Научная статья на тему 'Инновационные технологии нейрореабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями'

Инновационные технологии нейрореабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
439
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии нейрореабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями»

позы в этом положении; - образцы модулей в РПК «Атлант» методом кинезотерапии для удержания позы на коленях и четвереньках; -образци модулей для тренинга навыков ползания; - образцы модулей в устройстве «Атлант» для удержания позы стоя в модифицированной позе медведя; - образцы модулей кинезотерапии для тренинга навыков ходьбы в устройстве «Атлант» и можно сочетать при достижении функции стояния с техническим средством «Гравистат» и «Корвет». При сопутствующих речевых функций тренинг методом кинезотерапии в РПК «Атлант» на стимуляцию мышц лица, сто-мы, языка, глотки, приемами флексия, экстензия, абдукция, ротация и стречь рефлексами проводится логопедом за 2 часа до основного тренинга на удержание позы и функции контролируемой мобильности мышц туловища и конечностей. При выраженной спастичности, стабильной гемодинамики, отсутствии судорожной активности выше описанные методики можно сочетать с иммерсионной ванной, седа-тивным точечным массажем, иглорефлесотерапией. Время занятий с одним пациентом занимает с подготовкой технических средств 40-50 минут. Стимуляцию различных анализаторов и жизненно важных функций, улучшение восприятия, коммуникации и др. у данной категории больных ДЦП выше названные методики необходимо сочетать как облигатное средство реабилитации методом кондуктивной педагогики. У категории больных ДЦП с нарушениями двигательных и речевых функций по шкале ОМБЗ 2,3 также используются метод кинезотерапии в РПК «Атлант» с основной задачей для координированной ходьбы и сложно-жифференцированных движений, который может использоваться с тренажерами для руки, конечностей, туловища и других средств влияющих на: - профилактика спастики и восстановление мобильности; - предупреждение контрактур, пролежней; - восстановление активности в повседневной жизни и коммуникации; - повышение социальной адаптации. С пациентом на всех этапах реабилитации рекомендуется проводить реабилитационные мероприятия индивидуально, особенно это касается занятий с использованием специальных нейродинамических методов, сущность действий которых построена на нейрофизиологическую основе движений и активизации ЦНС, их свойства также распространяются при нарушениях функций мочевого пузыря: при диссинергии, гиперрефлексии мочевого пузыря, недержании мочи, задержки мочеотделения. Поэтому для профилактики и восстановления функции тазовых органов можно и нужно, как патогенетически обоснованное средство применять метод «кинезотерпии в медико-кондуктивной реабилитации». С помощью спирально-диагональных образцов с нижних конечностей, в комбинации с двигательными образцами туловища, в разных исходных положениях, стимулируются мышцы промежности и тазового дна, что активизирует ЦНС и спинальные центры: - и.п.на

спине, активно-пассивное поднятие таза, ротация таза изометрическое сопротивление; паттерн для восстановления реципрокности детрузора и наружного сфинктра мочевого пузыря; - на четвереньках, образец движения «динамический стабилизирующий реверс» унила-теральная модели для нижних конечностей, от отведения к приведению на дозированном сопротивлении 3-4 раза в день 3-5 мин. в определенное время соответственно режиму приема жидкости; - сидя, флексия и экстензия туловища на сопротивление, мануальный контакт область надплечья - стимуляция проприорецепторов мышц тазового дна и промежности; - лежа, сидя, контр-латеральные образцы для конечностей в комбинации с флексией или экстензией туловища на дозированном сопротивлении с последующим расслаблением, активным движением без сопротивления; - касательный стимул при помощи кисточки область внутренних поверхностей бедер, промежности, крестец; - положение на боку, образец движения "ритмическая ротация для нижней конечности", лежащей сверху, мануальный контакт нижней трети голени, верхней трети бедра. Оснащение кабинетов кинезотерапии, эрготерапии, кондуктивной терапии: - Стол Бобат для проведения кинезотерапии с гидравлическим управлением высоты. - Вертикализатор. - Опорные брусья для ходьбы, лесенка. - Ходунки, костыли, нейро-ортопедический костюм "Атлант", функциональный стол на основе БОС. - Сенсорное оборудование (терапевтические мячи, дидактические наборы для развития когни-тивных функций, сенсорная комната). - Фрагменты кухни с функциональными столовыми приборами для приема и обработки пищи, модули бытовой комнаты, ванная, душ, туалет, с безбарьерной инфраструктурой (поручни, приспособления при пользованием ванной, душем, коляской). - Столы-кресла для кормления, ширмы, позиционные модули, световые дорожки, музыкальные центры; - Рекреационное оборудование, настольные и другие адаптированные спортивные игры на координацию, мотивацию, ловкость. - Адаптированные мини мастерские для арт-терапии, театр студия и др. - Дидактические пособия для тренинга речи, навыков письма, счета, рисования: - Формализованные карты кондуктивной терапии, по бытовым и когнитивным навыкам отражающие результаты проведенных тренингов. Выводы. 1. Выше обозначенные методы, патогенетическую основу которых заложили выдающиеся ученые клиницисты Шеррингтон, Г Кабат, должны быть приоритетными в комплексной реабилитации детей ДЦП. 2. Реабилитационные центры, отделения для неврологических больных с двигательными и когнитивными нарушениями должны иметь специальное реабилитационное оборудование, оснащение и подготовленные кадры, владеющие методом кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации и методом кондуктивной терапии.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ОНМК МЕТОДОМ КИНЕЗИОТЕРАПИ В МЕДИКО-КОНДУКТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ БОЛЕЗНИ

