Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНАЖЕР / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАВЫКИ СТРЕЛЬБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балуев Артем Сергеевич

Делается вывод, что в современном мире для развития человека как личности необходимо использовать новейшие технологии. Большой объем встроенных в изобретение функций позволит отработать как можно больше практических ситуаций, которые не всегда человек способен предвидеть. Соответственно, чем качественнее изобретение, тем лучше его результативность при выполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел (ОВД). В связи с этим, в статье рассматриваются преимущества и особенности использования отдельной инновационной технологии для повышения качеств сотрудника полиции относительно дисциплины «Огневая подготовка сотрудников ОВД». Применение конкретных средств и приспособлений имеет важное значение для перспективы развития стрелковых навыков ведения огня курсантами и слушателями образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России. Рассматриваются трудности, возникающие при стрельбе из боевого оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балуев Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATION IN THE PROCESS FIRE TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

It is concluded that in the modern world for the development of a person as a person it is necessary to use the latest technologies. A large amount of functions built into the invention will allow working out as many practical situations as possible, which a person is not always able to foresee. Accordingly, the higher the quality of the invention, the better its effectiveness in the performance of official duties by police officers. In this regard, the article discusses the advantages and features of using a separate innovative technology to improve the qualities of a police officer regarding the discipline «Fire training of police officers». The use of specific means and devices is important for the prospects for the development of shooting skills in firing by cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Difficulties that arise when firing from military weapons are considered.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 355.55

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATION IN THE PROCESS FIRE TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Балуев Артем Сергеевич

преподаватель кафедра огневой подготовки Уральский юридический институт Министерства внутренних дел России

г. Екатеринбург, Россия Baluev Artem Sergeevich lecturer

department of fire training Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Аннотация. Делается вывод, что в современном мире для развития человека как личности необходимо использовать новейшие технологии. Большой объем встроенных в изобретение функций позволит отработать как можно больше практических ситуа-ций, которые не всегда человек способен предвидеть. Соответственно, чем качествен -нее изобретение, тем лучше его результативность при выполнении служебных обязан -ностей сотрудниками органов внутренних дел (ОВД). В связи с этим, в статье рассматриваются преимущества и особенности использования отдельной инновационной технологии для повышения качеств сотрудника полиции относительно дисциплины «Огневая подготовка сотрудников ОВД». Применение конкретных средств и приспособлений имеет важное значение для перспективы развития стрелковых навыков ведения огня курсантами и слушателями образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России. Рассматриваются трудности, возникающие при стрельбе из боевого оружия.

Abstract. It is concluded that in the modern world for the development of a person as a person it is necessary to use the latest technologies. A large amount of functions built into the invention will allow working out as many practical situations as possible, which a person is not always able to foresee. Accordingly, the higher the quality of the invention, the better its effectiveness in the performance of official duties by police officers. In this regard, the article discusses the advantages and features of using a separate innovative technology to improve the qualities of a police officer regarding the discipline «Fire training of police officers». The use of specific means and devices is important for the prospects for the development of shooting skills in firing by cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Difficulties that arise when firing from military weapons are considered.

Ключевые слова: инновация; огневая подготовка; тренажер; инновационные тех-

нологии; навыки стрельбы.

Keywords: innovation; fire training; simulator; innovative technologies; shooting skills.

XXI век - век информационных технологий. На основе этого, трансформация государства и общества требует использовать в любой сфере жизни общества новые усовершенствованные технологии. Количество информации растет с геометрической прогрессией, так, например, доказано, что современные люди в период с 2015 по 2020 год получили гораздо больше информации, чем раньше, причем их количество удваивалось каждый год. Это связано с большим прорывом в науке и технике, которые предопределили людям обработку большого объема информации и возможности, о которых раньше даже никто и подумать не мог. Вместе с тем, прорыв в технологиях привел к увеличению требований относительно подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) к различным ситуациям, в том числе слушателей и курсантов вузов Министерства внутренних дел (далее - МВД) России, направленных на повышение профессиональных компетенций. Поэтому сложно представить образовательный процесс без каких-либо инноваций. Под которыми следует понимать такое новое явление, которое может быть использовано непосредственно [1, с. 125]. Соответственно, инновация в образовательном процессе - это процесс модернизации образовательной деятельности, то есть методик, приемов и способов обучения.

Одной из учебных дисциплин, которая позволяет подготовить курсантов, слушателей к успешному освоению учебном программы и законному, грамотному выполнению возложенных на них служебных обязанностей в оперативной и боевой обстановке, является «Огневая подготовка» и наибольшая ее эффективность возможна на первоначальном этапе освоения дисциплины, поскольку рядовой состав только учится грамотно работать с оружием по новым методикам и разработкам, в отличие от начальствующего состава, который выработал технику работы с боевым оружием, проработанную годами, ему будет сложно перестраиваться на новый вид обучения.

