Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ЭКОМАТЕРИАЛОВ И ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА В СТИЛЕ SUSTAINABLE FASHION'

ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ЭКОМАТЕРИАЛОВ И ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА В СТИЛЕ SUSTAINABLE FASHION Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ / ПРОИЗВОДСТВО / СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА / ЭКОМАТЕРИАЛЫ / ПЛАСТИК / РЕЦИКЛИНГ / СТИЛЬ SUSTAINABLE FASHION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Сунаева Светлана Газимовна, Дубоносова Елена Александровна, Колгушкина Юлия Витальевна

В статье рассмотрены инновационные стартапы производства спортивной одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле sustainable fashion в современных социально-экономических условиях. Статистика показывает, что при стирке 6 кг синтетической спортивной одежды в среднем высвобождается до 700 тыс. микроволокон. Устойчивое развитие становится частью мира моды и, по мнению большинства экспертов, в конечном итоге полностью изменит мир моды. Однако пока такой подход обходится дороже и усложняет взаимодействие покупателей с брендами. Поэтому еще одним важным направлением развития индустрии экологичной моды является приближение спортивной одежды из переработанных материалов к стандартам, к которым привыкли покупатели с точки зрения качества, стоимости и комфорта. Рассмотрены европейские и американские инновационные стартапы производства спортивной одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле sustainable fashion, предлагающие технологические решения для повышения устойчивости индустрии моды. Показано, что стартапы из этого списка способствуют развитию циркулярной экономики на различных этапах жизненного цикла спортивной одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE START-UPS FOR THE PRODUCTION OF SPORTSWEAR FROM ECO-MATERIALS AND RECYCLED PLASTIC IN THE SUSTAINABLE FASHION STYLE

The article discusses innovative start-ups for the production of sportswear from eco-materials and recycled plastic in the sustainable fashion style in modern socio-economic conditions. Statistics show that when washing 6 kg of synthetic sportswear, on average, up to 700 thousand microfibers are released. Sustainability is becoming part of the fashion world and, according to most experts, will eventually change the world of fashion completely. However, while this approach is more expensive and complicates the interaction of buyers with brands. Therefore, another important direction for the development of the sustainable fashion industry is bringing recycled sportswear closer to the standards that consumers are accustomed to in terms of quality, value and comfort. European and American innovative start-ups for the production of sportswear from eco-materials and recycled plastic in the sustainable fashion style, offering technological solutions to increase the sustainability of the fashion industry, are considered. Startups from this list are shown to contribute to the development of a circular economy at various stages of the life cycle of sportswear.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ЭКОМАТЕРИАЛОВ И ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА В СТИЛЕ SUSTAINABLE FASHION»

Научная статья

УДК 677.074:338.2

doi: 10.47576/2949-1894 2023 2 85

ИННОВАЦИОННЫЕ СТАРТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ЭКОМАТЕРИАЛОВ И ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА В СТИЛЕ SUSTAINABLE FASHION

Филатов Владимир Владимирович

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Российский биотехнологический университет Москва, Россия, [email protected]

Сунаева Светлана Газимовна

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Москва, Россия, [email protected]

Дубоносова Елена Александровна

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]

Колгушкина Юлия Витальевна

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены инновационные стартапы производства спортивной одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле sustainable fashion в современных социально-экономических условиях. Статистика показывает, что при стирке 6 кг синтетической спортивной одежды в среднем высвобождается до 700 тыс. микроволокон. Устойчивое развитие становится частью мира моды и, по мнению большинства экспертов, в конечном итоге полностью изменит мир моды. Однако пока такой подход обходится дороже и усложняет взаимодействие покупателей с брендами. Поэтому еще одним важным направлением развития индустрии экологичной моды является приближение спортивной одежды из переработанных материалов к стандартам, к которым привыкли покупатели с точки зрения качества, стоимости и комфорта. Рассмотрены европейские и американские инновационные стартапы производства спортивной одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле sustainable fashion, предлагающие технологические решения для повышения устойчивости индустрии моды. Показано, что стартапы из этого списка способствуют развитию циркулярной экономики на различных этапах жизненного цикла спортивной одежды.

Ключевые слова: инновационные стартапы; производство; спортивная одежда; экоматериалы; пластик; рециклинг; стиль sustainable fashion.

Для цитирования: Филатов В. В., Сунаева С. Г., Дубоносова Е. А., Колгушкина Ю. В. Инновационные стартапы производства спортивной одежды из экоматериалов и переработанного пластика в стиле sustainable fashion // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 2. - С. 85-95. https://doi.org/10.47576/2949-1894 2023 2 85.

Original article

INNOVATIVE START-UPS FOR THE PRODUCTION OF SPORTSWEAR FROM ECO-MATERIALS AND RECYCLED PLASTIC IN THE SUSTAINABLE FASHION STYLE

Filatov Vladimir V.

Russian State University named after A. N. Kosygin(Technology. Design. Art) Russian Biotechnological University Moscow, Russia, [email protected]

Sunaeva Svetlana G.

K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (The First Cossack University), Moscow, Russia, [email protected]

Dubonosova Elena A.

Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]

Kolgushkina Yulia V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article discusses innovative start-ups for the production of sportswear from eco-materials and recycled plastic in the sustainable fashion style in modern socio-economic conditions. Statistics show that when washing 6 kg of synthetic sportswear, on average, up to 700 thousand microfibers are released. Sustainability is becoming part of the fashion world and, according to most experts, will eventually change the world of fashion completely. However, while this approach is more expensive and complicates the interaction of buyers with brands. Therefore, another important direction for the development of the sustainable fashion industry is bringing recycled sportswear closer to the standards that consumers are accustomed to in terms of quality, value and comfort. European and American innovative start-ups for the production of sportswear from eco-materials and recycled plastic in the sustainable fashion style, offering technological solutions to increase the sustainability of the fashion industry, are considered. Startups from this list are shown to contribute to the development of a circular economy at various stages of the life cycle of sportswear.

Keywords: innovative startups; production; sportswear; eco-materials; plastic; recycling; sustainable fashion style.

For citation: Filatov V. V., Sunaeva S. G., Dubonosova E. A., Kolgushkina Yu. V. Innovative start-ups for the production of sportswear from eco-materials and recycled plastic in the sustainable fashion style. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 85-95. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_85.

Бренды sustainable fashion сегодня находятся под пристальным вниманием покупателей, которые задаются вопросом о воздействии их производства на окружающую среду [1]. Сейчас модно покупать меньше одежды лучшего качества и отдавать предпочтение подержанной одежде. Экологически чистая мода создала современную тенденцию к меньшему потреблению, повторному использованию и переработке. По данным Фонда

Эллен Макартур, занимающегося вопросами устойчивого развития, с 2000 по 2015 г. производство одежды удвоилось, а количество времени перемещения подержанной одежды на мусорные полигоны сократилось на 36 %. Чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду, ведущие бренды sustainable fashion разработали собственные программы по переработке отходов [11]. Таким образом, бренды одновременно про-

свещают своих клиентов и демонстрируют приверженность производственной культуре и комплексу ценностей устойчивого развития [14].

Традиционно спортивная одежда изготавливается из синтетических волокон, таких как нейлон, полиэстер и спандекс. Эти материалы легкие, эластичные и хорошо отводят пот, что делает их идеальными для спортивных тренировок. Однако для производства этих материалов требуется значительное количество энергии и воды, и они практически не поддаются биологическому разложению. Проблема не ограничивается самими материалами. При стирке синтетических тканей образуются микропластиковые частицы, которые не улавливаются очистными сооружениями и поэтому попадают прямо в водоемы и подземные водоносные слои. Статистика показывает, что при стирке 6 кг синтетической спортивной одежды образуется в среднем 700 тыс. микроволокон [10].

Таким образом, еще одним важным направлением развития индустрии устойчивой моды является доведение одежды из переработанных материалов до стандартов, к которым привыкли потребители с точки зрения качества, стоимости и удобства. Потребители не будут жертвовать качеством одежды ради экологичности и не будут тратить целое состояние на рециклинг своей одежды. Они не будут покупать дорогую, но биоразлага-емую одежду, поэтому дизайнерам важно приблизить стоимость конечного продукта к уровню комфорта потребителя.

Устойчивая мода (sustainable fashion) -это производство и потребление одежды в гармонии с тремя элементами: этичным использованием человеческих ресурсов в производстве, сохранением окружающей среды и поддержанием экономического баланса. Если хотя бы один из трех элементов выходит из равновесия, бренд нельзя назвать устойчивым. Этичность означает справедливые условия труда и заработную плату, поддержку технологии «сделано вручную» и местного производства. Устойчивая мода означает отказ от вредных химических ингредиентов при производстве одежды и переход к использованию экологических тканей. А экономический баланс означает поддержку местных брендов и поддержку социальных инициатив ради экономического благополу-

чия. Сами потребители играют важную роль в концепции устойчивой моды. Изменяя поведение при покупке одежды и делая акцент на более осознанном потреблении, потребители могут влиять на политику брендов. Производители выбирают экологичное сырье, оптимизируют логистику и обеспечивают хорошие условия производства, а потребители сознательно выбирают экологически чистые бренды и ответственно избавляются от старых вещей, соответствующих их ценностям. В ответ на высокий спрос на экомоду бренды увеличивают инвестиции в экотехнологии, сохраняя при этом доступные для потребителей цены. Возникает устойчивая экокуль-тура потребления в силе sustainable fashion, в которой потребление и производство разделены.

Экологические и технологические изменения в области устойчивого развития затрагивают и рынок спортивной одежды. Согласно исследованию глобальной платформы Lyst, занимающейся поиском поставщиков модной одежды, экологичная спортивная одежда может стать крупнейшим трендом 20232025 гг. Также растет интерес к экологически чистым тканям, таким как ECONYL®, органический хлопок и Tencel [2].

Согласно общепринятым мировым стандартам, установленным на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2002 г., «устойчивый» означает экологически, экономически и социально сбалансированный. Устойчивые бренды используют экологически чистые и этичные материалы и обеспечивают надлежащие условия труда. Их производство максимально прозрачно, а часть прибыли идет на поддержку текущих экологических и социальных проектов.

