Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Ерёмина Анастасия Павловна

Современные социокультурные условия определяют новые требования к личности студента, находящегося в центре науки, политики и государства. Востребован выпускник, обладающий креативным мышлением, способный к творческой преобразовательной деятельности, мобильный и гибкий, готовый к общественным и индивидуальным переменам, к участию в них и принятию нового как ценности. Развитие личностного потенциала, ориентир на перспективу жизненного роста и изменения важные направления образования личности, значимая роль в которых принадлежит воспитательной составляющей. Большую значимость приобретает изучение теоретических и научно-практических основ организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании. Воспитательная деятельность изучается в рамках теории педагогической деятельности и представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность по освоению норм, правил, образцов воспитания и духовно-нравственного развития, обусловленную контекстом, содержанием и взаимодействием субъектов. Результатом организации данной деятельности становится развитие личности, самоопределение и социализация, уровень гражданско-патриотического мировоззрения. Содержательная и структурная составляющая процесса организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании представлена функциями, свойствами воспитательной деятельности, ее структурой. Организация воспитательной деятельности представляет собой поэтапный процесс упорядочения и включения в деятельность всех участников с целью поддержания ее эффективности. Данный процесс реализуется на адаптационно-мотивационном, деятельностно-идентификационном, оценочно-прогностическом этапах при соблюдении организационно-педагогических условий: актуализация мотивационного потенциала воспитательно-образовательной среды; обогащение содержания профессиональной подготовки воспитательной компонентой; включение студентов в сетевую проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Ерёмина Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE WAYS OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

Modern socio-cultural conditions determine new requirements for the personality of a student who is at the center of science, politics and the state. A graduate with creative thinking, capable of creative transformative activity, mobile and flexible, ready for social and individual changes, for participation in them and acceptance of the new as a value, is in demand. The development of personal potential, a reference point for the prospect of life growth and change are important areas of personality education, a significant role in which belongs to the educational component. The study of the theoretical and scientific-practical foundations of the organization of educational activities in vocational education is gaining great importance. Educational activity is studied within the framework of the theory of pedagogical activity and is determined by the activity content and structure. The organization of educational activities is the ordering of all parts and activities of all its participants in order to give it a sense of purpose, to optimize its functioning and development. It is thanks to the organization that all structures are formed: the structure of management, the structure of pedagogical actions, the structure of relations in the team. The article reveals the theoretical and scientific and practical foundations of the organization of educational activities. The ideas of modern authors in the aspect of solving the problem are updated. The results of the content analysis of the concept are presented, the content and structure of educational activities in vocational education are revealed. Scientific and practical foundations are revealed through innovative ways of organizing educational activities at the adaptive-motivational, activity-identification, assessment and prognostic stages, subject to organizational and pedagogical conditions: actualization of the motivational potential of the educational and educational environment; enrichment of the content of vocational training with an educational component; inclusion of students in network project activities.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-231-87 УДК 378.1

Асхадуллина Н.Н.1, Ерёмина А.П.2

1Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета,

г Елабуга, Россия E-mail: nelyatdkama2008@rambler.ru 2Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия

E-mail: verkoshantseva_n@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современные социокультурные условия определяют новые требования к личности студента, находящегося в центре науки, политики и государства. Востребован выпускник, обладающий креативным мышлением, способный к творческой преобразовательной деятельности, мобильный и гибкий, готовый к общественным и индивидуальным переменам, к участию в них и принятию нового как ценности. Развитие личностного потенциала, ориентир на перспективу жизненного роста и изменения важные направления образования личности, значимая роль в которых принадлежит воспитательной составляющей. Большую значимость приобретает изучение теоретических и научно-практических основ организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании.

Воспитательная деятельность изучается в рамках теории педагогической деятельности и представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность по освоению норм, правил, образцов воспитания и духовно-нравственного развития, обусловленную контекстом, содержанием и взаимодействием субъектов. Результатом организации данной деятельности становится развитие личности, самоопределение и социализация, уровень гражданско-патриотического мировоззрения. Содержательная и структурная составляющая процесса организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании представлена функциями, свойствами воспитательной деятельности, ее структурой.

