Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ВИДЫ И ПРИЁМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ВИДЫ И ПРИЁМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидова Н.М., Нишонова Т.

В данной статье освещено инновационные технологии и интерактивные методы: виды и приёмы их использования в образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND INTERACTIVE METHODS: TYPES AND METHODS OF THEIR USE

This article highlights innovative technologies and interactive methods: types and techniques of their use in education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ВИДЫ И ПРИЁМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 37.02

Рашидова Н.М. преподаватель Ферганский медицинский коллеж №2

Нишонова Т. преподаватель Кувинский медицинский техникум

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ВИДЫ И ПРИЁМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация: В данной статье освещено инновационные технологии и интерактивные методы: виды и приёмы их использования в образованиях.

Ключевые слова: инновация, образования, интерактивные методы.

Rashidova N.M. teacher

Fergana Medical College №2 Nishonova T. teacher Kuva Medical College

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND INTERACTIVE METHODS: TYPES AND METHODS OF THEIR USE

Abstract: This article highlights innovative technologies and interactive methods: types and techniques of their use in education.

Keywords: innovation, education, interactive methods.

Современные тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения молодого поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей студента, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество. Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой инновационных технологий и интерактивных метод обучения является инициативность студентов в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у студентов

способность самостоятельного решения проблемы. Определение педагогической технологии. Под словом технология принято пони-мать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования пред-метов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определённом количестве с заданным каче-ством.

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.

«Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса». В настоящее время существует множество психолого -педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры и др. Признаками самостоятельности студента является умение спланировать свою работу, подготовить рабочее место, принять решение и его обосновать, выбрать рациональные методы построения, работать со справочной литературой, проявлять творческую активность, систематически контролировать ход и результаты выполняемой работы, корректировать и совершенствовать.

Уровень самостоятельности студента измеряется полученным результатом в практической деятельности, т.е. его способностью достигать запланированного результата без посторонней помощи, соотнесенного с его сознательной заинтересованностью и познавательными возможностями на данный момент. От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.

Методы инновационного обучения. На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики. В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО). Целью подбора МИО явилась разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:

1. Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

2. Внедрение различных технологий, связанных с инновационным процессом.

3. Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу модели современного специалиста. В итоге мы

сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

- «Обучение сообща».

- «Концептуальная таблица».

- «Т-схема».

- Анализ семантических черт.

- «Диаграмма Венна». При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению. Как показала наша практика, внедрение МИО - процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

- в заключение лекции как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;

- в качестве введения в лекцию - постановка практической проблемы, которую предстоит разработать;

- для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

- параллельно лекции - часть материала передается в устном изложении, а другая - посредством разрешения проблемы;

- вместо лекции - вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

Методические приемы, способствующие развитию критическому

мышлению. Сегодня становится очевидным, что студенты высших учебных заведений более чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определённой учебной среде. Критическое мышление - это мышление осознанное, аналитическое, когда элементарное понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

Методических приемов способствующих развитию критического мышления, множество. Многие используются преподавателями на занятиях. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно, а атмосфера, в которой проходят занятия, была безопасной, дружелюбной и свободной, тогда и обучение станет доступным для всех.

Использованные источники:

1. Farxodjonova N. F. Problemi primeneniya innovatsionnix texnologiy v obrazovatel'nom protsesse na mejdunarodnom urovne. Mejdunarodnaya konferentsiya. Innovatsionnie tendentsii, sotsial'no-ekonomicheskie i pravovie problemi vzaimodeystviya v mejdunarodnom prostranstve. - 2016.

2. Numonjonov S. D. Innovative methods of professional training //ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81). - 2020. - С. 747-750.

3. Sodirjonov, M. M. (2020). EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT. Theoretical & Applied Science, (4), 901-905.

4. Ergashev I., Farxodjonova N. Integration of national culture in the process of globalization //Journal of Critical Reviews. - 2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 477-479.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.