Научная статья на тему 'Инновационные стратегии и инновации в стратегиях'

Инновационные стратегии и инновации в стратегиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жихаревич Б.С.

Проходящие с 2002 г. ежегодные Форумы лидеров стратегического планирования стали признанной удобной площадкой для интенсивного и плодотворного обмена опытом между российскими городами и регионами лидерами стратегического планирования, местом встречи руководителей городов и регионов с консультантами и исследователями. Рекордный по представительности VI общероссийский форум лидеров стратегического планирования, прошедший 18-19 октября 2007 г. в Санкт-Петербурге собрал почти 300 участников. Организаторами и спонсорами VI Форума выступили: Федеральное Собрание Российской Федерации, Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок Регион», Леонтьевский центр, Ассоциация специалистов по экономическому развитию территорий (АССЭТ), Московский общественный научный фонд (МОНФ) за счет средств Агентства США по международному развитию, Комитет по пространственному развитию региона Балтийского моря (CSD/BSR) VASAB 2010, Проект «Окно Восток-Запад» Программы Соседства региона Балтийского моря Интеррег III B. Приветствия Форуму прислали Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2007 г. Форум вышел на серьезный международный уровень, в нем участвовали граждане 14 государств. В работе Форума приняли участие 62 зарубежных участника, а также представители международных организаций Представительства Европейской Комиссии в России, Агентства США по международному развитию (USAID), Комитета по пространственному развитию региона Балтийского моря (CSD/BSR) VASAB 2010, Объединенного Секретариата Программы Соседства региона Балтийского моря, Программы Соседства «Юго-восточная Финляндия Россия». На Форум приехали представители министерств пространственного планирования и регионального развития стран Балтийского моря Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Польши, Литвы, Латвии…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии и инновации в стратегиях»

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Стратегии развития экономики

инновационные стратегии и инновации в стратегиях

Обзор итогов VI общероссийского форума лидеров стратегического планирования

«Стратегическое планирование в городах и регионах России: интегрируя мировой опыт инноваций»

Б. С. жихаревич,

доктор экономических наук, профессор, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Проходящие с 2002 г. ежегодные Форумы лидеров стратегического планирования стали признанной удобной площадкой для интенсивного и плодотворного обмена опытом между российскими городами и регионами — лидерами стратегического планирования, местом встречи руководителей городов и регионов с консультантами и исследователями. Рекордный по представительности VI общероссийский форум лидеров стратегического планирования, прошедший 18 — 19 октября 2007 г. в Санкт-Петербурге собрал почти 300 участников.

Организаторами и спонсорами VI Форума выступили: Федеральное Собрание Российской Федерации, Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок — Регион», Леонтьевский центр, Ассоциация специалистов по экономическому развитию территорий (АССЭТ), Московский общественный научный фонд (МОНФ) за счет средств Агентства США по международному развитию, Комитет по пространственному развитию региона Балтийского моря (CSD/BSR) VASAB 2010, Проект «Окно Восток-Запад» Программы Соседства региона Балтийского моря Интеррег III В.

Приветствия Форуму прислали Председатель Совета Федерации С. М. Миронов, губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, мэр Москвы Ю. М. Лужков.

В 2007 г. Форум вышел на серьезный международный уровень, в нем участвовали граждане 14 государств. В работе Форума приняли участие

62 зарубежных участника, а также представители международных организаций — Представительства Европейской Комиссии в России, Агентства США по международному развитию (^АГО), Комитета по пространственному развитию региона Балтийского моря (CSD/BSR) VASAB 2010, Объединенного Секретариата Программы Соседства региона Балтийского моря, Программы Соседства «Юго-восточная Финляндия — Россия». На Форум приехали представители министерств пространственного планирования и регионального развития стран Балтийского моря — Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Польши, Литвы, Латвии.

Российские лидеры стратегического планирования представляли 66 городов и регионов России. Среди представителей органов власти регионального и муниципального уровня было 16 высших руководителей (главы высших органов исполнительной или представительной власти и их заместители) и 14 руководителей среднего звена (руководители комитетов и их заместители).