Исанова В.А.

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», Казань, Россия

Восстановление жизненно важных функции при повреждении ЦНС, даже в случаях стойких анатомо-морфологических дефектав, возможно путем реорганизации структурно-функциональных связей головного мозга. Адаптивные свойства ЦНС могут послужить основой воздействия на иерархические структуры, реализующие ранее утраченные функции. В этой связи, метод кинезотерапии в медико-кондуктивной ребилитации неврологических больных является естественным катализатором саногенеза и может оказывать существенное влияние на пластические свойства ЦНС. Воздействия на ЦНС через проприоцептивную стимуляцию оральных мотонейронов позволяют активизировать кору головного мозга, уровень сознания, ускорить процессы восстановления анатомо-морфологических повреждений ЦНС и достичь «аттрактора», состояния равновесия при котором разные части системы взаимно адаптированы. Авторский метод кине-зотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями, имеет свойства временной и пространственной суммации импульсов, и влияет на механизмы ау-торегуляции альфа-гамма мотонейронной системы на всех уровнях ЦНС. Для оценки эффективности разработанного метода на раннем этапе реабилитации были взяты пациенты с ОНМК в системе средней мозговой артерии, с локализацией очага в правом полушарии головного мозга. В контрольной группе было 5 пациентов, идентичных по заболеванию, степени тяжести пареза, с локализации ишемического очага в правом полушарии. Больные основной группы: - пациентка, возраст 67 лет, с ОНМК в системе средней мозговой артерии, лево-стороний гемипарез по шкале NIH Stroke Skale в руке 4 балла, в ноге 3 балла, уровень бодрствования 2 балла, ответы на вопросы 1 балл. -пациенты, мужчины в возрасте 57-64 лет, ОНМК в системе средней мозговой артерии, правом полушарии, левостороний гемипарез, по

шкале NIH Stroke Skale: у 2 пациентов в руке 2 балла, в ноге 1 балл, уровень активности, 0 баллов, ответы на вопросы 0 баллов. У остальных, 2 пациентов парез в руке 3 балла, в ноге 1 балл, уровень активности 0 баллов, ответы на вопросы адекватные 0 балла. Всем пациентам основной группы, применялась система последовательных упражнений, выполненных в спирально-диагональном модуле двигательного паттерна, в соответствии с онтогенезом механизма развития двигательных функций. В методе кинезотерапии, особое внимание уделялось проведению проприоцептивной стимуляции мимической мускулатуру, мышц стомы, языка, шеи и диафрагмы. Контрольной группе пациентов применялась общепринятые схемы реабилитации: ЛФК, массаж, физиотерапия. По результатам реабилитации методом кинезотерапии в РПК «Атлант» в основной группе больных у всех существенно восстановился мышечный тонус в конечностях и уменьшился парез и активизировался уровень сознания. У пациентки по шкале NIH Stroke Skale в руке левосторонний гемипарез: в руке стал 2 балла, в ноге сохраняется 1 балл, уровень бодрствования 0 баллов, ответы на вопросы 0 баллов. По шкале NIH Stroke Skale у одного степень пареза стал 1 балл в руке, в ноге сохраняется 1 балл, уровень активности 0 баллов, ответы на вопросы 0 баллов, у 3 пациентов, парез в руке стал 2 балл, в ноге 0 балл, уровень активности 0 баллов, ответы на вопросы адекватные. В контрольной группе существенные положительные изменения были у одного пациента, где степень пареза в руке уменьшилась с 3 до 2 баллов. Выводы. Для оптимизации восстановления двигательных функций и активности сознания у пациентов с ОНМК необходимо использовать патогенетические методы физической реабилитации, метод кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации и РПК «Атлант» в методе, начиная с раннего периода болезни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Исанова В.А.