Индустрия моды известна как одна из самых неустойчивых и загрязняющих окружающую среду отраслей в мире. Средний европеец ежегодно потребляет около 26 кг текстильной продукции и выбрасывает около 11 кг. Более того, с 1996 г. в ЕС на душу населения покупается на 40 % больше одежды, чем требуется на самом деле. Поскольку потребители бесконечно соревнуются за быстро меняющиеся модные тенденции, господствует быстрая мода, приносящая дешевые товары и массовое потребление и, как следствие, колоссальное загрязнение окружающей среды.

Но времена меняются. Потребители требуют более экологичных вариантов, заставляя индустрию моды применять более экологически и социально ответственный подход к цепочке поставок и жизненному циклу продукции. Миллениалы и поколение Z, в частности, становятся более разборчивыми покупателями, обращая внимание на происхождение, материалы и переработку продукции. Ритейлеры и модные бренды также все активнее продвигают программы экологической устойчивости, включая разработку экологичных продуктов под собственным брендом и программы по переработке модной одежды [8].

В Европе и Северной Америке есть несколько интересных зеленых стартапов, которые предлагают технологические решения для повышения устойчивости в индустрии моды. Стартапы из этого списка продвигают циркулярную экономику на разных этапах образа жизни товарной продукции, включая возобновляемый текстиль, платформы аренды, совместное использование одежды и платформы перепродажи подержанных вещей для сокращения выбросов углерода и отходов в окружающую среду.

Стартап Nuw был основан в 2018 г. Nuw -это социальная сеть, которая позволяет людям делиться и обмениваться подержанной одеждой в их местном социальном пространстве; присоединившись к сети, человек может арендовать одежду бесплатно (без комиссии за обмен), а их предложения по сути похожи на обмен одеждой с друзьями. За каждую одолженную или обмененную одежду Nuw компенсирует своим участникам 25 % ресурсов, которые были бы использованы для ее производства. Сеть в настоящее время работает в Великобритании и Ирландии, привлекла финансирование в размере 456 тыс. евро и имеет восемь сотрудников.

Puma объявила о создании новой коллекции спортивной одежды из биоразлагаемых материалов под названием «Design to Fade», разработанной в сотрудничестве с голландским инновационным стартапом Living Color и шведской дизайн-студией Streamateria [6]. Дизайн-проект Living Color, партнер спортивного бренда, в своей работе использует бактерии для окрашивания тканей. Микроорганизмы питаются специальными веществами и производят пигменты, которые могут быть

использованы для окрашивания практически любого типа ткани. Технология Living Color позволяет сократить использование вредных химикатов при производстве одежды и передает послание о натуральных и экологически чистых цветах. Другая компания, участвующая в проекте, Streamateria из Швеции, производит ткань по замкнутому циклу. После того как ткань изнашивается, она становится сырьем, и никаких отходов не производится; материал Streamateria состоит из сетчатой структуры, покрытой биопластиком. Ромен Жирар, руководитель отдела инноваций одного из ведущих спортивных брендов, сообщил, что с помощью проекта Design to Fade создаются будущие, ориентированные на устойчивые методы производства, переработанные материалы [19]. Это уже третий проект биодизайна, с которым Puma начала экспериментировать в 2016 г. Бренд разрабатывает новые способы снижения воздействия на окружающую среду при производстве модной и спортивной одежды. Пока ни один из этих проектов не достиг коммерческой стадии, но с их помощью Puma надеется добиться большей устойчивости в будущем.

К лету 2021 г. голландская компания Linkkens выпустила экологичную линию спортивной одежды и снаряжения из тканей, изготовленных из переработанного пластика, извлеченного в рамках инициативы Seaqual Initiative. Коллекция Linkkens Seaqual Initiative изготовлена из специального материала верха Seaqual® Yarn. Материал Seaqual® Yarn производится из 80 % переработанного океанического пластикового мусора и 20 % переработанного пластика из пластиковых бутылок.

Далее рассмотрим несколько интересных инновационных экопроектов в швейном производстве [22].

Это инновационная линейка толстовок для бездомных, созданная стартапом Hope и интернет-магазином Unhoused. Изготовленная с использованием запатентованной нанотехнологии (торговая марка Freshtech) толстовка Hope от Unhoused сохраняет ткань сухой, чистой и без запаха и отталкивает грязь, пот и другие биологические и искусственные жидкости [3]. Здесь есть не только социальный, но и чисто экологический интерес. Ведь отпадает необходимость в частой стирке. Это означает, что экономится энергия

и вода, а стиральный порошок не загрязняет водоем. На самом деле, толстовки с капюшоном Hope - от бренда Unhoused подходят не только для бездомных, но и для путешественников, маленьких детей, спортсменов и многих других, кто не любит возиться со своей одеждой.

Образцовым примером такой компании по производству спортивной и верхней одежды является Patagonia. Основанная в 1973 г. энтузиастом альпинизма Ивоном Шуинаром компания с самого начала придерживалась принципа устойчивого развития, ежегодно с 1986 г. жертвуя не менее 1 % от валового объема продаж на защиту и восстановление окружающей среды. В 1993 г. Patagonia разработала флис из переработанных пластиковых бутылок. В 2011 г. бренд изучил проблему, когда выяснилось, что из флиса при стирке вымываются волокна микропластика. Результаты показали, что чем выше качество ткани, тем меньше микроволокон вымывается из нее. Поэтому Patagonia начала предлагать местное решение - мешок для стирки Guppi Friend Wash Bag - для улучшения свойств ткани и улавливания микроволокон [4].

