Научная статья на тему 'Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 3)'

Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 3) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (АТП) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / AUTOTRANSPORT ENTERPRISE (АТE) / FUNCTIONING EFFICIENCY / INNOVATIONS / LOGISTICS / SCIENCE AND MANUFACTURE INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манасян С. К.

В статье рассказано о деловом сотрудничестве Института управления инженерными системами КрасГАУ с автотранспортными предприятиями МП КАТП-2 и Милк-Лоджистик, которое можно назвать интеграцией теории и практики, науки и образования. Представлены основные инновационные стратегии логистики, позволяющие практически реализовать современные тенденции развития АТП и сокра тить отставание в этой области от мировых лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGIES IN LOGISTICS AND INTEGRATION OF SCIENCE, PRODUCTION AND EDUCATION IN THE FIELD OF ATE FUNCTIONING EFFICIENCY INCREASE (PART 3)

The article gives information about business cooperation of the Institute of engineering system management in KrasSAU with the motor transport enterprises of МП КАТП-2 and Milk-Lodzhistik that can be named as integration of theory and practice, science and education. The basic innovative logistics strategies that allow to realize modern line for ATE practical development and to catch up with the world leaders in this field are given.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 3)»

2. Модель адекватно описывает функционирование сошника лесопосадочной машины - движение почвенных частиц через окна сошника, подачу и заделку корней растений.

3. Составлена компьютерная программа для проведения виртуальных экспериментов и выявления оптимальных параметров формы сошника.

Литература

1. Синеоков Г.Н., Панов И.М. Теория и расчет почвообрабатывающих машин. - М.: Машиностроение, 1977. - 328 с.

2. Моделирование сельскохозяйственных агрегатов и их систем управления: учеб. для вузов / под ред. А.Б. Лурье. - Л.: Колос. Ленингр. отд-ние, 1979. - 312 с.

3. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1998. - 319 с.

4. Расчет и проектирование строительных и дорожных машин на ЭВМ / под ред. Е.Ю. Малиновского. -М.: Машиностроение, 1980. - 216 с.

5. Инженерные расчеты на ЭВМ: справ. пособие / под ред. В.А. Троицкого. - Л.: Машиностроение, 1979.

- 288 с.

6. А.с. № 2010615944. Программа для моделирования лесопосадочной машины / И.М. Бартенев, М.В. Шавков, В.В. Посметьев, М.Л. Шабанов. Зарег. 10.09.2010.

УДК 338.47 С.К. Манасян

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГИСТИКИ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТП (Часть 3)

В статье рассказано о деловом сотрудничестве Института управления инженерными системами КрасГАУ с автотранспортными предприятиями МП КАТП-2 и Милк-Лоджистик, которое можно назвать интеграцией теории и практики, науки и образования. Представлены основные инновационные стратегии логистики, позволяющие практически реализовать современные тенденции развития АТП и сократить отставание в этой области от мировых лидеров.

Ключевые слова: автотранспортное предприятие (АТП), эффективность функционирования, инновации, логистика, интеграция науки и производства.

S.K. Manasyan

INNOVATIVE STRATEGIES IN LOGISTICS AND INTEGRATION OF SCIENCE, PRODUCTION AND EDUCATION IN THE FIELD OF ATE FUNCTIONING EFFICIENCY INCREASE (Part 3)

The article gives information about business cooperation of the Institute of engineering system management in KrasSAU with the motor transport enterprises of МП КАТП-2 and Milk-Lodzhistik that can be named as integration of theory and practice, science and education. The basic innovative logistics strategies that allow to realize modern line for ATE practical development and to catch up with the world leaders in this field are given.

Key words: auto- transport enterprise (АТ.E), functioning efficiency, innovations, logistics, science and manufacture integration.

Инновационному развитию транспорта в последнее время уделяется серьезное внимание, более того, государство отмечает необходимость инноваций на транспорте. Инновацию в научной трактовке понимают чаще всего как общественный технический и экономический процесс, который, благодаря практическому использованию идей и изобретений в определенной области, приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, услуг, и в случае, если инновация ориентируется на экономическую выгоду (прибыль), появление инновации на рынке может принести добавочный доход.