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Кафедра неврологии и нейрохирургии ФПК И ППС

Актуальность. В литературе уделено внимание данным томогра- функциональное выздоровление после ишемических нарушений фических исследований головного мозга, которые показали, что связано с процессами значительной реорганизации церебральной

активности. Эти результаты помогают внести ясность в механизмы спонтанного излечения некоторых больных и позволяют ещё раз обратить внимание на значимость для активизации ЦНС, патогенетических технологий, в частности физических методов проприоцеп-тивной стимуляции, существенно влияющих на функциональную пластичность мозга и на ускорение восстановления структурных и функциональных систем. Цель: разработать систему реабилитационных мероприятий с использование метода «Кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями» в комплексе с нейро-ортопедическим устройством «Атлант». Материалы: Для тренинга были взяты больные в рези-дуальном периоде болезни, после ОНМК от одного до трех месяцев 13 пациентов, в возрасте от 50 до 70 лет (мужчин-10, женщин-3) и 20 пациентов с различными формами ДЦП возрасте старше 16 лет. Все больные имели трудности ходить самостоятельно до 50 метров, имели нарушения в симметрии шага и скорости передвижения. Контрольную группу больных, которым проводилась реабилитации средствами ЛФК, массажа и физиотерапии составили 25 больных, в возрасте от 27 до 40 лет с двигательными нарушениями с заболеваниями ДЦП и после инсульта. Методы: системный подход в комплексной реабилитации с использованием поэтапной комбинации кинезотерапии и устройства РПК «Атлант» в методе. Для всех пациентов акцент в тренинге делался на позно-тонический контроль, умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, приблизить походку к физиологическому двигательному стереотипу через симметрию и скорость шага. В этих целях выборочно использовались отдельные тесты по Боханнон, Брадстатера. В тренинге по удержанию пациентом правильной позы в ортопедическом устройстве «Атлант» тренировали внимание на выпрямление осанки, опору на полную стопу и перекату с пятки на полную стопу в первой фазе двойного шага, когда нога находиться впереди тела. На первом этапе, методом кинезотерапии, с помощью специфических образцов спирально-диагональных моделей движений в методе, осуществляется тренинг на инициацию правильных фрагментов ходьбы,

тренировалась способность удержания пациентом конечностей и туловища в заданной позе. Использовались приемы кинезотерапии по ритмической стабилизации и контролируемой мобильности в исходном положении лежа, на четвереньках, сидя и в модифицированной позе «медведя Степень физической поддержки от ассистента была от состояния супраспинального двигательного контроля у пациента. Двигательные образцы пациентом выполнялись на уровне мышечного синергизма, суммация их импульсов стимулировала слабые мышцы и их активное сокращение, тем самым функционально пациенту обеспечивались условия для активных действий. На втором этапе, для тренинга правильной ходьбы использовался реабилитационный костюм «Атлант», его апроксимирующее воздействие натяжных устройств (камер под давлением) на мышечно-связочный и суставной аппарат усиливает импульсы проприорецепторов и улучшает функцию двигательных центров всех трех уровней ЦНС. Пациент способен уже на первой процедуре удерживать правильную позу и передвигаться правильно. Результаты. тренинга оценивались по FAC-категории независимости в ходьбе, а также по показателям скорости шага, длины шага, его амплитуды, и длительности пройденного расстояния. Выводы. 1. Использование метода кинезотерапии и реабилитационное устройство «Атлант» в реабилитации больных с неврологическим двигательным дефицитом показали, что после проведённой реабилитации шагающие способности имело место у всех реабилитируемых больных методом кинезотерапии в комплексе с устройством РПК «Атлант». 2. Тренинг пациентов имеющих нарушения двигательных функций методом кинезотерапии и нейро-ортопедического устройства «Атлант» позволяет достичь высокого уровня их реабилитации, восстановить функциональную независимость и ускорить социально-трудовую реадаптацию больных. 3. Постоянные и последовательные тренировки больных с двигательными нарушениями способны восстановить правильную ходьбу у 24% наблюдавшихся больных, физиологичный двигательный стереотип -у 23%, увеличение скорости ходьбы имелось у всех наблюдавшихся пациентов основной группы.

КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Исанова В.А.