Организация воспитательной деятельности представляет собой поэтапный процесс упорядочения и включения в деятельность всех участников с целью поддержания ее эффективности. Данный процесс реализуется на адаптационно-мотивационном, деятельностно-идентификационном, оценочно-прогностическом этапах при соблюдении организационно-педагогических условий: актуализация мотивационного потенциала воспитательно-образовательной среды; обогащение содержания профессиональной подготовки воспитательной компонентой; включение студентов в сетевую проектную деятельность.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

Askhadullina N.N.1, Eremina A.P.2

1Yelabuga Institute (branch) Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia E-mail: nelyatdkama2008@rambler.ru 2Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: verkoshantseva_n@mail.ru

INNOVATIVE WAYS OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN VOCATIONAL EDUCATION

Modern socio-cultural conditions determine new requirements for the personality of a student who is at the center of science, politics and the state. A graduate with creative thinking, capable of creative transformative activity, mobile and flexible, ready for social and individual changes, for participation in them and acceptance of the new as a value, is in demand. The development of personal potential, a reference point for the prospect of life growth and change are important areas of personality education, a significant role in which belongs to the educational component. The study of the theoretical and scientific-practical foundations of the organization of educational activities in vocational education is gaining great importance.

Educational activity is studied within the framework of the theory of pedagogical activity and is determined by the activity content and structure. The organization of educational activities is the ordering of all parts and activities of all its participants in order to give it a sense of purpose, to optimize its functioning and development. It is thanks to the organization that all structures are formed: the structure of management, the structure of pedagogical actions, the structure of relations in the team.

The article reveals the theoretical and scientific and practical foundations of the organization of educational activities. The ideas of modern authors in the aspect of solving the problem are updated. The results of the content analysis of the concept are presented, the content and structure of educational activities in vocational education are revealed. Scientific and practical foundations are revealed through innovative ways of organizing educational activities at the adaptive-motivational, activity-identification, assessment and prognostic stages, subject to organizational and pedagogical conditions: actualization of the motivational potential of the educational and educational environment; enrichment of the content of vocational training with an educational component; inclusion of students in network project activities.

Key words: upbringing, educational activity, vocational training, vocational education.

Современные тенденции развития образования, такие как цифровизация, гуманизация и гуманитаризация (развитие навыков 80Й-скилс). сетевизация образовательного взаимодействия, а также происходящие изменения в личности обучаемого обусловили актуальность проблемы организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании, требующей новых подходов к отбору содержания воспитания, к проектированию воспитательно-образовательного процесса, а также к использованию соответствующих образовательных технологий.

Исследование психолого -педагогиче ской литературы с использованием ресурсов Интернет позволяет нам выделить значимые исследования, посвященные проблематике организации воспитательной деятельности. Системный подход к организации воспитательной деятельности подробно раскрывается в исследованиях научной школы Л.И. Новиковой [9], в ее работах и работах ее учеников, таких как И.Д. Де-макова [3] В.А. Караковский [5], А.В. Мудрик [8], Н.Л. Селиванова [12], В.П. Степанов [6], [13]. В разный период времени ученые останавливаются на основных компонентах, содержании и направлениях организации воспитательной деятельности с позиций системного подхода. Методологический аспект и проблема конструирования воспитательной деятельности педагога подробно исследовались Н.М. Борыт-ко [2]. В исследованиях Т.К. Ахаян мы видим отражение гуманистической направленности в воспитании. Этому способствуют реализация идей ненасилия, самостоятельности, оптимизма, активности детей в воспитании [1, с. 18]. Значимое внимание воспитанию в профессиональном образовании уделяется в исследовании Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макаровой, Н.В. Чекале-вой [4], в котором раскрывается воспитательная составляющая в профессиональной подготовке студента.

