Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / CASE-TECHNOLOGY / THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF A HEALTHY WAY OF LIFE / OLDER PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улгпу Им И. Н. Ульянова, Карабаева Светлана Игоревна, Миронова Мария Владимировна

В статье рассматривается кейс-технология, как одна из инновационных технологий формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Улгпу Им И. Н. Ульянова, Карабаева Светлана Игоревна, Миронова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES OF HEALTHY WAY OF LIFE FORMATION FOR PRESCHOOL CHILDREN

The article considers the case-technology as one of the innovative technologies of forming the healthy way of life foundations of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

4. Сошников Н.Н., Савохин В.Т., Баталов А. Г.Патент 2458327С1 Российская Федерация.Способ сравнительной оценки ускорения движущихся объектов и устройство для его реализации; заявитель и патентообладатель ГЦОЛИФК.

5. Трофимова Т.И. Курс физики: учебное пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 580 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Карабаева Светлана Игоревна

к. п. н., «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 432071, РФ, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5 Миронова Мария Владимировна

магистрант «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 432071, РФ, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5

INNOVATION TECHNOLOGIES OF HEALTHY WAY OF LIFE FORMATION FOR PRESCHOOL

CHILDREN

Karabaeva Svetlana Igorevna

candidate of pedagogics of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov 432071, Russia, Ulyanovsk, Lenin square, house 4/5 Mironova Maria Vladimirovna

master's student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov

432071, Russia, Ulyanovsk, Lenin square, house 4/5

Аннотация. В статье рассматривается кейс-технология, как одна из инновационных технологий формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Abstract. The article considers the case-technology as one of the innovative technologies of forming the healthy way of life foundations of preschool children.

Ключевые слова: инновационная технология, кейс-технология, формирование основ здорового образа жизни, старшие дошкольники.

Keywords: innovative technology, case-technology, the formation of the foundations of a healthy way of life, older preschoolers.

Реализация важнейшей государственной задачи по сохранению и укреплению здоровья детей активизировала поиск эффективных технологий формирования основ здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста.

Решение обозначенной задачи, по мнению многих педагогов, возможно при использовании инновационных технологий (Л.Н. Вавилова, С.Ю. Гурьянова, И.Е. Граматкина, Л.Ф. Дьяконова, Г.С. Панина, Л.И. Пономарева, Н.В. Суворова, О.В. Толстикова и др.). Так как ранее предпринятые попытки приобщения к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни дошкольников не дали существенных позитивных изменений, то поиск новых подходов приобретает особую значимость.

И.М. Новикова, изучая представления старших дошкольников о здоровом образе жизни, отмечает, что большая часть современных детей не обладает необходимым их запасом, что свидетельствует об отсутствии целостной системы педагогической работы в данном направлении и использовании недостаточно эффективных технологий [2].

С точки зрения О.В. Толстиковой, О.В. Савельевой, Т.В. Ивановой, инновационные технологии - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которые направлены на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в развитии ребенка в нынешних социокультурных условиях [4].

Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, акцентирующего внимание на качественном результате образования, важно отметить, что в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной готовой информации, а способность ребенка самостоятельно размышлять, работать с информацией и действовать в различных ситуациях. Исходя из этого имеет смысл обратиться к одной из инновационных технологий - кейс-технологии, сущность, которой заключается в том, что обучающемуся предлагается вдуматься в реальную жизненную ситуацию, в которой отражена конкретная практическая проблема или приближенная к реальности. Обозначенная реальная ситуация при этом может не иметь однозначных решений.

В настоящее время кейс^Му находят применение на различных ступенях образования (в школьном, вузовском образовании, послевузовском обучении). Несмотря на универсальность и практическую направленность кейс-технологии в системе дошкольного образования, они еще не получили широкого

распространения и методической разработанности. В связи с этим наше магистерское исследование было обращено к решению проблемы поиска педагогических условий использования кейс-технологий в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

В нашем исследовании под кейс-технологиями понимаем технологии, основанные на использовании специально подготовленных материалов по формированию представлений о здоровом образе жизни и организацию работы со старшими дошкольниками по разрешению конкретной проблемы.

Теоретический анализ литературы привел нас к пособию Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной [1], которое представляет особый интерес для нашего исследования, так как в нем подчеркивается, что кейс-технологии могут решать задачи формирования безопасного поведения дошкольников в разных средах, что является основой сохранения жизни и здоровья детей.

Авторы, изучая проблему использования кейсов в дошкольном образовании, отмечают их огромный развивающий и обучающий потенциал. Они воздействуют на развитие способности осмысливать ситуацию, ее системно анализировать с различных сторон, вырабатывать и принимать решения, умений самостоятельно и инициативно действовать в неопределенных ситуациях, перестраивая свое поведение в соответствии с изменениями в ситуации, адаптировать его к новым условиям, формируются коммуникативные способности [1].

Л.Ф. Дьяконова, И.Е. Граматкина дают классификацию кейсов по содержанию и выделяют: 1) практические кейсы, в основе которых лежит реальная жизненная ситуация; 2) обучающие кейсы, носят условный характер и построены на учебном материале; 3) научно-исследовательские кейсы ориентированы на самостоятельную исследовательскую деятельность.

