УДК 37.016 й01:10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.21
Е. Н. Белая1
'Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация
Оптимизация и интенсификация обучения дисциплине
«Теория и практика межкультурной коммуникации» посредством интерактивных методов (из опыта работы)
Аннотация. Цель статьи - представить способы оптимизации и интенсификации процесса обучения предмету «Теория и практика межкультурной коммуникации» посредством использования интерактивных методов. Проблематика статьи: в связи с необходимостью повышать мотивацию студентов и их вовлечённость в образовательный процесс существенно важно внедрение интерактивных методов обучения. В статье приведены интерактивные методы и примеры их использования на занятиях по межкультурной коммуникации. На занятиях по предмету «Теория и практика межкультурной коммуникации» используются следующие интерактивные методы: интерактивная лекция-диалог, мозговой штурм, дискуссия, видеоматериалы, метод анализа ситуаций, разминка, творческие задания. Результатом исследования является заключение о том, что рассмотренные интерактивные методы имеют множество достоинств, являются релевантным средством оптимизации и интенсификации процесса обучения межкультурной коммуникации. Использование интерактивных методов обучения способствует развитию способностей к творчеству, самостоятельности, самовыражению и самоидентификации.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, лекция-диалог, дискуссия, метод анализа ситуаций, разминка.
Дата поступления статьи: 6 августа 2020 г.
Для цитирования: Белая Е. Н. (2020) Оптимизация и интенсификация обучения дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» посредством интерактивных методов (из опыта работы) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 172-179. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2020.l4.4.2l.
Проблема и цель. В настоящее время доминирует форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, а студенты пассивно слушают лекции. Такой метод является недостаточно эффективным с точки зрения усвоения студентами учебного материала. Преподавателю приходится преподносить большой объём учебного материала в ограниченных временных рамках лекции, при этом студенты слышат и воспринимают далеко не весь материал. Поэтому важной проблемой является оптимизация и интенсификация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить эффективное усвоение студентами учебного материала, сформировать у них мнения и отношения, побудить интерес к предмету. И. И. Дьяченко определяет оптимизацию учебного процесса как выбор наиболее эффективного варианта управления процессом в соответствии с заданным критерием [1, с 6]. По мнению Т. А. Ильиной, оптимизацией учебного процесса
является степень соответствия организационной стороны системы обучения тем целям, для достижения которых она создана [2, с 24].
Что касается интенсификации обучения, то она представляет собой принцип организации системы обучения, максимально использующий внутренние резервы для повышения эффективности образования. Согласно Ю. К. Бабанскому, интенсификация процесса обучения предполагает достижение эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий преподавателей и учащихся [3]. Оптимизация и интенсификация обучения должны осуществляться во взаимосвязи как важнейшие принципы научной организации педагогического труда.
Оптимизация и интенсификация обучения предполагают активизацию различных каналов восприятия, повышение внимания, увеличение активности студентов на лекции, наглядности в обучении, участие студентов в разработке фрагментов лекции, экономию времени. Следова-
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
тельно, в работе преподавателя приоритетом должно быть использование приёмов опосредованного педагогического воздействия. В связи с этим на первый план выдвигаются интерактивные методы обучения: диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Целью использования интерактивных методов является оптимизация и интенсификация процесса обучения дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации».
Задачами интерактивных форм обучения являются:
1) активизация индивидуальных умственных процессов студентов;
2) обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;
3) пробуждение у студентов интереса к дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации»;
4) самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
5) установление взаимодействия между студентами, обучение работе в команде, прививание терпимости к любой точке зрения, уважения к праву каждого на свободу слова, уважения к его человеческому достоинству;
6) формирование жизненных и профессиональных навыков;
7) выход на уровень осознанной компетентности студента.
Методология. Методологическая основа работы представлена совокупностью принципов, подходов, позволяющих достичь поставленной цели. Методологической базой является использование описательного метода. Также используется метод теоретического анализа литературы по методике обучения, эмпирический метод (наблюдение, пробное обучение, качественный анализ результатов исследования).
