Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / MULTILINGUAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS / DIGITALIZATION / DIGITALIZATION OF MULTILINGUAL TRAINING / INNOVATIVE DIGITAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Татьяна Леонидовна, Зенина Людмила Владимировна

В статье рассматриваются вопросы реализации полиязыковой подготовки студентов вуза, изучающих иностранные языки или владеющих ими, в аспекте имплементации данной подготовки и процесса цифровизации образовательного процесса вуза. Особое внимание акцентируется авторами на поиске наиболее оптимальных инновационных ресурсов, внедрение которых будет способствовать интенсификации полиязыковой подготовки студентов вуза. Анализ современных тенденций иноязычного образования и практики преподавания иностранных языков в вузе в условиях цифровизации позволил автору создать каталог инновационных цифровых образовательных ресурсов, в который включены в частности: электронный лингвистический корпус, цифровое повествование и дополненная реальность с использованием мобильных устройств. Авторами подробно описываются лингводидактический потенциал каждого инновационного ресурса, а также методико-технологические аспекты их реализации в образовательном процессе вуза в сегменте полиязыковой подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE RESOURCES FOR DIGITALIZATION OF MULTILINGUAL TRAINING UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the implementation of multilingual training of university students who study foreign languages or speak them, in the aspect of the implementation of this training and the process of digitalization of the educational process of the university. The authors focus particular attention on the search for the most optimal innovative resources, the introduction of which will contribute to the intensification of the multilingual training of university students. Analysis of modern trends in foreign language education and the practice of teaching foreign languages at a university in the context of digitalization allowed the authors to create a catalog of innovative digital educational resources, which includes, in particular: an electronic linguistic corpus, digital storytelling and augmented reality using mobile devices. The authors describe in detail the linguodidactic potential of each innovative resource, as well as the methodological and technological aspects of their implementation in the educational process of the university in the segment of multilingual training of students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Инновационные ресурсы цифровизации полиязыковой подготовки студентов вуза

Герасименко Татьяна Леонидовна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: Gerasimenko.TL@rea.ru

Зенина Людмила Владимировна,

доцент, кандидат педагогических наук, кафедра иностранных языков № 2, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, E-mail: Zenina.LV@rea.ru

В статье рассматриваются вопросы реализации полиязыковой подготовки студентов вуза, изучающих иностранные языки или владеющих ими, в аспекте имплементации данной подготовки и процесса цифровизации образовательного процесса вуза. Особое внимание акцентируется авторами на поиске наиболее оптимальных инновационных ресурсов, внедрение которых будет способствовать интенсификации полиязыковой подготовки студентов вуза.

Анализ современных тенденций иноязычного образования и практики преподавания иностранных языков в вузе в условиях цифровизации позволил автору создать каталог инновационных цифровых образовательных ресурсов, в который включены в частности: электронный лингвистический корпус, цифровое повествование и дополненная реальность с использованием мобильных устройств. Авторами подробно описываются лингводидактический потенциал каждого инновационного ресурса, а также методико-технологические аспекты их реализации в образовательном процессе вуза в сегменте полиязыковой подготовки студентов.

Ключевые слова: полиязыковая подготовка студентов вуза; цифровизация; цифровизация полиязыковой подготовки; инновационные цифровые ресурсы.

Основными вызовами современности по отношению к системе высшего образования являются требования к ее инновационному научному и образовательному потенциалу, значимости высшего образования для прогрессивного развития страны и ее высоким позициям на международном уровне. Система образования, как никакая другая общественная или социальная система, рефлектирует все социально-политические и экономические изменения, происходящие в обществе, поскольку именно от качества подготовки будущих специалистов зависит ее будущее, в том числе формат ее существования на мировой арене.

Основные тенденции модификации современной образовательной среды детерминированы среди прочих факторов интеграционными процессами, которые являются источником кардинальных изменений в современном мире и активно влияют на систему высшего образования [1]. Формируется открытое мировое пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов в разных странах мира. Важный сегмент в данном процессе занимает трансформация форм и методов образовательной деятельности с учетом внедрения инновационных цифровых технологий и персонификации образовательных услуг [3, с. 3-5].

Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется стремительно развертывающейся диверсификацией высшего образования, которая повышает востребованность выработки общих целей. Важное значение имеют при этом процесс глобализации профессий и усиление спроса на выпускников вузов, подготовленных к деятельности в мультикультурной среде и транснациональных корпорациях [10]. Профессионально ориентированное высшее образование рассматривают в связи с этим с точки зрения практики профессии и академической мобильности будущих специалистов в поликультурном и полиязычном мире, приоритетными в подготовке которых являются цифровые образовательные ресурсы [4, с. 52-55].

Научный дискурс исследований данного направления позволяет констатировать, что в настоящее время наблюдается в основном стихийный характер функционирования поликультурной и полиязыковой среды вуза, связанный с отсутствием системного учета особенностей индивидуально-личностных и культурных характеристик студентов, владеющих несколькими иностранными языками или изучающих их; недостаточность учета возможностей использования цифровых технологий и онлайн-курсов для обучения студентов

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в условиях полиязычия; недостаточный уровень реализации возможностей виртуальной академической мобильности студентов в процессе изучения иностранных языков и культур.

Полиязыковая подготовка студентов вуза как комплексный и системно реализуемый процесс предполагает наличие целезаданности в двух основных аспектах. Первый целевой ориентир заключается в ориентации такой подготовки на формирование соответствующих ФГОС компетентно-стей, в том числе новых, связанных в частности с процессом цифровизации. Д. Белшоу [2, с. 56] выделяет следующие восемь компонентов для развития цифровой компетенции: культурный, когнитивный, структурный, коммуникативный, уверенный, творческий, критический и кооперативный.

Проектирование и реализация новых образовательных стандартов и переход от университетских образовательных программ 3.0 к программам 4.0 свидетельствуют о все большем акценте на цифровой когнитивной составляющей, которая является по своей сути деятельностной, связанной и новыми цифровыми знаниями [5].

Второй целевой ориентир формулируется с учетом современных требований цифровизации (дигитализации) образовательной среды вуза. Авторы видят решение данной проблемы в полисегментарном моделировании процесса цифровизации полиязыковой подготовки студентов вуза в его основных аспектах с учетом отбора и специфики реализации инновационных цифровых ресурсов.

Одним из возможных инновационных ресурсов может быть электронный лингвистический корпус, который рассматривается как комплексная электронная текстотека с интегрированными тематическими глоссариями [8, с. 99-102]. Электронный лингвистический корпус рассматривается нами не в его классическом понимании как массив текстов, созданных через конкорданс - специальную программу, которая делает возможным анализ этих массивов по критерию закономерностей использования в языке конкретных слов или выражений. Этой точки зрения придерживается П.В. Сысоев. Мы рассматриваем электронный лингвистический корпус как электронную тексто-теку, для которой в соответствии с определенными критериями отобраны тексты, целевое предназначение которых - использование в процессе обучения иностранным языкам. Основными критериями отбора текстов для создания электронного лингвистического корпуса являются, на наш взгляд, следующие: тематическая обусловленность (предполагает отбор текстов по тематическому принципу - от базового текста по изучаемой теме к вариативным текстам разного уровня сложности ° (в зависимости от лингвистической или содержа" тельной составляющей); аутентичность (в корпус ^ включаются полностью аутентичные разножанро-^ вые тексты с целью совершенствования языковой Ц компетенции студентов, в частности лексической,

грамматической, стилистической [9]); доступность для цифровизации (компьютерной обработки) и размещения на онлайн-платформе (означает техническую и цифровую доступность текста для его трансформации и размещения в электронной текстотеке (корпусе) (к примеру, возможность добавления тэгов, гиперссылок, закладок и т.д.); содержательная ценность (для включения в корпус отбираются тексты с проблемным содержанием, имеющие лингвометодический потенциал для обсуждения (в том числе с языковой точки зрения), дискуссии, полемики).

