Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ЛИНГВОДИДАКТИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН
ОБУЧЕНИЯ
Александра Валерьевна Екабсонс
PhD, и.о. доцента кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области [email protected]
Альмира Асхатовна Хуснутдинова
Магистрант Чирчикский государственный педагогический институт
Ташкентская область husnutdinovaalmira4@gmail. com
АННОТАЦИЯ
В этой статье рассматривается проблема поиска инновационных технологий а так же новых приемов и способов повышения мотивации к обучению иностранных языков, а так же русскому языку, студентов-инофонов. Инофон - это человек, оказавшийся в непривычной для него языковой среде. Одной из этих форм являются новые педагогические технологии, внедрение которых способствует эффективному изучению русского языка в нашем родном Узбекистане. В статье дается определение понятиям «инновационные технологии и новые методики» и так же оценка знаний студентов-инофонов через онлайн обучение», которые способны обеспечить высокий уровень обучения, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям приспосабливаться в условиях быстроменяющейся, неустойчивой среды, обеспечит переход от книжного контента к активному, с помощью единого общего хранилища учебных материалов онлайн-хранилищах и онлайн-библиотек, при наличии аналитической системы поиска в интернете.
Ключевые слова: русский язык, инофония, инновационные технологии, ингводидактика, онлайн-тестирование, методика, онлайн обучение.
ВВЕДЕНИЕ
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
Обратим внимание на то, что языковое образование в настоящий момент — по структуре и содержанию - напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартные, конвейерные учебные программы, передаваемые блоками, концентратами, разбитые на классы, ступени, этапы; контролирующие с помощью стандартизированных тестов только учебные достижения, но не реальные возможности учащихся. Вместе с тем очевидны новые реалии и требования социума в 21 веке, в эпоху всемирной глобальной компьютеризации и цифровизации, отказ от поточной системы, где все идут в ногу, развитие самонаправляемого обучения, основанного на а) принципах когнитивной науки и б) естественном стремлении к обучению, когда каждый желающий может стать менеджером собственной образовательной парадигмы.
Инновационное языковое образование складывается в условиях динамичного развития сетевого мира, что в свою очередь порождает среди студентов-инофонов проблемы, связанные с современным лингвистическим состоянием глобальной информационной среды и возрастающей- языковой; конкуренцией в Интернете. В русистике разработка концепции преподавания русского языка с помощью компьютерных технологий принадлежит Э.Г. Азимову («Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий», 1996). Идеи компьютерного обучения интенсивно и продуктивно развиваются и нашими отечественными узбекскими учеными в плане инновационного обоснования технологий дистанционного обучения, педагогического дизайна, интернет-образования, так и русскими учёными. Разные аспекты педагогико-технологических инноваций детально, на основе обобщения профессионального опыта исследуются А.А. Атабековой («Сопоставительный анализ функционирования языка на англо- и русскоязычных web-страницах», 2004), М.А. Бовтенко («Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного», 2006), О.И. Руденко-Моргун («Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку», 2006), JI.A. Дунаевой («Дидактическая интегрированная информационная среда для иностранных учащихся гуманитарных специальностей, изучающих русский язык как средство научного общения», 2006), А.Н. Богомоловым («Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку», 2008) и др. Проблема исследования заключается в том, что при динамично развивающихся потребностях членов социума в интенсивном овладении
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
новыми (иностранными) языками научно обоснованная лингводидактическая система создания и использования в языковом обучении электронных образовательных ресурсов всесторонне не разработана. Объектом
исследования статьи явилась система инновационного языкового образования и лингводидактические возможности электронных средств в формировании у обучающихся разноуровневой русскоязычной коммуникативной компетенции и ее отдельных компонентов.