Интерактивные методы обучения дисциплине «теория и практика межкультурной коммуникации
И. И. Бурлакова отмечает принципиальные особенности использования интерактивных методов обучения:
1) социальное взаимодействие, которое предполагает участие каждого студента в решении поставленной задачи;
2) принцип позитивной взаимозависимости, которая заключается в том, что успешное выполнение заданий зависит от результатов работы каждого студента, психологической атмосферы в коллективе, овладения навыком коммуникативного воздействия;
3) личная ответственность, которая заключается в осознании каждым студентом важности личного вклада в результаты совместной деятельности [4, с. 336]
Согласно Е. А. Карпенко и О. И. Рой, в интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, т. к. он побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Преподаватель создаёт условия, направленные на развитие личной инициативы студентов, их интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также на формирование навыка принятия продуманных решений [5, с. 4].
Проблема учебного взаимодействия в разных формах (коллективных, групповых) активно и всесторонне разрабатывается в нашей стране и за рубежом (А. В. Андриевская, Л. И. Айдарова, В. В. Архипова, Л. В. Гольдштейн, Д. Джонсон, Е. А. Карпенко, А. В. Мудрик,О. И. Райс, Г. А. Цу-керман и др.).
Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
О. М. Батраева определяет интерактивное обучение как обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, двусторонним обменом информации между ними [6].
Согласно Л. Ю. Сафоновой, по сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [7, с. 9].
Следует отметить, что интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, которое выступает как реальность. Собственный опыт обучаемого служит очень важным источником познания.
Исследования показывают, что взаимодействие со студентами способствует формированию их теоретического мышления и рефлексивных компонентов учебной деятельности.
Л. К. Гейхман говорит о роли взаимодействия со студентами, свидетельствующей о возрастании объёма и глубины понимания усваиваемого, о росте познавательной активности и творческой самостоятельности, об удовлетворении от занятия, об улучшении понимания других и самих себя, о способности адекватно оценивать свои и чужие возможности [8, с. 17].
С этой точкой зрения согласна И. В. Бимур-зина, которая утверждает, что «ведущими признаками и инструментами интерактивного взаимодействия являются смысловое творчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха [9, с. 175].
Существует множество методов интерактивного обучения, таких, например, как интерактивная лекция, анализ ситуаций, мозговой штурм, дискуссия, работа в малых группах, разминка.
Основной метод на занятиях по дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» - интерактивная лекция, которая может выстраиваться как диалог. Как отмечает М. О. Леонова, интерактивная лекция способствует глубокому пониманию и улучшению запоминания учебного материала студентами. Преподаватель при этом оценивает работу студентов и видит, что они поняли по новой теме, а что нет [10].
На лекции широко используютсявидеомате-риалы, полностью раскрывающие ту или иную тему. Это могут быть художественные, документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты соответствующего содержания. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину.
Среди интерактивных методов обучения наиболее популярным является анализ конкретных ситуаций. Этот метод представляет собой технику обучения, использующую описание реальных ситуаций и решение ситуационных задач. В процессе решения конкретной ситуации студенты используют свой опыт и полученные знания. При изучении конкретных ситуаций студент должен оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем её суть, опреде-
лить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.
На лекциях очень часто возникают спорные вопросы, которые можно решить через дискуссию / диспут, обеспечивающие глубокое, личностное усвоение материала. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, способ познания и плодотворный метод решения неоднозначных вопросов. Кроме того, в дискуссии снимается момент субъективности, а убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других. Следует отметить, что дискуссия является целенаправленным обсуждением конкретного вопроса, сопровождающимся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. К технике управляемой дискуссии относятся чёткое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.
Большой интерес представляет метод «мозговой штурм», как способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма студенты свободно обмениваются идеями по мере их возникновения. «Мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать всё и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
Также из интерактивных методов обучения широко используются творческие задания. По мнению В. И. Андреева, «использование творческих заданий на занятиях создает такую учебно-познавательную среду, которая стимулирует творческую активность студентов» [11, с. 4]. Кроме того, исследователь отмечает, что «творческие задания усиливают познавательную деятельность личности, придают отношениям обучающегося и преподавателя характер взаимопринимающего взаимодействия, создавая поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания. Студент начинает оценивать процесс обучения не только с позиции полезности его результатов, но этически его осмысляет»[ю, с. 5]. Это в значительной
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
степени послужит фундаментом для творческого саморазвития личности.
