Научная статья на тему 'Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 2)'

Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE / LOGISTICS / INTEGRATION / TRAINING / TECHNOLOGY / FORECASTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манасян С. К.

Обоснована интеграция теории и практики, науки и образования, позволяющая реализовать современные методы обучения кадров для автотранспорта предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS INNOVATIVE STRATEGIESAND INTEGRATION OF SCIENCE, PRODUCTION AND EDUCATION IN THE FIELD OF THE MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE FUNCTIONING EFFICIENCY INCREASE (ARTICLE 2)

Integration of theory and practice, science and education that allows to realize the modern methods of staff training for the enterprise motor transport is determined.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии логистики и интеграция науки, производства и образования в области повышения эффективности функционирования АТП (часть 2)»

УДК 338.47 С.К. Манасян

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГИСТИКИ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТП (Часть 2)

Обоснована интеграция теории и практики, науки и образования, позволяющая реализовать современные методы обучения кадров для автотранспорта предприятий.

Ключевые слова: автотранспортное предприятие, логистика, интеграция, обучение, технология, прогнозирование.

S.K. Manasyan

LOGISTICS INNOVATIVE STRATEGIESAND INTEGRATION OF SCIENCE, PRODUCTION AND EDUCATION IN THE FIELD OF THE MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE FUNCTIONING EFFICIENCY INCREASE (ARTICLE 2)

Integration of theory and practice, science and education that allowsto realizethe modern methods ofstaff trainingfor the enterprise motor transport isdetermined.

Key words: motor transport enterprise, logistics, integration, training, technology, forecasting.

В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, так как только автомобильным парком Министерства транспорта Российской Федерации ежедневно перевозится более 80 млн пассажиров. При этом Красноярск находится на пересечении всех основных путей, связывающих запад и восток, север и юг. Это центр России. А транспорт - это связующий элемент между всеми отраслями промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Для развития города Красноярска как крупнейшего центра Сибири и России необходимо развивать транспортную систему, совершенствуя дороги и всю инфраструктуру в целом [1].

В связи с этим увеличивается значение образования и науки в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта, а также интеграции науки и практики.

Основные разделы программы подготовки студентов специальности 110301.65 позволяют им овладеть всеми основными знаниями и умениями, необходимыми для деятельности инженера-механика, связаны с устройством, назначением, правилами эксплуатации, настройкой и регулировками, техническим обслуживанием и ремонтом машин, методикой расчета сравнительной эффективности автотранспорта и изучения конъюнктуры рынка транспортных услуг. Для практического закрепления необходимых навыков на учебный и производственной практике студентов предлагается использовать не только базу КрасГАУ и предприятий агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения, но также и производственные мощности различных автотранспортных предприятий [2].

В рамках традиционных курсов, а также вновь разработанных для данной категории обучающихся (две учебные группы, в каждой из которых более 25 студентов, имеющих среднее профессиональное образование) факультативных дисциплин, студенты изучают следующие основные вопросы (а в рамках студенческих научных кружков предполагается более подробное изучение отдельных из них):

1. История развития техники, автомобильного транспорта и развития системы автомобильных перевозок.

2. Цель функционирования системы:

- наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках;

- высокое качество и культура обслуживания пассажиров;

- полная безопасность движения подвижного состава;

- организация полного сбора доходов и обеспечение рентабельности перевозок (тарифы и затраты) -оптимизация системы оплаты труда;

- минимальные трудовые, материальные и финансовые затраты.

3. Устройство машин, принципы действия их узлов и механизмов, основные настройки и регулировки, подготовка к работе.

4. Технология и организация технического обслуживания и ремонта технических систем.

Вестник^КрасТЛУ. 2011. №3

5. Регулирование работы АТП со стороны Министерства транспорта осуществляется через налоговую систему, тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами об экологии, безопасности движения и др.

6. Структура АТП (территориальные объединения автомобильного транспорта - автотранспортные предприятия).

7. Системный анализ многомерной многоаспектной системы АТП.

8. Энерготехнологическое прогнозирование [3].

Вышерассмотренные разделы разработаны ведущими преподавателями и учеными: докторами технических наук Н.В. Цугленком, Н.И. Селивановым, С.К. Манасяном, С.В. Каверзиным, А.В. Минеевым,

Н.И. Чепелевым, В.В. Матюшевым, А.А. Вишняковым, В.А. Меновщиковым, кандидатами технических наук А.А. Васильевым, С.Ю. Журавлевым, С.Н. Катаргиным и др.

Каждое транспортное объединение и АТП имеет в своем составе пять основных служб:

- техническую службу (содержание подвижного состава в технически исправном состоянии);

- эксплуатационную службу (планирование, организация и управление перевозочным процессом);

- экономическую службу (планирование производственной деятельности АТП и организация ее эконометрического анализа);

- службу безопасности движения (предупреждение ДТП);

- службу логистики (инновации в технике, технологии, эксплуатации и ремонте, управление запасами, управление системой основных и посреднических услуг, коммерческих и социальных предложений, поставок и т.п. с целью оптимизации функционирования транспортной системы и максимизации дополнительной прибыли, полученной не в результате дополнительных капитальных вложений, а путем использования научных методов оптимизации, исследования операций, математического моделирования и принятия решений);

- кадровую службу (укомплектование квалифицированными кадрами их учебу и переподготовку).

