Научная статья на тему 'Комплексная медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты'

Комплексная медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты»

активности. Эти результаты помогают внести ясность в механизмы спонтанного излечения некоторых больных и позволяют ещё раз обратить внимание на значимость для активизации ЦНС, патогенетических технологий, в частности физических методов проприоцеп-тивной стимуляции, существенно влияющих на функциональную пластичность мозга и на ускорение восстановления структурных и функциональных систем. Цель: разработать систему реабилитационных мероприятий с использование метода «Кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями» в комплексе с нейро-ортопедическим устройством «Атлант». Материалы: Для тренинга были взяты больные в рези-дуальном периоде болезни, после ОНМК от одного до трех месяцев 13 пациентов, в возрасте от 50 до 70 лет (мужчин-10, женщин-3) и 20 пациентов с различными формами ДЦП возрасте старше 16 лет. Все больные имели трудности ходить самостоятельно до 50 метров, имели нарушения в симметрии шага и скорости передвижения. Контрольную группу больных, которым проводилась реабилитации средствами ЛФК, массажа и физиотерапии составили 25 больных, в возрасте от 27 до 40 лет с двигательными нарушениями с заболеваниями ДЦП и после инсульта. Методы: системный подход в комплексной реабилитации с использованием поэтапной комбинации кинезотерапии и устройства РПК «Атлант» в методе. Для всех пациентов акцент в тренинге делался на позно-тонический контроль, умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, приблизить походку к физиологическому двигательному стереотипу через симметрию и скорость шага. В этих целях выборочно использовались отдельные тесты по Боханнон, Брадстатера. В тренинге по удержанию пациентом правильной позы в ортопедическом устройстве «Атлант» тренировали внимание на выпрямление осанки, опору на полную стопу и перекату с пятки на полную стопу в первой фазе двойного шага, когда нога находиться впереди тела. На первом этапе, методом кинезотерапии, с помощью специфических образцов спирально-диагональных моделей движений в методе, осуществляется тренинг на инициацию правильных фрагментов ходьбы,

тренировалась способность удержания пациентом конечностей и туловища в заданной позе. Использовались приемы кинезотерапии по ритмической стабилизации и контролируемой мобильности в исходном положении лежа, на четвереньках, сидя и в модифицированной позе «медведя Степень физической поддержки от ассистента была от состояния супраспинального двигательного контроля у пациента. Двигательные образцы пациентом выполнялись на уровне мышечного синергизма, суммация их импульсов стимулировала слабые мышцы и их активное сокращение, тем самым функционально пациенту обеспечивались условия для активных действий. На втором этапе, для тренинга правильной ходьбы использовался реабилитационный костюм «Атлант», его апроксимирующее воздействие натяжных устройств (камер под давлением) на мышечно-связочный и суставной аппарат усиливает импульсы проприорецепторов и улучшает функцию двигательных центров всех трех уровней ЦНС. Пациент способен уже на первой процедуре удерживать правильную позу и передвигаться правильно. Результаты. тренинга оценивались по FAC-категории независимости в ходьбе, а также по показателям скорости шага, длины шага, его амплитуды, и длительности пройденного расстояния. Выводы. 1. Использование метода кинезотерапии и реабилитационное устройство «Атлант» в реабилитации больных с неврологическим двигательным дефицитом показали, что после проведённой реабилитации шагающие способности имело место у всех реабилитируемых больных методом кинезотерапии в комплексе с устройством РПК «Атлант». 2. Тренинг пациентов имеющих нарушения двигательных функций методом кинезотерапии и нейро-ортопедического устройства «Атлант» позволяет достичь высокого уровня их реабилитации, восстановить функциональную независимость и ускорить социально-трудовую реадаптацию больных. 3. Постоянные и последовательные тренировки больных с двигательными нарушениями способны восстановить правильную ходьбу у 24% наблюдавшихся больных, физиологичный двигательный стереотип -у 23%, увеличение скорости ходьбы имелось у всех наблюдавшихся пациентов основной группы.

КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Исанова В.А.