Методическая ценность использования электронного лингвистического корпуса в полиязыковой подготовке студентов вуза заключается в том, что студенты вместо традиционных текстов на бумажных носителях получают доступ к цифровому ресурсу - электронной текстотеке и работают с Интернет-версией лингвистического корпуса, что способствует совершенствованию умений поиска и обработки цифровых данных (информационно-коммуникационной компетенции), формированию стратегий полиязыкового образования и самообразования, самостоятельной исследовательской работы.

Еще одним инновационным цифровым ресурсом является цифровое повествование, которое представляет собой практику применения цифровых технологий для создания видео истории [6, с. 805-809]. Терминологически в лингводидакти-ке этот вопрос разрешается путем использования таки синонимичных понятий, как компьютерный рассказ, цифровое эссе, электронное воспоминание, интерактивное повествование и др. Инвариантным содержательным сегментом при этом является факт использования мультимедиа средств (цифровых ресурсов) - аудио, видео, графики, веб-публикаций для визуализации / аудиовизуа-лизации своего повествования.

С методической точки зрения процесс создания цифрового повествования может быть детализирован в следующем алгоритме: 1. Разработка идеи. 2. Исследование идеи / замысла. 3. Разработка сценария. 4. Раскадровка. 5. Подготовка аудио-, видео фрагментов или изображений. 6. Соединение фрагментов в готовый цифровой продукт. 7. Распространение цифрового продукта онлайн. 8. Получение обратной связи (отзывов, оценок и т.д.).

Лингводидактический потенциал данного инновационного ресурса заключается в том, что он, выступая в качестве учебного инструмента, имеет большой мотивационный эффект: богатая цифровая история может заинтересовать студентов не только в изучении иностранного языка, но и в создании собственных цифровых историй на языке. Кроме того, использование цифрового повествования способствует развитию информационной, визуальной, технологической грамотности студентов.

Третьим важным инновационным ресурсом является дополненная реальность с использова-

нием мобильных устройств. Дополненная реальность (AugmentedReality, AR) - это технология добавления, внедрения элементов виртуальной информации в реальную жизнь человека. В качестве устройств для работы с AR сегодня используют смартфоны, планшеты, наушники, очки дополненной реальности, контроллеры.

Целевой доминантой использования ресурса дополненной реальности в процессе полиязыковой подготовки студентов вуза является совершенствование их интеллектуальных возможностей в сфере информационного образовательного пространства, индивидуализация и интенсификация процесса обучения иностранным языкам. У каждого студента в настоящее время имеется личное цифровое устройство (ноутбук, планшет или смартфон), которое позволяет комфортно взаимодействовать с цифровой образовательной средой через Интернет на занятиях в вузе. Здесь имеется в виду мобильное изучение языков (формальное или неформальное) с помощью мобильных устройств, усвоение студентами цифрового контента электронной образовательной среды вуза [7].

Лингводидактический потенциал использования дополненной реальности заключается в том, что использование мобильных устройств позволяет презентовать студентам реалии и визуализировать их в цифровом формате, подстроиться под темп и образовательные потребности каждого студента, обеспечить интерактивный характер полиязыковой подготовки, самим студентам создавать цифровые сообщения и нарративы, обучаться удаленно (вне учебной аудитории).

Резюмируя, следует отметить, что полиязыковая подготовка студентов в современном вузе интегрируется с процессом цифровизации образования. Данные тенденции требуют внедрения в образовательный процесс вуза инновационных цифровых ресурсов, которые бы обеспечивали усвоение студентами языковых знаний и способствовали бы развитию основных коммуникативных субкомпетенций.

Литература

1. Арчакова С.Ю. Управление инновационной средой в условиях цифровой экономики: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Арчакова Светлана Юрьевна; [Место защиты: Воронеж. гос. техн. ун-т]. Воронеж, 2019. 23 с.

2. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies [Электронныйресурс]. URL: http:// digitalliteraci.es (датаобращения: 01.10.2020).

3. Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 1 (97). С. 3-12.

4. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов [Электронный ресурс]: экспертный

взгляд. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(4). С. 52-67. URL: https:// doi.org/10.15826/umpa.2018.04.040(qaTa обращения: 01.10.2020).

5. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.02 / В.А. Кудинов. М., 2010. 519 с.

6. Логинова А.В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 805-809.

7. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России,2018.№ 8. С. 107-113.

8. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1(9). С. 99-111.

9. Чернякова Т.А. Методика формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса: дисс. ... к. пед.н. Тамбов, 2012. 149 с.

10. Штеймарк О.В. Повышение качества знаний студентов педагогического вуза средствами цифровых образовательных ресурсов: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Штеймарк Ольга Валентиновна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. Москва, 2011.178 с.

INNOVATIVE RESOURCES FOR DIGITALIZATION OF MULTILINGUAL TRAINING UNIVERSITY STUDENTS

Gerasimenko T.L., Zenina L.V.

Plekhanov Russian University of Economics

The article deals with the implementation of multilingual training of university students who study foreign languages or speak them, in the aspect of the implementation of this training and the process of digitalization of the educational process of the university. The authors focus particular attention on the search for the most optimal innovative resources, the introduction of which will contribute to the intensification of the multilingual training of university students. Analysis of modern trends in foreign language education and the practice of teaching foreign languages at a university in the context of digitalization allowed the authors to create a catalog of innovative digital educational resources, which includes, in particular: an electronic linguistic corpus, digital storytelling and augmented reality using mobile devices. The authors describe in detail the linguodidactic potential of each innovative resource, as well as the methodological and technological aspects of their implementation in the educational process of the university in the segment of multilingual training of students.

Keywords: multilingual training of university students; digitalization; digitalization of multilingual training; innovative digital resources.

References

1. Archakova S. Yu. Management of an innovative environment in the digital economy: abstract of dis. ... candidate of economic sciences: 08.00.05 / Archakova Svetlana Yurievna; [Place of protection: Voronezh. state tech. un-t]. Voronezh, 2019.23 p.

2. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies [Electronic resource]. URL: http://digitalliteraci.es (date of access: 01.10.2020).

3. Evsyukov S.G., Ustyuzhanina E.V. Digitalization of the educational environment: opportunities and threats // Bulletin of the PRUE. G.V. Plekhanova, 2018.1 (97). S. 3-12.

C3

о

CO

-a

1=1 А

—i о

C3

о

m О

от

З

ы о со

4. Efimov V.S., Lapteva A.V. Digitalization in the system of development priorities of Russian universities [Electronic resource]: an expert view. University Management: Practice and Analysis. 2018. No. 22 (4). S. 52-67. URL: https://doi.org/10.15826/ umpa.2018.04.040 (date accessed: 01.10.2020).

5. Kudinov V.A. Building an informational educational environment of a university based on knowledge management technologies: dissertation of a doctor of pedagogical sciences: 13.00.02 / V.A. Kudinov. M., 2010.519 p.

6. Loginova A.V. Digital storytelling as a way of teaching communication in a foreign language // Young Scientist. 2015. No. 7 (87). S. 805-809.

o d

u

o

CM

o

CM

7. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management // Pedagogical education in Russia, 2018. No. 8. P. 107-113.

8. Sysoev P.V. Linguistic corpus in the methodology of teaching foreign languages // Language and culture. 2010. No. 1 (9). S. 99-111.

9. Chernyakova TA Methodology for the formation of lexical skills of students on the basis of the linguistic corpus: diss. ... to. Ped.n. Tambov, 2012.149 p.

10. Shteimark OV Improving the quality of knowledge of students of a pedagogical university by means of digital educational resources: dissertation . of a candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Olga Valentinovna Shteimark; [Place of protection: Mosk. mountains. ped. un-t]. Moscow, 2011, 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.