Проведя анализ типов кейсов и задач, которые они решают, пришли к выводу о том, что для дошкольников наиболее подходящими являются практические кейсы, которые разделяются на следующие формы:

- кейсы-инциденты - это группа кейсов, в которых перед ребенком предстает уже свершившееся или готовящееся произойти событие, его представление может быть осуществлено через: фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейсы-драматизации, кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений;

- кейсы - вариации и догадки - группа кейсов, направленная на обучение ребенка видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами, их предъявление может быть осуществлено через: серию опорных картинок, предметную картинку, демонстрирующую источник опасности, кейсы-наоборот, кейсы-варианты развития событий.

Выявлено, что к наиболее распространенным методам кейс-технологий, активизирующим образовательный процесс, относятся следующие:

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; фото-кейсы; кейс-иллюстрации) - групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших;

- метод инцидента - самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ;

- метод ситуационно-ролевых игр - создание в виде инсценировки правдивой ситуации (исторической, правовой, социально-психологической) с последующей оценкой поступков, поведения участников;

- метод разбора деловой корреспонденции - работа с документами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации;

- игровое проектирование - процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических;

- метод дискуссии - обмен мнениями в соответствии с правилами.

Однако в практике дошкольного образования не все представленные методы могут быть широко использованы в связи особенностями детского развития. Дошкольная образовательная практика показала, что наибольшую доступность для детей старшего дошкольного возраста представляют: метод анализа конкретных ситуаций, кейс-иллюстрации, фото-кейсы, метод ситуационно-ролевых игр [1; 3].

С целью подтверждения теоретических положений был проведен эмпирический эксперимент на базе МБДОУ г. Ульяновска.

В результате проведенного исследования по методикам И.М. Новиковой, направленного на изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и их переноса в жизненную практику (беседа «Что я знаю о здоровье», «Что я знаю о своем организме», диагностические ситуации «Режим дня», «Полезная покупка», «Мой друг заболел»; наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении) было установлено, что 17% детей имеют высокий уровень 38% -средний и значительное число детей обладает низким уровнем - 43%.

В связи с тем, что для обеспечения качественной работы, воспитатели должны обладать достаточным уровнем профессиональной готовности к использованию кейс-технологии, было проведено анкетирование по авторскому опроснику для изучения имеющихся знаний по данному вопросу, наблюдение за работой воспитателей, анализ педагогической документации. Результаты анализа показали, что большую часть составляют ограниченно-заинтересованные педагоги - 50% и пассивные - 40%, 10% - отнесены к активным. В педагогической документации не отмечено обращений к кейс-технологии.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствуют о необходимости проведения специально организованной работы в аспекте изучаемой проблемы, как с детьми, так и с педагогами.

В ходе эксперимента был разработан пакет кейсов, обеспечивающих формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников. В связи с тем, что в дошкольный период у ребенка закладываются основные понятия и формируются навыки по ведению здорового образа жизни, было принято решение о написании кейсов, затрагивающих главные его составляющие: режим дня, двигательная активность, правильное питание, забота об организме (гигиена, закаливание), безопасное поведение (в быту, социуме, природе, предупреждение болезней и др.). Данные составляющие определялись задачами, поставленными в образовательных программах по формированию представлений о здоровом образе у старших дошкольников.

Учитывая, что был выявлен недостаточный уровень профессиональной готовности воспитателей к использованию кейс-технологии организовали методическое сопровождение их деятельности. Были проведены: общая консультация «Кейс-технология в современном образовании дошкольников», семинар-практикум «Особенности разработки кейсов для старших дошкольников», «Технологические этапы работы с кейсами», организована работа творческой группы, самообразовательная деятельность педагогов и др.

После проведенных методических мероприятий воспитателям было предложено принять участие в анонимном анкетировании для выявления востребованности и полезности работы. Полученные данные говорят о том, что участие в методических мероприятиях посчитали полезным для своей профессиональной деятельности все респонденты; педагоги готовы продолжать участие в методической работе. Это позволяет констатировать изменение первоначального отношения к проблеме использования кейс-технологии в профессиональной деятельности и появление потребности к совершенствованию своей компетентности в данном направлении.

По окончании эксперимента было проведено повторное исследование по аналогичным методикам. позволившее установить положительную динамику по детской выборке и по выборке воспитателей.

Таким образом, проведенная педагогическая работа позволила оказать существенное влияние на процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и развитие умений действовать в изменяющихся условиях без нанесения ущерба своему здоровью, в соответствии с правилами здорового образа жизни. Системный и комплексный подход к решению поставленных задач позитивно повлиял не только на работу с дошкольниками, но и на повышение готовности педагогов к использованию кейс-технологий в образовательной работе.

Список литературы:

ейс-технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Коллектив авторов под общей редакцией Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной. -Тольятти, 2017. - 65 с.

овикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 94 с.

ехнология кейс-стади в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Дружинина и др. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. - 89 с.

олстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: метод. пособие. - Екатеринбург: ИРО, 2013. - 199 с.

References:

ejs-tekhnologii kak sposob formirovaniya kul'tury bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta. Metodicheskoe posobie / Kollektiv avtorov pod obshchej redakciej L.F. D'yakonovoj, I.E. Gramatkinoj. - Tol'yatti, 2017., - 65 s. - Moskva: Mozaika-Sintez, 2009. - 94 s.

ekhnologiya kejs-stadi v rabote s doshkol'nikami: uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. M.A. Druzhinina i dr. - Tol'yatti: Izdatel'stvo TGU, 2012. - 89s. -Ekaterinburg: IRO, 2013. - 199 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.