Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
физическая культура и спорт / физическое воспитание / физическая активность / инновации / инновационные технологии. / physical culture and sports / physical education / physical activity / innovation / innovative technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Илья Эдуардович, Научный Руководитель Межман Светлана Степановна

В статье анализируются инновации в сфере физической культуры и спорта. Рассматриваются понятие и сущность инноваций в сфере физической культуры и спорта и их роль как элемента национальной экономики. Выявляются причины низких показателей регулярности физической активности среди населения. Указывается специфика применения инноваций в зависимости от подвергающейся воздействию спортивной аудитории, которая может быть разделена на четыре группы: профессиональные спортсмены, люди, желающие повысить собственную привлекательность за счёт спорта, люди, использующие спорт для укрепления здоровья, и обучающиеся, посещающие занятия по физической культуре и спорту. Выявляется значимость инновационного подхода в физическом воспитании последней группы в контексте российского курса на цифровизацию сфер образования и физической культуры и спорта. Приводятся направления физкультурного воспитания, по которым должны внедряться инновационные технологии, включающие социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное. Указывается, что при условии сохранения комплексного подхода при внедрении инноваций в физическое воспитание они выступают эффективным средством не только физического, но и нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Выявляются принципы разработки инновационных технологий и методов физического воспитания, такие как комплексность и ориентированность на как можно большее количество предметов исследования, в число которых входят не только физическое развитие, но и образ жизни в целом. Приводятся наиболее используемые в практике физического воспитания инновационные технологии и раскрывается их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The article analyzes innovations in the field of physical culture and sports. The concept and essence of innovations in the field of physical culture and sports and their role as an element of the national economy are considered. The reasons for the low rates of regularity of physical activity among the population are identified. The specifics of the application of innovations are indicated depending on the exposed sports audience, which can be divided into four groups: professional athletes, people who want to increase their own attractiveness through sports, people who use sports to improve their health, and students attending physical education and sports. The author reveals the importance of an innovative approach in physical education of the last group in the context of the Russian course on digitalization of the spheres of education and physical culture and sports. The directions of physical education are given, according to which innovative technologies, including socio-psychological, intellectual and motor technologies, should be introduced. It is indicated that, provided that an integrated approach is maintained when introducing innovations into physical education, they are an effective means of not only physical, but also moral, intellectual and aesthetic development. The principles of the development of innovative technologies and methods of physical education, such as complexity and focus on as many research subjects as possible, which include not only physical development, but also the lifestyle in general, are revealed. The most used innovative technologies in the practice of physical education are given and their essence is revealed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Научная статья Original article УДК 796.062

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

INNOVATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORT

Степанов Илья Эдуардович, студент 1 курс, факультет «Информационные системы и технологии», ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики , Россия, г. Самара Научный руководитель: Межман Светлана Степановна

Ilya Eduardovich Stepanov, 1 st year student, Faculty of Information Systems and Technologies, FGBOU VPO Volga State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara

Scientific adviser: Mezhman Svetlana Stepanovna

Аннотация: В статье анализируются инновации в сфере физической культуры и спорта. Рассматриваются понятие и сущность инноваций в сфере физической культуры и спорта и их роль как элемента национальной экономики. Выявляются причины низких показателей регулярности физической активности среди населения. Указывается специфика применения инноваций в зависимости от подвергающейся воздействию спортивной аудитории, которая может быть разделена на четыре группы: профессиональные спортсмены, люди, желающие повысить собственную привлекательность за счёт спорта, люди, использующие спорт для укрепления

здоровья, и обучающиеся, посещающие занятия по физической культуре и спорту. Выявляется значимость инновационного подхода в физическом воспитании последней группы в контексте российского курса на цифровизацию сфер образования и физической культуры и спорта. Приводятся направления физкультурного воспитания, по которым должны внедряться инновационные технологии, включающие социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное. Указывается, что при условии сохранения комплексного подхода при внедрении инноваций в физическое воспитание они выступают эффективным средством не только физического, но и нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Выявляются принципы разработки инновационных технологий и методов физического воспитания, такие как комплексность и ориентированность на как можно большее количество предметов исследования, в число которых входят не только физическое развитие, но и образ жизни в целом. Приводятся наиболее используемые в практике физического воспитания инновационные технологии и раскрывается их сущность.