Отличительной особенностью VI Форума стало широкое представительство российских и зарубежных некоммерческих организаций, центров стратегических исследований, агентств регионального развития, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, инновационно-технологических центров, технопарков и других консультационных, учебных и исследовательских организаций, которые в партнерстве с властями занимаются стратегическим планированием и содействием развитию территорий (80 российских и 20 зарубежных).

- 27

Тематическая концепция VI Форума была задана формулой «интегрируя мировой опыт инноваций», акцентирующей два аспекта: инновации и мировой опыт.

Хотя тематика инноваций уже давно не нова (отметим, что еще в 1997 г. в Стратегическом плане Санкт-Петербурга была зафиксирована задача 2.4.2. «Сформировать в городе систему взаимосвязанных инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур» — сегодня мы бы сказали — «региональную инновационную систему»), ее актуальность не снижается, а практическое значение возрастает. Создаются российская и региональные инновационные системы, организуются технопарки и особые экономические зоны, ориентированные на инновации, разрабатываются инновационные стратегии. Эти процессы обязательно должны, как минимум, отражаться в региональных и муниципальных стратегиях, а чаще всего становиться и главными направлениями этих стратегий. Как показало обсуждение, тема стратегического планирования инновационного развития была очень востребована участниками Форума.

Помимо инноваций как стратегического направления развития экономики и повышения конкурентоспособности городов и регионов, на Форуме получили освещение и инновации в самом стратегическом планировании, в программу были включены доклады о новациях в теории, технологии, методах разработки и реализации стратегических планов. Для этого, в частности, было обеспечено участие зарубежных экспертов, носителей мирового опыта пространственного и стратегического планирования. Они, кроме того, сообщили в своих выступлениях о возможностях донорских организаций в поддержке стратегического планирования, регионального развития и инноваций.

Большое количество участников с разнообразными интересами обусловило и разнообразие форм работы. В ходе восьми пленарных заседаний, одного секционного заседания, одного круглого стола, трех семинаров-тренингов и одной дискуссии, выступило рекордное количество докладчиков — 107.

Успеху Форума, его содержательному наполнению актуальной информацией, способствовало активное участие партнерских организаций Леон-тьевского центра, взявших на себя подготовку и проведение отдельных заседаний, в частности: • Мэрия Новосибирска — пленарная сессия

«Поддержка инноваций на муниципальном

уровне»;

28 -

• Правительство Санкт-Петербурга — пленарная сессия «Стратегический план Санкт-Петербурга: десять лет спустя»;

• НП «Территориальное развитие и инновационная экономика» (ТРИЭ) — пленарная сессия «Инструменты инновационного территориального развити»;

• Совет по национальной конкурентоспособности — тренинги «Методология диагностики кластеров на территории региона» и «Методология брендирования территорий»;

• Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) — диспут «Стратеги стратегировали, стратегировали, и настратеги-ровались?»;

• Российский национальный суб-комитет и Объединенный секретариат Программы Соседства региона Балтийского моря Интеррег III В — рабочее заседание «Перспективы трансграничного сотрудничества и пространственного планирования региона Балтийского моря»;

• Российский государственный гидрометеорологический университет и Минэкономразвития России — секционное заседание «Стратегии развития приморских регионов»;

• Санкт-Петербургский союз строительных компаний («Союзпетрострой») — круглый стол «Региональные механизмы поддержки рынка доступного жилья: модели комплексного освоения территорий» по итогам проекта поддержанного Московским общественным научным фондом;

• Проект «Окно Восток-Запад» Программы Соседства региона Балтийского моря Интеррег III В — семинар-диалог «Оживление города, развитие бизнеса и поддержка инноваций на местном уровне»;

