Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОЛОДЕЖИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИИ / СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТИТУТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович

Актуальность статьи определяется возрастающей значимостью внедрения инновационных смарт-технологий в институте физической культуры и спорта. Цифровые продукты инициируют молодежь к физкультурно-спортивным занятиям, что способствует подъему эффективности тренировочной деятельности, а также повышению мотивации к своему физическому развитию и самосовершенствованию среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Литвинов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SMART TECHNOLOGIES AT THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A FACTOR OF MOTIVATION TO PHYSICAL DEVELOPMENT AND SELF-IMPROVEMENT OF YOUTH

The relevance of the article is determined by the increasing importance of the introduction of innovative smart technologies at the Institute of Physical Culture and Sports. Digital products initiate young people to physical culture and sports, which contributes to raising the effectiveness of training activities, as well as increasing motivation for their physical development and self-improvement youth.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

DOI 10.23672/v8972-6114-1039-b

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) ponomarev.igor54@gmail.com

Литвинов Виктор Александрович

доцент,

Ростовский государственный университет

путей сообщения

SKKAC@yandex.ru

Igor E. Ponomarev

Candidate of Sociological Sciences,

Professor,

Rostov State

the University of Economics (RINH) ponomarev.igor54@gmail.com

Victor A. Litvinov

Associate Professor,

Rostov State Transport University

ipc-rinh@yandex.ru

Инновационные

смарт-технологии в институте физической культуры и спорта как фактор мотивации к физическому развитию и самосовершенствованию молодежи

Innovative smart technologies

at the institute of physical culture and sport as a factor of motivation to physical development and self-improvement of youth

Аннотация. Актуальность статьи определяется возрастающей значимостью внедрения инновационных смарт-технологий в институте физической культуры и спорта. Цифровые продукты инициируют молодежь к физкультурно-спортивным занятиям, что способствует подъему эффективности тренировочной деятельности, а также повышению мотивации к своему физическому развитию и самосовершенствованию среди молодежи.

Ключевые слова: молодежь, инновации, смарт-технологии, институт, физическая культура, спорт, мотивация, физическое развитие, цифровые продукты, самосовершенствование.

Annotation. The relevance of the article is determined by the increasing importance of the introduction of innovative smart technologies at the Institute of Physical Culture and Sports. Digital products initiate young people to physical culture and sports, which contributes to raising the effectiveness of training activities, as well as increasing motivation for their physical development and self-improvement youth.

Keywords: youth, innovations, smart technologies, institute, physical culture and sports, motivation, physical development, digital products, self-improvement.

На данном этапе функционирования общества в России принят курс на инновационный социально-ориентированный тип общественно-экономического развития, одним из главнейших направлений которого является формирование системы мотивации молодежи к физическому развитию и самосовершенствованию. А поскольку во все сферы социальной жизнедеятельности и общественные институты проникают цифровые технологии, весьма актуальными представляются перспективы внедрения инновационных смарт-технологий в социальном институте физической культуры и спорта (ФКиС), ибо они «являются частью растущей мировой индустрии спорта и отдыха» [1, с. 67].

Об актуальности проблемного поля исследования и институционализации цифровых инноваций в области ФКиС на государственном уровне свидетельствуют такие правовые законодательные

акты, как Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», описывающий полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в социальном институте ФКиС, «Концепция цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта РФ на период 2019-2024 гг.», «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» [2].

О роли инновационных технологий в институте ФКиС пишут Е.В. Гуняев, В.А. Висягина; С.Б. Барановский С.Б., В.А. Сорокин [3; 4]; об инновационных направлениях цифровой трансформации российского института ФКиС сообщают В.Ю. Пу-тилина, М.В. Шилова и др. [5]; спортивным инновациям и цифровым фитнес-продуктам посвящены работы И.В. Солнцева, А.В. Абраменко и А.О. Лазаренко, [6; 7] и др.

Важно заметить, что основными критериями смарт-технологий в целом, и в институте ФКиС, в частности, являются: научно-техническая новизна и практическая полезность (возможность применимости на практике).

Социальная физкультурно-спортивная практика показывает, что уже разработано и применяется большое количество инновационных смарт-технологий в рамках института физической культуры и спорта, причем главным индикатором данных инноваций является их воспроизведение и возможность применения в социальной (физкуль-турно-спортивной) практике.