Определенный интерес в контексте разрабатываемой проблематики представляют диссертационные исследования: М.В. Павлова «Формирование нравственно-правовой культуры студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вуза» (2014 г.) [10]; О.А. Сахно «Воспитательная среда колледжа как фактор развития нравственного потенциа-

ла студента» (2014 г.) [11]; М.О. Костюченко «Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности)» (2017 г.) [7]; П.В. Степанов «Структура воспитательной деятельности педагога» (2018 г.) [14].

Контент-анализ понятия «воспитательная деятельность» в анализируемых источниках позволил нам сделать вывод о преобладании следующих трактовок: как деятельности по созданию условий для развития личности, как деятельности по организации воспитательного взаимодействия или деятельности по организации воспитательной среды. Наиболее полная трактовка приводится в федеральном законе об образовании [15]. Кроме развития личности подчеркивается создание условий, формирование чувства гражданско-патриотической направленности. В то же время отсутствует аксиологическая составляющая, не прослеживается направленность на преобразование.

Выделение общего смыслового поля исследуемой проблемы позволило нам охарактеризовать понятие «воспитательная деятельность» как целенаправленную, специально организованную деятельность по освоению норм, правил, образцов воспитания и духовно-нравственного развития, обусловленную контекстом, содержанием и взаимодействием субъектов. Результатом организации данной деятельности становится развитие личности, самоопределение и социализация, уровень гражданско-патриотического мировоззрения.

Ключевой категорией, составляющей понятийно-терминологическую карту исследуемой проблемы, является категория «деятельность». Придерживаясь научной школы Г.И. Щукиной, А.Н. Ксенофонтовой мы под деятельностью понимаем форму активного отношения человека к окружающей действительности, содержанием которой являются преобразования и изменения. Поэтому в воспитательной деятельности различимы два аспекта: изменение - преобразование объекта и изменение - развитие личности самого субъекта. Важная особенность деятельности состоит в том, что деятельность не является частью личности, который ее осуществляет. И просто так свойства предметов вовлеченных в деятельность не возникают и не образуются.

Как отмечает, Н.М. Борытко то, что вовлечено в деятельность трансформируется. По мнению автора, специфика воспитания как деятельности проявляется в соотношении таких понятий как «деятельность» и «активность» [2].

Без активности - нет деятельности. Она проявляется в отношении личности, в его позиции, общении, творчестве. Активность в воспитательной деятельности способствует развитию личностных образований, качеств личности. Они формируются из субъективного опыта личности, опыта участия в воспитательной деятельности, опыта взаимодействия.

Раскрывая понятие «воспитательная деятельность» как форму активного отношения, обратимся к исследованию Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макаровой, Н.В. Чекалевой [4]. Профессиональное воспитание как деятельность авторы связывают со специально организованным педагогическим процессом приобщения будущих учителей к профессиональной деятельности, результатом которого становится развитие личности, формирование его профессиональной культуры и компетентности. Аксиологическая составляющая организации воспитательной деятельности способствует профессиональной идентификации студента в профессии, адаптации его в профессионально-педагогическом пространстве и его профессиональной мобильности [4].

Содержательная и структурная составляющая процесса организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании представлена функциями, свойствами воспитательной деятельности, ее структурой. Воспитательная деятельность направлена на реализацию преобразующей, информационной, коммуникативной, организационной и демонстрационной функций, обладает свойствами (целенаправленность, предметность, осмысленность, преобразующий характер), представлена структурой, выделяемой в общей теории деятельности.

Так, целеполагание - важнейший элемент деятельности в воспитательном процессе. Целенаправленная деятельность обращена к перспективе, к тому, чего еще нет, но должно появиться в результате деятельности. Цель воспитательной деятельности - социализация и самоопределение личности, духовно-нравственное развитие

высокий уровень гражданско-патриотического мировоззрения.

Мотив деятельности, наряду с интересом, активностью, самостоятельностью и умениями - важное личностное образование (А.Н. Ксе-нофонтова, Г.И. Щукина). Без мотива не будет интереса, а, следовательно, и активности. Если есть мотив, то появляется направленность, желание что-то делать, действовать, появляется интерес. Поэтому организуя деятельность важно выявить мотив, определить способы формирования и развития мотивации.