• Проект «Поддержка бизнеса для устойчивого развития — Бизнес Матрешка». Программы Соседства региона Балтийского моря Интеррег III В — семинар «Значение поддержки малого и среднего бизнеса в формировании и реализации стратегии территориального развития». Внешний контекст работе Форума создавала

ситуация повышенного внимания к стратегиро-ванию на уровне субъектов Федерации, созданная во многом благодаря деятельности Министерства регионального развития РФ, добившегося того, что свыше 60 субъектов Федерации представили свои стратегические документы на рассмотрение межведомственной комиссии. Эта деятельность, безусловна, полезна и должна быть продолжена при новом министре. Особенно важно сохранить ее

1 (22) - 2008

Стратегии развития экономики

открытость, продолжить публикацию в Интернете основных положений региональных стратегий.

В то же время, участники форума согласились с тем, что ускоренная и массовая разработка региональных стратегий в условиях административного давления не способствовала росту качества представляемых стратегий, привела к типизации и повторению предлагаемых решений.

Участники форума приветствовали концентрацию функций методического обеспечения процессов разработки стратегий, концепций и программ социально-экономического развития регионов в рамках Минрегиона России. В начале 2007 г. министерством уже были утверждены требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, задавшие некий стандарт для региональных стратегий. Необходимо дальнейшее продвижение в формировании единых рамочных требований к стратегиям и планам развития, как на региональном, так и на муниципальном уровнях, создание и отладка механизмов интеграции региональных и муниципальных стратегий.

При этом нельзя допускать монополизма и протекционизма на рынке консалтинговых услуг по стратегированию, оставлять свободу в выборе методического аппарата и формах представления результатов, учитывая, что международная и российская практика постоянно формирует новые механизмы разработки и реализации стратегий развития территорий. К числу таких механизмов сегодня относятся создание конкурентной среды, капитализация, государственно-частное партнерство, кластерный подход, управление эффективностью, новое поколение целевых программ, проекты разработки региональных инновационных стратегий. Ключевым фактором успеха в процессе стратегического планирования является разработка стратегических документов в формате общественного договора, предполагающего активное привлечение всех заинтересованных сторон (органов власти разного уровня, бизнеса, населения, лидеров общественного мнения). Особое внимание уже на первых этапах разработки стратегии развития территории должно быть уделено формированию стратегической инфраструктуры, формированию институтов, обеспечивающих преемственность в реализации стратегических приоритетов.

В 2007 г. процесс распространения и углубления стратегического планирования продолжался и на муниципальном уровне. В число активных городов-стратегов уверенно вошел Орск, начал разработку плана Архангельск, успешно реализуются стратегии в Сатке, Копейске, Щекино,

Серпухове, Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, готовится разработка в Воркуте... Очередные версии стратегий стали формироваться в 2007 г. в Калининграде и во Владивостоке — двух городах, символически замыкающих пространство муниципальной России с запада на восток.

Стратегическое планирование на муниципальном уровне сегодня остается в известном смысле «вне закона», что проявляет несовершенство Федерального закона «Об общих основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Ф3-131), особенно применительно к двум категориям городов. С одной стороны, это крупнейшие города — миллионники, административные центры, объективно являющиеся организующими ядрами развития формирующихся вокруг них систем расселения и агломераций, превращающиеся в мегаполисы. Необходимо смелее делегировать им государственные полномочия по управлению развитием. С другой стороны, это совсем малые города, получившие статус городского поселения, резко сузивший возможности органов местного самоуправления и городского сообщества по управлению собственным развитием. На наш взгляд, необходимо предоставить всем городам, независимо от размера, статус городского округа.

В целях расширения возможностей и повышения эффективности стратегического планирования в активизации потенциала развития страны представляется целесообразным рекомендовать органам государственной власти субъектов Федерации использовать процедуры, позволяющие теснее интегрировать инициативные процессы стратеги-рования на уровне муниципальных образований и на уровне субъекта Федерации. Например, ввести практику включения в инвестиционные программы субъекта Федерации проектов, поддерживающих муниципальные стратегические инициативы, согласованные с приоритетами развития региона.