Молодежь является наиболее отзывчивой группой в таком активном воспроизведении и использовании различных инноваций, т.к. внедрение смарт-технологий помогает молодым людям повысить мотивацию к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, и, как несомненный результат, улучшить уровень их физического, психического и социального здоровья [8; 9].

Поскольку целью данной статьи является рассмотрение инновационных смарт-технологий в институте физической культуры и спорта как фактора мотивации к физическому развитию и самосовершенствованию молодежи, необходимо, прежде всего, сказать о побудительных мотивах к занятиям ФКиС.

Российские исследователи А.А. Ильин, К.А. Марченко и др. в рамках публикации «Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой», предложили четыре группы побудительных мотивов, в числе которых:

1) внутренние мотивы, сопряженные с фактом удовлетворения процессом физкультурно-спор-тивной деятельности (новизна, динамика, эмоциональность);

2) внешние мотивы, носящие положительный характер, которые основаны на результатах физ-культурно-спортивной деятельности (приобретение умений, навыков, активный отдых);

3) внешние мотивы как ориентация на перспективное развитие, связанное с физическим развитием, самосовершенствованием (поддержание и укрепление здоровья, формирование и развитие физических качеств и пр.);

4) внешние мотивы, носящие негативный характер, связанные с социальной оценкой (страх перед социальным окружением за слабое физическое развитие или плохую физическую форму, нежелание быть в числе аутсайдеров) [10].

Для поддержания установочного интереса и глубокой мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди молодежи необходимо идти в ногу со временем, использовать все новейшие достижения науки и техники.

Анализ научной литературы показывает, что цифровые продукты - это процесс создания нового в рамках различных институтов и сфер социальной

жизнедеятельности, и институт ФКиС - не исключение.

Как подчеркивают Е.В. Гуняев и В.А. Висягина, «задача инноваций в спортивной сфере состоит в том, чтобы привить» глубокое осознание важности «спорта в жизни каждого человека, возможности улучшения спортивной формы, невзирая на отсутствие спортивного опыта, укрепление мотивации к самосовершенствованию» и физическому развитию [3].

Применение спортивных инноваций и различных современных смарт-технологий в целях стимулирования молодежи к занятию физической подготовкой очень актуально в силу того, что у современной молодежи обнаружилась тенденция ставить собственное физическое развитие на второй план, отдавая при этом приоритет в выборе времяпрепровождения своего досуга: компьютерным играм, активному и длительному общению в социальных сетях.

А такой образ жизни грозит гипокинезией (малоподвижный образ жизни), которая неминуемо оказывает отрицательное воздействие на здоровье молодежи. Безусловно, что сегодня инновационные технологии и цифровые продукты в области ФКиС являются мощным фактором мотивации к физическому развитию и самосовершенствованию молодежи. Так, по данным ВЦИОМ, среди всех, занимающихся физкультурой и/или спортом, гораздо выше доля той молодежи, которая уделяет внимание спорту и физическим упражнениям и применяет различные смарт-устройства в процессе проведения тренировок (71 %) [11].

Инновационные смарт-технологии (умные технологии) в институте ФКиС, инициируя молодежь к ведению здорового образа жизни, «способствуют мотивации к физическому развитию и самосовершенствованию» [4].

Так, российские исследователи обозначают представляющие для молодежи интерес в сфере ФКиС такие смарт-технологии, как:

- спортивные очки (ReconJet. ReconJet), востребованные для проведения спортивных занятий на воздухе, позволяющие отслеживать положение спортсмена в пространстве и географической локации;

- смарт-мяч (miCoach Smart Ball), в котором сенсорные устройства определяют силу удара, а также силу и траекторию вращения футбольного мяча; кроме того, «умный» мяч ориентирует молодого футболиста в отношении силы и направления нанесения удара по мячу [4];

- фитнес браслеты (или фитнес-часы), как описывают их А.В. Абраменко и А.О. Лазаренко - это упрощенный вариант мобильного гаджета, с функциональным предназначением для «отслеживания физической активности пользователя -шагов, дистанции бега, фаз сна» у молодого спортсмена. Так, по результатам их опроса, авторы приходят к выводу о том, что 61 % опрошенной молодежи прибегает к ежедневному

использованию гаджета с целью использования его функций: контроля физической активности в течение дня, пульса во время проведения тренировок, напоминания о необходимости разминок и своевременных физкультурных пауз для разгрузки и отдыха, определения пройденного расстояния (во время бега, прогулки, плавания) и пр. В этой связи исследователи делают вывод о важности инновационных введений в физкультурно-спортивную жизнь молодежи [7, с. 180].

