Научная статья на тему 'Инновационные технологии на уроках русского языка'

Инновационные технологии на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SMALL GROUP / OBSERVER / COOPERATION / WILLINGNESS TO LISTEN / OPPORTUNITY / PARTICIPANTS / STUDENTS / GROUP MEMBERS / CONTROL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАЛАЯ ГРУППА / НАБЛЮДАТЕЛЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОТОВНОСТЬ СЛУШАТЬ / ВОЗМОЖНОСТЬ / УЧАСТНИКИ / СТУДЕНТЫ / СОСТАВ ГРУППЫ / КОНТРОЛИРОВАТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматова Мафтуна Аминжоновна, Адилова Солияхон

В этой статье рассматривается методика образования малых групп, как одна из разновидностей педагогической технологий. Обосновывается эффективность применения данного метода. Даются некоторые рекомендации по организации малых групп, порядок выполнения заданий с использованием разных методов: после завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения заданий, наиболее эффективная «конфигурация» группы, защищая свою точку зрения, обсудите итоги каждой презентации, на занятиях русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии на уроках русского языка»

PHILOLOGICAL SCIENCES

INNOVATIVE TECHNOLOGY IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

1 2

Rakhmatova M.A. , Аdilova S. (Republic of Uzbekistan) Email: Rakhmatova443@scientifictext.ru

Rakhmatova Maftuna Aminjonovna - Student, SERVICE AND ITS ORGANIZATIONS DEPARTMENT; Adilova Soliyakhon - Docent, FOREIGN LANGUAGE DEPARTMENT, SERVICE AND TOURISM FACULTY, SAMARKAND INSTITUTE OF ECONOMICS AND SERVICE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the method of education of small groups, as one of the types of educational technology. It justifies the effectiveness of this method. Some recommendations are given on organizing small groups on how to perform tasks using the method. After completing the work in groups, give the floor to the representatives of the groups to report the results of the task, the most effective "configuration" of the group, defending your point of view, discuss the results of each presentation in class russian language.

Keywords: pedagogical technology, small group, observer, cooperation, willingness to listen, opportunity, participants, students, group members, control.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА

12

Рахматова М.А. , Адилова С. (Республика Узбекистан)

Рахматова Мафтуна Аминжоновна - cmydeHm, кафедра сервиса и его организации; Адилова Солияхон - доцент, кафедра иностранного языка, факультет сервиса и туризма, Самаркандский институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается методика образования малых групп, как одна из разновидностей педагогической технологий. Обосновывается эффективность применения данного метода. Даются некоторые рекомендации по организации малых групп, порядок выполнения заданий с использованием разных методов: после завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения заданий, наиболее эффективная «конфигурация» группы, защищая свою точку зрения, обсудите итоги каждой презентации, на занятиях русского языка.

Ключевые слова: педагогическая технология, малая группа, наблюдатель, сотрудничество, готовность слушать, возможность, участники, студенты, состав группы, контролировать.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность работать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в

39 ■ European science № 1 (43)

большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую студенты не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один— вдвоем—все вместе» для быстрого взаимодействия.

Рекомендации по организации работы с малыми группами

Надо начать групповую работу не торопясь. Если у Вас или у студентов никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.

Необходимо уделить особое внимание студентов, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.

Когда студенты научатся работать в паре, нужно переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых студентов.

Старайтесь не включать в малую группу более пяти студентов.

В ходе работы группы Вам стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:

• Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

• Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

• Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадающих собственной?

• Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

• Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?

• Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?

Надо выбирать размер группы. По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому студенту больше возможностей внести в общую работу свой вклад.

Группы из двух человек. В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения

Еигореап БЫепсе № 1 (43) ■ 40

эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.

Группы из трех человек. При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее, такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

Группы с нечетным и четным количеством участников. В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.