Минрегион России может поддержать практику разработки стратегических планов развития муниципальных образований, предусмотрев при очередной корректировке закона Ф3-131 включение в перечень вопросов местного значения пункта «организация процесса планирования социально-экономического развития муниципального образования».

Поскольку Минрегион России самостоятельно задает правила и процедуры разработки и согласования региональных стратегий, то непосредственно на его уровне, без изменений в законодательстве, могут быть приняты меры, стимулирующие более тесное взаимодействие органов местного самоуправления и

- 29

органов государственной власти субъектов Федерации при разработке, согласовании и представлении долгосрочных планов развития региона — Стратегии и Схемы территориального планирования. В частности, целесообразно, внести дополнения в утвержденные приказом министерства «Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», указывающие на необходимость вовлечения органов местного самоуправления в разработку и обсуждение региональной стратегии через представителей крупнейших муниципальных образований и регионального Совета муниципальных образований. Кроме того, Минрегион России может рекомендовать органам государственной власти субъектов Федерации при формировании региональной делегации, представляющей Стратегию региона или Схему территориального планирования в Минрегионе России, включать в нее представителей крупнейших муниципальных образований и регионального Совета муниципальных образований. Это простое организационное решение само по себе стимулирует потребность в расширении диалога между муниципальным и региональным уровнями по поводу стратегий развития.

Форум в очередной раз подтвердил жизнеспособность и полезность территориального стратегического планирования, которое вот уже свыше десяти лет применяется в России — именно десять лет назад, 1 декабря 1997 г., был принят Стратегический план Санкт-Петербурга. Это был первый успешный опыт применения новых подходов к планированию, основанных на широком вовлечении всех заинтересованных сторон в процесс формирования видения перспектив развития и разработки на этой основе стратегии, а затем - стратегического плана города. После Санкт-Петербурга не менее 300 городов, районов и регионов использовали технологию стратегического планирования. За это время существенно изменился внешний контекст. С одной стороны, в стране начался экономический рост, появилась стабильность, расширились возможности заглянуть вперед, укрепилась потребность в развитии, в формировании целей и перспектив.

С другой, сузилось пространство выбора на региональном и муниципальном уровне, укрепилась вертикаль власти, усилилась зависимость местных и региональных бюджетов от федерального центра. В упоминавшемся законе Ф3-131 нет ни слова о стратегиях или стратегических планах. Закон сузил перечень вопросов местного значения, находящихся в компетенции муниципальной власти, исходя из концепции города-дворника.

Эта ситуация глубоко анализировалась на форуме в ряде дискуссий. Консультанты и представители властей совместно пытались оценить дальнейшие перспективы стратегического планирования в России, предугадать пути эволюции этой управленческой технологии в новых условиях. Отрадно, что преобладал позитивный настрой, и на полемически заостренный вопрос «настратегирова-лись ли стратеги?» рефреном звучало — «нет, еще не настратегировались». Потенциал существующего инструментария территориального стратегического планирования далеко не исчерпан, он пополняется свежими инновационными элементами, что дает основания рассчитывать на дальнейшее расширение поля деятельности.

Для успешного развития любому территориальному сообществу необходима определенность и наличие консолидирующих идей по поводу будущего. Это важная потребность бизнеса и общества, ее удовлетворение ведет к росту продуктивности экономики, поэтому потребность в стратегии только усиливается. Наличие стратегии города (региона) и, что еще более важно, воспроизводимых процедур общественного диалога по поводу будущего, способствует укреплению доверия и возникновению ориентиров, что служит предпосылкой развития

По итогам форума в Санкт-Петербурге подготовлены подробные рекомендации, обобщающие основные современные проблемы стратегического планирования. Рекомендации форума, наряду с докладами и презентациями представлены на сайте форума (http ://citystrategy. leontief. net/) , где можно также оставить пожелания по тематике следующего VII Форума, намеченного на 16 — 17 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.