Сегодня около 70 % продукции Patagonia производится из переработанных материалов, а к 2025 г. компания планирует довести этот показатель до 100 %. В соответствии с корпоративной философией «делать лучшие товары меньшими средствами» бренд использует инновационные и экологичные ткани и технологии помимо переработанных материалов, включая органический хлопок, конопляное волокно, натуральные красители и Yulex™, ткань для гидрокостюмов на основе натурального каучука, а не неопрена, получаемого из нефтепродуктов [7]. Бренд ставит во главу угла максимальную прозрачность цепочки поставок и заботу о своих сотрудниках. Даже после закрытия нескольких магазинов во время кризиса, вызванного ко-ронавирусом, компания продолжала выплачивать зарплату своим сотрудникам.

Picture Organic - французский бренд спортивной одежды, который придерживается принципов устойчивого развития. Основатели уделяют первостепенное внимание сокращению использования ископаемых видов топлива, уменьшению углеродного следа с помощью экологического образования, пере-

ходу на возобновляемые источники энергии и предложению инновационных решений на каждом этапе производства. Французский бренд был создан тремя компаньонами, которых объединяет любовь к сноубор-ду и ответственное отношение к природе. Компаньоны начали производить одежду, используя 100 % органические, переработанные материалы и отходы производства. В 2015 г. Picture Organic оказалась первой в истории компанией, использующей экологичные материалы для производства сно-убордических шлемов, оболочка которых сделана из полимолочной кислоты, которую получают из обычной кукурузы, а подкладка из переработанных автомобильных приборных панелей. Стильная и привлекательная спортивная одежда производится из органического хлопка, сертифицированного по стандартам GOTS (Global Organic Textile Standard) и OCS (Organic Cotton Standard), GRS (Global Recycled Standard) переработанного полиэстера из пластиковых бутылок, а также полиэстера, полученного из сахарного тростника и касторового масла [5].

Кроме того, Picture Organic использует в своем производстве бывшие в употреблении ткани и закупает шерсть и кожу у ответственных производителей. Особое внимание уделяется разработке Teflon EcoElite, инновационной водоотталкивающей обработки, в которой не используются перфторуглероды, вредные для здоровья человека и животных. Часть своих ресурсов компания направляет на позитивные изменения для планеты и общества: в 2018 г. был создан проект Picture for Good, цель которого - обеспечить солнеч -ными батареями отдаленные общины, бороться вместе с WWF против использования ископаемого топлива и др. Patagonia и Picture Organic сертифицированы BCorp - высшей наградой, присуждаемой компаниям, которые ставят защиту окружающей среды и социальную ответственность в центр своих ценностей. BCorp - это сертификация для коммерческих компаний, которые используют бизнес как позитивную силу для улучшения состояния окружающей среды [9].

Далее рассмотрим, какие компании-гиганты разрабатывают экологически чистую спортивную одежду и предлагают потребителям альтернативу вредным синтетическим волокнам.

Известные бренды спортивной одежды не отстают в своих усилиях по снижению воздействия на окружающую среду. Например, Adidas с 2005 г. сотрудничает с британским дизайнером и пионером экологичной моды Стеллой Маккартни для создания экологически чистой коллекции. Бренд использует переработанные материалы, такие как эко-нейлон - ткань, изготовленная из повторно используемого нейлона и рыболовных сетей, извлеченных из океана, и органический хлопок. Основная философия коллекции -безотходность. Год за годом коллекция становится все более экологичной, требуя для производства меньше воды и энергии.

Parley - это общественное движение, целью которого является изменение потребительского отношения людей к планете и повышение экологической осведомленности через образование и взаимодействие. На протяжении многих лет Parley с помощью известных компаний и создателей активно очищает океан и сотрудничает с коммерческими компаниями, чтобы найти применение собранному пластику. Одним из самых радикальных шагов в борьбе с экологией является сотрудничество между немецким брендом Adidas и инновационным проектом «Parley for the Oceans». Их совместная продукция производится из пластиковых отходов, собранных на пляжах и в прибрежных зонах.

Немецкий бренд Adidas, является партнером движения Parley и стремится снизить экологический ущерб, наносимый окружающей среде в результате своего производства. В основном это происходит за счет использования полиэстера, который очень распространен в спортивной индустрии благодаря своим технологическим свойствам. С 2019 г. большинство футболок и кроссовок Adidas производятся с использованием экологичных технологий, а некоторые специальные экоколлекции сделаны в сотрудниче -стве с Parley. Вся продукция на 75 % состоит из переработанного полиэстера. В 2020 г. Adidas представила экологичную коллекцию PrimeBlue - это спортивные топы, футболки, леггинсы, шорты и кроссовки, изготовленные из переработанных материалов, которые на 50 % состоят из морского переработанного пластика.