Annotation. The article analyzes innovations in the field of physical culture and sports. The concept and essence of innovations in the field of physical culture and sports and their role as an element of the national economy are considered. The reasons for the low rates of regularity of physical activity among the population are identified. The specifics of the application of innovations are indicated depending on the exposed sports audience, which can be divided into four groups: professional athletes, people who want to increase their own attractiveness through sports, people who use sports to improve their health, and students attending physical education and sports. The author reveals the importance of an innovative approach in physical education of the last group in the context of the Russian course on digitalization of the spheres of education and physical culture and sports. The directions of physical education are given, according to which innovative technologies, including socio-psychological, intellectual and motor technologies, should be introduced. It is

indicated that, provided that an integrated approach is maintained when introducing innovations into physical education, they are an effective means of not only physical, but also moral, intellectual and aesthetic development. The principles of the development of innovative technologies and methods of physical education, such as complexity and focus on as many research subjects as possible, which include not only physical development, but also the lifestyle in general, are revealed. The most used innovative technologies in the practice of physical education are given and their essence is revealed.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физическое воспитание, физическая активность, инновации, инновационные технологии.

Key words: physical culture and sports, physical education, physical activity, innovation, innovative technologies.

Введение

Физическая активность является важным аспектом высокого качества жизни населения, поскольку способствует повышению функциональных возможностей систем организма и замедлению развития хронических заболеваний [1]. Физическое воспитание направлено на развитие навыков, необходимых для ведения здорового и активного образа жизни, помогает в достижении здоровой физической формы и поддерживает личное и общественное благополучие. На современном этапе развития общества неотъемлемым элементом повышения эффективности физического воспитания является инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), позволяющая получить прогрессивный социально-экономический эффект и увеличить уровень жизни населения [2]. Высокая значимость инноваций в сфере ФКиС делает актуальным изучение их особенностей.

Целью работы является изучение инноваций в сфере физической культуры и спорта. Для её достижения были использованы методы анализа и

синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.

Роль инноваций в сфере физической культуры и спорта

Инновации представляют собой внедряемые либо уже внедрённые новшества, обеспечивающие увеличение продуктивности и результативности процессов, улучшение качества деятельности либо её результатов за счёт использования новых относительно имеющегося базиса методов, идей, приёмов и способов [3]. Инновации являются продуктами конкретной формы инновационной деятельности. В процессе их применения изменяется деятельность управления, что приводит к модификации продукта и технологии. Эффективнее всего управление инновациями осуществляется при мотивировании внешними экономическими факторами.

Инновационная деятельность в сфере ФКиС занимает одну из лидирующих позиций, поскольку является важным элементом национальной экономики, ориентированной на реформацию спортивных организаций под воздействием инновационных процессов в целях удовлетворения общественных потребностей [4]. Инновационный менеджмент в сфере ФКиС не только способствует увеличению экономического ресурса государства, но и позволяет улучшить здоровье и благосостояние граждан.

Инновационный подход в значительной степени способствует развитию образованности и мотивации в современном обществе и позволяет нейтрализовать причины, по которым граждане редко занимаются спортом либо полностью игнорируют эти занятия. В числе этих причин можно выделить [5]:

• отсутствие секций и физкультурно-спортивных организаций в районе непосредственного проживания;

• нехватка времени для тренировочного процесса;

• отсутствие мотивации и желания;

• проблемы со здоровьем;

• высокая стоимость посещения физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных тренировок и качественной спортивной экипировки;

• чувство стыда за отсутствие спортивных навыков и неудовлетворительную спортивную форму.

Специфика применения инноваций находится в прямой зависимости от группы спортивной аудиторий, на которую оказывается воздействие [6]:

1. Профессиональные спортсмены. Большая часть современных инноваций в спортивной сфере нацелена на улучшение подготовки большого количества спортсменов и достижение ими высоких результатов. Эта категория заинтересована в создании больших центров подготовки, оснащённых своевременно обновляющимися технологиями, которые удовлетворяли бы постоянно возрастающим требованиям к тренировкам.