МЕТОДОЛОГИЯ
Среди различных видов методик и тестирования можно выделить отдельный класс - онлайн-тестирование. Использование такого средства для изучения иностранного языка (русского) и оперативного контроля знаний учащихся является эффективным инструментом, повышающим мотивацию обучающихся. Такое онлайн-обучение и тестирование характеризуется следующими признаками: - использование компьютерных технологий (ПК, планшет, сотовый смартфон и пр.) для выполнения онлайн-обучения или теста; - использование телекоммуникационных технологий (интернет) для получения доступа к заданиям; - использование методики обучения и тестовых заданий, для которых была выполнена заранее совокупность процедурных этапов формирования теста (планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного задания); - выполнение заданий или тестов в режиме онлайн, т. е. через интернет в режиме реального времени. Применение компьютерных технологий с использованием онлайн-обучения и тестирования как и большинство других методов имеет как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ тестовых технологий, во-первых, можно выделить тот факт, что проведение обучения в режиме онлайн непосредственно на занятии по лигвистики и лингводидактике, предоставляет преподавателю возможность мгновенно получить обратную связь, (статистические данные по итогам прохождения урока). Это позволяет понять - достаточно ли хорошо усвоен новый материал (в том случае, если занятие или тест предваряло объяснение этого материала), достаточно ли прочно закреплены ранее полученные знания (аналогично домашнему заданию), требуется ли повторение ранее изученного материала (в случае, если имеет место длительный разрыв во времени между его введением и проверкой остаточных знаний). Причем использование компьютерных технологий позволяют получить такую статистику в считанные секунды автоматически по каждому
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
студенту-инофону. Такие статистические данные можно проанализировать для формирования стратегии дальнейших действий, ведь предполагается, что у преподавателя имеется возможность зайти в систему онлайн-уроков или тестов со своего аккаунта и получить всю информацию о работе и результатах каждого студента. Иными словами, появляется возможность осуществления индивидуальной работы преподавателя со студентом по лингвистике и лингводидактике, так как результаты занятия или теста показывают степень усвоения полученных знаний и, в случае, если эти знания являются явно недостаточными и объективность их проверки компьютером на это указывает, то преподаватель может дать студенту соответствующие рекомендации по улучшению качества его подготовки. Оперативное получение объективной картины успеваемости и возможность своевременно скорректировать учебный процесс, очевидно, только способствует повышению эффективности данного метода обучения. Во-вторых, проведение онлайн-занятий или тестирования приносит экономическую выгоду, (экономия на материальных ресурсах, экономия времени). Для проведения теста непосредственно на уроке требуется минимальное количество временных затрат - время тратится только на написание самого теста, а вся предварительная подготовка по созданию теста и его размещению на учебном сайте проводится во внеучебное время. Таким образом, преподаватель может в значительной степени сэкономить учебное время - ведь на фронтальную проверку какой-либо темы по лингводидактике будет потрачено незначительное количество времени по сравнению с теми затратами, которые бы пришлось осуществить при индивидуальной проверке знаний каждого обучаемого. Онлайн-обучение и тестирование учащиеся могут пройти и дома, используя для этого интернет. Таким образом, нет необходимости ехать в единое место проведения занятий или тестирования. Экономическая выгода от проведения такого метода обучения также происходит и в материальном плане, так как нет необходимости распечатывать материалы, (экономятся бумажные носители). В-третьих, объективность проверяемых знаний при корректном составлении тестовых заданий. При соблюдении необходимых этапов формирования заданий, а также рациональном соответствии размера теста (числа тестовых заданий) проверяемым знаниям полученный тест позволит оценить знания тестируемых без субъективной составляющей преподавателя. Грамотно построенный тест по лингвистике и лингводидактике охватывает основные разделы тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности. Также
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