В 2017 г. шведский гигант массового ри-тейла H&M Conscious запустил серию эколо-

гичной моды Conscious. Своим зеленым лейблом H&M маркирует продукцию, которая как минимум на 50 % состоит из экологически чистого сырья; в коллекцию входят вещи, изготовленные из переработанного пластика, полиэстера и натурального хлопка. Одежда изготавливается из ананасовых листьев, конопли, прибрежного мусора и переработанного стекла. Таким образом, компания надеется уменьшить свое воздействие на окружающую среду. Недавно компания в сотрудничестве с Danone Aqua запустила проект bottle2fashion, который производит вещи из пластиковых бутылок, собранных у берегов Индонезии, которые очищаются и перерабатываются в полиэфирное волокно. Затем добавляется органический хлопок для создания детских вещей для коллекции H&M bottle2fashion. H&M Conscious имеет систему поощрения за переработку, при которой покупатели могут вернуть использованную одежду и получить скидку на следующую покупку. Компания заявила, что к 2030 г. планирует перейти на использование только экологически чистого сырья [16].

Mother of Pearl - это лондонский бренд эко -логичной роскоши с акцентом на индивидуальность и подлинность, 50 % выручки которой идет на улучшение санитарных условий в развивающихся странах. В 201В г. компания выпустила коллекцию «No Frills», первую пол -ностью экологичную линейку повседневного базового гардероба. Компания стремится сделать производственный цикл максимально прозрачным для своих клиентов. Каждый товар на сайте раскрывает информацию об истории его производства, характеристиках состава ткани и пути, пройденном товаром до прилавков магазинов. Mother of Pearl сообщает, что все ее офисы работают на экологически чистой энергии. Чтобы сократить использование пластиковых бутылок с водой сотрудниками, на территории компании установлены системы для очистки воды. На Лондонской неделе моды 2019 г. бренд в пар -тнерстве с BBC Earth представил весеннюю коллекцию, призывающую к осознанному потреблению. Mother of Pearl хотела привлечь внимание к проблеме загрязнения морской среды, которая ежегодно поглощает огромное количество микропластика. Компания жертвует 10 % от всей выручки на защиту водных ресурсов [1В].

Pringle of Scotland - ведущий британский бренд, предлагающий высококачественный трикотаж. Джемперы с V-образным вырезом с аргайл-принтом стали символом классического британского стиля. Бренд придерживается концепции sustainable fashion через апсайклинг - устойчивой моды через переработку. Pringle of Scotland черпает вдохновение из прошлых коллекций. Для создания джемпера в стиле пэчворк для новой коллекции были использованы винтажный трикотаж, обрывки тканей и пряжа из старых запасов. Этикетки также сделаны из переработанных материалов. Компания выпустила коллекцию джемперов из переработанных материалов со слоганом «Re-Loved» в поддержку экологичной моды [17].

Компания Nike из года в год доказывает, что она является лидером в инновационном производстве спортивной одежды. Давно известно, что Nike может легко пошить футбольную форму из пластика. Футбольные клубы «Спартак» и «Зенит» играют в такой одежде, которая сделана из полиэстера и имеет такое же качество. Однако у этой американской компании есть и более интересные проекты. Возьмем, к примеру, программу «Reuse-A-Shoe», которая началась еще в 1990-х гг. Ее суть заключается в том, что во многих странах мира есть место, куда можно сдать изношенную спортивную обувь, а не просто выбросить. Технология высококачественных материалов Nike Grind, используемая в 71 % обуви и экипировки Nike, сможет переработать старые кроссовки и создаст из переработанных материалов новую спортивную площадку [20].

Решение проблемы изменения климата -одна из главных корпоративных целей Nike. От распределительных центров, использующих только возобновляемые источники энергии и перерабатывающих до 95 % отходов, до исследований влияния климата на спортсменов по всему миру - Nike работает над снижением своего углеродного следа и отхо -дов в рамках корпоративной экологической инициативы «Движение к нулю». Компания также разрабатывает и внедряет экологичные материалы. Недавно Nike представил новую экологичную коллекцию кроссовок «Space Hippie», изготовленных из флайкни-та, который как минимум на 85 % состоит из rPoly - материала, изготовленного из пере-

работанных пластиковых бутылок, футболок и остатков пряжи [21].

Российские дизайнеры также следуют тен -денции экологической моды. Петербургский бренд Black Sand создает удобную женскую спортивную одежду. Дизайнеры для линейки спортивной одежды выбрали высококачественные переработанные материалы с сертификатом GRS (Global Recycled Standard). Чтобы уменьшить свой экологический след, бренд Black Sand использует только биораз-лагаемую упаковку.

Казанский бренд Natural Advance производит спортивную одежду из переработанного полиэстера и органического хлопка (компания не раскрывает информацию о сертификации). Минималистичная дебютная коллекция Natural Advance представлена в шести цветах. Бренд ориентирован на приоритет качества над количеством. Бренд стремится просвещать покупателей и сокращать количество отходов в процессе производства, внедряя индивидуальную систему пресс-форм, разделения и сбора отходов.

Relay You - молодой бренд из Москвы, который производит безопасную и экологичную спортивную одежду для девочек в возрасте от 5 до 14 лет. Relay You шьется из сертифицированных Oeko-Tex® и GRS переработанных тканей, а в качестве упаковки ис -пользуются оригинальные тубы. Продукция компании представлена в широком ассортименте цветов и размеров.

Если потребитель сомневается, какой товар выбрать, лучше всего отдать предпочтение местному дизайнеру. Тем самым потребитель уменьшает углеродный след от транспортировки и поддерживает местное сообщество и его экономическое развитие. Некоторые дизайнеры идут еще дальше и стремятся сделать свои материалы на 100 % биоразлагаемыми. Например, шведский бренд спортивной одежды Houdini вывел круговое производство на новый уровень без ущерба для качества и функциональности. Одежда из шерсти мериноса и Tencel не содержит химикатов, токсичных красителей и примесей из других тканей. Визитной карточкой бренда является так называемое «меню Houdini», в котором представлены овощи, выращенные в почве, удобренной экологически чистым компостом из спортивной одежды [23].

