Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL ACTIVITY / EFFECTIVENESS OF PROPAGANDA METHODS / DIGITAL CAMPAIGNING / INTERNET RESOURCES / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ / ЦИФРОВАЯ АГИТАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладышева А.А., Гладышев А.А., Власов Е.А., Климова Е.В., Йоксимович М.

Цель исследования - выявить эффективные источники информации физкультурно-оздоровительной и спортивной тематики с точки зрения молодежи в аспекте повышения мотивации к занятиям физической активностью. Методика и организация исследования. Социологическое исследование проводилось на базе трех университетов. Всего 826 человек: студенты Новосибирского ГАУ, Сибирского ГУПС и Иркутского ГУПС. Анкеты были сформированы с использованием методических рекомендаций О.В. Тиуновой, Д.А. Фильченкова. Перечень вопросов включал весь спектр источников информации по физкультурно-оздоровительной тематике. Также респондентам на выбор был дан ряд причин, под влиянием которых мог сформироваться побудительный мотив (мотивы), обусловивших занятие физической культурой и спортом. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов анкетирования показал, что основным источником информации и самой массовой платформой для агитационно-пропагандистских мероприятий на сегодняшний день являются интернет-ресурсы (22,3% от общего числа ответов). Однако агитационная информация из интернет-ресурсов, по мнению молодежи, не являются популярной причиной для начала занятий физической культурой. Главным стимулом для начала спортивно-оздоровительной практики на протяжении многих лет является желание улучшить свою фигуру и свое здоровье (21,5% и 19,81%). На основании полученных результатов авторы предлагают несколько направлений развития агитационно-пропагандистской деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гладышева А.А., Гладышев А.А., Власов Е.А., Климова Е.В., Йоксимович М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information sources to increase youngsters' motivation for physical activity: sociological aspect

Objective of the study was to identify effective youth-related sources of information in the field of health-and-fitness and sports activities aimed to increase youngsters' motivation for physical activity. Methods and structure of the study. The sociological study was conducted on the basis of three universities: Novosibirsk State Agricultural University, Siberian Transport University and Irkutsk State Transport University. Sampled for the study were a total of 826 students. The questionnaire survey forms were developed based on the methodical recommendations of O.V. Tiunova, D.A. Filchenkov. The list of questions included the full range of information sources about health and fitness activities. Moreover, the respondents were offered to choose from a number of reasons, under the influence of which the incentive(s) for physical education and sports activities could be formed. Study results and conclusions. The analysis of the study results revealed that the main source of information and the largest mass platform for today's agitation and propaganda are Internet sources (22.3% of the total number of answers). However, the Internet sources that appear to be propaganda, according to young people, are not a popular reason for starting physical education activities. For many years, the main stimulus to get involved in health and fitness activities has been the desire to improve own physique and health (21.5% and 19.81%, respectively). Based on the data obtained, the authors propose several development trends in the agitation and propaganda of the ideas of physical education and sports using digital technologies.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 29.08.2019 г.

Информация для связи с автором: kaa 03@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Гладышева1 А.А. Гладышев1

Кандидат педагогических наук Е.А. Власов2 Кандидат педагогических наук Е.В. Климова3 Кандидат спортивных наук М. Йоксимович4

1 Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск

2 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

3 Новосибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск

4 Университет Восточного Сараево, Босния и Герцеговина

USE OF INFORMATION SOURCES TO INCREASE YOUNGSTERS' MOTIVATION FOR PHYSICAL ACTIVITY: SOCIOLOGICAL ASPECT

PhD, Associate Professor A.A. Gladysheva1

A.A. Gladyshev1

PhD E.A. Vlasov2

PhD E.V. Klimova3

MSc M. Yoksimovich4

1 Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk

2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk

3 Novosibirsk State University of Railway Engineering, Novosibirsk

4 University of East Sarajevo, Bosnia and Herzegovina

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективные источники информации физкультурно-оздоровительной и спортивной тематики с точки зрения молодежи в аспекте повышения мотивации к занятиям физической активностью.

Методика и организация исследования. Социологическое исследование проводилось на базе трех университетов. Всего 826 человек: студенты Новосибирского ГАУ, Сибирского ГУПС и Иркутского ГУПС. Анкеты были сформированы с использованием методических рекомендаций О.В. Тиу-новой, Д.А. Фильченкова. Перечень вопросов включал весь спектр источников информации по физкультурно-оздоровительной тематике. Также респондентам на выбор был дан ряд причин, под влиянием которых мог сформироваться побудительный мотив (мотивы), обусловивших занятие физической культурой и спортом.