По характеру достигаемых общественных целей инновации можно разделить на следующие виды:

- экономические, ориентированные на прибыль (производство экспортируемых услуг);

- экономические, не ориентированные на прибыль (экономия топлива, запасных частей и др.);

- специальные (технические и технологические или образовательные и т.д.).

Однако экономическая точка зрения на инновации специфична, так как любой новый подход к конструированию, производству и сбыту товара или услуг, в результате чего инвестор и его компания, изобретающие и внедряющие инновацию в свое производство, получают преимущества перед конкурентами, означает, прежде всего, получение дополнительной прибыли.

Инновация - длительный и дорогостоящий процесс, ускоряющий экономический рост отдельного предприятия, часто в значительной степени влияющий на ход экономического развития отрасли или даже экономики страны. Инновация охватывает весь спектр видов деятельности предприятия - от исследований и разработок до маркетинга, ориентируя производство на создание продукта индивидуального, качественного, отличного от создаваемых другими производителями.

В транспортной отрасли в равной степени разрабатывают, используют, внедряют:

- инновации-продукты (как новые виды услуг);

- инновации-технологии (как новые формы организации процесса производства с использованием новых или усовершенствованных технических элементов производства, машин и механизмов).

В условиях рынка отдельные транспортные предприятия и виды транспорта, борясь с тенденцией снижения нормы прибыли, вынуждены расширять объемы производства, продаж и прибыли, увеличивать производительность труда, снижая фондоемкость продукции, ускорять оборачиваемость капитала.

Инновационные изменения - это насущная потребность ускорения развития автомобильного транспорта. Долгое время отставание в техническом плане, в основном связанное с производством не самых современных и слабо отвечающих требованиям потребителей автомобилей, а также формирование нового технологического уклада отрасли, связанного с развитием рынка и интеграционных, глобализационных процессов, определило необходимость инновационных изменений как главного по влиянию фактора перспективного развития автомобильной отрасли.

Участие в обслуживании современных производств различных отраслей экономики и динамичное включение автотранспорта в обслуживание сферы обращения требуют продуманной инновационной стратегии. Понимание транспортными предприятиями необходимости инноваций важно в целом для развития отрасли. Однако управление инновациями только на предприятиях не позволяет координировать их действия в отношении будущего согласованного развития, цели предприятий могут существенно различаться. Со временем это приведет к возникновению кризисной ситуации.

Поэтому инновационная стратегия должна стать одним из разделов транспортной стратегии и политики на федеральном и местных уровнях. В настоящее время в различных отраслях экономики наука, техника и производство слились (при ведущей роли последнего) в единую порождающую и использующую инновации машину. Этот процесс пока слаб на транспорте.

Для предприятий АТП инновация означает отказ от жестких и инерционных организационных и технологических структур, создание рисковых сфер деятельности и капиталов, постоянное переобучение кадров, переход на наукоемкие производства и т.д.

Существовавшая долгое время технологическая блокада социалистических стран и России предопределила отставание уровня развития экономики транспортной отрасли, технической и технологической баз этой отрасли.

На транспорте практически всегда не хватало средств на исследования в этой области, хотя исследовательские структуры формально существуют и сейчас, например, разнообразные НИИ автомобильного транспорта, институты по проблемам транспорта РАН. Однако они решают либо конкретные технические задачи по испытанию автомобилей, оборудования и т.д., либо координационные задачи и задачи управления вообще, оставляя вне сферы своего внимания необходимость технологических инноваций на разных видах транспорта и отдельных предприятиях.

Такое положение, связанное с недостатком системно мыслящих специалистов, финансирования, закладывает технологическое отставание отрасли от уровня развития многих стран мира.

Транспорт России вынужден применять иностранные инновации, которые не дают уже такого эффекта как при первичной реализации и, следовательно, предопределяют отставание от мировой технологической динамики.

Существенным фактором является то, что большинство стран, продающих инновации, не будут сознательно способствовать развитию конкурентных преимуществ экономики других стран.

В силу чего при продаже инноваций выполняется оценка получаемого от их внедрения эффекта, которой необходимо придавать серьезное значение.