Компания Frencia появилась на свет в 2019 г. - ее создала российский дизайнер Ольга Колкова. Она решила основать компанию после того, как во время поездки на Бали увидела огромное количество пластика, скопившегося в океане. Бренд выпускает купальники самых разных цветов и дизайна, сделанные на 78 % из сетки и переработанного пластика. Он также производит футболки из излишков молока, пожертвованных местными фермерами и продуктовыми брендами. Сначала просроченные молочные продукты обезжириваются, высушиваются и измельчаются в порошок под названием казеин. Затем его помещают в щелочь для получения специального раствора, который затем превращается в пряжу. В полученную нить добавляется другое волокно, называемое спандексом. Этот процесс происходит на фабрике Mi Тегго в Лос-Анджелесе, с которой у компании Frencia партнерские отношения. Frencia также производит спортивные костюмы и одежду для фитнеса. Если клиент хочет избавиться от старого купальника этой марки, он может вернуть его в магазин, и компания отправит старую вещь на переработку, а клиент получит 20 % скидку на новую покупку [12].

Nnedre - это петербургский бренд, основанный Нелли Недре, которая считается одним из ведущих представителей экологичной моды в России. Производство находится в Санкт-Петербурге и является максимально открытым. Nnedre не имеет собственного склада и компания производит столько, сколько требует рынок. Если спрос увеличивается, то в течение недели отшивают еще немного. Бренд производит вещи из переработанного полиэстера, вискозы и Тепсе1. Nnedre старается минимизировать количество пластика, используемого для упаковки, и сделать производственный цикл прозрачным. Nnedre стремится сократить количество отходов производства. Например, компания шьет многоразовые маски из ткани, оставшейся после пандемий. Философия бренда -устойчивая мода, уважающая природные и человеческие ресурсы, и Nnedre намерена начать собственное производство тканей из переработанных материалов, чтобы минимизировать свой экологический след для циркулярной экономики [15].

Казанский бренд был создан производителем спортивной одежды Ва^рог1 Стар-

тап Natural Advance производит спортивную одежду из бутылок и экохлопка. Natural Advance выпустил дебютную коллекцию спортивной одежды весной 2021 г., в которую вошли футболки, спортивные костюмы, толстовки, брюки, олимпийки и куртки. Вся одежда изготовлена из «natural skin touch», дышащего и влагостойкого экоматериала. Одежда изготовлена из тканей, переработанных из пластиковых бутылок и хлопка. Например, для футболок было использовано 30 пласти -ковых бутылок, а для спортивных костюмов -99. Несмотря на пандемию, за последний год Natural Advance добилась больших успехов: она начала сотрудничать с российскими футбольными, хоккейными и баскетбольными клубами, а также победила в отраслевой категории в онлайн-опросе #ЯберегуПланету.

Petrichor - первый российский бренд одежды, созданный Анной Погодиной, которая 10 лет проработала в индустрии fast fashion, прежде чем решила основать свой собственный бренд. Название бренда переводится как «запах земли после дождя» и отражает концепцию и философию бренда. В каждой коллекции Petrichor использует только натуральные материалы, включая лен, коноплю, органический хлопок, крапиву и шерсть. Пряжа, тесьма и пуговицы также изготавливаются из экологически чистого сырья. Вместо коробок и пакетов одежда Petrichor упаковывается в мешки, сделанные из остатков тканей. В 2020 г. бренд получил свою первую федеральную награду в области здравоохранения и устойчивого развития Live Organic Awards и был назван лучшим брендом экомоды [13].

Таким образом, достижение максимального снижения воздействия на окружающую среду на этапах производства, использования и утилизации возможно, если бренды эффективно внедряют принципы циклической экономики. Некоторые компании создали службы по восстановлению и приему использованной одежды брендов для переработки и повторного использования. Несмотря на растущие экологические инициативы, такие как широкое использование переработанных тканей, проблемы рециклинга синтетических волокон и вымываемых микропластиков требуют дальнейшего решения. Поэтому будущее рынка спортивной одежды за ценными натуральными и биоразлагае-мыми волокнами, заменяющими синтетику.

Список источников

1. Безпалов В. В. Брендинговая политика как фактор повышения эффективности коммуникаций для предприятий сферы малого бизнеса в условиях неопределенности // Маркетинг: проблемы, решения и перспективы / под научной ред. В. В. Никишкина. М., 2022. С. 151-175.

2. Демская А. А., Кирсанова Е. А. Технологическая подготовка производства одежды разных ценовых групп. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2017620068, 18.01.2017. Заявка № 2016621354 от 11.10.2016.

3. Геращенко Е. Е., Кирсанова Е. А. Разработка бизнес-плана открытия магазина одежды больших размеров с привлечением социальных сетей и созданием собственного сайта // Всероссийская конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации». М., 2020. С. 89-94.

4. Иванов В. В., Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Современные технологические подходы к повышению теплоизоляционных свойств утепленной одежды // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности. 2018. С. 160-164.