Изучая тему «Невербальное коммуникативное поведение», можно использовать метод разминки, который имеет задачи развить коммуникативные навыки и снять психологическую нагрузку. Вопросы для разминки по теме занятия формулируются как заранее преподавателем, так и непосредственно на занятии определённым количеством студентов. Вопросы не должны быть ориентированы на прямой ответ и предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т. е. конструирование нового знания.
Результаты исследования. На занятиях по курсу «Теория и практика межкультурной коммуникации» используется лекция-диалог, которая предполагает обсуждение темы через серию вопросов. Так, например, на лекции, посвящён-ной теме «Невербальное коммуникативное поведение», преподаватель предлагает следующие вопросы: «Какую роль играют жесты, мимика, паралингвистические средства в процессе межкультурной коммуникации?», «В чём заключается специфика невербальной коммуникации?», «Какую роль играет громкость голоса в общении? Носит ли она универсальный характер? Приведите примеры», «Каким этикетным нормам подчиняется и какой смысл несёт в себе улыбка в разных культурах?»
Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Как показывает практика, студенты вовлечены в работу и лучше усваивают учебный материал.
На лекции по курсу «Теория и практика межкультурной коммуникации» широко используются видеоматериалы. Например, разбирая тему о кинесике, студенты смотрят учебный фильм, посвящённый жестам, мимике представителей различных лингвокультур, и отвечают на вопросы преподавателя: «Какие из увиденных жестов непонятны носителям русского языка?», «Могут ли различия в жестах стать реальной помехой в межкультурной коммуникации? Почему?». Кроме того, преподаватель может предложить студентам иллюстрации, изображающие различные коммуникативно значимые жесты, являющиеся частью невербального кода в различных культурах, и задать следующие вопросы: «Что, по-ва-
шему, означает каждый из этих жестов и в какой ситуации он может быть использован?», «В каких культурах присутствуют эти жесты?», «Какие из этих жестов выражают разное значение в разных культурах?». В конце лекции преподаватель предлагает студентам посмотреть фрагмент иностранного художественного фильма, выключив звук. Студенты должны обратить внимание на невербальную коммуникацию между героями и изложить свои наблюдения. В конце просмотра на лекции преподаватель и студенты подводят итоги и озвучивают сделанные выводы. Как показывает опыт, видеоматериалы способствуют запоминанию и улучшению освоения учебного материала студентами.
На лекции по курсу «Теория и практика межкультурной коммуникации» используется метод анализа конкретной ситуации. Например, студентам предлагается проанализировать следующую ситуацию: молодой представитель американской фирмы на официальном приёме в японской фирме-партнёре похлопал небрежно по плечу пожилого президента фирмы и сказал шутливо несколько неформальных слов, после чего президент японской фирмы побледнел, быстро покинул приём и не стал поддерживать отношения с этой американской фирмой. Даётся задание: «Ознакомившись с данной ситуацией, попробуйте определить причины неудачной коммуникации, а также установить, что является чужим, непонятным и неприемлемым для американского и японского коммуникантов. Какие факторы обусловливают негативный результат взаимодействия между коммуникантами?» При этом преподаватель руководит процессом обсуждения и направляет его, используя дополнительные и наводящие вопросы, стараясь подвести аудиторию к правильному коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение проблемной ситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции с целью заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных аспектах, подготовить к творческому восприятию учебного материала. Опыт показывает, что метод анализа ситуаций является очень эффективным, т. к. учит студентов анализировать, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Кроме
того, у студентов развиваются навыки групповой, командной работы.
На лекциях очень часто возникают спорные вопросы, которые можно решить через дискуссию / диспут, обеспечивающие глубокое, личностное усвоение материала. Преподаватель предлагает студентам список особо «чувствительных» сфер общения, взаимодействия и поведения в условиях межкультурной коммуникации, составленный Б. Томалиным и С. Стем-плески. Этот список вызывает много вопросов. Студенты должны решить, могут ли данные различия стать источником межкультурного конфликта и почему.