тестирование позволяет уменьшить лотерейный характер процедуры проверки знаний, что присуще современным экзаменам с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов. В итоге тестируемый оказывается защищённым от предвзятости экзаменатора и неудачного стечения обстоятельств. Хороший тест или задание ставит всех в равные условия. Отчетность о работе может быть представлена тестируемым в виде снимка экрана или в письменной форме с данными о результатах выполнения теста (количество сделанных попыток, выраженная в процентах правильность решенного задания, полученный бал и прочее.). Кроме того, для повышения объективности тестирования может быть соблюдена стандартизированность условий проведения заданий - единые условие проведения тестирования для всех тестируемых. Использование видеокамер или проверяющего позволит минимизировать возможность подсказок и списывания. Также возможно внедрение специальной независимой технически оснащенной службы. В-четвертых, тестирование отличается количественным дифференцированным характером оценки. Причиной этого является стандартизированность задания или теста и наличие количественной шкалы оценки. Результативность написания теста студентом определяется по заранее введенной в тест процедуре с принятой заранее шкалой оценки. Причем задание шкалы оценки может быть различным (отл/хор/удовл, от 1 до 5, от 0 до 10 и пр.). Кроме того, результаты прохождения тестирования или усвоение материала заданий могут быть выражены в процентном соотношении правильных и неправильных ответов. В-пятых, возможность дистанционного прохождения online-обучения предоставляет большое число преимуществ. Студент-инофон может пройти тестирование или прослушать лекцию-урок в удобном для него месте и получить результаты дистанционно. Параллельно в процессе индивидуальной работы преподавателя с учащимся, преподаватель может также дистанционно решать вопросы обратной связи со студентом-инофоном - общение через электронную почту, консультирования по скайпу или приложению телеграмм. Это не только экономит время, но и позволяет стереть границу расстояний. Обучение и тестирование может проходить со студентами из различных мест, даже с противоположенных уголков планеты. Все что необходимо - наличие устройства для выхода в интернет и возможность доступа к интернету. В-шестых, Обучение и тестирование обладает рядом преимуществ, которые можно назвать как возможность компьютеризации процесса. Она включает не только возможности по автоматизации сбора и анализа статистики прохождения занятий или тестов, но
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
также и другие возможности компьютеризации: использование различных режимов обучения или тестирования, (тестирование с обучением, с указанием неправильных ответов и комментариев к ним и пр.), формирование большого банка разных заданий и тестов, возможность задания выбора сложности теста, автоматизация процесса формирования каждого теста на основе выбранных параметров и собранных в банке тестовых заданий, возможность прохождение теста многократно и прочее. При выполнении любого задания осуществляется две функции: функция контроля и функция обучения. Студент-инофон, не справившийся с заданием с первой попытки, имеет возможность многократного прохождения данного задания, при этом, если задания снабжены ключами, то студент, запоминая правильный ответ, получает необходимые знания. Ведь известно, что процесс запоминания для многих - это многократное, иногда механическое повторение одного и того же. С целью контроля качества полученных знаний, преподаватель может выдать студенту дополнительный набор заданий по изучаемой теме, возможно, предложив ему выполнить задания более высокого уровня сложности. В-седьмых, имеет место повышение интереса, мотивации обучающихся за счёт использования компьютерных технологий при ответах заданий или тестировании. Снабжённые видео- и аудиоматериалами тесты по иностранному языку (русскому) , не только воспринимаются значительно лучше простых опросов, но и позволяют восполнить недостаток навыков по аудированию и усвоению фонетических особенностей языка. Получение автоматической статистики в виде инфографики, диаграмм может быть стимулом заинтересовать студента восполнить «пробелы знаний» по «проваленным темам». Имеет место и соревновательный момент (когда у кого-то оказывается больше процент усвоение материала). Также повышению мотивации студентов способствует изменение роли преподавателя. Теперь он освобождается от «проверочных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, от проверки контрольных работ и может сфокусироваться на процессе обучения. Причем преподаватель, занимающийся созданием и внедрением заданий и тестов в учебный процесс, неограничен в выборе программ для разработки тестов и проведения проверок и тестирования. В этих программах содержится вся необходимая информация для проведения тестирования знаний учащегося: методики создания заданий или тестов, пакеты заданий в зависимости от цели их проведения, способы оценивания результатов и т. д. Обладая знаниями в этой области, преподаватель может проявить свои творческие способности,
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