Результаты исследования и выводы. Анализ результатов анкетирования показал, что основным источником информации и самой массовой платформой для агитационно-пропагандистских мероприятий на сегодняшний день являются интернет-ресурсы (22,3% от общего числа ответов). Однако агитационная информация из интернет-ресурсов, по мнению молодежи, не являются популярной причиной для начала занятий физической культурой. Главным стимулом для начала спортивно-оздоровительной практики на протяжении многих лет является желание улучшить свою фигуру и свое здоровье (21,5% и 19,81%).

На основании полученных результатов авторы предлагают несколько направлений развития агитационно-пропагандистской деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова: физическая активность, эффективность методов пропаганды, цифровая агитация, интернет-ресурсы, социологическое исследование.

Annotation

Objective of the study was to identify effective youth-related sources of information in the field of health-and-fitness and sports activities aimed to increase youngsters' motivation for physical activity. Methods and structure of the study. The sociological study was conducted on the basis of three universities: Novosibirsk State Agricultural University, Siberian Transport University and Irkutsk State Transport University. Sampled for the study were a total of 826 students. The questionnaire survey forms were developed based on the methodical recommendations of O.V. Tiunova, D.A. Filchenkov. The list of questions included the full range of information sources about health and fitness activities. Moreover, the respondents were offered to choose from a number of reasons, under the influence of which the incentive(s) for physical education and sports activities could be formed.

Study results and conclusions. The analysis of the study results revealed that the main source of information and the largest mass platform for today's agitation and propaganda are Internet sources (22.3% of the total number of answers). However, the Internet sources that appear to be propaganda, according to young people, are not a popular reason for starting physical education activities. For many years, the main stimulus to get involved in health and fitness activities has been the desire to improve own physique and health (21.5% and 19.81%, respectively).

Based on the data obtained, the authors propose several development trends in the agitation and propaganda of the ideas of physical education and sports using digital technologies.

Keywords: physical activity, effectiveness of propaganda methods, digital campaigning, Internet resources, sociological research.

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

Введение. Снижение уровня здоровья, как правило, тесно связано с недостатком системных занятий физическими упражнениями, что является четвертой ведущей причиной смертности от хронических болезней в мире [Торонтская хартия о физической активности]. В России статистика регистрирует факт неуклонного снижения уровня здоровья на протяжении последних 18 лет. Совершенно закономерно, что одновременно наблюдается рост числа заболеваний, аффилированных с низкой физической активностью: сердечнососудистых, эндокринных, опорно-двигательного аппарата и др. [1]. Это приводит к логичному выводу: в обществе существует проблема распространения ценностей физической культуры, возможно вследствие малой эффективности используемых средств и методов их пропаганды.

Таким образом, возникает вопрос об эффективности формирования мотивации данными методами, поскольку возникают сомнения в транспарентности необходимой информации в отношении целевой аудитории. Мировая педагогическая общественность живо обсуждает наметившиеся тенденции «оцифровывания» различных направлений (разделов, этапов, стадий, технологий) образовательного процесса. Введены в оборот новые термины: mobile learning (мобильное обучение), e-learning (электронное обучение), electronic education (электронное образование), gamification in education (геймификация в образовании) и т. д. Различны и ожидания исследователей от развертывания этого процесса. [4, 5]. Однако в сфере физкультурного образования применение подобных технологий весьма специфично. Оно требует междисциплинарного взаимодействия и тщательной проработки деталей при создании образовательных и информационных продуктов.

Цель исследования - выявить эффективные источники информации физкультурно-оздоровительной и спортивной тематики с точки зрения молодежи в аспекте повышения мотивации к занятиям физической активностью.

Методика и организация исследования. Социологическое исследование проводилось на базе трех университетов. Всего 826 человек: студенты Новосибирского ГАУ, Сибирского ГУПС и Иркутского ГУПС.