Анализируя механизм и эффективность «передачи» инновационных технологий, в качестве перспективных можно признать несколько форм сотрудничества с Западом, в том числе:

- формы передачи технологий в виде поставок комплексных объектов под ключ;

- закупки лицензий вместе с интенсивной подготовкой персонала;

- создание совместных предприятий;

- обмен специалистами и опытом в научно-технической области.

К несколько менее эффективным формам отнесем следующие:

- закупки «ноу-хау»;

- предоставление технической документации и данных по отдельным проектам;

- консультации.

Самыми неэффективными можно назвать:

- деловые визиты;

- закупки обрабатывающего оборудования без ноу-хау;

- передача полного комплекта документации по проектам;

- товарные поставки;

- публикации и выставки (во многих из них продают гипертрофированно разрекламированную технику без уплаты таможенных пошлин и без оплаты используемых для рекламы возможностей с использованием разнообразных «тонких» маркетинговых ходов по заувалированию технических характеристик).

Инновационное развитие транспорта требует совершенствования методов планирования. Во все более широком масштабе применяют методы оперативного исследования, эконометрические модели, системный анализ.

Планирование и прогнозирование охватывают исследования и разработки, материально-техническое снабжение, производство, сбыт, подготовку кадров и т.д. Существенно удлиняются охватываемые планом периоды деятельности транспортных отраслей и предприятий. Лишь долгосрочный план способен «идти в ногу» с имеющими, как правило, долгосрочный характер инновационными программами, определять стратегические цели.

В связи с необходимостью разработки и реализации инновационной стратегии для российского транспорта возникает множество проблем, требующих безотлагательного решения, таких как:

- проблема размещения ресурсов и уровня их цен, которая определяет уровень цен на транспортные

услуги;

- использование идей и маркетинга, обеспечивающих исследование спроса и формирование будущих потребностей в транспортных услугах и их качестве;

- повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг в международном масштабе и на национальном рынке;

- проникновение и распространение инноваций (для развивающейся технико-технологической модернизации производства услуг).

Зарубежная практика транспортной деятельности показывает, что для быстрого распространения инноваций необходима развитая инфраструктура отрасли, создание и модернизацию которой в большинстве развитых стран государство оставляет под своим контролем и использует как инструмент регулирования транспортной отрасли, обеспечения высокие темпы развития национальной экономики.

На сферу использования инноваций влияют масштабы бизнеса. Глубокие инновации может позволить себе в основном крупный бизнес, так как инновации дорогостоящи и реализуемы в течение довольно длительного периода. Крупному транспортному бизнесу такие проекты выгодны и способствуют развитию.

Маленькие транспортные предприятия вынуждены искать более дешевые формы развития бизнеса, не всегда соответствующие требованиям технологического прогресса и законам.

Инновации определяют необходимость правовой защиты производства и сферы разработки и внедрения технологий. Все перечисленные моменты указывают на необходимость усиления роли государства в области инноваций:

- с одной стороны, необходимо централизованно воздействовать на НТП в отрасли, повышать роль национальной политики в области науки и промышленного развития,

- с другой стороны, к этому же подталкивает усиление международного разделения труда и рыночной конкуренции.

В результате государство превращается в один из важнейших факторов роста экономики транспортной отрасли. Эффективная национальная инновационная стратегия сегодня уже не сможет обойтись без централизованной разработки ее направлений.

Высвобождение новых ресурсов, создание фондов компенсации рисков и предоставление займов, содействие информационному обмену и решению многих других задач требует адекватного государственного регулирования в этой сфере. Во многих странах испытывают новые методы стимулирования инноваций, такие, например, как организация специальных целевых фондов поддержки малого бизнеса и предпринимательства; организация содействия инновациям (государственные гарантии, кредитование и финансирование на льготных условиях, премирование разработок, ускоренная амортизация и специальное налогообложение прибыли), которые в России есть, но влияют на инновации пока слабо.

Инвестиционная привлекательность автомобильного транспорта очень высока в силу высокой эффективности и скорости окупаемости даже низких капитальных вложений. В автомобильной отрасли естественным образом сформированы предпосылки для быстрой реализации инноваций:

- срок службы основных фондов, обеспечивающих наибольший доход, автомобилей в среднем составляет 5-12 лет, в то время как в отраслях промышленности в среднем 15-35 лет;

- средняя норма прибыли 5-18 %, в то время как в промышленности около 20 %;

- средний период окупаемости автомобилей при интенсивной эксплуатации и современных технологиях перевозки 2-5 лет, в то время как промышленного оборудования более 25 лет;

- высокая конкурентоспособность;

- мобильность в изменении сфер и направлений деятельности;

- организационная гибкость;

- низкий уровень постоянных затрат в общих затратах на производство услуг и др.