Содержание воспитательной деятельности - необходимый компонент структуры. Содержание в первую очередь определяется национальными интересами, прописанными в стратегических ориентирах развития воспитания. К ним относятся гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей, приобщение к культурному наследию, популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Значимое направление воспитательной деятельности - профессиональное воспитание.

Исследование Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макаровой, Н.В. Чекалевой [4] о подходах к организации профессионального воспитания позволило нам определить этапы организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании: адаптационно-мотива-ционный, деятельностно-идентификационный и оценочно-прогностический при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- актуализация мотивационного потенциала воспитательно-образовательной среды;

- обогащение содержания профессиональной подготовки воспитательной компонентой;

- включение студентов в сетевую проектную деятельность.

Педагогические условия реализуются инновационными способами организации воспитательной деятельности. Результатом организации данной деятельности становится развитие личности, самоопределение и социализация,

уровень гражданско-патриотического мировоззрения.

Остановимся на характеристике способов, способствующих актуализации моти-вационного потенциала созданной воспитательно-образовательной среды. Актуализация мотивационного потенциала воспитательно-образовательной среды определяет направленность деятельности, побуждает и стимулирует субъектов воспитания к активным действиям. Реализация данного условия способствует формированию устойчивого интереса субъектов к внеучебной деятельности, к участию в мероприятиях творческой, духовно-нравственной, гражданско-патриотической и иной направленности; созданию предпосылок для самореализации студентов.

Важным способом актуализации моти-вационного потенциала становится развитие наставничества в студенческой сфере. В процессе наставничества более опытный, уже адаптированный в социокультурной среде обучающийся старшего курса (сам при этом является студентом той же специальности и той же кафедры) воспитывает первокурсника, знакомит его с аксиологической составляющей обучения, помогает реализовать личностный потенциал, передает ему свой личный опыт взаимодействия и обучения.

Наставничество сегодня важная форма решения проблемы адаптации, повышения личного и профессионального уровня развития субъектов воспитательно-образовательной среды. Внедрение этой формы в студенческой среде способствует развитию особой атмосферы субъект-субъектного взаимодействия, когда более опытный студент делится своим субъектным опытом (продуктивного сотрудничества, взаимодействия, участия в различных мероприятиях и др.). Выстраивая доверительные отношения, студент более старшего курса демонстрирует образцы поведения, знакомит со студенческими ценностями, с особенностями содержания и организации воспитательного и учебного процесса, вводит в воспитательно-образовательную среду. Успешная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора будущей профессии и способствует развитию положительного отношения обучающихся к образовательной деятельности.

В ходе апробации инновационных способов было предложено выделить пять направлений воспитания, таких как «Я расскажу, а ты послушай», «Я покажу, а ты посмотри», «Сделаем вместе», «Сделай сам, а я подскажу», «Сделай сам и расскажи, что ты сделал». Включение этих направлений способствовало развитию активности участия в мероприятиях воспитательной направленности и наличию достижений; развитию личностных качеств, высоких результатов в образовательной деятельности, формированию личных мотивов к наставничеству.

Результатами внедрения института наставничества становятся: снижение сроков адаптации новых обучающихся в социокультурной среде; снижение числа отчислений среди студентов; реализация новых механизмов стимулирования обучения. Всё это ориентирует на создание положительной мотивации просоци-ально - успешной деятельности.

Вторым способом, на котором мы хотели остановиться с целью актуализации мотиваци-онного потенциала - включение обучающихся в неформальное и информальное образование. Эти два вида образования вместе обеспечивают эффективную на сегодняшний день среду формирования компетенций.

В программу воспитательной работы возможно включение программ неформального образования: «Право на успех», «Социальные практики молодежи», «Искусство управления жизнью», «Управление проектами», «Тайм-менеджмент», «Образовательная и карьерная навигация».

