Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕБНЫМ ПАТРОНОМВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕБНЫМ ПАТРОНОМВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / FIREARMS TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCIES / FIREARM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Т.Б.

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции, сложности, возникающие при освоении дисциплины «Огневая подготовка», проводится анализ профессионального обучения сотрудников полиции. Автор предлагает пути совершенствования методики проведения учебных занятий по огневой подготовке с использованием учебного патрона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF USING TRAINING WITH A DRILL CARTRIDGEIN TEACHING FIREARMS TRAINING AT AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The issues of professional training for police officers and challenges that arise while mastering the course “Firearms training” as well analysis of professional training for police officers and some ways of improving the methodology of conducting instructions in firearms training using a drill cartridge are considered in the article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕБНЫМ ПАТРОНОМВ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 378.09

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕБНЫМ ПАТРОНОМ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

ON THE ISSUE OF USING TRAINING WITH A DRILL CARTRIDGE IN TEACHING FIREARMS TRAINING AT AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Васильева Татьяна Борисовна,

преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

vasilevatatyana1511@gmail.com

Ключевые слова:

огневая подготовка, профессиональная подготовка, профессиональные компетенции, огнестрельное оружие.

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции, сложности, возникающие при освоении дисциплины «Огневая подготовка», проводится анализ профессионального обучения сотрудников полиции. Автор предлагает пути совершенствования методики проведения учебных занятий по огневой подготовке с использованием учебного патрона.

Keywords:

firearms training, professional training,

professional competencies, firearms.

The issues of professional training for police officers and challenges that arise while mastering the course "Firearms training" as well analysis of professional training for police officers and some ways of improving the methodology of conducting instructions in firearms training using a drill cartridge are considered in the article.

Образовательные организации МВД России, занимающиеся всеми уровнями профессиональной подготовки, на методическом уровне создают эффективные программы для различных категорий слушателей. В настоящее время первоначальная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в течение 4-6 месяцев. За это временя сотрудникам необходимо овладеть профессиональными компетенциями, в том числе и по огневой подготовке, что требует от сотрудника не только усердной интеллектуальной работы по изучению теоретических основ, но и в определенной степени психологической зрелости для успешного освоения техники стрельбы. Методологическая основа проведения занятий по огневой подготовке ограничивается проверкой знаний по теоретическому разделу и выполнением различных нормативов и упражнений, предусмотренных для курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность МВД России [1].

Ввиду ограниченного количества занятий и различного уровня освоения программы по предмету «Огневая подготовка» слушателями в силу индивидуальных особенностей овладения приемами и навыками обращения с боевым оружием на разных этапах обучения возникают различные сложности. В процессе обучения слушателей безопасному обращению с оружием и выполнению различных упражнений Курса стрельб рано или поздно наступает такой момент, когда кажется, что оружие уходит из точки прицеливания в последнюю долю секунды до выстрела или даже в момент самого выстрела. Как правило, перед производством такого выстрела стрелок понимает, что при обработке спуска курка с боевого взвода палец остановился и больше не может осуществлять непрерывное, планомерное нажатие. На занятиях преподаватель всегда говорит о том, что такой выстрел можно и даже нужно отложить, если это упражнение предполагает стрельбу без ограничения времени.

Но чаще всего на факультете профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России от слушателей, проходящих первоначальную профессиональную подготовку, можно услышать, что оружие уходит из точки прицеливания в момент самого выстрела.

При опросе слушателей данная проблема озвучивается следующим образом:

- палец не давит на спусковой крючок;

- на пистолете тяжелый спуск;

- неудобная изготовка, которая влияет на устойчивость;

- неудобный хват пистолета, который влияет на отклонение оружия от линии прицеливания в момент выстрела.

При производстве стрельбы из пистолета и особенно при нажатии на спусковой крючок у стреляющего в работу включаются различные мышцы кисти и даже руки. То есть можно сказать, что при стрельбе из пистолета оружие может отклоняться от линии прицеливания из-за того, что стреляющий

перестает контролировать мышцы, удерживающие оружие [2]. Это происходит при обработке спускового крючка. Именно поэтому так распространено мнение о том, что в неправильном выстреле виноват палец, осуществляющий нажатие на спусковой крючок.

Человек может контролировать одно или два действия, а сконцентрироваться на нескольких элементах техники стрельбы одновременно становится сложно. В связи с этим внимание стреляющего рассеивается, и он может допустить ошибки в каком-либо из элементов техники стрельбы. В огневой подготовке как раз приходится одновременно контролировать как минимум три элемента техники стрельбы: прицеливание, удержание оружия в руке или в руках (хват) и управление (нажатие пальца) спусковым крючком.