5. Кирсанова Е. А., Вершинина А. В., Павлов М. А. Особенности оценки свойств материалов для трансформируемой и видоизменяемой одежды // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 49-51.

6. Мезенцева Е. В., Мишаков В. Ю. Инновационные принципы и подходы теплоизоляции в создании одежды // Методы анализа : сборник научных трудов международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». 2019. С. 122-128.

7. Мезенцева Е. В., Иванов В. В., Мишаков В. Ю. Перспективные подходы к повышению термоизоляционных свойств одежды: «следующие шаги», технологии, инновации // Физика волокнистых материалов: структура, свойства, наукоемкие технологии и материалы (SMARTEX). 2018. № 1-2. С. 82-87.

8. Миронова Н. В., Кирсанова Е. А. Применение декоративных нетекстильных элементов для отделки торжественной одежды // Традиции и инновационные процессы в индустрии моды : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 79-81.

9. Мишаков В. Ю., Кирсанова Е. А. Методологические подходы к товарному консалтингу: проектное, процесс -ное, экспертное консультирование // Дизайн и технологии. 2018. № 64 (106). С. 127-132.

10. Петросян А. Д., Столярова А. Н. Управление и маркетинговые коммуникации в сфере внешней торговли : учебное пособие. М. : Русайнс, 2022.

11. Стасюк К. Д., Логунова Н. Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 158-163.

12. Сунаева С. Г Проектирование конкурентоспособной одежды на основе исследования правил принятия решений индивидом при выборе модели // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : сборник трудов XV Международной конференции, XIII Международного конкурса научных и научно-методических работ. М., 2020. С. 100-103.

13. Сунаева С. Г Разработка модели адресного проектирования одежды // Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры технологии и материаловедения швейного производства. Кострома : Костромской государственный технологический университет. 2013. С. 78-80.

14. Юсупова А. А., Ксенофонтова Х. З. Роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении бренда компании // Развитие современных технологий коммуникационной и медиасферы: проблемы и решения : материалы международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 319-322.

15. Dubonosova E., Vozvyshaeva E., Bogoduhova E. Taking the proportions of a female shape into account when designing special purpose clothes and underwear // Textile Bioengineering and Informatics Symposium Proceedings 2015 - 8th Textile Bioengineering and Informatics Symposium, TBIS 2015. 8. 2015. С. 138-147.

16. Krasil'nikova E. A., Panasenko S. V., Ramazanov I. A., Cheglov V. P. Development of goods circulation under the influence of digitization and technological transformations // Revista GEINTEC. 2021. Т. 11. № 4. С. 720-737.

17. Mezentseva E. V., Mishakov V. Y., Erofeev O. O. Systemic analysis of expert groups of the textile industry in the selection of determining quality indicators using the example of heat-insulating nonwoven materials // Fibre Chemistry.

2020. Т. 51. № 5. С. 368-376.

18. Mishakov V. Yu., Slutsker G. Ya., Stalevich A. M. Mathematical modeling of the deformation properties of nonwoven materials with variable rigidity // Fibre Chemistry. 2006. Т. 38. № 2. С. 158-163.

19. Panasenko S. V., Cheglov V. P., Ramazanov I. A., Krasil'nikova E. A., Stukalova I. B., Shelygov A. V. Improving the innovative development mechanism of the trade sector // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research.

2021. Т. 11. № 1. С. 141-146.

20. Ramazanov I. A., Panasenko S. V., Cheglov V. P., Krasil'nikova E. A., Nikishin A. F. Retail transformation under the influence of digitalisation and technology development in the context of globalization // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Т. 7. № 1. С. 1-21.

21. Ramazanov I. A., Panasenko S. V., Cheglov V. P., Krasil'nikova E. A., Maslova A. E. Prospects of small business development in Russian distribution sector in the context of development of communication technology and trade and information globalization // Webology. 2021. Т. 18. № Special Issue. С. 487-512.

22. Ramazanov I. A., Panasenko S. V., Cheglov V. P., Krasil'nikova E. A., Nikishin A. F. Study of innovative activity of the distributive industries of the Russian Federation in the context of the world economy digitalization and globalization // Nexo Revista Cientifica. 2021. T. 34. № 2. C. 926-941.

23. Sunaeva S. G., Sunaeva G. G., Gordeeva T. A., Gerasimenko I. I., Moskovskaia lu. A. Scientific and practical justification of designing school uniform. // SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. C. 3007.

References

1. Bezpalov V.V. Branding policy as a factor of improving the efficiency of communications for small business enterprises in the conditions of uncertainty. In the book: Marketing: Problems, Solutions and Prospects. Under the scientific editorship of V.V. Nikishkin. Moscow, 2022. Pp. 151-175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Demskaya A.A., Kirsanova E.A. Technological preparation of clothing production of different price groups. Certificate of registration of the database RU 2017620068, 18.01.2017. Application no. 2016621354 dated 11.10.2016.

3. Gerashchenko E.E., Kirsanova E.A. Development of a business plan for opening a large-size clothing store with the involvement of social networks and the creation of their own website. In the collection: All-Russian conference of young researchers with international participation "Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization". Moscow, 2020. Pp. 89-94.