Основные формы неформального и инфор-мального образования в организации воспитательной деятельности:

- Тренинги на командообразование или Тимбилдинг - это процесс превращения группы отдельных обучающихся в сплоченный коллектив - группу людей, ориентированную на совместную работу для решения потребностей в адаптации через решения коллективных задач. Тимбилдинг может осуществляться с использованием сетевых технологий, таких как веб-квест, флешмоб.

Вторая группа способов направлена на обогащение содержания профессиональной подготовки воспитательной компонентой. Основная задача способов данной группы заключается в

обновлении содержания образовательных программ рабочей программой воспитания и планом воспитательной работы студентов по программе. При формировании общекультурных (универсальных) компетенций необходимо обратить внимание на воспитательную составляющую и обновить содержание рабочих программ.

Обновление содержания образовательной программы должно сопровождаться повышением уровня квалификации педагогов в области воспитательной деятельности в системе профессионального образования. Поэтому основным способом реализации данной задачи становится организация курсов повышения квалификации, что повысит их готовность к обновлению содержания рабочей программы и соответственно образовательной программы, к использованию в образовательном процессе инновационных методов и формы взаимодействия с обучающимися.

Третья группа способов ориентирует на включение студентов в сетевую проектную деятельность.

Каждый обучающийся должен овладеть умением адаптироваться в условиях информационного общества и выполнять в последующем различные социальные роли, уметь «выходить» за рамки, чтобы осмыслить происходящее в обществе, уметь прогнозировать социальное развитие и проектировать свою деятельность, направленную на такие профессиональные достижения, которые будут признаны социально-профессиональной общностью.

Социально-педагогическое проектирование - инструмент управления процессом профессионального воспитания, инструмент организации совместной деятельности по формированию единого образовательного пространства, в рамках которого осуществляется развитие, воспитание, формирование, социализация студентов. Проектная деятельность сегодня становится актуальным направлением в организации процесса воспитания, так как одним из навыков soft skills становится проектное мышление, а именно умение видеть на перспективу, умение действовать, не просто выстраивать образ желаемого результатов, но и понимать - что и как нужно организовать, чтобы достичь цели.

Включение в сетевую проектную деятельность позволяет не просто формировать или

развивать проектные компетенции студентов, но и выстраивать эффективные взаимодействия и сотрудничество в сфере воспитания, работать в команде, выстраивать коммуникацию.

Основным инструментом включения студентов в сетевую проектную деятельность становится реализация сетевых воспитательных проектов. Сетевые проекты позволят организовать совместную деятельность обучающихся на основе использования средств ИКТ, направленную на решение общей проблемы и достижение совместного результата в области воспитания. Включение в проектную деятельность можно за счет использования таких инновационных форм, как хакатон, флешмоб.

Согласно данным Интернет ресурсов ха-катон - это творческое длительное (по времени) образовательное событие, направленное на саморазвитие и самореализацию субъектов образовательного процесса. Его называют «марафоном» креативного мышления, проектного подхода к образованию. Наиболее известный пример образовательного хакатона - Всероссийский педагогический хакатон «Ре^аск: инновационные образовательные решения». Он проводится при поддержке профессионального конкурс «Учитель будущего» платформы «Россия - страна возможностей».

Отдельно хотелось бы остановиться на рефлексивной группе способов, в которой наибольшую актуальность получает использование цифрового портфолио обучающегося.

Важным направлением в развитии деятельности любой образовательной организации становится создание цифровой образовательной среды. Считаем, что организация воспитательной деятельности также определяется возможностями цифровизации в образовании. В этой связи эффективным инструментом управления воспитательной работой должна стать цифровая система учета деятельности обучающихся в проектах воспитательной работы - портфолио студентов.