При анализе неудачного выстрела у слушателя можно заметить такую закономерность: стрелок может уверенно удерживать пистолет на линии прицеливания в течение одной или двух секунд, то есть его внимание в этот момент сконцентрировано на таких элементах техники стрельбы, как хват и прицеливание. В случае отклонения частей прицельного приспособления, стрелок с легкостью может поправить положение пистолета. Проблема заключается в том, что все внимание стрелка занято процессом прицеливания и удержания оружия, а на один из наиболее важных, на наш взгляд, элементов техники стрельбы - управление спусковым крючком - объема внимания может не хватить. Как раз в этот момент стреляющий может начать осознавать, что палец не осуществляет нажатие на спусковой крючок, попросту остановился и все, что можно сделать в этот момент, - это просто дожать крючок и таким образом «сорвать» выстрел [3].

Чаще всего такие действия и такие неправильные выстрелы происходят по одной и той же схеме. Когда стреляющий осуществляет нажатие на спусковой крючок, он еще контролирует части прицельного приспособления, а контролировать мышцы рук, удерживающих оружие, уже не в состоянии. Это происходит потому, что для человеческого мозга зрение является гораздо более важным элементом контроля, нежели мышечный контроль. Благодаря зрению человек получает основной объем информации об окружающем мире. Поэтому, когда мозг стреляющего не может сконцентрироваться на нескольких элементах техники стрельбы, перед ним встает задача сконцентрироваться на чем-то одном, и главным чаще всего выбирается прицеливание. В результате при нажиме на спусковой крючок стреляющий перестает контролировать мышцы, удерживающие оружие, но в состоянии сделать так называемую «отметку выстрела», то есть понять, куда именно ушло оружие в момент выстрела.

На занятиях по огневой подготовке в случае, если преподаватель видит систематически неудовлетворительный результат, методика предполагает включение такого занятия, как «работа над ошибками». На практике это означает,

что одному или нескольким слушателям предоставляется возможность производства нескольких серий, состоящих из различного количества выстрелов, каждая из которых при этом заканчивается осечкой. Это достигается путем снаряжения преподавателем магазина не только боевыми патронами, но и одним учебным. Благодаря такой тренировке чаще всего выявляется проблема ожидания выстрела стрелком, то есть происходит сокращение мышц еще до выстрела. Таким образом, стрелок выполняет прицеливание, но, зная, что сейчас будет отдача, как бы не дожидаясь ее, неосознанно совершает движение руками вниз или вперед. Подобные действия приводят к тому, что не достигается главная задача - не поражается цель. Благодаря тренировке с учебным патроном стрелок перестает ждать выстрела и тем более прекращает бороться с отдачей, что позволяет на мышечном уровне закрепить то, как правильно совмещать такие элементы техники стрельбы, как прицеливание, удержание оружия и нажатие на спусковой крючок. Такие занятия за время обучения слушателей на факультете профессиональной подготовки проводятся 2-3 раза: после завершения обучения медленной стрельбе, то есть без ограничения времени, после блока скоростной стрельбы и непосредственно перед экзаменом. Проведение практических стрельб с использованием учебного патрона позволяет добиться улучшения результатов на экзамене и повысить средний балл группы за выполнение тех или иных упражнений курса стрельб.

Подводя итоги, можно сказать о том, что профессиональные компетенции во время первоначальной профессиональной подготовки по дисциплине «Огневая подготовка» сформировать достаточно сложно. Речь не идет о том, чтобы научить слушателей культуре обращения с оружием; в рамках первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел приходится говорить лишь о том, чтобы научить каждого слушателя безопасному обращению с оружием, сделать все возможное, чтобы сотрудник смог грамотно работать с оружием как в тире, так и в боевой обстановке, выполнять поставленные слу-жебно-боевые задачи, а также успешно проходить промежуточную и итоговую аттестации. Более того, можно предположить, что большинство выпускников факультета профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России имеют устойчивый навык обращения с огнестрельным оружием и смогут уверенно и эффективно действовать в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Библиографический список

1. Медведев, И.В. К вопросу об эффективности профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / И.В. Медведев // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. - Ялта : РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 4. - С. 278-281.

2. Огрыза, А.В. Совершенствование сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыков стрельбы из пистолета / А.В. Огрыза, С.Н. Архипов // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - Уфа : Уфимский юридический институт МВД России, 2019. - № 1. - С. 442-448.

3. Организация учебных стрельб из пистолета в органах внутренних дел Российской Федерации : учебно-методическое пособие / С.Н. Архипов, Р.А. Рустамов, И.В. Фишер. - Тюмень : ТИПК МВД России, 2019. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.