее эффективным в сочетании с новыми информационными технологиями. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с разными уровнями сложности стоящих перед ним проблем. И если первые этапы удается преодолеть, используя знания и навыки, полученные в школе и колледжах, то для дальнейшего обучения в ВУЗе требуется совсем иной подход. Данный подход на сегодняшний день во многих вузах определяется информационными технологиями, которые открывают широкий доступ к новым возможностям и потенциалам. Будущим студентам и молодым специалистам интернет-ресурсы предлагают разнообразную, порой хаотичную информацию. Многочисленные сайты и порталы Интернета предлагают помощь в составлении рефератов, докладов, содержат полномасштабную базу данных учебных и образовательных программ. Наиболее важными для потенциальных пользователей являются сайты международного образования, дистанционного обучения за рубежом. Применение новых информационных технологий является обязательным условием успешного обучения студента в системе непрерывного образования в нашей стране. При этом наибольшего эффекта удастся достигнуть, если внедряться они будут не только
на специальных предметах, но и на гуманитарных дисциплинах (педагогика и психология) уже на первых курсах обучения. Мы считаем, что гуманитарные дисциплины, такие как педагогика и психология, в профильных вузах включены в программы как предметы общего развития с учетом специфики нашего института -педиатрического, то есть работы с детьми, где основы дидактики и знания психологии ребенка способствуют повышению профессиональных качеств будущих педиатров. Соответственно инновации в данных предметах значительно интенсифицируют процесс обучения и повышают мотивацию к изучению гуманитарных дисциплин у студентов профильных вузов.
Гуманитарные предметы, такие как педагогика и психология, являются немаловажной частью обучения в любом государственном ВУЗе. В медицинском вузе данные дисциплины преподаются с учетом специфики медицинского направления обучения студентов, так как на данный момент открылся факультет медицинская педагогика, где студенты получат диплом преподавателя медицинских дисциплин. Соответственно использование инновационных технологий на занятиях по педагогике и психологии является целесообразным ввиду повышения мотивации у студентов и облегчения преподавательского труда по передаче огромного объема информации по вышеуказанным дисциплинам. Особенностью применения инновационных технологий, в данном случае, компьютерных и интерактивных технологий, на занятиях по педагогике и психологии является то, что повышается эффективность и результативность контроля над обучением среди студентов.
Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования и сам процесс. В данном случае, новшества в образовании представляют собой компьютерную проработку новых идей, принципов, а в отдельных случаях доведения их до типовых
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
проектов, содержащих условия их адаптации и применения в виде презентаций. По видам деятельности нас больше всего интересуют именно педагогические технологии.
В настоящее время инновационные технологии в педагогике идут по таким направлениям как: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов и средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления, как преподавателей, так и студентов, взаимоотношений между ними; создание и развитие творческих инновационных коллективов.
Инновационное обучение - это поэтапный процесс, с ним связаны разработка и применение в учебно-научном процессе поисковой, исследовательской, учебно-игровой, моделирующей и других видов деятельности. Инновационный процесс - это процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности. Это значит, что нельзя перестать реагировать на происходящие изменения, остановиться на каком-то этапе развития. Речь идет не только о некоторой экспоненциально возрастающей сумме знаний, накопленной человечеством, но и о способах и результатах получения этих знаний. То есть речь идет об инновационных технологиях в процессе непрерывности получения образования.
Смена образовательной парадигмы в Республике Узбекистан в конце первого десятилетия XXI века связана с мировыми тенденциями развития образовательных технологий: от очного и заочного образования к дистанционному, глобальному, корпоративному и непрерывному обучению. Применение дистанционных образовательных технологий является одним из показателей глубины информатизации учебного процесса в высшем учебном заведении и в некоторых случаях может свидетельствовать о качестве подготовки выпускаемых им специалистов. Дистанционные образовательные технологии становятся важнейшей частью учебного инновационного процесса.
Развитие новых технологий и их широкое применение в гуманитарных дисциплинах делает применение инновационного подхода к обучению особо значимым и актуальным в
системе высшего образования. В последнее время данные методы инновационного характера все чаще применяются на занятиях гуманитарных дисциплин, в частности, педагогики и психологии. Несмотря на сравнительно небольшое время существования информатизации занятий, в нашем институте уже появились высокие показатели эффективности применения инновационных технологий в технических кабинетах с применением интернет доступа и компьютерного оборудования.