Казанский государственный медицинский университет

В XVIII в. А.Н. Радищев писал: "Учителю нужно не токмо обучать наукам, но и знать законы, управляющие душой ребенка, и их материальную сущность". Во второй половине XIX в. вопросами лечения и обучения как нормальных, так и аномальных детей в частности умственно отсталых были заинтересованы ряд отечественных ученых, Н.И. Пирогов, Б.П. Томашев, В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский, П.И. Кащенко, за рубежом - Г. Модзли, В. Грезингер, Й. Цаперт и др. В настоящее время особенно актуальным стал вопрос о взаимоотношении естественных и общественных наук. Однако чтобы полностью разрешить ряд сложных вопросов, связанных с раскрытием природы дефекта, педагогика должна прибегнуть к помощи смежных наук, физиологии, медицины и некоторых отраслей технического знания. Следует помнить, что развитие педагогической науки в историческом аспекте проходило в острой борьбе со схоластами от педагогики, пытавшимися строить воспитание и обучение подрастающего поколения, игнорируя природу ребенка, его соматические и психические особенности. Прогрессивные деятели педагогической науки во всех странах всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века известный славянский педагог Я. Коменский в своем труде "Великая дидактика" резко осуждал подобные схоластические взгляды. Он указывал, что нередко педагоги оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию! Педагог же, приступая к воспитанию и обучению ребенка, часто не интересуется психическими и физиологическими особенностями натуры ребенка тяжелые дефекты чаще всего. Опыт показывает, что чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше и активнее дети включаются в полезную трудовую деятельность, познают внешний мир и получают определенные знания, которые помогают социализироваться в общественно-полезной среде. Без специальных приемов и методов лечения и обучения такой ребенок становится беспомощным, неспособным самостоятельно жить и трудиться. Учения академика И. П. Павлова о высшей нервной дёя-тельности, значении пластичности ЦНС, раскрывает указывает на закономерности для качественного лечебного и педагогического процесса. Поэтому наша главная задача на современном этапе социально-государственного устройства сделать все возможное, чтобы создать работающую систему комплексной непрерывную, высокотехнологическую реабилитации "иных деток" на межведомственном уровне. Направить усилия разных ведомств в одно единое русло, на основе единых подходов социализации детей и взрослых, с использованием уникальных разработок отечественных и зарубежных методов, обеспечивающих в реалии позитивные и существенные измене-

ния их качества жизни с гарантией на определенную степень их независимости от окружающих. Такой вектор оптимизации реабилитационных процессов, требует от нас глобальной перестройки организационного и методологического взаимодействия в системе учреждений всех ведомств. К этому надо идти через диалог на предмет совместной деятельности и разработки нормативных документов. В этом плане сделан первый шаг по проекту фонда «Дитя Вселенной». В Омске, организована система реабилитационных учреждений, работающих на преемственной и межведомственной основе, где программа реабилитация для ребенка инвалида, имеет единую, научно-обоснованную методологию, которая опирается на отечественный и зарубежный опыт реабилитации, существенно влияющий на качество жизни реабилитируемого. Головным центром в этой системе учреждений является научно-практический центр «Рассвет» в Омске, где реабилитация представлена в алгоритме последовательных мероприятий, в содержание которого входит, прежде всего, диагностика ребенка, выявляются проблемы психофизического развития, далее разрабатывается программа реабилитации на основе нейродинамиче-ских методов кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных и «кондуктивной терапии». Заполняются формализованные кондуктивные карты реабилитации: по предметно-бытовой, физической, рекреационной, логопедической реабилитации, с оценкой для контроля эффективности таких показателей МКФ, как мобильность, коммуникация, речь, способность к обучению, способность и навыки к самостоятельному образу жизни. Методы работают на нейрофизиологических механизмах активизации ЦНС, ее способность реорганизовать свою работу в направлении устранения нарушенных жизненно-важных функций. Нельзя также забывать и точку зрения крупнейшего нейрофизиолога Ч.С. Шеррингтона, что психическая деятельность человека управляется законами высшего Разума, что недоступно пониманию ума человека. Выводы. 1. Для достижения эффективности реабилитации с интеграцией ребенка инвалида в социально-полезную среду необходимо использовать патогенетические подходы и методы реабилитации на стыке междисциплинарной интеграции медицины и специальной педагогики, на основе разработанных отечественных технологий метода кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными и когнитивными нарушениями и Устройства «Атлант» в методе. 2. Разработать систему обучения специалистов образовательной сферы методам кондуктивной терапии и внедрять их в практику образовательных учреждений для реабилитации детей с ограниченными возможностями с последующей их интеграцией в систему учреждений инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.