Технология портфолио достаточно давно используется как технология экспертно-оценочной деятельности, как инструмент учета. В профессиональных организациях активно внедряется электронное портфолио через различные информационно-аналитические системы или платформы, такие, например, как

МооШе. Цифровое портфолио позволяет вести учет результатов участия в воспитательной деятельности в интерактивном режиме, дает возможность проследить траекторию личностного развития обучающегося, его положительную динамику, достигнутую в процессе участия в воспитательной деятельности. Оно доступно в любой точке и экономит время на подготовку к участию в конкурсах и грантах, позволяет поделиться субъектным опытом и достижениями в социальных сетях, блогах, так как для создания цифрового портфолио можно использовать облачные сервисы, странички в соцсетях, блоги, свой собственный сайт.

Таким образом, воспитательная деятельность в профессиональном образовании представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность по освоению норм, правил, образцов воспитания и духовно-нравственного развития, обусловленную кон -текстом, содержанием и взаимодействием субъектов. Результатом организации данной деятельности становится развитие личности, самоопределение и социализация, уровень гражданско-патриотического мировоззрения. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена вызовами современного общества, требующего новых подходов к практике работы с молодежью, к усилению воспитательной

составляющей в профессиональном образовании.

В рамках исследования установлено, что в основе изучения проблемы организации воспитательной деятельности в коллеже лежит теория воспитания с ведущими концептуальными идеями Л.И. Новиковой и ее последователей, Н.М. Борытко, Т.К. Ахаян, Ю.Б. Дроботенко. Деятельностный подход определяет методологические основания организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании.

Инновационные способы организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании отобраны по принципу постепенного усложнения, реализуются на адаптационно-мотивационном, деятельностно-идентификационном, оценочно-прогностическом этапах. Среди них: создание ситуаций успеха, наставничество в студенческой сфере и организация тренингов, веб-квестов, флешмобов; проведение курсов повышения квалификации для педагогов по усилению воспитательной составляющей в профессиональной подготовке; метод проектов (при реализации сетевых воспитательных проектов) с использованием такой инновационной формы как хакатон, а также внедрение цифрового портфолио.

16.03.2021

Список литературы:

1. Ахаян, Т. К. Штрихи новой идеологии воспитания школьников в совместной деятельности школ и педагогической науки Оренбуржья / Т. К. Ахаян // Вестник ОГУ - 1999. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shtrihi-novoy-ideologii-vospitaniya-shkolnikov-v-sovmestnoy-deyatelnosti-shkol-i-pedagogicheskoy-nauki-orenburzhya (дата обращения: 11.11.2020).

2. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2011. - 181 с.

3. Демакова, И. Д. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании / И. Д. Демакова, И. Ю. Шустова // Педагогическое искусство. - 2017. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagog-kak-vospitatel-znachimye-harakteristiki-vospitatelnoy-deyatelnosti-printsip-so-bytiynosti-v-vospitanii (дата обращения: 09.11.2019).

4. Дроботенко Ю. Б. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза / Ю. Б. Дроботенко, Н. С. Макарова, Н. В. Чекалева // Вестник ЮУрГУ Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-problemam-professionalnogo-vospitaniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 14.10.2020).

5. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова. - М.: Педагогическое сообщество, 2000. - 256с.

6. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат / под ред. П. В. Степанова. М.: Педагогическое общество России, 2017. - 111 с.

7. Костюченко, М. О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): диссертация... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Костюченко М. О. - Воронеж, 2017. - 188 с.

8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2013. - 340 с.

9. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. е. И. Соколова. - М., 2010. - 335 с.

10. Павлова, М. В. Формирование нравственно-правовой культуры студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вуза: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Павлова М. В. - Йошкар-Ола, 2014. - 229 с.

11. Сахно, О. А. Развитие нравственного потенциала как основа формирования общих компетенций / О. А. Сахно // Управление качеством образовательной деятельности в условиях реализации стандартов нового поколения». Секция: «Проблемы создания социокультурной среды ОУ в контексте ФГОС СПО». - Магнитогорск : МГТУ, 2014. - С. 138-141.

12. Селиванова, Н. Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему / Н. Л. Селиванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1. - С. 18-19.

13. Степанов П. В. Воспитательная деятельность как система / П. В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - №4 (52). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-kak-sistema (дата обращения: 02.11.2019).