Анкеты были сформированы с использованием методических рекомендаций О. В. Тиуновой, Д. А. Фильченкова [3]. Перечень вопросов представляет весь спектр источников информации по физкультурно-оздоровительной тематике (табл. 1). Также респондентам на выбор был дан ряд причин, под влиянием ко-

торых мог сформироваться побудительный мотив (мотивы), обусловивший занятие физической культурой и спортом.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования позволил сделать заключение, что основным источником информации и самой массовой платформой для агитационно-пропагандистских мероприятий на сегодняшний день являются интернет-ресурсы (22,3 %) от общего числа ответов (табл. 2). На втором месте - получение информации от педагогов. Немного отстают от них врачи. Статистически значима для молодежи информация от родственников и из общероссийских ТВ-программ. Остальные источники значительно менее информативны и малозначимы.

Парадоксально но, несмотря на то что интернет-ресурсы являются основным источником информации по физкультурно-оздоровительной и спортивной тематике, интернет-публикации не являются популярной причиной для начала занятий физической культурой. Их указывает всего лишь 4,57 % анкетируемых.

Таким образом, можно заключить, что эти источники или не пользуются доверием, или не ассоциируются с источником, оказывающим влияние на формирование собственных убеждений. Следует отметить, что неизменно главным стимулом для начала спортивно-оздоровительной практики на протяжении многих лет является желание улучшить свою фигуру и свое здоровье (21,5 0% и 19,81 0%) [2].

Запрос к молодежному контингенту о направлении, в котором следует совершенствовать формы пропаганды физической культуры, выявил следующее: 36,9 0% анкетируемых посчитали создание физкультурных общественных организаций и клубов самым действенным методом пропаганды физической активности, 19,4 0% респондентов считают, что необходимо увеличить количество спортивных ТВ программ.

Цифровые методы распространения информации предпочли 43,69 0% респондентов. Подобная продукция существует, но ее качество во многом оставляет желать лучшего. Распространяемые материалы не всегда достоверны, что объясняется сугубо коммерческим их использованием. Содержание приложений и сайтов, предлагающих программы занятий, необходимо верифицировать с учетом данных спортивной медицины, физиологии, психологии.

Анализ современных интернет-ресурсов позволил разделить их на условные группы по способу подачи и характеру информации (табл. 2):

Таблица 1. Ранжирование источников информации по физкультурно-оздоровительной и спортивной тематике

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

№ Источники информации % от общего числа ответов

НГАУ СГУПС ИрГУПС среднее

1 Из общероссийских ТВ программ 9,7 7,58 7,49 8,26

2 Из региональных ТВ программ 2,9 2,4 2,99 2,76

3 От друзей, знакомых 8,8 10,12 8,78 9,2

4 Из интернет-ресурсов 20,8 28,24 17,86 22,3

5 От преподавателей 10,5 8,63 16,2 11,78

6 Из периодической печати 1,2 1,0 1,5 1,23

7 От членов семьи, родственников 7,9 8,15 9,08 8,38

8 Из радиопередач 1,2 2,61 1,0 1,6

9 От врачей 9,8 12,26 10,68 10,91

10 Из книг, брошюр 6,2 4,31 4,7 5,07

11 От специалистов сферы ФКиС (тренеров, инструкторов, методистов, спортсменов) 4,8 5,52 7,1 5,8

12 Из рекламных материалов (буклеты, листовки, плакаты) 3,4 2,75 3,19 3,11

13 Из тематических лекций, семинаров 2,7 3,21 8,68 4,86

14 Из специальной методической литературы 1,2 1,02 1,5 1,24

15 Из видеоматериалов и кинематографической продукции 4,1 4,36 4,99 4,48

16 Зарубежные средства массовой информации 2,1 1,2 1,5 1,6

17 Из других неназванных выше источников 1,0 1,0 1,8 1,27

26

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

Таблица 2. Формат современных цифровых ресурсов

№ Группа ресурсов Интернет-ресурсы Назначение

1 Ресурсы, содержащие научную информацию Научные электронные библиотеки Предназначены в основном для научных работников и специалистов в сфере ФКиС

Научные журналы онлайн-формата

Электронные энциклопедии

2 Информационные сети, содержащие разнообразные виды информации о физической культуре и спорте Каталог интернет-ресурсов Способствуют поиску государственных и общественных спортивных организаций, органов управления ФКиС, официальной информации о спортсменах и спортивных организациях, видах спорта

Отраслевой банк данных

Спортивный фотобанк

Календарь региональных мероприятий

Интернет-версии газет и журналов спортивной тематики

Новостные сайты

Сайты спортивных ассоциаций и федераций

Сайт ВФСК ГТО

3 Информационные образовательные ресурсы Образовательные сайты Предлагают отсканированные учебники и другую литературу спортивной направленности, фотоматериалы и видеоролики, посвященные видам спорта и известным спортсменам