2. Люди, желающие повысить собственную привлекательность за счёт спорта. Данная группа заинтересована в спортивном питании, разноплановых тренажёрах и эффективных способах тренировок.

3. Люди, использующие спорт для укрепления здоровья. Для этой группы приоритетным является приобретение инновационных товаров, оказывающих благотворное влияние на физическое состояние, работоспособность и продолжительность жизни.

4. Обучающиеся, посещающие занятия по ФКиС. Для данной группы первоочерёдную роль играют здоровьесберегающие технологии и личностно ориентированный поход, позволяющий развивать индивидуальные способности личности обучающихся и помогающий в осознании значимости физической активности.

Последняя группа представляет наибольший интерес в контексте существующих в России нормативно-правовых актов, касающихся развития цифровизации в области образования и ФКиС [7]. Цифровизация предполагает формирование новой индустрии знаний в области ФКиС, расширение средств коммуникации и информатизации, создание программных платформ и новых

форм активизации физической активности обучающихся, внедрение средств оперативного контроля физического состояния и переосмысление вида и подачи информации [8].

Инновационные технологии в физическом воспитании

Введение инновационных технологий в преподавание ФКиС является одним из приоритетных направлений модернизации образования, поскольку, при условии сохранения комплексного подхода, является эффективным средством не только физического, но и нравственного, интеллектуального и эстетического развития обучающихся [9]. Инновации должны внедряться по следующим направлениям физкультурного воспитания:

1. Социально-психологическое. Сводится к формированию жизненной философии и деятельностного отношения учащихся к освоению ценностей ФКиС.

2. Интеллектуальное. Предполагает формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний, которые охватывают психолого-педагогические, социокультурные, медико-биологические и иные тесно связанные с физкультурным знанием аспекты.

3. Двигательное (физическое). Заключается в формировании физических качеств, навыков и умений управления движениями.

При разработке инновационных технологий и методов важна комплексность, заключающаяся в охвате всех компонентов учебно-воспитательного процесса [10]. Также большую роль играет ориентированность на как можно большее количество предметов исследования, в число которых входят уровень физкультурно-валеологических знаний, физическое развитие, психическое и физическое здоровье, работоспособность, подготовленность, содержание физкультурных мотивов, потребностей и интересов и образ жизни в целом.

В современной практической деятельности в сфере ФКиС наибольшее внимание оказывается следующим инновационным технологиям:

1. Спортивно-видовой подход. Основан на занятиях одним либо несколькими видами спорта с применением включённых в учебный процесс научно-методических наработок и технологий спортивной подготовки, способствующих реализации индивидуальных двигательных потребностей и формированию спортивной культуры.

2. Рейтинговый подход. Его система способствует ускоренной адаптации обучающихся, стимулирует их к получению высоких баллов при выполнении контрольных упражнений, улучшению отстающих физических качеств и способствует регулярному посещению занятий по ФКиС и активному участию в соревнованиях и спортивно-массовой работе.

3. Интеллектуализация физического воспитания. Заключается во включении в занятия по ФКиС упражнений, требующих актуализации интеллектуальных функций.

4. Здоровьесберегающие технологии. Ориентированы на обеспечение возможности сохранения здоровья в период обучения, формирование необходимых умений, знаний и навыков по здоровому образу жизни и обучение применению полученных знаний в повседневной жизни [11].

5. Личностно ориентированное физическое воспитание. Включает цели, задачи, формы и методы физкультурно-образовательного процесса, которые максимально ориентированы на потребности и интересы обучающихся. При таком подходе преподаватель формирует образовательную среду, учитывающую тип телосложения, состояние здоровья, физическую подготовленность и особенности психического развития обучающихся, что позволяет им комфортно развиваться самостоятельно и повышает их заинтересованность в физическом воспитании.