В.Ю. Путилина и др. обозначили кейсы реализации проектов с активным применением цифровых смарт-технологий в институте ФКиС: единую платформу «Цифровой спорт», CRM-систему для спортивных школ и учебных центров Roboseller, информационно-аналитическую систему спортивной подготовки спортивного резерва SmartSport, платформу онлайн-тренировок S10.run и цифровую платформу управления соревнованиями E-Champs [5].

Сегодня в число новейших и применяемых молодежью на практике смарт-технологий в ее физ-культурно-спортивной деятельности, по данным А.В. Алдошиной, обнародованным в 2020 г., входят следующие цифровые фитнес-продукты: технологии 5G, сенсорные технологии, носимые устройства, виртуальная и дополненная реальность [12].

Одним из инновационных способов занятиями ФКиС сегодня по праву считаются, так называемые, EMS-тренировки и Mirror-тренировки - это новые способы занятий: первый из них связан с электростимуляцией мышц, повышающей выносливость молодого индивида, а второй - с зеркальным отображением, на котором «всплывает» виртуальный инструктор и обеспечивает качественную тренировку по любой из выбранных молодым человеком программ в специальном приложении на его личном смартфоне [7].

Еще одной инновацией являются когнитивные тренировки, представляющие собой компьютерные способы развития когнитивных функций, имеющие ряд преимуществ, среди которых первостепенное значение - наблюдение за тенденцией к изменению (повышению или понижению) работоспособности молодого индивида.

И.В. Солнцев, ведя речь о цифровых фитнес-про-дуктах, делает упор на мобильных фитнес-прило-жениях. Эти приложения разрабатывают несколько крупных компаний, производящих спортивную экипировку («умную» одежду), в числе которых: Nike, Adidas, Under Armour, при этом каждая из компаний стремится развивать и

Литература:

1. Борзенкова Д.О. Инновации в физической культуре и спорте / Д.О. Борзенкова, С.А. Моськин // Наука-2020. 2021. № 6(51). С. 66-72.

2. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ

адаптировать на практике сразу несколько приложений [6, с. 1 Вб]. Так, например, компания Nike развивает мобильное приложение Nike+, позволяющее составить план тренировок, отслеживать их эффективность, а также, корректировать график занятий в ситуации отсутствия возможности спортсмена (по тем или иным причинам) осуществить свою очередную тренировку. Это такие, в частности, приложения Nike+, как Nike Run Club (беговое приложение), Nike Training Club (приложение по проведению тренировок), Nike Flyknit -кроссовки с незаурядным плетением синтетических нитей, «обеспечивающие молодому спортсмену гибкость и поддержку, а также воздухопроницаемость и защиту от погодных условий» [13, с. 1G2].

С.Б. Олонец и Ю.Н. Касперович отмечают целый ряд инновационных технологий в институте ФКиС, в числе которых:

- разработка специализированного спортивного оборудования для подготовки спортсменов;

- разработка специализированного медицинского оборудования для реабилитации спортсменов;

- разработка цифровых приложений для гадже-тов, позволяющих осуществлять подбор тренировок по индивидуальным параметрам пользователя;

- разработка спортивной экипировки;

- разработка новых методик подготовки спортсменов и проведения тренировок в массовом спорте [13, с. 1G1 ].

В целом, главными задачами всех цифровых технологий и платформенных решений является повышение эффективности управления в институте ФКиС и активное вовлечение не только спортсменов, но широких слоев населения в занятия физической культурой и спортом [б; 14].

Таким образом, проведя анализ новейших цифровых разработок в институте ФКиС, можно резюмировать, что физкультурно-спортивное движение «держит руку на пульсе времени» и следует за технологическим прогрессом, что позволяет применять различные инновационные гаджеты, разрабатывать новые физкультурно-спортивные упражнения, целью которых является подъем эффективности тренировочной деятельности, а также, повышение мотивации к своему физическому развитию и самосовершенствованию среди молодежи.