В своей практической деятельности при проведении занятий по гуманитарным дисциплинам, такие как педагогика и психология, мы используем отдельные элементы дистанционного обучения, накладывая его на рамки традиционной очной формы. Это может быть выражено в прохождении промежуточного и итогового компьютерного тестирования, получении информационных материалов по сети, выполнении и отправки самостоятельных заданий с использованием сетевых технологий, дистанционного консультирования с преподавателем и т.п.
Семестровый курс «Педагогика и психология», который обеспечивает кафедра «Иностранные языки, педагогика и психология» Ташкентского педиатрического медицинского института, состоит из 4 часов лекционных и 30 часов лабораторных занятий на каждую группу студентов 1-го курса факультета Первого факультета педиатрии. Целью данного курса является ознакомление студентов с педагогическими технологиями обучения и обработки информации средствами компьютерного оборудования.
Основными задачами курса являются:
• ознакомление студентов с основами педагогики и дидактики посредством интерактивных методов обучения;
• ознакомление студентов с инновационными технологиями обучения, в частности, с дистанционным методом обучения посредством интернет-ресурсов;
• развитие навыков и умений профессионального мастерства ведения урока посредством интернет-приложений.
Данный курс предполагает приобретение навыков уверенной работы в дистанционном методе обучения, освоение педагогических технологий работы с учащимися с учетом исполь-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
зования компьютерной техники и интернет-ресурсов, проведение анализа информации и выполнения расчетов с использованием электронных таблиц с графической интерпретацией результатов и подготовкой компьютерных презентаций.
При изучении курса «Педагогика и психология» студенты приобретают следующие знания: осознание значимости использования компьютерных средств и интернет-ресурсов для эффективной результативности учебного процесса.
В процессе преподавания вышеуказанной дисциплины студенты не только получают знания по педагогике и методике преподавания, но и осваивают инновационный методы, в данном случае компьютеризованный и интерактивный.
Разработка компьютерных технологий, обладающих широкими возможностями, привела к переоценке целей разработки программных обучающих средств, основной задачей которых является получение информации и формирование знаний в гуманитарной дисциплине, в данном случае педагогике, закрепление навыков, умений, контроля и тестирования.
Основными трудностями при использовании инновационных технологий являются низкий уровень знаний и навыков работы с компьютерными технологиями у студентов 1 курса, отсутствие базовых понятий и теоретических знаний по интерактивным методам обучения. Соответственно решением вышеуказанных проблем мы считаем регулярность применения компьютерных технологий, интерактивных методов обучения на занятиях по педагогике и психологии. К примеру, среди студентов на сегодняшний день, интерактивный метод «Рыбий скелет» становится популярным благодаря логичности и краткости учебного материала. Для преподавателей нашей кафедры стали подспорьем в обучении студентов такие компьютерные технологии, как проектор и белая доска, что требует значительно меньше времени и интенсифицирует учебный процесс.
На кафедре «Иностранные языки, педагогика и психология» Ташкентского педиатрического медицинского института с учетом зарубежного опыта разрабатывается проектный метод применения данных технологий. В настоящее время ведётся разработка методических рекомендаций по данной теме.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет:
1. Полностью проводить весь курс обучения по «Педагогике и психологии» в компьютерном кабинете (включая лекции, практические занятия и контроль усвоения материала).
2. Оперативно редактировать лекционный материал с учетом новых данных, которые появляются в данной дисциплине.
3. Совершенствовать методы изложения учебного материала на основе анализа результатов периодического тестирования (текущий контроль) по пройденным темам.
4. Предоставлять студентам возможности изучения лексического материала и выполнения заданий практического материала.
5. Проводить текущий и итоговый контроль освоения знаний посредством тестовых заданий.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий на примере учебного курса «Педагогика и психология» позволяет существенно повысить качество образования и облегчить труд преподавателя, предоставив тем самым возможность дальнейшего повышения качества знаний.