Надо грамотно распределять учащихся по группам. Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых студентов, юношей и девушек. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Студенты проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Надо распределять роли внутри групп. При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:

• Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

• Регистратор (записывает результаты работы);

• Докладчик (докладывает результаты работы малой группы всей группе);

• Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

• Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

• Наблюдатель (может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

• Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику

группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.

Организуя групповую работу, надо обращать внимание на следующие её аспекты:

• Убедитесь, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать -студенты не станут прилагать усилий для выполнения задания.

• Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

• Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

• Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

• Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке — «плечом к плечу, глаза в глаза».

Порядок выполнения заданий с использованием метода «работа в малых группах». При подготовке задания для работы в малых группах продумайте

41 ■ Еигореап Баепсе № 1 (43)

ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы аудитории.

1 . Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудить со студентом, понятно ли им задание.

3. Выработать (или напомнить) правила работы в группах, например:

• Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

• Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

• Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

• Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

• Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

• Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

• Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

4. Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).

5. Разделите студентов на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.

6. Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.

7. После завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщения результатов выполнения задания. Поощряйте использование плакатов, таблиц, рисунков и других наглядных пособий. Вы сами можете создать таблицу для того, чтобы заносить в нее результаты выполнения задания разными группами.

8. Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могут задавать вопросы друг другу.

9. Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при работе в малых группах

Выводы и предложения.

> Работа в малых группах даёт возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

> Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность занятия, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса не целесообразно, так как не традиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у студентов интереса к предмету.

> Развивающий и воспитывающий потенциал работы в малых группах форма занятия можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у студентов интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций студента.

Еигореап Баепсе № 1 (43) ■ 42

Список литературы /References

1. Методическое пособие по русскому языку для студентов нефилологических факультетов Адилова С.А., Тертышников Н.Г., Норбоева Д.Ж. Самарканд, 2013.

Список литературы на английском языке /References in English

1. The methodical grant on Russian for students of non-philological faculties Adilova A.S., Tertyshnikov N.G., Norboeva D.J. Samarkand, 2013 [in Russian].

THE ROLE OF VOCABULARY IN LANGUAGE LEARNING Irgasheva Sh.S. (Republic of Uzbekistan) Email: Irgasheva443@scientifictext.ru

Irgasheva Shokhida Sadriddinovna - Senior Teacher, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF FINANCE, TASHKENT, UZBEKISTAN

Abstract: in this article we have looked at the difference between teaching language structure and teaching vocabulary. We have discussed how counts of frequency alone are not enough to determine what words should be taught. We have seen that knowing a word means more than just knowing its meaning. Even that is problematical since meaning includes sense relations and context, for example. To know a word we also need to know about its use, how it is formed and what grammatical behavior it provokes. Above all, in this article, we have approached the idea of how vocabulary teaching and learning need to be emphasized in order for students to be competent language users.

Keywords: vocabulary, teaching vocabulary, learning vocabulary, word selection, role-play.

РОЛЬ ЛЕКСИКИ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ Иргашева Ш.С. (Республика Узбекистан)

Иргашева Шохида Садриддиновнa - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье мы рассмотрели разницу между преподаванием языковой структуры и обучающей лексикой. Мы обсудили, что одних только показателей частоты недостаточно, чтобы определить, каким словам следует учить. Мы видели, что знание слова означает больше, чем просто знание его значения. Даже это проблематично, поскольку значение включает, например, чувственные отношения и контекст. Чтобы узнать слово, нам также необходимо знать о его использовании, как оно формируется и какое грамматическое поведение оно провоцирует. Прежде всего, необходимо подчеркнуть преподавание и изучение словарного запаса, чтобы студенты могли быть компетентными пользователями языка.

Ключевые слова: лексика, обучающая лексика, изучение лексики, отбор слов, ролевые игры.

The role of vocabulary for possessing a foreign language is very important. In any case, vocabulary gives the direct meaning of the object. Learning vocabulary in any

43 ■ European science № 1 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.