Literature:

1. Borzenkova D.O. Innovations in physical culture and sports / D.O. Borzenkova, S.A. Moskin // Sci-ence-2G2G. 2G21. № 6(б1). Р. 66-72.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2G2G № 3GB1-r «On approval of the Strategy for the development of physical

9G

на период до 2030 года». URL : https://www.ga rant.ru/products/ipo/prime/doc/748ee492

3. Гуняев Е.В. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации и самосовершенствования физического развития человека / Е.В. Гуняев, В.А. Висягина // Сетевое издание «Наука 2020. Физическая культура, спорт, туризм: традиции и инновации». 2021. № 4 (49). С. 30-35.

4. Барановский С.Б. Роль цифровых инноваций в институте физической культуры и спорта (на примере российской молодежи) / С.Б. Барановский, В.А. Сорокин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 19-23.

5. Основные направления цифровой трансформации физической культуры и спорта в России /

B.Ю. Путилина [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9. С. 100-106.

6. Солнцев И.В. Применение инновационных цифровых продуктов в индустрии спорта / И.В. Солнцев // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. № 12(2). С. 107-194.

7. Абраменко А.В. Спортивные инновации / А.В. Абраменко, А.О. Лазаренко // Цифровая наука. 2020. № 6. С. 178-183.

8. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey [et al.] // EurAsian Journal of Biosciences. 2019. Vol. 13. № 2. P.1557-1563.

9. Касьянов В.В. Социологическая диагностика как метод измерения ^^ального здоровья молодежи / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, И.Е. Пономарев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3.

C. 28-32.

10. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой /

A.А. Ильин, К.А. Марченко // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

11. Опрос ВЦИОМ. Спортивная Россия. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/sportivnaja-rossija

12. Алдошина А.В. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию скоростной выносливости / А.В. Алдошина // Наука. 2020. № 5. С. 30-35.

13. Олонец С.Б. Молодежь в физкультурно-спор-тивном движении: инновационные технологии / С.Б. Олонец, Ю.Н. Касперович. Ростов-н/Д., 2021.

14. Литвинов В.А. Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов /

B.А. Литвинов, И.Е. Пономарев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-2. С. 191-194.

culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030». URL : https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/74866492

3. GunyaevE.V. The value of innovations in the field of physical culture and sports for motivation and self-improvement of human physical development / E.V. Gunyaev, V.A. Visyagina // Network edition «Science 2020. Physical culture, sports, tourism: traditions and innovations». 2021. № 4(49). Р. 30-35.

4. Baranovsky S.B. The role of digital innovations in the institute of physical culture and sports (on the example of Russian youth) / S.B. Baranovsky, V.A. So-rokin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2022. № 5. Р. 19-23.

5. The main directions of digital transformation of physical culture and sports in Russia / V.Yu. Putilina [et al.] // News of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2021. Iss. 9. Р. 100-106.

6. Solntsev I.V. Application of innovative digital p rod ucts in the sports industry / I.V. Solntsev // Strategic decisions and risk management. 2021. № 12 (2). Р. 107-194.

7. Abramenko A.V. Sports innovations / A.V. Ab-ramenko, A.O. Lazarenko // Digital Science. 2020. № 6. Р. 178-183.

8. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Vol. 13. № 2. P. 1557-1563.

9. Kasyanov V.V. Sociological diagnostics as a method for measuring the social health of young people / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, I.E. Pono-marev // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. № 3. P. 28-32.

10. Ilyin A.A. Forms and methods of motivating students to engage in physical culture / A.A. Ilyin, K.A. Marchenko // Bulletin of the Tomsk State University. 2012. № 360.

11. VCIOM poll. Sports Russia. URL : https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ sportivnaja-rossija

12. Aldoshina A. V. Organization and planning of self-study for the development of speed endurance / A.V. Aldoshina // Nauka 2020. № 5. Р. 30-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Olonets S.B. Youth in physical culture and sports movement: innovative technologies / S.B. Olonets, Yu.N. Kasperovich. Rostov-on/D., 2021.

14. Litvinov V.A. Problems of education and form ation of students' health culture / V.A. Litvinov, I.E. Ponomarev // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. № 12-2. Р. 191-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.