Составлению четких целей с учетом инновационных и компьютеризованных технологий помогает таксономия учебных целей, самая распространенная из которых - таксономия учебных целей американского педагога-ученого Б.Блума1. Б.Блум приводит основные категории учебных целей - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка и соответствующие им навыки, которые помогают сформулировать цель и оценить умения учащихся (таблица 1).
Сегодня, когда информационные технологии практически каждый день изменяют нашу жизнь, подход к обучению также претерпевает ряд изменений. Так, австралийский педагог Аллан Каррингтон доработал таксономию Блума, и создал Pedagogy Wheel (Педагогическое колесо)3, внеся в нее приложения из Интернета, которые помогают наилучшим образом помочь студентам расширить и углубить свои знания и умения. Такое Педагогическое колесо,
1 Каррингтон Аллан. Педагогическое колесо. Режим доступа: amynelson.net
2 Там же.
3 Там же.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 35
ч_У
Таблица 1. Таксономия Б.Блума1.
№ Категории Навыки
1 Знание Воспроизвести, зафиксировать, информировать, называть, написать, описать, отличить, распознать, рассказать, повторить
2 Понимание Аргументировать, заменить, конкретизировать, обозначить, объяснить, переводить, преобразовать, проиллюстрировать, прокомментировать, раскрыть
3 Применение Внедрить, вычислить, демонстрировать, использовать, обучать, определить, осуществлять, рассчитать, реализовать, решить
4 Анализ Вывести, выделить, дифференцировать, классифицировать, предложить, предсказать, разложить, распределить, проверить, сгруппировать
5 Синтез Изобретать, обобщить, планировать, разработать Систематизировать, скомбинировать, составить
6 Оценка Диагностировать, доказать, измерить, обосновать, одобрить, оценить, проверить, проконтролировать, сопоставить, сравнить
как считают многие исследователи, должно быть на стене каждой классной комнаты (рисунок 1).
Как видно на рисунке, ядро Колеса составляет модель выпускника, которая включает в себя - компетентность, самостоятельность, цель. Далее расположены категории Блума. Единственное изменение: автор соединил две категории - знание и понимание - в одну, далее анализ, синтез и оценка. Следующий круг - навыки действия для каждого уровня. Например, для оценки используются пункты: обсудить, ранжировать, обосновать, сделать выводы, отстоять, решить и т.д. Далее Аллан Каррингтон вводит современные виды деятельности для каждой категории, например: для категории Анализ это будут - анкетирование, создание рекламы, схемы, диаграммы, работа с электронными таблицами. Далее добавляются сами приложения, с помощью которых студенты могут выполнить задания - Skype, Opera, Youtube, FB, Videoshop, adobe Photoshop Light room, Corel Draw Graphics Suit, Whats App, Viber, KMP layer, Excel, Power Point, Mind Map и многие другие. Таким образом, имея такое Педагогическое колесо под рукой, преподаватели смогут связать теоретические и практические знания во время планирования урока и использовать его для расширения конкретных практических навыков у студентов. Студентам, в свою очередь, будут понятны цели занятия и каких результатов они должны достичь.
Другим аспектом использования инновационных методов в обучении является подход, основанный на «применении интерактивности учебных групп», который создает среду, где новые знания появляются и распространяются как результат коллективной работы студентов в учебных группах. Основное положение
этой модели заключается в том, что наибольший успех и изменение модели мышления и отношения к учебной деятельности может быть достигнуто именно при подходе с применением интерактивных учебных групп. В рамках интерактивной учебной группы опыт и существующие знания явным образом включаются в процесс передачи знаний, приводя, таким образом, к появлению новых знаний.
Подход к преподаванию, основанный на применении интерактивных методов обучения, является наиболее эффективным при решении задач и проведении исследований, где четко сформулированная цель обучения состоит в создании новых знаний на основе существующих и творческое применение этих знаний для решения новых задач. К примеру, интерактивная работа в учебной группе по методу мозгового штурма не только способствует выявлению новых знаний и формированию навыков обобщения у студентов, но и развивает чувство коллективной работы, сплоченности и командного духа.