Выводы

1. Представленные положения, которыми руководствовались руководители ФГОУ ВПО «КрасГАУ» (ректор Н.В. Цугленок), МП «КПАТП-2» (генеральный директор Ю.В. Усольцев) и ООО «Милк-Лоджистик» (директор Г.В. Каткова) при принятии решения о сотрудничестве на практике могут оказаться весьма плодотворными и взаимовыгодными.

2. Точная оценка инвестиционной привлекательности рассматриваемой сферы научнообразовательного и производственного пространства имеет значение как для предприятий транспорта и научно-образовательных учреждений, так и для инвесторов. В этом случае следует учитывать вышеприведенные специфические факторы автотранспортной отрасли.

3. Способность к технологическому развитию зависит от уровня технологий и накопленных знаний в отрасли, осуществляющей исследования и разработки.

4. В целях повышения эффективности функционирования предприятий АТП необходимо проведение их активной логистизации.

5. Внедрение инновационных проектов с целью повышения эффективности функционирования АТП должно основываться на системном логистическом анализе и математическом моделировании.

6. Для быстрого распространения инноваций необходимы высококвалифицированные специалисты и развитая инфраструктура отрасли, создание и модернизацию которой государство оставляет под своим контролем и использует как инструмент регулирования транспортной отрасли, обеспечения высокие темпы развития национальной экономики.

7. Первые результаты учебной деятельности студентов нового типа подтвердили их высокую мотивацию к получению не «знаний-копий», а «знаний-образов» и «знаний-трансформаций», а также доказали высокую эффективность реализованной формы интеграции практики, образования и науки.

8. Новый циклический метод обучения заинтересованных студентов-практиков, представляющих для лектора наиболее благодарную аудитории, накладывает на преподавателей дополнительную ответственность

Литература

1. Манасян С.К. Теория и технологии системного моделирования с использованием новых информационных технологий // Новые информационные технологии. - Тбилиси: УНПО «Информатика», 1990. -

23 с.

2. Арутюнян С.А. Транспортная система в АПК. - Красноярск, 2004. - 19 с.

3. Цугленок Н.В., Манасян С.К. Методика сравнительной оценки технологической эффективности машин для послеуборочной обработки зерна. - Красноярск, 2009. - 7 с.

4. Манасян С.К., Арутюнян С.А. Транспортная система в АПК. - Красноярск, 2004. - 19 с.

5. Фатеева Нина. Учеба без отрыва от баранки // Городские новости. - 2010. - Сент.

6. Цугленок Н.В. Энерготехнологическое прогнозирование. - Красноярск, 2004. - 205 с.

УДК 621.649:621.225:62-82 А.Е. Кузьмин, В.В. Пальвинский

НАПОР И ПОДАЧА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ-НАСОСА

В статье дано описание принципа работы гидравлического двигателя-насоса. Представлены теоретические зависимости напора и подачи от геометрических размеров гидравлического двигателя-насоса. Ключевые слова: гидравлический двигатель-насос, сила Архимеда, напор, подача.

A.E. Kuzmin, V.V. Palvinsky PRESSURE AND DELIVERY OF THE HYDRAULIC ENGINE-PUMP

Description of the hydraulic engine-pump operation concept is given in the article. Theoretical dependences of pressure and delivery on the geometrical sizes of the hydraulic engine-pump are given.

Key words: hydraulic engine-pump, Archimedes force, pressure, delivery.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гидравлический двигатель-насос (в дальнейшем насос) работает с использованием возобновляемого источника открытых водных потоков. Он относится к группе объемных насосов. Согласно ГОСТ 17398-72, -это насос, в котором жидкая среда перемещается путем периодического изменения объема занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся с входом и выходом насоса. Этим же ГОСТом ранее применявшиеся термины «насос вытеснения», «гидростатический насос» признаны недействительными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.