Заключение

Сфера физической культуры и спорта имеет большой инновационный потенциал. Нововведения как в профессиональном спорте, так и в классических тренировочных программах показывают высокую эффективность, благоприятно влияя на условия тренировок всех групп

населения. Применение инновационных средств на занятиях по физическому воспитанию позволяет значительно упростить работу преподавателей и системы образования по достижению поставленных целей за счёт существенного повышения интереса обучающихся к собственному здоровью, развитию физических качеств и уровню функциональной подготовленности. Использование инновационных средств преподавания способствует формированию физической культуры личности обучающихся и улучшению результативности занятий, что повышает значимость активного внедрения инноваций в сферу физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Шилько А.И. Инновационные технологии в жизни студентов и школьников, а также профессиональных спортсменов // Наука-2020. -2021. - № 6 (51). - С. 126-130.

2. Кудратова Л.А. Развитие инновационного менеджмента в сфере физической культуры и спорта // Наука и образование сегодня. - 2019. -№ 4 (39). - С. 96-97.

3. Саидова М.Х., Абдулоев А.Б. Развитие инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта в республике Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2017. - № 4 (73). - С. 92-101.

4. Бабичева М.А., Лукьянова Л.М. К вопросу применения инновационных технологий в области физической культуры и спорта // Наука-2020. -2021. - № 6 (51). - С. 112-117.

5. Гуняев Е.В., Висягина В.А. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации к самосовершенствованию физического развития человека // Наука-2020. - 2021. - № 4 (49). - С. 3035.

6. Савельева О.В., Ляховская Ю.М. Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической культуры и

спорта // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 12-1 (40). - С. 60-64.

7. Шутова Т.Н. Новые электронные и цифровые сервисы по физической культуре и спорту // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 6 (184). - С. 410-413.

8. Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 102-104.

9. Карабанова О.Н., Бородулин П.С., Трескин М.Ю. Теоретические и методические основы инновационной деятельности в преподавании физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 107-110.

10. Каинков И.В. Инновационные технологии в физическом воспитании // Наука-2020. - 2018. - № 6 (22). - С. 52-55.

11. Борзенкова Д.О., Моськин С.А. Инновации в физической культуре и спорте // Наука-2020. - 2021. - № 6 (51). - С. 66-72.

Bibliography

1. Shilko A.I. Innovative technologies in the life of students and schoolchildren, as well as professional athletes // Science-2020. - 2021. - No. 6 (51). - S. 126130.

2. Kudratova L.A. Development of innovative management in the field of physical culture and sports // Science and education today. - 2019. - No. 4 (39).

- S. 96-97.

3. Saidova M.Kh., Abduloev A.B. Development of innovative activities in the field of physical culture and sports in the Republic of Tajikistan // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Science Series.

- 2017. - No. 4 (73). - S. 92-101.

4. Babicheva M.A., Lukyanova L.M. On the issue of application of innovative technologies in the field of physical culture and sports // Science-2020. - 2021.

- No. 6 (51). - S. 112-117.

5. Gunyaev E.V., Visyagina V.A. The value of innovations in the field of physical culture and sports for motivation for self-improvement of human physical development // Science-2020. - 2021. - No. 4 (49). - S. 30-35.

6. Savelyeva OV, Lyakhovskaya Yu.M. Innovations as a factor of competitiveness of enterprises in the field of physical culture and sports // Skif. Student science questions. - 2019. - No. 12-1 (40). - S. 60-64.

7. Shutova T.N. New electronic and digital services for physical culture and sports // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2020. - No. 6 (184). - S. 410413.

8. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. Digitalization of the educational space of the university in the field of physical culture and sports // Theory and practice of physical culture. - 2020. - No. 9. - S. 102-104.

9. Karabanova O.N., Borodulin P.S., Treskin M.Yu. Theoretical and methodological foundations of innovative activity in teaching physical culture // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 62-2. - S. 107-110.

10. Kinkov I.V. Innovative technologies in physical education // Science-2020. -2018. - No. 6 (22). - S. 52-55.

11. Borzenkova D.O., Moskin S.A. Innovations in physical culture and sports // Science-2020. - 2021. - No. 6 (51). - S. 66-72.

© Степанов И.Э., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>1ид№е1» №12/2021.

Для цитирования: Степанов И.Э. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №12/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.