Возросла потребность в повышении служебных умений, знаний и навыков стрельбы из боевого оружия рядового и начальствующего состава при выполнении оперативно-служебных задач, поэтому, для повышения навыков, необходимо применять новые подходы к обучению данной дисциплины. Криминогенная обстановка в стране увеличилась в связи с социальной, политической и экономической обстановкой [2].

Для повышения навыков, умений и знаний при стрельбе из боевого оружия необходимо изучать нормативную базу, регламентирующую правила при проведении стрельб. Для безопасного изучения дисциплины, а также повышения навыков стрельбы необходимо понимать, чем обеспечивается безопасность при проведении стрельб, знать общие меры безопасности при проведении практических занятий, ситуации, при которых стрельба прекращается и при каких запрещается, подаваемые команды и действия по ним при стрельбе из пистолета, а также механизмы, происходящие в оружии в момент выстрела, и уметь применять все вышеуказанные знания на практике.

Поставленная задача возложена на обучающегося, но в этом ему обязан помо-

гать преподаватель, который должен быть профессионалом в своем деле. Помимо выполнения обязанностей, возложенных на преподавателя как на руководителя стрельб, сотрудник должен обладать профессионализмом и умением преподносить информацию до обучающихся понятным для них образом. Внимательность как преподавателя, так и курсантов, слушателей при обучении курсантов, слушателей является ключевым звеном в изучении дисциплины «Огневая подготовка», поскольку любая ошибка одного из множества курсантов может привести к неисправимым последствиям, в результате которых произойдет не только нарушение действующего законодательства, но и причинение вреда здоровью себе или окружающим, или еще хуже, лишение жизни.

Немаловажным при подготовке квалифицированный сотрудников полиции является индивидуализация подхода преподавателя к каждому сотруднику, так как каждый человек воспринимает доведенную до него информацию по-разному, поэтому, чтобы наибольшее количество людей усвоили материал, необходимо проводить работу с каждым индивидуально. Нельзя забывать об этом, поскольку основная задача преподавателя на учебной дисциплине - сформировать наибольшее количество профессиональных сотрудников для борьбы с преступностью [3, с. 414].

Высшее образование подразумевает под собой в большей степени самообразование. В высших учебных заведениях системы МВД России в течение семестра выделяется порядка 36-72 часов на проведение занятий по огневой подготовке, в том числе, теоретических и практических. Проблема заключается в том, что этого недостаточно для полного и всестороннего изучения. Для того, чтобы достичь высоких результатов при проведении стрельб, необходимо уметь курсантам и слушателям анализировать свои ошибки, внимательно слушать и слышать преподавателя, а также проводить регулярные занятия по огневой подготовке, в том числе, самостоятельные, с использованием новейших технических средств.

Главными критериями хорошей стрельбы являются боевая стойка, правильный и удобный для стреляющего хват оружия, выполнение четких последовательных действия без суеты, плавное нажатие на хвост спускового крючка, психологическая стабильность и стрессоустойчивость в различных ситуациях играют важное значение при поражении цели на огневом рубеже. Основное правило, которое важно помнить, находясь на огневом рубеже - не нужно ждать выстрела. Весь алгоритм действий необходимо выполнять в совокупности, ведь нарушение какого-либо из вышеуказанных пунктов может привести к срыву выстрела.

Технические средства позволяют сформировать и довести у обучающихся навыки ведения огня до автоматизма, если заниматься на них регулярно и анализировать ошибки, на которые укажет программа. Практика использования инновационных технологий показала, что обучающиеся заинтересованы в использовании электронных стрелковых тренажеров и комплексов при изучении данной дисциплины. Их использование позволит увеличить количество часов, отведенных на самостоятельную подготовку для обучающийся, сэкономить денежные средства, предназначенные на устранение неполадок оружия и покупки боеприпасов, а также распечатки мишеней, которые в дальнейшем можно направить на расходы, связанные с установкой полигонов и специальной материальной базы, а также уменьшить нагрузку

преподавателям добившись при этом хороших результатов со стороны курсантов и слушателей.

Наиболее распространенные ошибки, которые допускают курсанты и слушатели высших учебных заведений МВД России:

1. Во-первых, ошибка в распределении внимания. Во время прицеливания стреляющий сначала концентрируется на мушке с целиком, однако, после прицеливания переключает внимание на мишень или на обработку спуска. Данные действия хорошо прослеживаются в комплексном тренажере «АВТО-СКАТТ» и проявляются в появлении на траектории мишени прямых участков (бесконтрольное перемещение оружия относительно мишени). Как результат, пуля поражает не зону прицеливания, а уходит в сторону. Для устранения данной ошибки важно научиться не переводить внимание с прицельных приспособлений.