Роль преподавателя при применении интерактивных учебных групп состоит в том, чтобы максимально способствовать распространению информации и знаний среди учащихся в отличие от простого контроля над подачей материала и ходом обучения. В связи с этим преподаватель должен обеспечивать прямую ответную реакцию на деятельность учащихся, а также создавать благоприятную атмосферу для интерактивного взаимодействия между учащимися.
Подход к преподаванию, основанный на применении интерактивных учебных групп, все чаще применяется даже в тех случаях, когда целью обучения не является генерирование новых знаний. Некоторые исследования пока-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
Рисунок 1. Педагогическое колесо1.
зали, что этот подход дает прекрасные результаты, когда целью обучения становятся «передача информации» или «приобретение навыков и умений». Студенты, активно участвующие в учебных группах, проявляют способности к выработке эффективных логических стратегий, предлагают большее разнообразие идей, приобретают критическое мышление и больший творческий потенциал по сравнению с индивидуальным или конкурентным обучением. Модель «применение интерактивных учебных групп» имеет еще и преимущества вторичного характера, такие как создание благоприятных условий для увеличения доли коллективной
работы, а также развитие у студентов умения слушать и общаться с сокурсниками.
Выводы.
Сейчас на практике происходит объединение этих двух инновационных технологий в виде реализации сетевых проектов для студенческих групп и это дает очень неплохие результаты, хотя и наблюдается недостаточность теоретических исследований и разработок на эту тему. К примеру, М.Карпенко считает, что обеспечение доступа всех к информационным технологиям позволит модернизировать современное обра-зование2.
Хотя реализация на практике инновационных технологий предполагает заполнение учебных
1 Каррингтон Аллан. Педагогическое колесо. Режим доступа: amynelson.net
2 Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии. // Социс, 2002, № 2.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)
заведений техническими средствами, оно бесполезно без соответствующей квалификации преподавателя1. Из этого следует, что оснащение учебных заведений компьютерами и подключение к сети Интернет, хотя и являются основой модернизации, не полностью решают задачу обновления и модернизации в системе образования. Соответственно копирование зарубежного опыта и его экстраполяция на отечественную образовательную среду является одной из главных задач применения инновационных технологий в системе обучения гуманитарных дисциплин в непрофильном вузе.
Согласно синергетической парадигме, образование - система открытая, в которой инновации дополняют существующую традиционную систему. Образование, являясь синтезом практики когнитивного принятия модернизированных технологий и реализации традиционной
модели, инновационным ещё не является2. Причина в том, что в кризисные периоды ищут убежища в традициях3. Императив инновационных технологий с акцентом на изменившийся статус субъекта образования должен обеспечить модернизацию общества в целом. Система образования должна стать открытой для инноваций, т.к. они лежат в основе рождения новых знаний, которые являются источником модернизации и обновления общества. Анализ современного состояния образования позволяет наметить задачи на перспективное развитие. Следует интенсивно внедрять результаты педагогических исследований в образовательную практику. На основе инновационного развития образование сможет дать опережающий ответ на стратегические требования времени.
Список литературы:
1. Абасов З. Инновации в образовании и синергетика. // Alma-mater, 2007, № 4. -С. 3-7.
2. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии. // Высшее образование в России, 2001, № 4. -С. 138-145.
3. Базы данных: модели, разработка, реализация. / Т.С.Карпова. - Спб.: «Питер», 2001. -С. 304.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: «Академия», 2003.
5. Зеев Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование. / Педагогика, 2002, № 3. -С. 16.
6. Каррингтон Аллан. Педагогическое колесо. Режим доступа: amynelson.net
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.
8. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии. // Социс, 2002, № 2.
9. Акбарова С.Н., Юлдашева С.М. Применение интерактивных методик в цикловых занятиях как «методика профессионального обучения». // Теория и практика современной науки, 2017, № 1(19).
10. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. - М.: «Информатика и образование»,1999.
11. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М.: «Высшая школа», 1986. -С. 133.
1 Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М.: «Высшая школа», 1986. -С. 133.
2 Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии. // Высшее образование в России, 2001, № 4. -С. 138-145.
3 Абасов З. Инновации в образовании и синергетика. // Alma-mater, 2007, № 4. -С. 3-7.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 2(75)