4. Ivanov V.V., Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. Modern technological approaches to improving the thermal insulation properties of insulated clothing. In the collection: Design, technology and innovation in the textile and light industry. 2018. Pp. 160-164.

5. Kirsanova E.A., Vershinina A.V., Pavlov M.A. Features of assessing the properties of materials for transformed and modified clothing. In the collection: Innovative technologies in the textile and light industry. Vitebsk State Technological University. 2017. Pp. 49-51.

6. Mezentseva E.V., Mishakov V.Yu. Innovative principles and approaches of thermal insulation in the creation of clothing. Methods of analysis. Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium "Economic mechanisms and management technologies of industrial development" of the International Kosygin Forum "Modern problems of Engineering Sciences". 2019. Pp. 122-128.

7. Mezentseva E.V., Ivanov V.V., Mishakov V.Yu. Promising approaches to improving the thermal insulation properties of clothing: "next steps", technologies, innovations. Physics of fibrous materials: structure, properties, high-tech technologies and materials (SMARTEX). 2018. No. 1-2. Pp. 82-87.

8. Mironova N.V., Kirsanova E.A. The use of decorative non-textile elements for the decoration of ceremonial clothing. In the collection: Traditions and innovative processes in the fashion industry. Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2019. Pp. 79-81.

9. Mishakov V.Yu., Kirsanova E.A. Methodological approaches to commodity consulting: project, process, expert consulting. Design and technology. 2018. No. 64 (106). Pp. 127-132.

10. Petrosyan A.D., Stolyarova A.N. Management and marketing communications in the field of foreign trade. Textbook, Publishing House: Rusains, Moscow, 2022.

11. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Standardization, certification, regulation, brands and trademarks as quality management tools. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Moscow, 2022. Pp. 158-163.

12. Sunaeva S.G. Designing competitive clothing based on the study of the rules of decision-making by an individual when choosing a model. Proceedings of the XV International Conference, XIII International competition of scientific and methodological works. Moscow, 2020. Pp. 100-103.

13. Sunaeva S.G. Development of a model of targeted design of clothing. In the collection: Interaction of higher education with light industry enterprises: science and practice. Kostroma State Technological University. 2013. Pp. 78-80.

14. Yusupova A.A., Ksenofontova H.Z. The role of integrated marketing communications in promoting the company's brand. In the collection: Development of modern technologies of the communication and media sphere: problems and solutions. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2022. Pp. 319-322

15. Dubonosova E., Vozvyshaeva E., Bogoduhova E. Taking the proportions of a female shape into account when designing special purpose clothes and underwear. In the collection: Textile Bioengineering and Informatics Symposium Proceedings 2015 - 8th Textile Bioengineering and Informatics Symposium, TBIS 2015. 8. 2015. Pp. 138-147.

16. Krasil'nikova E.A., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Cheglov V.P. Development of goods circulation under the influence of digitalization and technological transformations. Revista GEINTEC. 2021. Vol. 11. No. 4. Pp. 720-737.

17. Mezentseva E.V., Mishakov V.Y., Erofeev O.O. Systematic analysis of expert groups of the textile industry in the selection of determining quality indicators using the example of heat-insulating nonwoven materials. Fibre Chemistry. 2020. Vol. 51. No. 5. Pp. 368-376.

18. Mishakov V.Yu., Slutsker G.Ya., Stalevich A.M. Mathematical modeling of the deformation properties of nonwoven materials with variable rigidity. Fibre Chemistry. 2006. vol. 38. No. 2. Pp. 158-163.

19. Panasenko S.V., Cheglov V.P., Ramazanov I.A., Krasil'nikova E.A., Stukalova I.B., Shelygov A.V. Improving the innovative development mechanism of the trade sector. Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. 2021. Vol. 11. No. 1. Pp. 141-146.

20. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Nikishin A.F. Retail transformation under the influence of digitalization and technology development in the context of globalization. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 1. Pp. 1-21.

21. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Maslova A.E. Prospects of small business development in Russian distribution sector in the context of development of communication technology and trade and information globalization. Webology. 2021. Vol. 18. No. Special Issue. Pp. 487-512.

22. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Nikishin A.F. Study of innovative activity of the distributive industries of the Russian Federation in the context of the world economy digitalization and globalization. Nexo Revista Cientifica. 2021. Vol. 34. No. 2. Pp. 926-941.

23. Sunaeva S.G., Sunaeva G.G., Gordeeva T.A., Gerasimenko I.I., Moskovskaia lu.A. Scientific and practical justification of designing school uniform. In the book: SHS Web of Conferences. "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. p. 3007.

Сведения об авторах

ФИЛАТОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]

СУНАЕВА СВЕТЛАНА ГАЗИМОВНА - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой конструирования и дизайна одежды, Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г Разумовского (Первый казачий университет), Москва, Россия, [email protected]

ДУБОНОСОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры дизайна костюма, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]

КОЛГУШКИНА ЮЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - ассистент базовой кафедры торговой политики, Российский эконо -мический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]

Information about the authors

FILATOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art); Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]

SUNAEVA SVETLANA G. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Designing and Fashion Design, K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (The First Cossack University), Moscow, Russia, [email protected]

DUBONOSOVA ELENA A. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Costume Design, Russian State University named after A. N. Kosygin (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]

KOLGUSHKINA YULIYA V. - Assistant Professor, Department of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.