2. Во-вторых, ошибка в выборе зоны прицеливания, которая заключается в том, что сотрудник по команде «огонь» правильно выполняет изготовку, удержание пистолета, нажатие на хвост спускового крючка, однако, прицеливание производится не в центре мишени, а именно в зоне десятки, в других местах. При все при том, что неправильный выбор района прицеливания влечет низкое количество очков стрельбы, к тому же, при совершении иных ошибок, препятствующих превосходной стрельбе, результативность выстрелов значительно падает. Если проблема при производстве выстрела возникает только в неправильном выборе района прицеливания, то преподаватель должен наглядно (схематично) изобразить курсанту или слушателю, куда необходимо целиться, только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Последняя и наиболее часто встречающая ошибка - рывок спускового крючка. Она возникает при неправильном выполнении двигательных действий указательным пальцем правой руки. Чаще всего - это происходит ввиду психологических факторов, связанных с долгим выполнением упражнения, на которое выделено ограниченное количество времени. Так, сотрудник, который не научился быстро воспроизводить все действия, необходимые для производства выстрела, компенсирует свою медлительность быстрым и резким нажатием на хвост спускового крючка.

Основные правила плавного нажатия на хвост спускового крючка:

1. Во-первых, необходимо пальцем нажимать на спусковой крючок изолированно, то есть без участия кисти руки.

2. Во-вторых, пальцем нажимать на спусковой крючок строго вдоль оси ствола пистолета, без боковых отклонений.

3. В-третьих, указательный палец накладывать на спусковой крючок однообразно, желательно третьей фалангой, при этом вторая фаланга указательного пальца не должна касаться рукоятки пистолета справа.

Все эти ошибки легко устранить при работе с последними инновационными технологиями.

В практической деятельности образовательных организаций МВД России, широкое применение получил комплексный тренажер «АВТО-СКАТТ». Принцип действия указанного тренажера заключается в том, что на экране монитора изобра-

жена выбранная мишень, в которую будет производиться серия выстрелов, в это время стрелком на оружии закрепляется лазерная насадка, которая показывает на изображении, куда целится человек до момента выстрела и после него. Непосредственно, момент выстрела появляется на экране компьютера в виде пробоины, при этом, информация о прицеливании, выстреле и координаты попадания остаются в оперативной памяти, что позволяет в будущем устранить ошибки, которые были сделаны.

Стоит обратить внимание, что использование инновационных технологий, безусловно, полезно, однако, работу на них необходимо сочетать и с реальной стрельбой из боевого оружия, поскольку, во-первых, во время отработки навыков на тренажере нет отдачи от оружия, что является неотъемлемой частью при производстве выстрела. Во-вторых, стреляющий осознает, что, отрабатывая стрельбу, он не сможет причинить физический вред себе и окружающим, соответственно, отсутствует психическое давление, которое бывает у обучающихся при проведении стрельб, но, от которого необходимо избавляться, с чем и не способен помочь технический тренажер.

Таким образом, использование в учебном процессе современных технологий на занятиях по огневой подготовке имеет огромное будущее. Их применение способствует повышению уровня подготовленности обучающихся и слушателей к выполнению оперативно-служебных задач, связанных с применением огнестрельного оружия в борьбе с преступностью. Однако, не стоит забывать, что работа с боевым оружием во время занятий по учебной дисциплине «Огневая подготовка», не должна ограничиваться только использованием технических средств, таких как компьютерные тренажеры, но и проведением стрельб на огневом рубеже, поскольку курсант или слушатель, закончив высшее учебное заведение, на практике при осуществлении возложенных на него задач будет применять непосредственно боевое оружие.

Литература

1. Корсаков Ю. В. Инновационные технологии в процессе огневой подготовки // Проблемные вопросы эффективности раскрытия и расследования преступлений : сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции (Москва, 7 марта 2018 г.). Волгоград : Перископ-Волга, 2018. С. 125-128.

2. Колиненко А. Д., Устиловская О. В. Двигательное совершенствование в огневой подготовке // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : сборник тезисов и статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 15 мая 2021 г.). Красноярск : Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 48-52.

3. Таков А. З., Курманова М. К. Применение современных технологий в обучении стрельбе из боевого оружия // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 412-416.

References

1. Korsakov Yu. V. [Innovative technologies in the process of fire training]. Problemnye voprosy effektivnosti raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy. Sbornik tezisov i statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 7 marta 2018 g.) [Problematic issues of the effectiveness of solving and investigating crimes: a collection of abstracts and articles of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, March 7, 2018)]. Volgograd, Periscope-Volga Publ., 2018, pp. 125-128. (In Russia).

2. Kolinenko A. D., Ustilovskaya O. V. [Motor improvement in fire training]. Optimizatsiya uchebno-vospitatel'nogo i trenirovochnogo protsessa v uchebnykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya. Zdorovyy obraz zhizni kak faktor profilaktiki narkomanii. Sbornik tezisov i statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Moskva, 15 maya 2021 g.) [Optimization of the educational and training process in educational organizations of higher education. Healthy lifestyle as a factor in the prevention of drug addiction. Collection of abstracts and articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, May 15, 2021)]. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2021, pp. 48-52. (In Russia).

3. Takov A. Z., Kurmanova M. K. Primenenie sovremennykh tekhnologiy v obuchenii strel'be iz boevogo oruzhiya [The use of modern technologies in teaching shooting from military weapons]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern science-intensive technologies, 2020, no. 11-2, pp. 412-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.