Организация регулирования транспортной деятельности (и автотранспортной в том числе) осуществляется через сформированный механизм государственного регулирования, представленный федеральными и местными органами власти.

Транспортную стратегию и политику разрабатывает и реализует Министерство транспорта РФ, однако в разработке этих документов принимают участие, влияют на соответствующие направления развития еще Министерство по налогам и сборам и МВД России. Они реализуются налоговыми инспекциями.

Техническое состояние и безопасность движения, его организация и допуск транспортных средств к деятельности осуществляется через ГИБДД, подчиненную МВД России. Организация транспортной деятельности на предприятиях и на обслуживаемых маршрутах (лицензирование) входит в сферу деятельности Российской транспортной инспекции.

При этом из сферы влияния государственного регулирования практически исключены технологические аспекты деятельности автотранспортных предприятий. В связи с этим введена сертификация качества транспортных услуг и деятельности АТП на базе международных стандартов ИСО.

Координация осуществляется организационно-управленческими, планово-экономическими и правовыми методами.

Организационно-управленческие методы включают в себя:

- создание предприятий и организаций по координации деятельности;

- создание сети организаций для координации деятельности транспортно-экспедиционного обслуживания и управления ею;

- обеспечение необходимыми погрузочно-разгрузочными мощностями;

- создание единой для всех видов транспорта информационной системы;

- внедрение современных технологий доставки;

- оперативное регулирование перевозок грузов в смешанных сообщениях.

Планово-экономические методы ориентированы на:

- регулирование тенденций и пропорций развития видов транспорта;

- внедрение и использование единой унифицированной номенклатуры грузов;

- унификацию документооборота видов транспорта;

- координацию перевалки грузов между видами транспорта.

Правовые методы предусматривают:

- единое правовое регулирование взаимоотношений клиентуры и прочих субъектов системы;

- определение и разделение ответственности за выполнение сроков и условий перевозки, договоров о совместной деятельности.

Первые результаты обучения студентов нового типа подтвердили их высокую мотивацию к получению не «знаний-копий», а «знаний-образов» и «знаний-трансформаций». Кроме того, новый циклический метод обучения заинтересованных студентов, представляющих для лектора наиболее благодарную аудитории, накладывает на преподавателей дополнительную ответственность, так как заставляет по-другому преподнести тот же самый учебный материал (не с «ученических» позиций, - как для группы из вчерашних школьников, а с позиций «партнерских», приближенных к уровню факультета повышения квалификации специалистов).

Литература

1. Манасян С.К., Арутюнян С.А. Транспортная система в АПК. - Красноярск, 2004. - 19 с.

2. Учеба без отрыва от баранки // Город. новости. - 2010. - Сент.

3. Цугленок Н.В. Энерготехнологическое прогнозирование. - Красноярск, 2004. - 205 с.

---------♦-----------

УДК 621.867.7:62-82 Е.А. Сорокин, М.П. Хомутов

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО ТЕПЛООБМЕННИКА

Приведены результаты стендовых испытаний каталитического теплообменника на тепловых трубах. Получены графические зависимости времени разогрева гидросистемы от количества тепловых труб и вместимости гидросистемы. Показано, что при помощи такого теплообменника можно быстро и эффективно повысить температуру рабочей жидкости в гидросистеме машины.

Ключевые слова: каталитический теплообменник, тепловая труба, разогрев жидкости, стендовые испытания.

E.A. Sorokin, M.P. Khomutov LABORATORY RESEARCH OF THE CATALYTIC HEAT EXCHANGER

The bench test results of the catalytic heat exchanger on the heat pipes are given. Graphic dependences of time for the hydrosystem warming up on the heat pipe number and hydrosystem capacity are received. It is shown that by means of such heat exchanger it is possible to rise power fluid temperature in a car hydrosystem quickly and effectively.

Key words: catalytic heat exchanger, heat pipe, fluid warming up, bench tests.

Целью исследований явилось проведение серии стендовых испытаний для проверки теоретических положений о возможности регулирования температуры рабочей жидкости при помощи вышеуказанного теплообменника.

Для достижения поставленной цели были определены задачи экспериментальных исследований: выявление зависимости интенсивности разогрева рабочей жидкости от параметров каталитического теплообменника на тепловых трубах, массы жидкости в гидросистеме и температуры поверхности каталитического нагревателя.

Для проведения стендовых испытаний каталитического теплообменника на тепловых трубах спроектирован и изготовлен специальный стенд [1]. В процессе проведения стендовых испытаний контролировались следующие параметры:

температура рабочей жидкости в гидробаке; температура окружающего воздуха; температура поверхности тепловых труб; температура на поверхности каталитического нагревателя; продолжительность работы каталитического нагревателя.

Значения контролируемых параметров при проведении эксперимента заносились в регистрационный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.