4 Web-страницы профильных организаций или личные страницы профессионалов в сфере ФКиС Персональные сайты учителей физической культуры Распространение профессионального опыта работы

Форумы объединений учителей физической культуры

Персональные сайты спортсменов

Персональные сайты авторов научных публикаций

5 Web-страницы любителей и коммерческих клубов Сайты фитнес-клубов, любителей различных видов физической активности и др., не имеющих физкультурного образования Распространение собственного опыта и популярной, но научно не обоснованной (в том числе недостоверной) информации

6 Форумы и блоги в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники Пользователи распространяют, в том числе на коммерческой основе, собственный опыт и популярную, но не проверенную информацию

7 Приложения для смартфонов, ориентированные на определенные платформы: Windows, Android, IOs Сервисы для организации самостоятельных занятий и слежения за прогрессом тренировок: MiFit, Honor-Здоровье, Nike Run Club, Strava, Workout Trainer, Freeletics Bodyweight, Fitmeup и т.д. Для самостоятельной организации тренировок

8 Youtube-каналы спортивной направленности Распространение информации широкого спектра направленности

Цифровые технологии последнего поколения предоставляют широкий спектр возможностей для обновления методов агитационно-пропагандистской деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Выводы. Представляется очевидным развитие следующих направлений:

• Разработка программ онлайн-тестирования: для определения уровня функционального развития и физической подготовленности пользователя; расшифровки результатов и получения рекомендаций по выбору вида физической активности и индивидуальной программы занятий. Разработка и адаптация для самостоятельных занятий различными видами физической активности существующих софтов для современных игровых платформ виртуальная реальность, DR-дополненная реальность).

• Кардинальная переработка образовательных страниц -от сканированных учебников к использованию: интерактивного квеста с нелинейным развитием; 3D-моделей, адаптированных к современным мультимедийным платформам; объемной и плоскостной анимации базовых и специфических образовательных разделов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Обязательное условие: связующим элементом и движущей силой всей образовательной концепции должен быть специалист с базовым физкультурным образованием, способный обеспечить консультирование, проведение практических занятий, используя и дистанционные, и классические средства коммуникации. Вполне возможно, это потребует создание базы данных специалистов,

желающих и имеющих возможность работать в данном направлении.

Литература

1. Клетнева А.А. Перспективные направления организации физкультурных занятий взрослого населения. Текст / А.А. Клетнева, Е.А. Бородина, С.А. Давыдова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 11. С. 63-64.

2. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М.: Инф.-изд. центр Статистика России, 2017. - 170 с.

3. Тиунова О.В. Повышение эффективности средств массовой информации в пропаганде физической культуры, спорта и спортивного образа жизни в Российской Федерации. Методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков. - М., 2013. - 102 с.

References

1. Kletneva A.A., Borodina E.A., Davydova S.A. Perspektivnye napravleniya organizatsii fizkulturnykh zanyatiy vzroslogo naseleniya. [Promising areas for organization of physical education classes for adults]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2011. No. 11. pp. 63-64.

2. Zdravookhranenie v Rossii. 2017: Stat. sb. [Health care in Russia. 2017: Stat. col.]. Rosstat. Moscow: Statistika Rossii publ., 2017. 170 p.

3. Tiunova O.V., Filchenkov D.A. Povyshenie effektivnosti sredstv massovoy informatsii v propagande fizicheskoy kultury, sporta i sportivnogo obraza zhizni v Rossiyskoy Federatsii. Metodicheskie rekomendatsii [Efforts to improve effectiveness of media in promotion of physical education, sports and sporting lifestyle in the Russian Federation. Guidelines]. Moscow, 2013. 102 p.

4. Sharples M., Arnedillo-Snchez I., Milrad M., Vavoula G. (2009) Mobile Learning. Small devices, big issues. In: Balacheff N., Ludvigsen S., de Jong T., Lazonder A., Barnes S. (eds) Technology-Enhanced Learning, pp 233-249. Springer, Dordrecht. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4020-9827-7_14.

5. Trifonova A., Georgieva E., Ronc M. Determining Students' Readiness for Mobile Learning. Proceedings of the 5th WSEAS International Conference оп E-Activities, Venice, Italy, November 20-22, 2006. рр. 84-89.

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.