Казанский государственный медицинский университет

В XVIII в. А.Н. Радищев писал: "Учителю нужно не токмо обучать наукам, но и знать законы, управляющие душой ребенка, и их материальную сущность". Во второй половине XIX в. вопросами лечения и обучения как нормальных, так и аномальных детей в частности умственно отсталых были заинтересованы ряд отечественных ученых, Н.И. Пирогов, Б.П. Томашев, В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский, П.И. Кащенко, за рубежом - Г. Модзли, В. Грезингер, Й. Цаперт и др. В настоящее время особенно актуальным стал вопрос о взаимоотношении естественных и общественных наук. Однако чтобы полностью разрешить ряд сложных вопросов, связанных с раскрытием природы дефекта, педагогика должна прибегнуть к помощи смежных наук, физиологии, медицины и некоторых отраслей технического знания. Следует помнить, что развитие педагогической науки в историческом аспекте проходило в острой борьбе со схоластами от педагогики, пытавшимися строить воспитание и обучение подрастающего поколения, игнорируя природу ребенка, его соматические и психические особенности. Прогрессивные деятели педагогической науки во всех странах всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века известный славянский педагог Я. Коменский в своем труде "Великая дидактика" резко осуждал подобные схоластические взгляды. Он указывал, что нередко педагоги оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию! Педагог же, приступая к воспитанию и обучению ребенка, часто не интересуется психическими и физиологическими особенностями натуры ребенка тяжелые дефекты чаще всего. Опыт показывает, что чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше и активнее дети включаются в полезную трудовую деятельность, познают внешний мир и получают определенные знания, которые помогают социализироваться в общественно-полезной среде. Без специальных приемов и методов лечения и обучения такой ребенок становится беспомощным, неспособным самостоятельно жить и трудиться. Учения академика И. П. Павлова о высшей нервной дёя-тельности, значении пластичности ЦНС, раскрывает указывает на закономерности для качественного лечебного и педагогического процесса. Поэтому наша главная задача на современном этапе социально-государственного устройства сделать все возможное, чтобы создать работающую систему комплексной непрерывную, высокотехнологическую реабилитации "иных деток" на межведомственном уровне. Направить усилия разных ведомств в одно единое русло, на основе единых подходов социализации детей и взрослых, с использованием уникальных разработок отечественных и зарубежных методов, обеспечивающих в реалии позитивные и существенные измене-

ния их качества жизни с гарантией на определенную степень их независимости от окружающих. Такой вектор оптимизации реабилитационных процессов, требует от нас глобальной перестройки организационного и методологического взаимодействия в системе учреждений всех ведомств. К этому надо идти через диалог на предмет совместной деятельности и разработки нормативных документов. В этом плане сделан первый шаг по проекту фонда «Дитя Вселенной». В Омске, организована система реабилитационных учреждений, работающих на преемственной и межведомственной основе, где программа реабилитация для ребенка инвалида, имеет единую, научно-обоснованную методологию, которая опирается на отечественный и зарубежный опыт реабилитации, существенно влияющий на качество жизни реабилитируемого. Головным центром в этой системе учреждений является научно-практический центр «Рассвет» в Омске, где реабилитация представлена в алгоритме последовательных мероприятий, в содержание которого входит, прежде всего, диагностика ребенка, выявляются проблемы психофизического развития, далее разрабатывается программа реабилитации на основе нейродинамиче-ских методов кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных и «кондуктивной терапии». Заполняются формализованные кондуктивные карты реабилитации: по предметно-бытовой, физической, рекреационной, логопедической реабилитации, с оценкой для контроля эффективности таких показателей МКФ, как мобильность, коммуникация, речь, способность к обучению, способность и навыки к самостоятельному образу жизни. Методы работают на нейрофизиологических механизмах активизации ЦНС, ее способность реорганизовать свою работу в направлении устранения нарушенных жизненно-важных функций. Нельзя также забывать и точку зрения крупнейшего нейрофизиолога Ч.С. Шеррингтона, что психическая деятельность человека управляется законами высшего Разума, что недоступно пониманию ума человека. Выводы. 1. Для достижения эффективности реабилитации с интеграцией ребенка инвалида в социально-полезную среду необходимо использовать патогенетические подходы и методы реабилитации на стыке междисциплинарной интеграции медицины и специальной педагогики, на основе разработанных отечественных технологий метода кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными и когнитивными нарушениями и Устройства «Атлант» в методе. 2. Разработать систему обучения специалистов образовательной сферы методам кондуктивной терапии и внедрять их в практику образовательных учреждений для реабилитации детей с ограниченными возможностями с последующей их интеграцией в систему учреждений инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.