Можно предложить студентам проанализировать неоднозначное высказывание Андерса: «Культуры, предпочитающие тесный контакт, в том числе тактильный, в основном, располагаются в регионах с теплым климатом, а те культуры, где люди предпочитают общаться на расстоянии и меньше соприкасаться физически, находятся, преимущественно, в холодном климате. Следовательно, культуры, расположенные в холодном климате, ориентируют своих членов на достижение цели и выполнение конкретной задачи, а культуры, расположенные в теплом климате, ориентируют своих членов на межличностные отношения, пронизанные теплотой и включенностью» (цит по: [12, с. 165]).
Студенты мотивируют своё согласие или несогласие с мнением Андерса. Опыт показывает, что дискуссия создаёт устойчивую мотивацию к обучению, повышается личностная значимость студента, состязательность стимулирует его творческую, поисковую деятельность. Кроме того, дискуссия способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Дискуссия развивает логику, критическое мышление, формирует культуру спора.
На лекциях по курсу «Теория и практика межкультурной коммуникации» используется метод мозгового штурма. Преподаватель предлагает студентам следующее задание. Исследователи межкультурной коммуникации утверждают, что в общении неизбежно возникают барьеры для взаимопонимания, обусловленные самыми различными причинами. В качестве барьеров для межкультурного общения приводятся: 1) подсознательное ожидание сходства, а не
различия между культурами; 2) этноцентризм; 3) стремление к обобщениям и оценкам; 4) различия в интерпретации невербального поведения; 5) языковые различия.
Студентам необходимо объяснить, как они понимают каждое из этих явлений, какими причинами эти явления обусловлены. Могут ли онипрепятствовать межкультурному общению, как и почему. «Мозговой штурм» занимает в среднем 4-5 мин., после завершения его обсуждаются все варианты ответов, выбирают главные и второстепенные. Опыт показывает, что использование метода «мозговой штурм» способствует развитию творческого и критического мышления, коммуникативных навыков. Студенты учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их чётко и ясно, но и слушать других студентов, не перебивая их и стараясь вникнуть в смысл их идей. Преимуществом данного метода для студентов является отсутствие необходимости предварительной подготовки.
На занятиях по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации» используются различные творческие задания, которые требуют от студентов не просто изложения информации, а исследовательской работы. Преподаватель даёт студентам задания, содержащие элемент неизвестности и подразумевающие несколько подходов к выполнению. Например, студентам предлагается изучить и проанализировать различия в описании жилищ в разных культурах, а затем ответить на вопросы «Чем они обусловлены?», «Влияют ли эти различия на менталитет и коммуникативное поведение?» Можно предложить другое творческое задание -проанализировать, существуют ли невербальные знаки, которые в России считаются неприемлемыми с точки зрения закона, здравого смысла.
Студенты могут также составить список рекомендаций в отношении невербального поведения, которые они могли бы дать своим друзьям, отправляющимся в другую страну. Опыт показывает, что творческие задания расширяют знания по той или иной теме, формируют у студентов гностические, конструктивные умения, способствуют саморазвитию через осуществление творческого подхода при выполнения работы, воспитывают интерес и любовь к будущей профессии.
Изучая тему «Невербальное коммуникативное поведение», преподаватель использует
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
метод разминки, цель которого заключается вактуализации обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на занятии. Студентам предлагается воспроизвести некоторые из жестов и телодвижений, описанных в следующих текстах, и ответить на вопросы о том, как они себя при этом чувствуют; воздействует ли язык тела на их самоощущение.
A) Японцы при приветствии сгибаются пополам, застывают на месте и опускают головы. Потом украдкой бросают взгляд, чтобы обоим выпрямиться одновременно. Тот, кто опережает другого, считается мужланом.
Б) Эскимосы в некоторых местностях приветствуют чужеземцев ударом кулака по голове или по плечам. Жители северо-западных районов Амазонии хлопают друг друга по спине в знак приветствия.
B) Полинезийцы обнимаются и потирают друг другу спину.
Г) Южноамериканские испанцы (мужчины) приветствуют друг друга стереотипным объятием: голова над правым плечом партнёра, три хлопка по спине, голова над левым плечом партнёра, ещё три хлопка.
Д) Двое курдов при встрече хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и попеременно целуют друг другу руки.