14. Степанов, П. В. Структура воспитательной деятельности педагога: автореферат диссертации...доктора педагогических наук: 13.00.01 / П. В. Степанов. - Москва, 2018. - 48 с.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС Гарант

References:

1. Akhayan, TK Strokes ofthe new ideology of education of schoolchildren in the joint activities of schools and pedagogical science ofthe Orenburg region / TK Akhayan // Vestnik OSU. - 1999. - No. 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7shtrihi-novoy-ideologii-vospitaniya-shkolnikov-v-sovmestnoy-deyatelnosti-shkol-i-pedagogicheskoy-nauki-orenburzhya (date of access: 11.11.2020).

2. Borytko, NM In the space of educational activity: monograph / scientific. ed. N.K.Sergeev. Volgograd: Change, 2011.- - 181 p.

3. Demakova, ID Teacher as an educator: significant characteristics of educational activity, the principle of co-existence in education / ID Demakova, I. Yu. Shustova // Pedagogical art. - 2017. - No. 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-kak-vospitatel-znachimye-harakteristiki-vospitatelnoy-deyatelnosti-printsip-so-bytiynosti-v-vospitanii (date of access: 09.11.2019).

4. Drobotenko Yu. B. Modern approaches to the problems of professional education of students of a pedagogical university / Yu. B. Drobotenko, NS Makarova, NV Chekaleva // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2019. - No. 4. Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-problemam-professionalnogo-vospitaniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (date of access: 10/14/2020).

5. Karakovsky V. A. Education? Education... Education! Theory and practice of educational systems / V. A. Karakovsky, L. I. Novikova. - M.: Pedagogical community, 2000. - 256s.

6. Designing the educational activity of the teacher: work for the result / ed. P.V. Stepanova. M.: Pedagogical Society of Russia, 2017.- - 111 p.

7. Kostyuchenko, M.O. Development of social activity of students in the educational process of the university (on the example of volunteer activity): dissertation... of a candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Kostyuchenko M.O. - Voronezh, 2017. - 188 p.

8. Mudrik, A. V. Social pedagogy / A. V. Mudrik. - M.: Academy, 2013.- - 340 p.

9. Novikova, LI Pedagogy of education: Selected pedagogical works / ed. N. L. Selivanova, A. V. Mudrik; comp. E. I. Sokolova. - M., 2010.- -335 p.

10. Pavlova, MV Formation of moral and legal culture of students in the educational and educational environment ofthe university: dissertation... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Pavlova MV - Yoshkar-Ola, 2014. - 229 p.

11. Sakhno, O. A. Development of moral potential as the basis for the formation of general competencies / O. A. Sakhno // Quality management of educational activities in the context of the implementation of new generation standards. Section: "Problems of creating the socio-cultural environment of educational institutions in the context of the FSES SPO». - Magnitogorsk: MSTU, 2014.- - S. 138-141.

12. Selivanova, NL Education in modern society: a look at the problem / NL Selivanova // Domestic and foreign pedagogy. - 2016. - No. 1. - P. 18-19.

13. Stepanov P. V. Educational activity as a system / P. V. Stepanov // Domestic and foreign pedagogy. - 2018. - No. 4 (52). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-kak-sistema (date of access: 02.11.2019).

14. Stepanov, P. V. The structure of the educational activity of the teacher: the abstract of the dissertation... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / P. V. Stepanov. - Moscow, 2018. - 48 p.

15. Federal Law "On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 No. 273-FZ // SPS Garant

Сведения об авторах:

Асхадуллина Наиля Нургаяновна, доцент кафедры педагогики отделения психологии и педагогики Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета, кандидат педагогических наук

E-mail: nelyatdkama2008@rambler.ru https://orcid.org/0000-0003-3983-4152 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18,, г. Елабуга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ерёмина Анастасия Павловна, доцент кафедры педагогики высшей школы Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат педагогический наук E-mail: verkoshantseva_n@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-2909-367X 460000, г. Оренбург, ул. Коммунаров, 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.