креативность мышления, выдумку, что, несомненно, скажется на качестве выполняемой работы и в той иной степени будет передано студенту, когда последний будет выполнять задание. Учебный процесс становится более увлекательным, привносится разнообразие, что, в конечном итоге влияет на заинтересованность студентов-инофонов, повышается мотивация к дальнейшему знакомству с предметом, изучением русского языка и лингводидактики.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
К сожалению, при проведении компьютерного онлайн-обучения или тестирования имеет место и ряд недостатков. Во-первых, исключение преподавателя из процедуры оценивания студента-инофона приводит к целой группе недостатков, именуемых потерей индивидуального подхода. Этот недостаток можно назвать одним из ключевых. Задание или тест фактически подгоняют всех испытуемых под единые рамки, ставя их по стандартным мерам, в то время как человеческое мышление - нестандартный процесс. Используя шаблон задания или тест для всех, мы получаем возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека и его нестандартный подход к решению задач. Тестирование приводит к отсутствию возможности раскрыть индивидуальность и творчески потенциал, так как при наличии явно заданных стандартных ответов нет способа апеллировать к творческой, конструктивной деятельности человека, призывать тестируемого к поиску нестандартного варианта ответа. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний и получению верного ответа. При таком подходе преподавателю невозможно увидеть «ход мысли» студента-инофона, хотя он мог быть верным. В отношении тестирования по иностранному языку(русскому), можно также включить проблему исключения речевого компонента в ответе обучающегося. Хотя в заданиях и тестировании могут быть аудиозаписи, но освоение навыка «говорение» при помощи online-тестирования проверить представляется затруднительным. Во-вторых, тестирование связанно с повышенной стрессогенностью, особенно при отсутствии доверительной обстановки в ситуации особо важного задания либо теста, (например, при аттестационном тестировании) большинство тестируемых испытывают повышенный стресс. У людей с пониженной стрессоустойчивостью может возникнуть даже определенные нарушения саморегуляции, что приведёт к ошибкам даже в элементарных для них
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
вопросах. Усугубляет это бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования. В-третьих, не следует забывать и об опасности «слепых» (автоматических) ошибок: тестируемый не понял инструкции и выдал ответ, не соответствующий требованиям стандарта инструкции; испытуемый применил по каким-то причинам искажающую тактику, тестируемый поставил ответ не в то поле и прочее. Рассмотрим наиболее распространенные уязвимости систем онлайн-обучения или тестирования, которые следует принять во внимание. Самое очевидное преимущество систем-онлайн обучения - возможность дистанционного контроля знаний, - может стать их главной уязвимостью при отсутствии необходимых мер. Студент-инофон может привлечь знакомых преподавателей или более успешных сокурсников для помощи в прохождении задания или теста. Поэтому высокие результаты не всегда являются подтверждением качественного усвоения материала. Самым очевидным решением данной проблемы является аудиторное прохождение задания или теста под контролем преподавателя и введение временного ограничения на прохождение задания или теста. Довольно распространенной уязвимостью систем онлайн-обучения или тестирования является также использование единой базы вопросов для подготовки и для контроля. Современные студенты технических специальностей могут легко использовать данную уязвимость для извлечения полной базы вопросов с правильными ответами путем написания небольшого скрипта. Очевидно, что базы вопросов должны быть раздельными. Выход в сеть Интернет при прохождении онлайн-теста, даже под контролем преподавателя в аудитории, также не является гарантией «честного» прохождения. Технология «фишинга», при предварительной разработке несложного веб-интерфейса, позволит обмануть преподавателя и отправить ответы на ложный ресурс, где они будут уже откорректированы и перенаправлены на сервер дистанционного обучения. Также распространенной проблемой являются ошибки самой системы. Ненадежные системы онлайн-тестирования могут быть уязвимы к SQL-инъекциям, позволяющими с помощью специального запроса через адресную строку получить доступ к базе с вопросами. Не стоит исключать из внимания также возможность применения троянских программ и методов социальной инженерии. Таким образом, самыми распространенными уязвимостями современных систем онлайн-обучения или тестирования являются: использование «коллективного разума»; - написание скриптов для извлечения вопросов или подмены ответов; - «фишинг»; - активная атака (взлом).