Ж) Андаманцы садятся друг другу на колени в знак приветствия, обнимаются за шею и при этом плачут: так приветствуют друг друга братья, отец и сын, мать и дочь, муж и жена и даже друзья; интересно, что при этом муж садится на колени жене. При прощании андаманцы подносят руку ко рту и тихонько дуют на неё». (По материалам книги «Национально-культурная специфика речевого поведения» [13].)
Метод разминки формирует закрепление и совершенствование учебного материала по теме «Кинесика», помогает прочувствовать все жесты и телодвижения представителей разных этно-
сов, снимает психологическую и физическую нагрузку, развивает коммуникативные навыки.
Итак, практика показывает, что использование интерактивных методов способствует оптимизации и интенсификации процесса обучения предмету «Теория и практика межкультурной коммуникации». Эти методы дают ощутимые результаты:
1) обеспечивают появление познавательных мотивов и интересов, условий для творчества;
2) поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе;
3) способствуют эффективному усвоению учебного материала;
4) развивают критическое мышление у студентов;
5) оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
6) обеспечивают обратную связь (ответная реакция аудитории);
7) формируют у обучающихся мнения, отношения, жизненные навыки.
Заключение. Применение интерактивных методов обучения на занятиях по предмету «Теория и практика межкультурной коммуникации» даёт возможность создавать дидактические и психологические условия осмысленности обучения, включения студента в него на интеллектуальном, личностном и социальном уровнях. Данный опыт можно использовать на занятиях по разным дисциплинам. В настоящей статье рассмотрены лишь некоторые интерактивные методы обучения данному предмету -необходимо изучать и внедрять другие методы, такие, например, как ролевые и деловые игры, интервью, спарринг-партнёрство. В современных условиях развития системы образования использование интерактивных методов обучения является одним из наиболее приемлемых способов построения образовательного процесса и факторов развития способностей к творчеству, самостоятельности, самовыражению и, следовательно, к самоидентификации.
Источники
1. Дьяченко И. И. Оптимизация управления учебным познанием:автореф. дис....канд. пед. наук : [место защиты : Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова].Л., 1970. 18 с.
2. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. 208 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 256 с.
Раздел 2. Педагогические науки
4. Бурлакова И. И. Использование интерактивных технология в системе профессиональной подготовки студентов. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел : Изд-во ОГУ, 2014 г. № 5 (61). С. 335-338).
5. Карпенко Е. А., Рой О. И. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени. М.: Издательские решения, 2020. 106 с.
6. Батраева О. М.,Бимурзина И. В.,Липницкая Е. Ю., Савельева О. Р. Интерактивные технологии и их роль в обучении русскому языку какиностранному в техническом вузе (из опыта работы) // Высшее образование сегодня. М. : Рос.новый ун-т, 2015 г. № 11. С. 57-61.
7. Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения:Методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. Великие Луки, 2015 г. 86 с.
8. ГейхманЛ. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): автореф. дис.... док.пед. наук : 13.00.01 : [место защиты : Рос. гос. профес.-пед. ун-т] / Любовь КимовнаГейхман. Екатеринбург, 2003. 39 с.
9. Бимурзина И. В.,Батраева О. М. Интерактивные методыкак средство оптимизации обучения русскому языку как иностранному(из опыта работы) // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Владивосток: АТАПРЯЛ, 2014.№ 4. С. 175-177.
10. Леонова, М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] / М. О. Леонова // Вестник КАСУ: онлайн-версия журн. 2008. № 2. URL: www.vestnikkafu.info/ journal/14/538/ (дата обращения : 25.09.2020)
11. Андреев В. И., Голованова И. И. Творческие задания по педагогике для саморазвития студентов: учеб.-метод. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 48 с.
12. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. : Ключ-С, 1999. 224 с.
13. Национально-культурная специфика речевого поведения / А.А. Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин и др. ; ред. коллегия: д-р филол. наук А. А. Леонтьев и др. ; АН СССР, Ин-т языкознания. М. : Наука, 1977. 352 с.