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
Осознание достоинств и недостатков онлайн-тестирования освобождает всех от возможных проблем. При выборе системы онлайн-обучения или тестирования для контроля знаний студентов, каждый преподаватель должен убедиться в надежности выбранного решения, хорошей репутации производителя и своевременной установке обновлений и «заплаток». Обращение к Интернету, применение в учебном процессе которого дает возможность, например, проводить компьютерные видео- и текстовые конференции на иностранном языке (русском) для студентов-инофонов, смотреть и слушать аутентичные видео- и телевизионные лекции в режиме реального времени, организовывать поисковую работу на различных учебных сайтах, проводить онлайн-мероприятия, такие как конкурсы, квесты, викторины, вебинары, круглые столы на иностранном языке (русском) и многое другое, в значительной мере отвечает внутреннему запросу студента-инофона в такой организации учебного процесса, когда он может осуществлять учебную деятельность в условиях привычной для него мультимедийной среды. И именно применение тестов в режиме реального времени на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест среди технологий электронного обучения студентов, делая процесс познания не только эффективным, соответствующим требованиям стремительно меняющейся внешней среды, но и интересным, и даже увлекательным.
ВЫВОДЫ
Современное образование, ориентированное на полномасштабное внедрение инфо-коммуникационных средств в обучение, подготовку специалистов русистов, лигвистов , выдвигает требования безотлагательной адаптации преподавателей к работе в новых условиях информационного общества. Педагогу-русисту, лингвисту, владеющему секретами своей профессии, под силу не только адекватно в соответствии с целями и конкретными задачами образования и формирования в обучающемся средствами русского языка, лингводидактике, вторичной языковой личности использовать имеющиеся на образовательном рынке учебные разработки, но и самому участвовать в их создании, апробации, внедрении, изменении. Методическая и технологическая грамотность и компетентность, погруженность в профессию, владение различными траекториями обучения русскому языку, лингводидактике, с учетом национально-языковой, социально-культурной, возрастной, когнитивно-стилевой и другой специфики
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
обучающихся — позволяет разрабатывать успешные, надежные, коммуникативно-ориентированные учебные ресурсы для неносителей русского языка. Вместе с тем процесс профессионального обновления и обогащения деятельности русиста должен строиться на научно-методической лингводидактической основе, в рамках деятельностного и компетентностного подходов к повышению квалификации; иметь системный, прикладной, профессионально и личностно-ориентированый характер.
REFERENCES
1. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 172 с. 2 Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. М. : Высш. шк., 1989. 127 с. 3. Интернет-тестирование в сфере образования // НИИ мониторинга качества образования : сб. 2012. 33 с. References 1. Samylkin N. N. Modern means of evaluating learning outcomes. M. : BINOM. Knowledge Laboratory, 2007. 172 p.
2. Екабсонс, А. В. (2021). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МИРОПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДРАМАТУРГА. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 368-377. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-8-368-377
3. Екабсонс А.В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XXI веков//Национальный университет Узбекистана, 2020
4. Кононова И.Ю. специфика вводных и вставных конструкций в русском языке// Узбекистонда хорижий тиллар. - 2020. - № 3 (32). - С. 28-41. https://doi.org/ 10.36078/1595400305;
5. Хамидуллаева Г.А. Императив как средство воздействия в рекламных текстах. https://cyberleninka.ru/article/n/imperativ-kak-sredstvo-vozdeystviya-v-reklamnyh-tekstah
6. Kokkota V. A. Lingvodidaktic Testing. M. : High School, 1989. 127 p. 3. Internet-Based education / Research Institute of monitoring the quality of education. Collection. 2012. 33 p.
7. Буранов Дж. Сравнительная типология английского и тюркских языков. -М.: Высшая школа, 1983. - 267 с.
8. Данияров А.Д. Теория множественности в современном казахском языке. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Алма-Ата, 1965. - 30 с. (Daniyarov A.D. Teoriya
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education
Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
mnojestvennosti v sovremennom kazaxskom yazike. Avtoref. dis. ... kand. fil. nauk. Alma
- Ata, 1965 - 30 s.)
9. Odilov Y, Musayeva F. Publitsistik matnlar sarlavhalarining lingvistik xususiyatlari // O„zbek tili va adabiyoti ta'limi, 2018, 9-son. - Б. 41. http://academia.com./article/philology/......