Информация об авторе
Белая Елена Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения иностранным языкам. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (644077, РФ, г. Омск, пр. Мира, 55а). E-mail: [email protected]
E. N. Belaya1
'Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation
Optimization and stimulation of teaching "Theory and practice of intercultural communication" by interactive training methods
(based on the experience)
Abstract. The purpose of the article is to show the ways of optimization and stimulation of teaching 'Theory and Practice of Intercultural Communication' by interactive methods. The issue of the article is devoted to the introduction of interactive training methods in order to increase students' motivation and their involvement in the learning process. The interactive training methods and their usage at the seminars on intercultural communication are given in the article. At the seminars and lectures on 'Theory and Practice of Intercultural Communication' we use such interactive training methods as interactive dialogue lectures, brainstorm, discussion, case-studies, video recordings, work in small groups, self-reflection, warm-up activities. The result of the research is the conclusion that the considered interactive training methods have many advantages and they are a relevant means of optimizing and stimulating the process of teaching intercultural communication. The use of interactive training methods contributes to the development of creativity, independence, self-actualization and self-identification.
ISSN 12587-943X (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Keywords: interactive training methods, dialogue lecture, discussion, case-studies, warm-up activity. Paper submitted: August 6, 2020.
For citation: Belaya E. N. (2020) Optimization and stimulation of teaching "Theory and practice of intercultural communication" by interactive training methods (based on the experience). The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 172-179. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.2i.
References
1. Dyachenko I. I. (1970) Optimization of Learning Control: abstr. ... Cand. Sc. (Ped.) : [defended at : Leningrad State Un-ty named after A. A. Zhdanov]. Leningrad, 1970, 18 p. (In Russian).
2. Il'ina T. A. (1972) Structured system analysis of organization of teaching process. Moscow, Znanie Publ., 1972, 208 p. (InRussian).
3. Babansky Yu. K. (1977) Education process optimization. Moscow, Pedagogika Publ., 1977, 256 p. (In Russian).
4. Burlakova I. I. (2014) The use of interactive technologies in the system of professional training of students. Transactions of Oryol State University, 2014, no. 5, pp. 335-338. (In Russian).
5. KarpenkoE. A., Roy O. I. (2020) "Interactive" Training Technologies. Education Science of Modern Times. Moscow, Izdatel'skie resheniya Publ., 2020, 106 p. (In Russian).
6. Batraeva O. M., Bimurzina I. V., Lipnickaya E. Yu., Savelieva O. R. (2015) Interactive technologies and their role in teaching Russian as a foreign language in a technical university (based on the experience). The Higher Education Today, 2015, no. 1, pp. 57-61. (InRussian).
7. Safonova L. Yu. (2015) Methods of interactive learning: methodological instructions for teachers on the use of interactive forms of study. Velikie Luki, 2015, 86 p. (In Russian).
8. L. K. Geikhman (2003). Interactivecommunication training (general pedagogical approach): abstr. ... Doc. Sc. (Ped.) : 13.00.01 : [defended at : Rus. State Prof.-Ped. Un-ty].Yekaterinburg, 2003, 39 p. (In Russian).
9. Bimurzina I. V.,Batraeva O. M. (2014) Interactive teaching methods as the way to improve teaching Russian as a foreign language (based on the experience). Bulletin of the Asia -Pacific association of teachers of the Russian language and literature, 2014, no.4, pp. 175-177.
10. Leonova M. O. (2008) Lecture method of instructions. InteractiveLectures.Bulletin of KAFU, 2008, no. 2. Available at: www.vestnikkafu.info/journal/14/538/. (accessed 25.09.2020). (In Russian).
11. Andreev V. I., Golovanova I. I. (2008) Creative tasks on pedagogics for student self-development. Study guide. Kazan, Center for innovative technology Publ., 2008, 48 p. (In Russian).
12. Lebedeva N. M. Cross-cultural psychology. Moscow, Kluch-C, 1999, 224 p. (In Russian).
13. A. A. Leontiev, E. F Tarasov, Yu. A. Sorokin et al. (1977) National and cultural specifics of speech behavior. Ed. collegium: Dr. philol. Sciences A. A. Leontiev at al., Academy of Sciences of the USSR, Institute of Linguistics. Moscow, Nauka Publ., 1977, 352 p.(In Russian).
Information about the author
Elena N. Belaya
Cand. Sc. (Philol.), Associate Professor. Dostoevsky Omsk State University (55 Mira ave., Omsk, 644077, Russian Federation). E-mail: [email protected]
© E. H. BenaR, 2020